Конспект урока в 3 классе по программе Л.В. Занкова
(учебник А.В.Поляковой).
Тема: Существительное 2 склонения мужского рода с нулевым окончанием.
Цели:
- Образовательные:
- Учить детей определять твердое и личное склонение существительных мужского рода.
- Знакомство с новым словарным словом.
- Расширение словарного запаса и кругозора детей.
2. Развивающие:
- Развитие умения и желания учиться на основе знания своих границ знания и незнания.
- Развитие умения целеполагания.
- Развитие логического мышления на основе отработки логических операций:
а) синтез: при формулировки памятки.
б) анализ: при выяснении состава слова.
- Развитие речи детей при работе со словарным словом и при ответах на вопросы.
3. Воспитательные:
- Воспитание аккуратности при чистописании.
- Воспитание умения слушать друг друга.
Ι. Организационный момент.
- Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
Ι Ι.Чистописание
- ом ем омо
- Прочитайте. Что общего вы заметили? Каким будет следующее соединение?
- еме
- Напишите.
ΙΙΙ. Словарно - орфографическая работа.
На доске: картина
лопата
солома
автомобиль
закат
болото
- Прочитайте. Спишите. Вставьте пропущенную букву. Что это за слова?
- Проверьте, так ли у всех получилось.
ΙV. Постановка учебной задачи.
- На какие группы можно разделить эти слова?
- По склонениям.
Актуализация знаний о 2-х типах склонений, об их признаках.
- Каких склонений встречаются слова?
1 склонение 2 склонение
Картина Автомобиль
лопата закат
солома болото
- По каким признакам вы узнали, что это 1 склонение?
- существительные женского рода, единственного числа с окончанием – а, -я.
- По каким признакам определили, что это 2 склонение?
- существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием –о,-е.
-Какой вопрос вы мне хотите задать?
- Итак, тема урока: Существительные 2 склонения мужского рода с нулевым окончанием.
- Просклоняем слова.
И. п. закат автомобиль
Р. п. заката автомобиля
Д.п. закату автомобилю
В.п. закат автомобиль
Т.п. закатом автомобилем
П.п. о закате об автомобиле
- Что общего в этих словах?
- 2 скл., м.р., нулевое окончание
- А чем они различаются?
- окончаниями в Р.п., Д.п., Т.п.
-Что заметили?
- окончания разные.
- Какой вопрос вы мне хотите задать?
- Почему окончания разные, от чего это зависит? (это вопрос задачи)
- На этот вопрос мы с вами сегодня будем отвечать.
- Что влияет на написание окончаний?
- Характер основы.
- Выделите основу. Что вы заметили? Сравните. Чем отличаются?
- В слове закат - основа заканчивается на твёрдый.
В слове автомобиль - основа заканчивается на мягкий.
- Влияет ли характер основы на выбор окончания? (решение учебной задачи)
- Если основа существительного мужского рода 2 склонения ед. ч. оканчивающаяся на мягкий, то пишется в окончании буквы е, ю, я и относятся к мягкому типу склонения.
Если основа существительного мужского рода 2 склонения ед. ч. оканчивающаяся на твёрдый, то пишется в окончании буквы о, а, у и относятся к твёрдому типу склонения.
на мягкий е, ю, я.
на твёрдый о, а, у.
- Какие буквы пишутся в окончании существительного мужского рода 2 склонения, если основа оканчивается на твёрдую/мягкую основу?
- Сколько типов склонения у 2 типа склонения?
- Почему, если основа оканчивается на твёрдый согласный, то пишутся буквы а, о, у?
- От чего зависит выбор букв?
- От характера основы, от падежа, типа склонения.
V. Составление памятки.
- Какие действия нужно сделать, чтобы правильно написать окончание?
- Определяю род.
- Определяю число.
- Определяю склонение.
- Определяю падеж.
- Выделяю основу.
- Выделяю окончание.
VΙ. Отработка памятки.
- А сейчас мы потренируемся.
- Упр. 367- репрод. упр-е.
- Я утверждаю, что все эти слова имеют твёрд. основу.
туман
караван
юг
двор
ноябрь – мягк. основу.
VΙΙ. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- С чем познакомились?
- С какими видами 2 склонения мы познакомились?
VΙΙΙ. Домашнее задание.
Откройте дневники и запишите упр. 366.