kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку «Три склонения имени существительного»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Три склонения имени существительного»

Цели урока:

-установить отличительные признаки имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения;
-научить определять типы склонения имен существительных в зависимости от их рода и окончания в начальной форме;

-развивать внимание и память школьников;

-воспитывать умение слушать друг друга.

Оборудование: таблица «Три склонения существительных», карточки с цифрами.

Ход урока

1.Организационный момент

 Внимание! Проверь, дружок!   Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:    Ручка, книга и тетрадка?

2.Чистописание

1)Запишите, продолжив закономерность      Чч  Ччч

2)Прочитайте пословицу, объясните ее значение   Честные глаза вбок не глядят.

-Запишите, подчеркните орфограммы. -Найдите имена существительные, определите падеж.

3. Повторение.

-Сколько падежей в русском языке?   -В каком падеже никогда не употребляются предлоги?

-Почему предложный падеж так называется?

-Что вы знаете о склонении имен существительных? (Склонение – это изменение имён существительных по падежам.)

4. Сегодня на уроке нам предстоит:

1. Установить отличительные признаки имён существительных разных склонений.

2. Научиться определять склонения существительных.

5. Словарно-орфографическая работа, сообщение целей урока.

1) Игра «Чей ряд быстрее?»

На доске слова:

1-й ряд                                     2-й ряд                                    3-й ряд

М.сква                                     м.газин                                  т.традь

Астана                                     с.ловей                                  меб.ль

деду.ка                                     шо.е                                      м.рковь

ст.лица                                  п.льто                                   с.рень

-Что общего у всех слов? (Это имена существительные единственного числа)

-Запишите слова, вставляя пропущенные буквы

6.Работа над новым материалом

- Ребята, прочитайте слова, записанные в столбиках еще раз. Что вы заметили?

( В первом столбике записаны имена существительные женского и мужского рода?

 -Какие  окончания имеют имена существительные в первом столбике? (-а,-я)

-Вывод. Совершенно верно. В первом столбике записаны имена существительные м.р. и ж.р. с окончаниями –а, -я. Это существительные 1 склонения

 Во втором столбике имена существительные мужского и среднего рода.

 -Какие  окончания имеют имена существительные во втором столбике? (м.р. с нулевым окончанием и  ср.р. с окончаниями –о, -е.)

Вывод. Во втором столбике записаны имена существительные м.р. с нулевым окончанием и  ср.р. с окончаниями –о, -е. Это существительные 2 склонения.

В третьем столбике имена существительные женского рода

-Какое  окончание имеют имена существительные в третьем столбике?(нулевое окончание)

Вывод. В третьем столбике имена существительные ж.р. с нулевым окончанием. Это имена существительные 3 склонения.

 Запомнить это вам поможет таблица «Три склонения существительных».

1 склонение

2 склонение

3 склонение

   м.р.         ж.р.

           -а, -я

            м.р         ср.р

        нулевое     -о, -е 

ж.р.

нулевое

мама

папа

земля

       слон            окно

       сарай           поле

метель

ель

- Итак, сделайте вывод о том, как определить склонение  существительного.

( Чтобы определить склонение существительного, нужно определить его род и  выделить окончание в начальной форме.)

- Давайте проверим ваш вывод. Прочитайте правило

7. Упражнение в определении склонения существительных. Запишите в три группы (по типу склонения.)

      Мудрость, здание, календарь, семья, рысь, ягода, лопата, кровать, одежда, слово, тетрадь, земляника, улица, степь.

-Давайте проверим. (Ученики читают и объясняют выписанные слова).

8. Дифференцированное задание

1. уровень – учащиеся работают по карточкам. Определяют склонение имён существительных.     2.уровень – придумайте и запишите по три слова 1-го. 2-го и 3-го склонения.

 3.уровень-(запись на доске) Дописать словосочетания подходящими по смыслу существительными. Определить склонение имён существительных.

Слетел с …      Дотронулся до …        Написал без …       Подошел к …

– Что вызывает у вас трудность в определении склонений существительных? (Существительные стоят в косвенных падежах)

– Как определить склонение существительного в косвенном падеже? (Имя существительное в косвенном падеже нужно поставить в начальную форму, выделить окончание, установить род и определить, к какому склонению относится имя существительное)

9. Самостоятельная работа

-  Из данных слов составьте предложение. Определите склонение имен существительных, обозначьте падеж

С, зимой, падает, неба, кружится, и, над, землей, снежинка, белая.

10.Итог урока

-Удалось ли нам добиться поставленной цели?

-Да, мы установили отличительные признак имён существительных разных склонений и научились определять склонение существительных в косвенных падежах.

 -Какие имена существительные относятся к 1 склонению, 2 склонению, 3 склонению?

- Как определить склонение существительного? ( Нужно поставить существительное в начальную форму, определить род и выделить окончание.)

11. Домашнее задание. Стр. 75 № 202

Подобрать и записать по пять существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку «Три склонения имени существительного»»


Русский язык, 3 класс

Тема: «Три склонения имени существительного»

Цели урока:

-установить отличительные признаки имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения;
-научить определять типы склонения имен существительных в зависимости от их рода и окончания в начальной форме;

-развивать внимание и память школьников;

-воспитывать умение слушать друг друга.

Оборудование: таблица «Три склонения существительных», карточки с цифрами.

Ход урока

1.Организационный момент

Внимание! Проверь, дружок! Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке: Ручка, книга и тетрадка?

2.Чистописание

1)Запишите, продолжив закономерность Чч Ччч

2)Прочитайте пословицу, объясните ее значение Честные глаза вбок не глядят.

-Запишите, подчеркните орфограммы. -Найдите имена существительные, определите падеж.

3. Повторение.

-Сколько падежей в русском языке? -В каком падеже никогда не употребляются предлоги?

-Почему предложный падеж так называется?

-Что вы знаете о склонении имен существительных? (Склонение – это изменение имён существительных по падежам.)

4. Сегодня на уроке нам предстоит:

1. Установить отличительные признаки имён существительных разных склонений.

2. Научиться определять склонения существительных.

5. Словарно-орфографическая работа, сообщение целей урока.

1) Игра «Чей ряд быстрее?»

На доске слова:

1-й ряд 2-й ряд 3-й ряд

М..сква м..газин т..традь

Астана с..ловей меб..ль

деду..ка шо..е м..рковь

ст..лица п..льто с..рень

-Что общего у всех слов? (Это имена существительные единственного числа)

-Запишите слова, вставляя пропущенные буквы

6.Работа над новым материалом

- Ребята, прочитайте слова, записанные в столбиках еще раз. Что вы заметили?

( В первом столбике записаны имена существительные женского и мужского рода?

-Какие окончания имеют имена существительные в первом столбике? (-а,-я)

-Вывод. Совершенно верно. В первом столбике записаны имена существительные м.р. и ж.р. с окончаниями –а, -я. Это существительные 1 склонения

Во втором столбике имена существительные мужского и среднего рода.

-Какие окончания имеют имена существительные во втором столбике? (м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончаниями –о, -е.)

Вывод. Во втором столбике записаны имена существительные м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончаниями –о, -е. Это существительные 2 склонения.

В третьем столбике имена существительные женского рода

-Какое окончание имеют имена существительные в третьем столбике?(нулевое окончание)

Вывод. В третьем столбике имена существительные ж.р. с нулевым окончанием. Это имена существительные 3 склонения.

Запомнить это вам поможет таблица «Три склонения существительных».

1 склонение

2 склонение

3 склонение

м.р. ж.р.

-а, -я

м.р ср.р

нулевое -о, -е

ж.р.

нулевое

мама

папа

земля

слон окно

сарай поле

метель

ель

- Итак, сделайте вывод о том, как определить склонение существительного.

( Чтобы определить склонение существительного, нужно определить его род и выделить окончание в начальной форме.)

- Давайте проверим ваш вывод. Прочитайте правило

7. Упражнение в определении склонения существительных. Запишите в три группы (по типу склонения.)

Мудрость, здание, календарь, семья, рысь, ягода, лопата, кровать, одежда, слово, тетрадь, земляника, улица, степь.

-Давайте проверим. (Ученики читают и объясняют выписанные слова).

8. Дифференцированное задание

1. уровень – учащиеся работают по карточкам. Определяют склонение имён существительных. 2.уровень – придумайте и запишите по три слова 1-го. 2-го и 3-го склонения.

3.уровень-(запись на доске) Дописать словосочетания подходящими по смыслу существительными. Определить склонение имён существительных.

Слетел с … Дотронулся до … Написал без … Подошел к …

– Что вызывает у вас трудность в определении склонений существительных? (Существительные стоят в косвенных падежах)

– Как определить склонение существительного в косвенном падеже? (Имя существительное в косвенном падеже нужно поставить в начальную форму, выделить окончание, установить род и определить, к какому склонению относится имя существительное)

9. Самостоятельная работа

- Из данных слов составьте предложение. Определите склонение имен существительных, обозначьте падеж

С, зимой, падает, неба, кружится, и, над, землей, снежинка, белая.

10.Итог урока

-Удалось ли нам добиться поставленной цели?

-Да, мы установили отличительные признак имён существительных разных склонений и научились определять склонение существительных в косвенных падежах.

-Какие имена существительные относятся к 1 склонению, 2 склонению, 3 склонению?

- Как определить склонение существительного? ( Нужно поставить существительное в начальную форму, определить род и выделить окончание.)

11. Домашнее задание. Стр. 75 № 202

Подобрать и записать по пять существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку «Три склонения имени существительного»

Автор: Камзина Нуриля Кабасовна

Дата: 31.12.2015

Номер свидетельства: 271514

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока по русскому языку Три склонения имен существительных"
    ["seo_title"] => string(72) "konspekt_uroka_po_russkomu_iazyku_tri_skloneniia_imen_sushchestvitelnykh"
    ["file_id"] => string(6) "620111"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1670906548"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Конспект урока русского языка, презентация, самоанализ   урока по теме "Три склонения имен существительных" "
    ["seo_title"] => string(119) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-priezientatsiia-samoanaliz-uroka-po-tiemie-tri-sklonieniia-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "151549"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420721659"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока на тему "Три склонения имён существительных" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-na-tiemu-tri-sklonieniia-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "171549"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423677849"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока русского языка для 4 класса "
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-dlia-4-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "132619"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416382922"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "конспект урока русского языка на тему "Три склонения имен существительных" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-tri-sklonieniia-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "192340"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427451647"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства