kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Существительное как часть речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок применения знаний, умений и навыков. Урок соответствует ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Существительное как часть речи"»

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Класс: 6      

Дата: 16.11.2023             

Тип урок: урок применения знаний, умений и навыков.

Планируемые результаты:

Личностные: 

- уважительное отношение к родному языку;

- стремление к речевому самосовершенствованию;

- развитие культуры общения.

Предметные: 
- умение видеть имя существительное, знать признаки данной части речи;

- развитие творческой самостоятельности;

- владение разными видами речевой деятельности;

- развитие орфографической зоркости.

Метапредметные: 
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи;

- умение анализировать.

Средства обучения: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова Русский язык издательство: Москва «Просвещение»-2023 г доска, мультимедийный проектор, экран, компьютер.

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, в парах

Характеристика этапов урока: 


Название, содержание и цель этапа урока1

Деятельность педагога2

Деятельность учащихся

Оргмомент.

Цель этапа: создать положительный эмоциональный настрой

Содержание:

1.Приветствие учащихся.




2.Упражнение «Ладошки»


Учитель подготавливает учащихся к работе на уроке:

-Здравствуйте, ребята. Садитесь. Рада приветствовать вас. Я очень надеюсь, что наш урок пройдет интересно и познавательно! Желаю вам удачи и вдохновения!

Перед началом работы нам нужно настроиться на позитивный лад, для этого я предлагаю вам упражнение «Ладошка»:

 -  вы здороваетесь с соседом по парте, хлопнув его по ладошке, при этом скажите «Желаю тебе удачи!»

- А теперь приступим к работе.


Слушают учителя, размещают учеб­ные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Актуализация знаний и способов деятельности обучающихся необходимых и достаточных для дальнейшего освоения темы/раздела рабочей программы


Цель: выявить и закрепить необходимые знания для изучения/повторения темы


1. Работа с эпиграфом

2. Делается вывод, подвожу детей к теме урока.











Этап целеполагания


2.Определение темы и цели урока





2. Обобщение учебных умений и навыков. (на доске- таблички)

-Сегодняшний наш урок я предлагаю начать с высказывания Льва Васи́льевича  Успе́нского ( русского писателя, лингвиста и филолога): «Существительное -хлеб языка». Скажите мне, пожалуйста, как вы понимаете эти слова. (Ответы детей)

-Правильно, молодцы. Действительно, человек не сможет прожить без хлеба. Так и русский язык не сможет обойтись без существительного. Сорок процентов всех слов языка – это имена существительные. Значит, эта часть речи является основой языка.

-Я думаю, вы уже догадались и с легкостью можете сказать, какая у нас сегодня тема урока. Это «Имя существительное – самостоятельная часть речи».


Слайд 1


- Эта тема для вас новая?

-Значит, какие умения мы должны продемонстрировать, чтобы

успешно выполнять упражнения?


Учитель корректирует

ПОВТОРИТЬ:

Грамматические признаки имени существительного как части речи

УМЕТЬ:

видеть существительное в предложении и определять его признаки

в контексте, определять роль в предложении

ПРИМЕНЯТЬ НА ПРАКТИКЕ:

делать морфологический разбор существительного, строить связные высказывания на грамматическую тему.




Дети отвечают.









-«Имя существительное - самостоятельная часть речи».

Записывают в тетрадях число, классная работа, тему урока

Совместное определение целей.

Формулируют цель учебной дея­тельности в диа­логе с учителем, отве­чают на вопросы




Знать: Что такое имя существительное и как оно изменяется.









3. Обращаю внимание на то, что у нас урок-путешествие.






















4. Вводное задание








4. Орфографический практикум.

Слайд 2

-Для того, чтобы нам лучше разобраться в теме урока, необходимо провести ряд исследований, поэтому мы на сегодняшнем занятии будем детективами и отправимся в путешествие.

-Из музея Санкт-Петербурга было похищено бесценное полотно Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа»(1478).  Это одна из первых работ Леонардо как самостоятельного живописца. На тот момент ему было всего 26 лет.

Слайд 3

-Интересно то, что неизвестный оставил послание: «Детективы! Я наслышан о ваших сыскных способностях. И как истинный созидатель могу их оценить, ведь поиск – это настоящий талант! Предлагаю игру. Я оставлю вам подсказки, а вы должны найти спрятанную мной картину. Если получится, то вы вернёте шедевр, а я получу несказанное удовольствие от нашей игры»


Учитель предлагает вводное задание:

Слайд 4

- Первая подсказка. Посмотрите на экран, перед вами слова. Ваша задача списать и обозначить условия выбора орфограммы.

Словарная работа:

Преграда, касание, сложение, росток, исследование, искусство, Франция, розыск, заря, творение.

- Какой частью речи являются данные слова?

- Какое слово выделяется среди остальных и чем?

- Как вы думаете, на что указывает это слово?

-Какие понятия мы повторили?

-Данное слово является нашей подсказкой. Мы отправляемся во Францию.

Слайд 5

















Учащиеся читают письмо





















Записывают слова, объясняют орфограмму, отвечают на вопросы.

Оперативная проверка понимания обучающимися изучаемого учебного материала


Цель:

проверить знания, понимание материала
















1. Игра «Филворд»










Физминутка

Цель: закрепить полученные знания путём игры; предупредить утомляемость учащихся


Учитель: МУЗЫКА

- Мы прилетели в Париж. Несмотря на дождливую погоду, вокруг много туристов. Повсюду разносится чудесный запах булочек, играет лёгкая музыка. Но нам нельзя расслабляться, мы должны найти следующую подсказку! Где же нам её искать? Конечно же, в Лувре!

Мы выходим на площадь перед музеем, где возвышается огромная стеклянная пирамида, и видим, что на плитках выведены буквы. Наша задача найти слова, которые относятся к понятию имени существительного как части речи.

Слайд 6 (Игра «Филворд»)

-Какое слово оказалось лишним?

-Обоснуйте, почему вы так считаете?






- Итак, мы справились с заданием. Но куда же нам отправляться дальше? - Нас ждёт длительный перелёт, поэтому мы пока можем немного размяться.

Задание: Внимательно послушайте слова, если вы услышите одушевлённое существительное- приседайте, если неодушевлённое- хлопайте в ладоши.

-Рафаэль, картина, кисточка, художник, краски, портрет, портретист, скульптура, глина, итальянец, живопись

- Продолжите предложение: «Выполняя физминутку, я повторил…»




Активизируются на работу.

















Выходят к доске, берут соответствующую карточку и вешают ее на доску.

Ответ: Род, одушевлённое, нарицательное, склонение, падеж, подлежащее, что. Лишним является слово «спряжение». Оно относится к морфологическим признакам глагола









Выполняют физические упражнения.








Продолжают предложение: «Выполняя физминутку, я повторил…»

Контроль и самоконтроль, коррекция


Цель: выявить степень усвоения учащимися материала, провести коррекцию.

Содержание:













1.Самостоятельная работа с дальнейшей взаимопроверкой














2. Дифференцированные задания по карточкам.


Слайд 7 Музыка

-Посмотрите внимательно на площадь. Это же пирамида! А где ещё находятся пирамиды? Мы отправляемся в Египет!

- Мы прибыли в Гизу. Здесь нас встретил проводник, который отвёл к пирамидам. Он-то нам и дал следующее задание.

Слайд 8

Задание: Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы и выпишите данные слова. (После выполнения – взаимопроверка) . Найдите в тексте им. сущ.

-А теперь обменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа и поставьте оценку.


-Посмотрите на слайд, не пропустили ли вы ошибки?

Слайд 9

Погода стоит ясная — на небе ни облач(?)ка. Пустыня ослепительно сияет4. Вдали барханы теряют очертания и виднеются у горизонта3 мутной, неясной пеленой. Первые километры даются с трудом. Ноги увязают в рыхлом песке.

Но вот мы взбираемся ещё на один бархан. Сверху открывается прекрасный вид на пирамиды, которые блестят на солнце.

-Что мы повторили, выполняя это задание?


Дифференцированные задания:

- Выполните разноуровневые задания. На столе лежат карточки, кто претендует на высокую оценку, выполняет 1 задание - морфологический разбор существительного, а кто претендует на средний уровень, выполняет задание 2-

синтаксический разбор простого предложения. Как выполните, передавайте карточки на стол для проверки.


Пустыня (сущ.) ослепительно (нар.) сияет (глаг.). (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, неосложненное)


I. (У) горизонта – сущ. (что?)

II. Н.ф. – горизонт. Пост. приз.: нариц., неодуш., м.р., 2-е скл.; непост. приз.: род. п., ед.ч.

III.Виднеются (где?) у горизонта.



Вставляют пропущенные буквы, обозначают орфограммы, расставляют запятые и выполняют морфологический и синтаксический разборы.












Выполняют задание, меняются тетрадями и проверяют работу друг у друга























Выбирают карточки, зависящие от уровня подготовки обучающихся.

















Применение знаний, обобщение и систематизация

Цель этапа: обобщение полученных знаний в форме творческой работы










1. Игра «Орфоматематика» (знание падежных окончаний существительных, вычислительные навыки)






















2. Игра «Верю- не верю» (согласны- не согласны с утверждением) используются сигнальные карточки



Слайд 10 Музыка

-Ребята, вы справились с заданием, и теперь мы можем отправиться дальше.

Как известно, мраморная статуя ветхозаветного пророка находится в Риме.

-Мы подошли к римской базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи, где нас встретил экскурсовод. Он нам предложил последнее задание. Чтобы его выполнить, Вам надо вспомнить падежные окончания.

Слайд 11

Игра «Орфоматематика»

Вставьте гласные. Если вы употребили букву И, то из числа в правом столбце вычтите 5 единиц, если букву Е, то прибавьте к данному числу 5 единиц. Замените получившиеся числа буквами, и вы узнаете код. (Метод встречается в книге Бройде М.Г [2]).

Идти по аллее

Стоять на площади

Спит в берлоге

Бродит по дороге

Сидит на ветке

Спит в постели

Овраг возле деревни

7

6

13

15

5

20

6

7+5=12 (к)

6-5=1 (а)

13+5=18 (р)

15+5=20 (т)

5+5=10 (и)

20-5=15 (н)

6-5=1 (а)

Ответ: картина.

-Так как же определить падежное окончание существительных?

Слайд 12

- Мы справились с заданием. Экскурсовод вынес нам картину и письмо от незнакомца: «Вы очень хорошие детективы! Возвращаю вам шедевр. До следующей игры!»

Игра «Верю-не верю»

-Нам пора возвращаться домой впереди я вижу сигнальные огни, и чтобы взобраться на борт самолета нам нужно выполнить задание «Верю - не верю» Красный цвет-«нет», зеленый цвет- «да».

1. Имя существительное

–самостоятельная часть речи.

да

2. Имена существительные обозначают предметы и их признаки.

нет

3. Имя существительное отвечает на вопросы кто? или что?

да

4. Имена существительные бывают 1, 2, 3 спряжения.

нет

5. Имена существительные изменяются по родам , падежам и числам

нет

6. К третьему склонению относятся существительные женского рода с Ь на

конце.

да

7. Падеж имени существительного мы определяем по вопросу

да

8. Имена существительные не изменяются по числам.

нет

9. Имя существительное в предложении может быть сказуемым

да

10. Существительное ключ

–3 склонения.

нет


















Выполняют письменное задание. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают
















Дети доказательно объясняют.
























Работа с сигнальными карточками


Подведение итогов урока, рефлексия

Цель этапа: выявить личностное отношение к теме урока, степень эмоционального удовлетворения от работы.

- Наш урок подошел к концу. Давайте подведем итоги.

-Выполнили мы поставленные цели?

-Что дал вам сегодняшний урок? Поделитесь своими впечатлениями. А для этого прошу вас продолжить фразу: «Сегодня на уроке…»

Слайд 13

- Ребята, можно и мне закончить эту фразу? Сегодня на уроке я была довольна вашей работой, вашими ответами.


Выставляю оценки и даю домашнее задание.

Определяют своё эмоциональное состояние и уровень освоения и повторения материала на уроке.




1 Зависит от типа и целей урока

2 Какие задачи решает педагог на каждом этапе урока


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Существительное как часть речи"

Автор: Харлашина Елена Ивановна

Дата: 06.05.2025

Номер свидетельства: 669420

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных"
    ["seo_title"] => string(111) "imia-sushchiestvitiel-noie-kak-chast-riechi-postoiannyie-i-niepostoiannyie-priznaki-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "251240"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447218101"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока:Разбор имени существительного как части речи."
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-razbor-imieni-sushchiestvitiel-nogho-kak-chasti-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "287237"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454439495"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Конспект урока по  русскому языку  на тему "Имя существительное как часть речи. Закрепление." "
    ["seo_title"] => string(102) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-imia-sushchiestvitiel-noie-kak-chast-riechi-zakrieplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "111152"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407142939"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока по русскому языку:"Имя существительное как часть речи". "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-imia-sushchiestvitiel-noie-kak-chast-riechi-1"
    ["file_id"] => string(6) "236350"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444044521"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "План урока на тему: Имя существительная как часть речи"
    ["seo_title"] => string(63) "plan_uroka_na_tiemu_imia_sushchiestvitiel_naia_kak_chast_riechi"
    ["file_id"] => string(6) "368415"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481471330"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства