kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование изобразительно-выразительных средств языка в системе работы над связной речью в третьем классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие речи – важная задача обучения родному языку. Речь является одним из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в познании, в обмене информацией, образовании, она обогащает человека духовно, служит предметом искусства. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития. Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам. В настоящее время проблемы развития связной речи находятся в центре внимания методической науки. Важность данного вопроса диктуется тем, что учащиеся всех классов, начиная с первого и заканчивая одиннадцатым, не всегда могут выразить мысль, передать и высказать свое мнение так, чтобы собеседник их понял. С каждым годом в школе прибавляется число детей с логопедическими нарушениями, а также детей, не имеющих навыков речевой деятельности. Одним из приоритетных направлений в начальной школе становится создание условий для формирования умений, обеспечивающих речевую деятельность. В развитии речи младших школьников мы особенно выделяем проблему использования изобразительно-выразительных средств детьми в устной и письменной речи. В современном мире информационно-компьютерных и телекоммуникационных технологий значительно возрастает информационная нагрузка на человека, которая существенно отразилась на повышении уровня знаний школьников. Но, как ни странно, речь учащихся стала обедняться. Составление речевых высказываний сводится к минимуму. Они коротки, однообразны, очень невыразительны и лишены образности. С чем бы это могло быть связано? На наш взгляд, можно выделить следующие причины: недостаточное развитие эмоционально-чувственной сферы у детей, бедность и пассивность словаря учащихся, недостаточное владение логическими операциями, а также неумение мыслить проблемно, работать творчески, не по образцу.

Но главной причиной того, что ребенок в своей речи не использует изобразительно-выразительные средства, является отсутствие у него соответствующего речевого опыта в среде его общения. Зачастую речевая среда, в которой находится ребенок, однообразна, нередко и опасна: она сводится к бытовому общению с родителями, ограниченному общению со сверстниками. Дети не любят читать художественные книги, предпочитая им просмотр мультфильмов и телепередач, игру за компьютером, речевое оформление которых не только не является образным и выразительным, но и наносит существенный вред психике ребенка, засоряет его речь, снижает границы речевых норм для детей. В начальных классах многие программы не предусматривают специальный курс по развитию связной речи учащихся, в ходе которого дети приобретали бы знания и практические умения использования изобразительно-выразительных средств в устной и письменной речи. В связи с этим возникает проблема:  какой должна быть методическая система развития речи младших школьников, чтобы обеспечить возможность использования детьми в своей речи выразительных средств нашего богатого русского языка. Каждый учитель хорошо понимает, что знание определенного набора языковых средств: конкретных слов, словообразовательных и синтаксических моделей, способов изменения слов разных частей речи – еще не обеспечивает умелого, коммуникативно - целесообразного использования этих средств. Чтобы такое умение появилось, нужна кропотливая целенаправленная работа. Важно учить школьников не только избегать ошибок, но и искать среди допустимых вариантов текста более точный, более выразительный, воспитывать у них интерес к такой работе, вкус к слову. Но одних призывов недостаточно – нужны хотя бы некоторые знания о том, как сделать свой текст выразительнее. Для накопления опыта использования средств языка, как и для формирования любых умений, нужны упражнения. Представим обобщенно типологию упражнений, помогающих младшим школьникам учиться формулировать мысли в соответствии с требованиями культуры речи. 1. Наблюдение за употреблением средств языка в образцовом тексте. Место этого упражнения – на уроке чтения, при подготовке к изложениям, при проведении диктанта, списывания и т. д. – везде, где мы имеем дело с хорошим, выразительным текстом. «Найдите слова, помогающие нам увидеть, представить., слово, рисующее., точно называющее., подчеркивающее.» и т. п. – вот некоторые из предлагаемых заданий.

Весьма эффективным приемом проведения наблюдений за употреблением средств языка может быть лингвистический (стилистический) эксперимент, при котором текст «портится» (в нем заменяются, опускаются слова, перестраиваются предложения и т. д.) для того, чтобы путем сопоставления убедить учащихся в точности, выразительности авторского варианта. 2.Редактирование высказывания с точки зрения использования в нем языковых средств. Для подготовки подобного упражнения незаменимую помощь может оказать учителю картотека детских речевых ошибок. Он обращается к той или иной ее рубрике в зависимости от грамматико-орфографической темы урока, от того, какие именно погрешности считает нужным предупреждать при подготовке или анализе данного изложения, сочинения. Ученикам для правки могут предлагаться отдельные слова («учувствовали», «тихота», «осинновик», «упорность»), если предупреждаются словообразовательные ошибки; формы слов («санка», «яблоков», «хотит», «к ему»), если работа идет над морфологией; словосочетания, если ведется наблюдение над лексической сочетаемостью или отрабатываются нормы согласования, управления; предложения и тексты, если обсуждаются вопросы выбора слова, порядка слов, синтаксического и лексического разнообразия использованных средств языка. 3. Конструирование единиц из данных элементов более низкого уровня: словосочетаний и предложений из слов, слов из морфем. Это упражнение часто присутствует на уроках русского языка, но далеко не всегда учителям удается сохранять «изюминку» данного вида работы:  прежде чем что-то конструировать, надо уточнить конечную цель, что мы хотим получить, т. е. какое значение выразить, в каком контексте потом это слово или словосочетание употребить, для решения какой задачи составить предложение и т. п. Без выполнения этого условия снижается обучающая ценность задания. 4. Трансформация конструкций: изменение порядка слов, замена слов, их пропуск, соединение двух предложений в одно и др. Это упражнение может дополнять собой, продолжать два предыдущих. Чтобы ребенок научился в своем собственном тексте выбирать оптимальный вариант слова, конструкции, он должен тренироваться в этом на специально предназначенном материале. 5. Подбор слов, составление словосочетаний, придумывание предложений с заданным предметом речи для выражения определенной мысли. Проведенный нами констатирующий эксперимент показал, что речевое развитие детей находится на среднем уровне, а с точки зрения употребления образных средств на уровне ниже среднего.

Лучше всего у учеников экспериментальной группы сформировано умение подбирать синонимы к словам и омонимы. Оказалось, что многие учащиеся третьего класса понимают связь значений в многозначном слове, механизм подбора синонимов к словам. Хорошие показатели сформированности умений подтвердили наличие творческого потенциала у учащихся. А средний уровень сформированности у испытуемых умения находить образные выражения (71 %) свидетельствует о хорошо развитом восприятии образных средств. Вызывает затруднение у третьеклассников умение подбирать эпитеты к словам, что связано с бедностью, неактивностью словарного запаса учащихся. Почти половина класса имеет низкий уровень сформированности этого умения (45 %). Значит, работа в этом направлении должна быть приоритетной. Результаты анализа уровня развития речевых умений третьеклассников показали, что умеют раскрывать тему и основную мысль в сочинении 45 % ЭГ, использовать сложные предложения 40 %. Таким образом, данные умения сформированы на уровне, ниже сред- него. В некоторых работах видно, что эти умения сформированы частично или плохо. Программой не предусмотрено изучение образных средств, поэтому наша работа была направлена на то, чтобы научить учеников третьего класса использовать в речи сравнения, метафоры, эпитеты как образные средства. По-нашему мнению, решить проблему развития логического мышления и формирования умения использовать лексические средства языка в письменной речи поможет система упражнений, которая включала бы в себя разнообразные упражнения, задания, игры:

 • упражнения, направленные на развитие логических операций учащихся;

• упражнения, направленные на развитие творческого мышления учащихся;

• упражнения, направленные на формирование умения использовать синонимы, антонимы, сравнения, эпитеты, фразеологизмы;

• прием «эмпатия»;

• технология ТРИЗ (теория решения изобретательных задач). Таким образом, результаты констатирующего этапа опытно- экспериментальной работы позволили уточнить содержательный компонент нашего исследования.

Просмотр содержимого документа
«Использование изобразительно-выразительных средств языка в системе работы над связной речью в третьем классе.»

Развитие речи – важная задача обучения родному языку. Речь является одним из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в познании, в об- мене информацией, образовании, она обогащает человека духовно, служит предметом искусства. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития. Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам. В настоящее время проблемы развития связной речи находятся в центре внимания методической науки. Важность данного вопроса диктуется тем, что учащиеся всех классов, начиная с первого и заканчивая одиннадцатым, не всегда могут выразить мысль, передать и высказать свое мнение так, чтобы собеседник их понял. С каждым годом в школе прибавляется число детей с логопедическими нарушениями, а также детей, не имеющих навыков речевой деятельности. Одним из приоритетных направлений в начальной школе становится создание условий для формирования умений, обеспечивающих речевую деятельность. В развитии речи младших школьников мы особенно выделяем проблему использования изобразительно-выразительных средств детьми в устной и письменной речи. В современном мире информационно-компьютерных и телекоммуникационных технологий значительно возрастает информационная нагрузка на человека, которая существенно отразилась на повышении уровня знаний школьников. Но, как ни странно, речь учащихся стала обедняться. Составление речевых высказываний сводится к минимуму. Они коротки, однообразны, очень невыразительны и лишены образности. С чем бы это могло быть связано? На наш взгляд, можно выделить следующие причины: недостаточное развитие эмоционально-чувственной сферы у детей, бедность и пассивность словаря учащихся, недостаточное владение логическими операциями, а также неумение мыслить проблемно, работать творчески, не по образцу.

Но главной причиной того, что ребенок в своей речи не использует изобразительно-выразительные средства, является отсутствие у него соответствующего речевого опыта в среде его общения. Зачастую речевая среда, в которой находится ребенок, однообразна, нередко и опасна: она сводится к бытовому общению с родителями, ограниченному общению со сверстниками. Дети не любят читать художественные книги, предпочитая им просмотр мультфильмов и телепередач, игру за компьютером, речевое оформление которых не только не является образным и выразительным, но и наносит существенный вред психике ребенка, засоряет его речь, снижает границы речевых норм для детей. В начальных классах многие программы не предусматривают специальный курс по развитию связной речи учащихся, в ходе которого дети приобретали бы знания и практические умения использования изобразительно-выразительных средств в устной и письменной речи. В связи с этим возникает проблема:  какой должна быть методическая система развития речи младших школьников, чтобы обеспечить возможность использования детьми в своей речи выразительных средств нашего богатого русского языка. Каждый учитель хорошо понимает, что знание определенного набора языковых средств: конкретных слов, словообразовательных и синтаксических моделей, способов изменения слов разных частей речи – еще не обеспечивает умелого, коммуникативно - целесообразного использования этих средств. Чтобы такое умение появилось, нужна кропотливая целенаправленная работа. Важно учить школьников не только избегать ошибок, но и искать среди допустимых вариантов текста более точный, более выразительный, воспитывать у них интерес к такой работе, вкус к слову. Но одних призывов недостаточно – нужны хотя бы некоторые знания о том, как сделать свой текст выразительнее. Для накопления опыта использования средств языка, как и для формирования любых умений, нужны упражнения. Представим обобщенно типологию упражнений, помогающих младшим школьникам учиться формулировать мысли в соответствии с требованиями культуры речи. 1. Наблюдение за употреблением средств языка в образцовом тексте. Место этого упражнения – на уроке чтения, при подготовке к изложениям, при проведении диктанта, списывания и т. д. – везде, где мы имеем дело с хорошим, выразительным текстом. «Найдите слова, помогающие нам увидеть, представить..., слово, рисующее..., точно называющее..., подчеркивающее...» и т. п. – вот некоторые из предлагаемых заданий.

Весьма эффективным приемом проведения наблюдений за употреблением средств языка может быть лингвистический (стилистический) эксперимент, при котором текст «портится» (в нем заменяются, опускаются слова, перестраиваются предложения и т. д.) для того, чтобы путем сопоставления убедить учащихся в точности, выразительности авторского варианта. 2.Редактирование высказывания с точки зрения использования в нем языковых средств. Для подготовки подобного упражнения незаменимую помощь может оказать учителю картотека детских речевых ошибок. Он обращается к той или иной ее рубрике в зависимости от грамматико-орфографической темы урока, от того, какие именно погрешности считает нужным предупреждать при подготовке или анализе данного изложения, сочинения. Ученикам для правки могут предлагаться отдельные слова («учувствовали», «тихота», «осинновик», «упорность»), если предупреждаются словообразовательные ошибки; формы слов («санка», «яблоков», «хотит», «к ему»), если работа идет над морфологией; словосочетания, если ведется наблюдение над лексической сочетаемостью или отрабатываются нормы согласования, управления; предложения и тексты, если обсуждаются вопросы выбора слова, порядка слов, синтаксического и лексического разнообразия использованных средств языка. 3. Конструирование единиц из данных элементов более низкого уровня: словосочетаний и предложений из слов, слов из морфем. Это упражнение часто присутствует на уроках русского языка, но далеко не всегда учителям удается сохранять «изюминку» данного вида работы:  прежде чем что-то конструировать, надо уточнить конечную цель, что мы хотим получить, т. е. какое значение выразить, в каком контексте потом это слово или словосочетание употребить, для решения какой задачи составить предложение и т. п. Без выполнения этого условия снижается обучающая ценность задания. 4. Трансформация конструкций: изменение порядка слов, замена слов, их пропуск, соединение двух предложений в одно и др. Это упражнение может дополнять собой, продолжать два предыдущих. Чтобы ребенок научился в своем собственном тексте выбирать оптимальный вариант слова, конструкции, он должен тренироваться в этом на специально предназначенном материале. 5. Подбор слов, составление словосочетаний, придумывание предложений с заданным предметом речи для выражения определенной мысли. Проведенный нами констатирующий эксперимент показал, что речевое развитие детей находится на среднем уровне, а с точки зрения употребления образных средств на уровне ниже среднего.

Лучше всего у учеников экспериментальной группы сформировано умение подбирать синонимы к словам и омонимы. Оказалось, что многие учащиеся третьего класса понимают связь значений в многозначном слове, механизм подбора синонимов к словам. Хорошие показатели сформированности умений подтвердили наличие творческого потенциала у учащихся. А средний уровень сформированности у испытуемых умения находить образные выражения (71 %) свидетельствует о хорошо развитом восприятии образных средств. Вызывает затруднение у третьеклассников умение подбирать эпитеты к словам, что связано с бедностью, неактивностью словарного запаса учащихся. Почти половина класса имеет низкий уровень сформированности этого умения (45 %). Значит, работа в этом направлении должна быть приоритетной. Результаты анализа уровня развития речевых умений третьеклассников показали, что умеют раскрывать тему и основную мысль в сочинении 45 % ЭГ, использовать сложные предложения 40 %. Таким образом, данные умения сформированы на уровне, ниже сред- него. В некоторых работах видно, что эти умения сформированы частично или плохо. Программой не предусмотрено изучение образных средств, поэтому наша работа была направлена на то, чтобы научить учеников третьего класса использовать в речи сравнения, метафоры, эпитеты как образные средства. По-нашему мнению, решить проблему развития логического мышления и формирования умения использовать лексические средства языка в письменной речи поможет система упражнений, которая включала бы в себя разнообразные упражнения, задания, игры:

 • упражнения, направленные на развитие логических операций учащихся;

• упражнения, направленные на развитие творческого мышления учащихся;

• упражнения, направленные на формирование умения использовать синонимы, антонимы, сравнения, эпитеты, фразеологизмы;

• прием «эмпатия»;

• технология ТРИЗ (теория решения изобретательных задач). Таким образом, результаты констатирующего этапа опытно- экспериментальной работы позволили уточнить содержательный компонент нашего исследования.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Романова Любовь Максимовна

Дата: 12.04.2016

Номер свидетельства: 317936

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства