Конспект урока на тему "Три склонения имён существительных"
Конспект урока на тему "Три склонения имён существительных"
Тема: «Три склонения имени существительного»
Тип урока: изучение нового материала
Цель: знакомство с понятием о трех типах склонения имен существительных.
Задачи:учить учащихся самостоятельно формулировать цели и задачи урока;
• продолжить работу по выработке навыка склонения имен существительных, умений определять склонение, род существительных;
• исходя из поставленной проблемы, учить выдвигать гипотезы для решения поставленной задачи;
• путём организованной учителем поисковой работы и использования методов наблюдения и сравнения , помочь учащимся без помощи учебника определить три группы склонения существительных и запомнить слова- помощники для определения безударных падежных окончаний существительных.
УУД, формируемые на уроке:
• -личностные: развивать познавательный интерес к языку, коммуникативную активность, оценивать усваиваемое содержание знаний;
• -коммуникативные: учить сотрудничать с одноклассниками, учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
• -познавательные: выдвигать и обосновывать гипотезы, обращаться к предыдущему опыту решения орфографических задач, работать с правилом в учебнике, сравнивать результаты поиска с учебником;
• -регулятивные: учить ставить цели, конкретизировать задачи урока, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, коррекцию ошибок.
Оборудование и технические средства обучения:
• Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. 4 класс , учебник -М..Просвещение, 2013.
• Видеопроектор, интерактивный тренажёр (склонение существительных):
• интерактивный тренажёр для физкультминутки, слайд для проверки задания 2 группы, слайд для проведения рефлексии урока.
• Рабочие материалы для обучающихся: карточки с различными частями речи, памятка « Имя существительное», листы для склонения существительных, маркеры, ножницы, карточки с разноуровневыми заданиями (2 уровня) для самостоятельной работы.
• Ключевые слова: самостоятельно откроем новый орфографический секрет имён существительных; наблюдаем за окончаниями, устанавливаем закономерности; проверяем в учебнике правильность своих выводов, ,открываем карточку с секретом на доске, закрепляем новое знание; оцениваем свою работу , делимся впечатлениями от урока.
Ход урока
1. Организационный момент
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постараюсь всё понять -
Буду грамотно писать.
2. Повторение изученного.
На экране словосочетания:
(1-й слайд )
Ехали (по) ш…с…е
Ели з...ефир
Купили п…льто
Вышел (из) м…тро
Цвели (на) г..зоне
Прочитайте эти словосочетания. Разделите их на группы по какому- либо признаку. (Работа в парах)
-Данные словосочетания можно разделить на 2 группы по составу. Словосочетания купили пальто, ели зефир состоят из глагола и существительного без предлогов, а остальные словосочетания состоят из глагола и существительного с предлогом.
-Как пишутся существительные с предлогами?
-Существительные с предлогами пишутся -Существительные с предлогами пишутся -Существительные с предлогами пишутся -Существительные с предлогами пишутся -Существительные с предлогами пишутся -Существительные с предлогами пишутся -Существительные с предлогами пишутся -Существительные с предлогами пишутся -Существительные с предлогами пишутся -Существительные с предлогами пишутся -Существительные с предлогами пишутся -Существительные с предлогами пишутся -Существительные с предлогами пишутся -Существительные с предлогами пишутся -Существительные с предлогами пишутся -Существительные с предлогами пишутся -Существительные с предлогами пишутся -Существительные с предлогами пишутся -Существительные с предлогами пишутся -Существительные с предлогами пишутся -Существительные с предлогами пишутся -Существительные с предлогами пишутся -Существительные с предлогами пишутся -Существительные с предлогами пишутся -Существительные с предлогами пишутся -Существительные с предлогами пишутся -Существительные с предлогами пишутся -Существительные с предлогами пишутся -Существительные с предлогами пишутся -Существительные с предлогами пишутся -Существительные с предлогами пишутся -Существительные с предлогами пишутся -Существительные с предлогами пишутся -Существительные с предлогами пишутся -Существительные с предлогами пишутся -Существительные с предлогами пишутся -Существительные с предлогами пишутся -Существительные с предлогами пишутся -Существительные с предлогами пишутся -Существительные с предлогами пишутся -Существительные с предлогами пишутся -Существительные с предлогами пишутся -Существительные с предлогами пишутся -Существительные с предлогами пишутся -Существительные с предлогами пишутся -Существительные с предлогами пишутся -Существительные с предлогами пишутся -Существительные с предлогами пишутся -Существительные с предлогами пишутся -Существительные с предлогами пишутся -Существительные с предлогами пишутся -Существительные с предлогами пишутся -Существительные с предлогами пишутся -Существительные с предлогами пишутся -Существительные с предлогами пишутся -Существительные с предлогами пишутся -Существительные с предлогами пишутся -Существительные с предлогами пишутся -Существительные с предлогами пишутся -Существительные с предлогами пишутся -Существительные с предлогами пишутся -Существительные с предлогами пишутся -Существительные с предлогами пишутся -Существительные с предлогами пишутся раздельно.
Также данные словосочетания можно разделит на 2 группы в зависимости от рода имеющих в них существительных. В словосочетаниях ехали по шоссе, купили пальто, вышел из метро существительные среднего рода, а остальных словосочетаниях - мужского рода: зефир, газон.
- Эти существительные можно разделить еще на 2 группы в зависимости от того, склоняемые или несклоняемые в них имена существительные. Существительные зефир, газон склоняемые, а существительные шоссе, пальто, метро несклоняемые.
- Что такое склонение?
- Изменение имен существительных по вопросам называется изменение по
падежам или склонением.
3. Минутка чистописания.
-На минутке чистописания мы будем писать 3 буквы. Первая буква является непроверяемой безударной гласной в несклоняемом существительном, которое стоит в винительном падеже. Какая это буква? В каком слове она находится?
- Это буква а. Она находится в несклоняемом существительном пальто, который стоит в винительном падеже.
- Вторая буква является непроверяемой безударной гласной в несклоняемом существительном, которое стоит в дательном падеже. Какая эта буква и в каком слове она находится?
- Это буква о. Она находится в несклоняемом существительном шоссе, которое стоит в дательном падеже.
- Третья буква находится в несклоняемом существительном, которое состоит в родительном падеже и обозначает парный глухой твердый согласный звук. Какая это буква? В каком слове она находится?
- Это буква т. Она находится в слове метро и обозначает парный глухой твердый согласный звук /т /
- Составьте цепочку из строчных букв а, о, т так, чтобы в каждой ячейке гласные стояли перед согласной и менялись между собой местами.
аот оат аот
4. Словарно – орфографическая работа.
На экране запись:
Банан, иволга, барабан, лопата, игрушка, окно, тычинка, единство, король, ананас (2-й слайд )
Прочитайте эти слова. Соедините первые буквы существительных. Какое слово получилось?
- Это слово библиотека.
- Что такое библиотека?
- Библиотека-это помещение для хранения книг.
- Правильно, молодцы! Слово библиотека - одна из самых древних. Оно пришло к нам из греческого языка. Библио по – гречески «книга», текос – «хранилище». Библиотека – книгохранилище. До наших дней дошла память о лучших библиотеках древности: библиотека глиняных книг вавилонского царя Ашшурбанипала, Александрийской библиотеке книг-свитков, знаменитых библиотек Ивана Грозного, Петра I.
Найдите слово библиотека в орфографическом словаре, напишите его, поставьте ударение. Что можете отметить в его написании?
- В слове библиотека три непроверяемые безударные гласные: и, и, о.
- Составьте со словом библиотека предложение.
5. Изучение нового материала.
На экране появляется слова: страна, мать, баня, конь, море, папа, карандаш, бабушка, шкаф, тетрадь, солнце, кровать . (3-й слайд )
- Прочитайте написанные на экране слова, найдите в них общее.
- Все слова – имена существительные. Все существительные в единственном числе.
- Эти слова разделите на 3 группы, используя таблицу, которую вы видите на экране. (4-й слайд )
- Назовите существительные, которые вы отнесли вы к 1 группе.
Какие слова отнесли вы к 2 группе? Какие слова к 3 группе?
По каким признакам группировали существительные?
- По их роду и окончанию.
- Молодцы, правильно. С помощью рода и окончания мы можем определить склонение существительного. Существительные бывают 1, 2, 3 го склонения
( в каждой цифре прикрепляю слово СКЛОНЕНИЕ).
- Какие существительные относятся к 1 –му склонению?
- К 1-му склонению относятся существительные женского и мужского рода
с окончаниями -а, - я.
- К 2-му склонению какие существительные относятся?
-Существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода с окончаниями –о, --Существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода с окончаниями –о, --Существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода с окончаниями –о, --Существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода с окончаниями –о, --Существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода с окончаниями –о, --Существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода с окончаниями –о, --Существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода с окончаниями –о, --Существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода с окончаниями –о, --Существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода с окончаниями –о, --Существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода с окончаниями –о, --Существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода с окончаниями –о, --Существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода с окончаниями –о, --Существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода с окончаниями –о, --Существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода с окончаниями –о, --Существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода с окончаниями –о, --Существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода с окончаниями –о, --Существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода с окончаниями –о, --Существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода с окончаниями –о, --Существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода с окончаниями –о, --Существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода с окончаниями –о, --Существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода с окончаниями –о, --Существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода с окончаниями –о, --Существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода с -Существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода с окончаниями –о, --Существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода с окончаниями –о, --Существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода с окончаниями –о, --Существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода с окончаниями –о, --Существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода с окончаниями –о, --Существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода с окончаниями –о, --Существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода с окончаниями –о, --Существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода с окончаниями –о, --Существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода с окончаниями –о, --Существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода с окончаниями –о, --Существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода с окончаниями –о, --Существительные
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Три склонения имён существительных" »
Три склонения имени существительного
Предметы начальной школы (русский язык)
Таймасова Валентина Аверкиевна
Учитель начальных классов
МБОУ «Хозесановская СОШ»
Тема: «Три склонения имени существительного»
Тип урока: изучение нового материала
Цель: знакомство с понятием о трех типах склонения имен существительных.
Задачи:
учить учащихся самостоятельно формулировать цели и задачи урока;
продолжить работу по выработке навыка склонения имен существительных, умений определять склонение, род существительных;
исходя из поставленной проблемы, учить выдвигать гипотезы для решения поставленной задачи;
путём организованной учителем поисковой работы и использования методов наблюдения и сравнения , помочь учащимся без помощи учебника определить три группы склонения существительных и запомнить слова- помощники для определения безударных падежных окончаний существительных.
УУД, формируемые на уроке:
-личностные: развивать познавательный интерес к языку, коммуникативную активность, оценивать усваиваемое содержание знаний;
-коммуникативные: учить сотрудничать с одноклассниками, учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
-познавательные: выдвигать и обосновывать гипотезы, обращаться к предыдущему опыту решения орфографических задач, работать с правилом в учебнике, сравнивать результаты поиска с учебником;
интерактивный тренажёр для физкультминутки, слайд для проверки задания 2 группы, слайд для проведения рефлексии урока.
Рабочие материалы для обучающихся: карточки с различными частями речи, памятка « Имя существительное», листы для склонения существительных, маркеры, ножницы, карточки с разноуровневыми заданиями (2 уровня) для самостоятельной работы.
Ключевые слова: самостоятельно откроем новый орфографический секрет имён существительных; наблюдаем за окончаниями, устанавливаем закономерности; проверяем в учебнике правильность своих выводов, ,открываем карточку с секретом на доске, закрепляем новое знание; оцениваем свою работу , делимся впечатлениями от урока.
Ход урока
Организационный момент
Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Постараюсь всё понять - Буду грамотно писать.
Повторение изученного.
На экране словосочетания:
(1-й слайд )
Ехали (по) ш…с…е
Ели з...ефир
Купили п…льто
Вышел (из) м…тро
Цвели (на) г..зоне
Прочитайте эти словосочетания. Разделите их на группы по какому- либо признаку. (Работа в парах)
-Данные словосочетания можно разделить на 2 группы по составу. Словосочетания купили пальто, ели зефир состоят из глагола и существительного без предлогов, а остальные словосочетания состоят из глагола и существительного с предлогом.
-Как пишутся существительные с предлогами?
-Существительные с предлогами пишутся раздельно.
Также данные словосочетания можно разделит на 2 группы в зависимости от рода имеющих в них существительных. В словосочетаниях ехали по шоссе, купили пальто, вышел из метро существительные среднего рода, а остальных словосочетаниях - мужского рода: зефир, газон.
- Эти существительные можно разделить еще на 2 группы в зависимости от того, склоняемые или несклоняемые в них имена существительные. Существительные зефир, газон склоняемые, а существительные шоссе, пальто, метро несклоняемые.
- Что такое склонение?
- Изменение имен существительных по вопросам называется изменение по
падежам или склонением.
3. Минутка чистописания.
-На минутке чистописания мы будем писать 3 буквы. Первая буква является непроверяемой безударной гласной в несклоняемом существительном, которое стоит в винительном падеже. Какая это буква? В каком слове она находится?
- Это буква а. Она находится в несклоняемом существительном пальто, который стоит в винительном падеже.
- Вторая буква является непроверяемой безударной гласной в несклоняемом существительном, которое стоит в дательном падеже. Какая эта буква и в каком слове она находится?
- Это буква о. Она находится в несклоняемом существительном шоссе, которое стоит в дательном падеже.
- Третья буква находится в несклоняемом существительном, которое состоит в родительном падеже и обозначает парный глухой твердый согласный звук. Какая это буква? В каком слове она находится?
- Это буква т. Она находится в слове метро и обозначает парный глухой твердый согласный звук /т /
- Составьте цепочку из строчных букв а, о, т так, чтобы в каждой ячейке гласные стояли перед согласной и менялись между собой местами.
Прочитайте эти слова. Соедините первые буквы существительных. Какое слово получилось?
- Это слово библиотека.
- Что такое библиотека?
- Библиотека-это помещение для хранения книг.
- Правильно, молодцы! Слово библиотека - одна из самых древних. Оно пришло к нам из греческого языка. Библио по – гречески «книга», текос – «хранилище». Библиотека – книгохранилище. До наших дней дошла память о лучших библиотеках древности: библиотека глиняных книг вавилонского царя Ашшурбанипала, Александрийской библиотеке книг-свитков, знаменитых библиотек Ивана Грозного, Петра I.
Найдите слово библиотека в орфографическом словаре, напишите его, поставьте ударение. Что можете отметить в его написании?
- В слове библиотека три непроверяемые безударные гласные: и, и, о.
- Составьте со словом библиотека предложение.
Изучение нового материала.
На экране появляется слова: страна, мать, баня, конь, море, папа, карандаш, бабушка, шкаф, тетрадь, солнце, кровать . (3-й слайд )
- Прочитайте написанные на экране слова, найдите в них общее.
- Все слова – имена существительные. Все существительные в единственном числе.
- Эти слова разделите на 3 группы, используя таблицу, которую вы видите на экране. (4-й слайд )
-е скл.
2 - скл.
3 – е скл.
М.р.
а
я
М.р.
Ж.р.
я
а
ь
Ж.р.
Ср.р.
о
е
- Назовите существительные, которые вы отнесли вы к 1 группе.
Какие слова отнесли вы к 2 группе? Какие слова к 3 группе?
По каким признакам группировали существительные?
- По их роду и окончанию.
- Молодцы, правильно. С помощью рода и окончания мы можем определить склонение существительного. Существительные бывают 1, 2, 3 го склонения
( в каждой цифре прикрепляю слово СКЛОНЕНИЕ).
- Какие существительные относятся к 1 –му склонению?
- К 1-му склонению относятся существительные женского и мужского рода
с окончаниями -а, - я.
- К 2-му склонению какие существительные относятся?
-Существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода с окончаниями –о, -е.
- Какие существительные относятся к 3-му склонению?
- К 3-му склонению относятся существительные женского рода
с мягким знаком на конце
- Как определить склонение имени существительного в именительном падеже единственного числа?
- Чтобы определить склонение имени существительного в именительном падеже единственного числа, надо узнать его род и выделить окончание. По роду и окончанию можно определить склонение.
- Каким образом мы распределяем существительных по склонениям.
1 склонение
2 склонение
3 склонение
м. р. –а, -я
ж. р. -а, -я
м.р , нулевое
ср.р -о, -е
ж.р.,
нулевое
страна, баня, папа, бабушка, дедушка,
море, карандаш, шкаф, конь, солнце
мать, кровать, тетрадь
Вывод.
В первом столбике записаны имена существительные м.р. и ж.р. с окончаниями –а, -я. Это существительные 1 склонения
Во втором столбике записаны имена существительные м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончаниями –о, -е. Это существительные 2 склонения.
В третьем столбике имена существительные ж.р. с нулевым окончанием. Это имена существительные 3 склонения.
Запомнить это вам поможет таблица «Три склонения существительных».
- Как определить склонение существительного в любом другом падеже, кроме именительного.
- Надо поставить это существительное в именительном падеже, узнать род, выделить окончание. По роду и окончанию определить склонение существительного.
-
Чтобы определить склонение имени существительного, нужно:
Определить род.
Выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа.
По роду и по окончанию определить склонение.
Ребята, сейчас вместе оставим алгоритм действий при определении склонения имени существительного, чтобы легче запоминалось.
Физкультминутка.
Все ребята дружно встали
(Выпрямиться)
И на месте зашагали.
(Ходьба на месте.)
На носочках потянулись.
(Прогнуться назад, руки положить за голову.)
Как пружинки мы присели
(Присесть.)
И тихонько разом сели.
(Выпрямиться и сесть.)
Закрепление.Работа с учебником.
Сравните свои выводы с правилом учебника.
Выполнение упражнение 25, 26 (стр.17)
Прочитайте задание к упражнению.
Разноуревневая самостоятельная работа.
Теперь проверим, на каком уровне каждый ученик усвоил материал. Прочитайте задания на карточках. Выберите карточку, с заданием которой вы справитесь.
1 уровень
Упражнение в определении склонения имен существительных.