kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных

Нажмите, чтобы узнать подробности

РУССКИЙ ЯЗЫК

СЛОВО.

ЧАСТИ РЕЧИ И ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ЧТО МЫ УЖЕ ЗНАЕМ

ОБ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМ

Тема: Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных

– Развитие умения находить в тексте имена существительные, накапливать опыт по выявлению грамматических признаков имён существительных и роли существительных в предложении и тексте.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

Ι. Актуализация знаний.

– Откройте тетрадь.

– Запишем дату. Классная работа

Комментированная запись.

Языковая разминка.

– Запишите слова под диктовку: солнце, утюг, щука, ежи, сова, травка, водолаз, интересный, тяжело, егерь, наполнение, оса, елочка.

1. – Подчеркните слова, в которых есть орфограмма-буква гласного, красным карандашом, а где орфограмма-буква согласного – синим.

– Какое слово вы подчеркнули два раза?

– В каком слове есть другая орфограмма-буква? (Егерь.)

2. – Обозначьте все орфограммы.

3. – Разберите по составу слово водолаз

4. – Обведите в овал слова, в которых звуков больше, чем букв.

5. – Что объединяет эти слова?

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулирование проблемы.

– Прочитайте название нового большого раздела (с. 97).

– Какие вы знаете части речи? Члены предложения?

Слова имеют важнейшее значение в языке. С их помощью мы называем предметы, признаки, действия, состояние и т.д. Возможно ли без слов сформулировать мысли? В предложении каждое слово выполняет свою синтаксическую роль.

– Слова какой части речи мы чаще всего употребляем?

– Проверьте свои предположения, запишите первые буквы слов из языковой разминки.

Существительное

– Какой буквы не хватает? (ь.) Какова её роль в этом слове?

– Дайте полное название этой части речи. (Имя существительное.)

– Мы вспомним сегодня всё, что знаем об имени существительном.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

III. Развитие умений.

Вспоминаем то, что знаем.

Работу можно проводить индивидуально, в парах или группах.

1. Роль имён существительных в речи (рaбота в группах).

Упр. 101 – развивается умение находить в тексте слова разных частей речи, выявлять существительные как самые частотные в употреблении.

Задание для группы.

– Прочитайте и сделайте вывод: какие части речи преоблaдают в тексте и почему?

Вывод: В тексте преобладают имена существительные (их 19). Слов всех других частей речи – 34. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Частота их употребления связана с тем, что имена существительные обозначают всё, что нас окружает: предметы, явления, состояния.

Физминутка

 Я буду называть имена существительные разного рода. Мужской род – руки вниз, женский – руки на пояс, руки вверх.

Слова: дождь, трава, небо, ком, девочка, брюки, солнце, стол, яблоко, жмурки, ученица, книга, труд, выборы, урожай, растение, каникулы.

2. Признаки имён существительных (индивидуальная работа).

Упр. 102 – выявляются постоянные (одушевлённость/неодушевлённость, род) и непостоянные (число) признаки существительных.

Выполнению предшествует коллективная беседа:

– Что нужно сделать, чтобы определить, одушевлённым или неодушевлённым является существительное?

– Какого рода бывают имена существительные и как его определить?

– Как изменяются имена существительные? (По числам.)

– Продолжиv фразу: постоянные признаки имён существительных – это …., непостоянные признаки – это …

– Как вы понимаете выражение «постоянный признак»? (Признак, который есть в любой форме данного слова, он есть всегда.)

Первый пример (избушке) разбирают коллективно, затем выполняют самостоятельно по заданию.

Проверка:

          одуш.                                                                 неодуш.

охотник – м.р., ед.ч.                                          избушка – ж.р., ед.ч.

Емеля – м.р., ед.ч.                                              лес – м.р., ед.ч.

внучок – м.р., ед.ч.                                             земля – ж.р., ед.ч.

Гришутка – м.р., ед.ч.                                       свет – м.р., ед.ч.

                                                                             окно – ср.р., ед.ч.

                                                                             крыша – ж.р., ед.ч.

                                                                             труба – ж.р., ед.ч.

                                                                             кирпичи – м.р., мн.ч.

                                                                             забор – м.р., ед.ч.

                                                                             ворота – мн.ч.

                                                                             сарай – м.р., ед.ч.

3. Синтаксическая функция имён существительных (выполняется в парах).

Упр. 103 – разграничение имён существительных в роли главных и второстепенных членов предложения.

Ученики обсуждают в парах написание (вставляют пропущенные буквы), списывают предложение, в котором есть сложное слово. Затем находят имена существительные в тексте и делают вывод.

– Какими членами предложения являются имена существительные? (Главными (подлежащее) и второстепенными.)

– Приведите примеры существительных в роли главных; в роли второстепенных.

– Что важного об имени существительном вы узнали из этого упражнения?

Учитель записывает на доске:

Член предложения.

4. Разбор имени существительного как части речи.

Упр. 104 – развивается умение различать существительные и местоимения в тексте, проводить морфологический разбор имён существительных.

Последовательность выполнения.

1) Расстановка запятых в учебнике.

2) Списывание последнего предложения.

3) Запись однокоренных слов.

Вывод: Среди однокоренных слов могут быть слова разных частей речи.

4) Разбор имён существительных как части речи.

Обратить внимание детей на порядок разбора, сокращённую запись слов.

Работа проходит под руководством учителя.

– Что вспомнили при выполнении этого упражнения?

Учитель записывает на доске:

Морфологический разбор имени существительного.

– Что мы сегодня делали? Какие умения развивали?

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

IV. Итог урока.

– По какому плану мы повторяли имя существительное?

– Запишите ключевые слова на основе этого плана.

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

V. Домашнее задание.

1. Упр. 105 (устно).

2. Упр. 53 («Дидактический материал»).

Просмотр содержимого документа
«Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных»

РУССКИЙ ЯЗЫК

СЛОВО.

ЧАСТИ РЕЧИ И ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ЧТО МЫ УЖЕ ЗНАЕМ

ОБ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМ


Тема: Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных

– Развитие умения находить в тексте имена существительные, накапливать опыт по выявлению грамматических признаков имён существительных и роли существительных в предложении и тексте.


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,



Ι. Актуализация знаний.



– Откройте тетрадь.

– Запишем дату. Классная работа

Комментированная запись.

Языковая разминка.

– Запишите слова под диктовку: солнце, утюг, щука, ежи, сова, травка, водолаз, интересный, тяжело, егерь, наполнение, оса, елочка.

1. – Подчеркните слова, в которых есть орфограмма-буква гласного, красным карандашом, а где орфограмма-буква согласного – синим.


– Какое слово вы подчеркнули два раза?

– В каком слове есть другая орфограмма-буква? (Егерь.)

2. – Обозначьте все орфограммы.

3. – Разберите по составу слово водолаз

4. – Обведите в овал слова, в которых звуков больше, чем букв.

5. – Что объединяет эти слова?


Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.


5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулирование проблемы.


– Прочитайте название нового большого раздела (с. 97).

– Какие вы знаете части речи? Члены предложения?

Слова имеют важнейшее значение в языке. С их помощью мы называем предметы, признаки, действия, состояние и т.д. Возможно ли без слов сформулировать мысли? В предложении каждое слово выполняет свою синтаксическую роль.


– Слова какой части речи мы чаще всего употребляем?

– Проверьте свои предположения, запишите первые буквы слов из языковой разминки.

Существительное

– Какой буквы не хватает? (ь.) Какова её роль в этом слове?

– Дайте полное название этой части речи. (Имя существительное.)

– Мы вспомним сегодня всё, что знаем об имени существительном.



Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

III. Развитие умений.

Вспоминаем то, что знаем.

Работу можно проводить индивидуально, в парах или группах.

1. Роль имён существительных в речи (рaбота в группах).

Упр. 101 – развивается умение находить в тексте слова разных частей речи, выявлять существительные как самые частотные в употреблении.

Задание для группы.

– Прочитайте и сделайте вывод: какие части речи преоблaдают в тексте и почему?

Вывод: В тексте преобладают имена существительные (их 19). Слов всех других частей речи – 34. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Частота их употребления связана с тем, что имена существительные обозначают всё, что нас окружает: предметы, явления, состояния.

Физминутка

Я буду называть имена существительные разного рода. Мужской род – руки вниз, женский – руки на пояс, руки вверх.

Слова: дождь, трава, небо, ком, девочка, брюки, солнце, стол, яблоко, жмурки, ученица, книга, труд, выборы, урожай, растение, каникулы.



2. Признаки имён существительных (индивидуальная работа).

Упр. 102 – выявляются постоянные (одушевлённость/неодушевлённость, род) и непостоянные (число) признаки существительных.

Выполнению предшествует коллективная беседа:

– Что нужно сделать, чтобы определить, одушевлённым или неодушевлённым является существительное?

– Какого рода бывают имена существительные и как его определить?

– Как изменяются имена существительные? (По числам.)

– Продолжиv фразу: постоянные признаки имён существительных – это …., непостоянные признаки – это …

– Как вы понимаете выражение «постоянный признак»? (Признак, который есть в любой форме данного слова, он есть всегда.)

Первый пример (избушке) разбирают коллективно, затем выполняют самостоятельно по заданию.

Проверка:

одуш. неодуш.

охотник – м.р., ед.ч. избушка – ж.р., ед.ч.

Емеля – м.р., ед.ч. лес – м.р., ед.ч.

внучок – м.р., ед.ч. земля – ж.р., ед.ч.

Гришутка – м.р., ед.ч. свет – м.р., ед.ч.

окно – ср.р., ед.ч.

крыша – ж.р., ед.ч.

труба – ж.р., ед.ч.

кирпичи – м.р., мн.ч.

забор – м.р., ед.ч.

ворота – мн.ч.

сарай – м.р., ед.ч.


3. Синтаксическая функция имён существительных (выполняется в парах).

Упр. 103 – разграничение имён существительных в роли главных и второстепенных членов предложения.

Ученики обсуждают в парах написание (вставляют пропущенные буквы), списывают предложение, в котором есть сложное слово. Затем находят имена существительные в тексте и делают вывод.

– Какими членами предложения являются имена существительные? (Главными (подлежащее) и второстепенными.)

– Приведите примеры существительных в роли главных; в роли второстепенных.

– Что важного об имени существительном вы узнали из этого упражнения?

Учитель записывает на доске:

Член предложения.

4. Разбор имени существительного как части речи.

Упр. 104 – развивается умение различать существительные и местоимения в тексте, проводить морфологический разбор имён существительных.

Последовательность выполнения.

1) Расстановка запятых в учебнике.

2) Списывание последнего предложения.

3) Запись однокоренных слов.


Вывод: Среди однокоренных слов могут быть слова разных частей речи.

4) Разбор имён существительных как части речи.

Обратить внимание детей на порядок разбора, сокращённую запись слов.

Работа проходит под руководством учителя.

– Что вспомнили при выполнении этого упражнения?

Учитель записывает на доске:

Морфологический разбор имени существительного.


– Что мы сегодня делали? Какие умения развивали?

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.


IV. Итог урока.


– По какому плану мы повторяли имя существительное?

– Запишите ключевые слова на основе этого плана.


– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?





V. Домашнее задание.

1. Упр. 105 (устно).

2. Упр. 53 («Дидактический материал»).










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ганеева Гузель Асхатовна

Дата: 11.11.2015

Номер свидетельства: 251240

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Тема урока "Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных" "
    ["seo_title"] => string(123) "tiema-uroka-imia-sushchiestvitiel-noie-kak-chast-riechi-postoiannyie-i-niepostoiannyie-priznaki-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "239824"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444858026"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "Конспект урока на тему «Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имени существительного» "
    ["seo_title"] => string(138) "konspiekt-uroka-na-tiemu-imia-sushchiestvitiel-noie-kak-chast-riechi-postoiannyie-i-niepostoiannyie-priznaki-imieni-sushchiestvitiel-nogho"
    ["file_id"] => string(6) "215570"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432729921"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Презентация к  уроку русского языка "Имя существительное как часть речи "
    ["seo_title"] => string(84) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-imia-sushchiestvitiel-noie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "135233"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416888548"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "Наречие как часть речь"
    ["seo_title"] => string(26) "nariechiie_kak_chast_riech"
    ["file_id"] => string(6) "380359"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484639840"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока:Разбор имени существительного как части речи."
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-razbor-imieni-sushchiestvitiel-nogho-kak-chasti-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "287237"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454439495"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства