РУССКИЙ ЯЗЫК
СЛОВО.
ЧАСТИ РЕЧИ И ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
ЧТО МЫ УЖЕ ЗНАЕМ
ОБ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМ
Тема: Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных
– Развитие умения находить в тексте имена существительные, накапливать опыт по выявлению грамматических признаков имён существительных и роли существительных в предложении и тексте.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
Ι. Актуализация знаний.
– Откройте тетрадь.
– Запишем дату. Классная работа
Комментированная запись.
Языковая разминка.
– Запишите слова под диктовку: солнце, утюг, щука, ежи, сова, травка, водолаз, интересный, тяжело, егерь, наполнение, оса, елочка.
1. – Подчеркните слова, в которых есть орфограмма-буква гласного, красным карандашом, а где орфограмма-буква согласного – синим.
– Какое слово вы подчеркнули два раза?
– В каком слове есть другая орфограмма-буква? (Егерь.)
2. – Обозначьте все орфограммы.
3. – Разберите по составу слово водолаз
4. – Обведите в овал слова, в которых звуков больше, чем букв.
5. – Что объединяет эти слова?
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
II. Формулирование проблемы.
– Прочитайте название нового большого раздела (с. 97).
– Какие вы знаете части речи? Члены предложения?
Слова имеют важнейшее значение в языке. С их помощью мы называем предметы, признаки, действия, состояние и т.д. Возможно ли без слов сформулировать мысли? В предложении каждое слово выполняет свою синтаксическую роль.
– Слова какой части речи мы чаще всего употребляем?
– Проверьте свои предположения, запишите первые буквы слов из языковой разминки.
Существительное
– Какой буквы не хватает? (ь.) Какова её роль в этом слове?
– Дайте полное название этой части речи. (Имя существительное.)
– Мы вспомним сегодня всё, что знаем об имени существительном.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
III. Развитие умений.
Вспоминаем то, что знаем.
Работу можно проводить индивидуально, в парах или группах.
1. Роль имён существительных в речи (рaбота в группах).
Упр. 101 – развивается умение находить в тексте слова разных частей речи, выявлять существительные как самые частотные в употреблении.
Задание для группы.
– Прочитайте и сделайте вывод: какие части речи преоблaдают в тексте и почему?
Вывод: В тексте преобладают имена существительные (их 19). Слов всех других частей речи – 34. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Частота их употребления связана с тем, что имена существительные обозначают всё, что нас окружает: предметы, явления, состояния.
Физминутка
Я буду называть имена существительные разного рода. Мужской род – руки вниз, женский – руки на пояс, руки вверх.
Слова: дождь, трава, небо, ком, девочка, брюки, солнце, стол, яблоко, жмурки, ученица, книга, труд, выборы, урожай, растение, каникулы.
2. Признаки имён существительных (индивидуальная работа).
Упр. 102 – выявляются постоянные (одушевлённость/неодушевлённость, род) и непостоянные (число) признаки существительных.
Выполнению предшествует коллективная беседа:
– Что нужно сделать, чтобы определить, одушевлённым или неодушевлённым является существительное?
– Какого рода бывают имена существительные и как его определить?
– Как изменяются имена существительные? (По числам.)
– Продолжиv фразу: постоянные признаки имён существительных – это …., непостоянные признаки – это …
– Как вы понимаете выражение «постоянный признак»? (Признак, который есть в любой форме данного слова, он есть всегда.)
Первый пример (избушке) разбирают коллективно, затем выполняют самостоятельно по заданию.
Проверка:
одуш. неодуш.
охотник – м.р., ед.ч. избушка – ж.р., ед.ч.
Емеля – м.р., ед.ч. лес – м.р., ед.ч.
внучок – м.р., ед.ч. земля – ж.р., ед.ч.
Гришутка – м.р., ед.ч. свет – м.р., ед.ч.
окно – ср.р., ед.ч.
крыша – ж.р., ед.ч.
труба – ж.р., ед.ч.
кирпичи – м.р., мн.ч.
забор – м.р., ед.ч.
ворота – мн.ч.
сарай – м.р., ед.ч.
3. Синтаксическая функция имён существительных (выполняется в парах).
Упр. 103 – разграничение имён существительных в роли главных и второстепенных членов предложения.
Ученики обсуждают в парах написание (вставляют пропущенные буквы), списывают предложение, в котором есть сложное слово. Затем находят имена существительные в тексте и делают вывод.
– Какими членами предложения являются имена существительные? (Главными (подлежащее) и второстепенными.)
– Приведите примеры существительных в роли главных; в роли второстепенных.
– Что важного об имени существительном вы узнали из этого упражнения?
Учитель записывает на доске:
Член предложения.
4. Разбор имени существительного как части речи.
Упр. 104 – развивается умение различать существительные и местоимения в тексте, проводить морфологический разбор имён существительных.
Последовательность выполнения.
1) Расстановка запятых в учебнике.
2) Списывание последнего предложения.
3) Запись однокоренных слов.
Вывод: Среди однокоренных слов могут быть слова разных частей речи.
4) Разбор имён существительных как части речи.
Обратить внимание детей на порядок разбора, сокращённую запись слов.
Работа проходит под руководством учителя.
– Что вспомнили при выполнении этого упражнения?
Учитель записывает на доске:
Морфологический разбор имени существительного.
– Что мы сегодня делали? Какие умения развивали?
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
IV. Итог урока.
– По какому плану мы повторяли имя существительное?
– Запишите ключевые слова на основе этого плана.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее задание.
1. Упр. 105 (устно).
2. Упр. 53 («Дидактический материал»).