Тема: Разбор имени существительного как части речи:
– развитие умений определять признаки существительного, располагать их в нужном порядке, производить разбор имени существительного как части речи;
– овладение умениями устной и письменной речи: понимания, редактирования (переработки) и воспроизведения текста.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
Ι. Актуализация знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
1. Словарная работа.
1. Упражнение «Угадайте слово». На доске записаны начальные и конечные буквы слов:
с. н с. т к. ь
в. л в. т м. о
(Возможные варианты слов: стакан, вокзал, салат, винегрет, кровать, метро, молоко.) Ученики записывают слова, обозначают орфограммы.
2. – Укажите род имён существительных.
2. Проверка домашней работы.
– Назовите одушевлённые существительные, которые вы выписали из задания № 9, тема 7 в рабочей тетради.
– Как вы их нашли?
– Какие существительные среднего рода вы выписали?
– Что нужно сделать, чтобы определить род имени существительного? (Поставить в единственное число, начальную форму, чтобы слово отвечало на вопрос: кто? что?)
– Назовите существительные во мн.ч.
– Что помогает определить число?
(Окончание и смысл – один или много предметов называет слово.)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
– Посмотрите на выделенные жирным шрифтом слова в задании № 9 и сформулируйте тему урока-повторения. (Признаки имени существительного.)
– Какие признаки у существительного постоянные, а какие – непостоянные?
– Уточните тему урока. (Постоянные и непостоянные признаки имени существительного.) Определение всех известных признаков у имени существительного называется разбором существительного как части речи.
Запись на доске и в тетрадях: Разбор существительного как части речи.
– Что мы сейчас делали?
(Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
III. Развитие умений.
– Как вы думаете, с чего следует начать разбор существительного?
Проверьте свои предположения.
1. Знакомство с порядком разбора имени существительного как части речи (с. 39).
Чтение плана разбора и беседа по ходу чтения:
– Почему разбор начинается с вопроса к слову? (Чтобы определить часть речи.)
– Почему название части речи даётся только в пункте 3? Можно ли дать его раньше? Объясните.
– Почему сначала называем постоянные признаки, а затем непостоянные?
– Обратите внимание на образец разбора. Как оформляется запись?
Какие и как сокращаются слова при записи? (При необходимости можно повторить правила сокращения слов.)
Упражнение в разборе имени существительного как части речи.
– Для чего нужно уметь выполнять этот разбор?
Упр. 263. Выполняется на доске с комментированием и в тетрадях.
2. Творческая работа – развитие речевых и правописных умений.
– Прочитайте текст
(он представлен на слайде или раздаётся на парты).
Морж – полярный житель. Этот морж не боится даже белого медведя. У моржа острые и могучие клыки. Морж совсем безобидный.
Клыками морж выкапывает из ила раковины и съедает их содержимое.
– Чем интересен текст?
– А что в нём не понравилось, показалось «лишним»?
– Оправдан ли этот повтор?
– Какими словами можно заменить существительное морж? (Он, великан, у него, зверь.) Отредактируйте и запишите текст.
Задание после записи:
1) Разберите по составу слово безобидный.
2) Разберите как часть речи существительные клыки, медведя.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
IV. Итог урока.
– Придумайте свои опоры-подсказки для каждого пункта разбора существительного как части речи.
Ученики придумывают, выбирают лучший вариант, который можно всем записать в тетрадях.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее задание.
Упр. 3, с. 41.