Тема урока: «Имя существительное как часть речи»
Цели: отрабатывать умения находить существительные в тексте; формировать грамматическое понятие «имя существительное»; дать более глубокое представление об имени существительном как части речи;систематизировать и углубить знания учащихся об имени существительном;, орфографическую зоркость.
Оборудование: слайд, презентация на тему «Имя существительное», пластмассовые шарики, коврики (для физминуток), карточки со словами,
Ход урока:
I. Оргмомент.
Подравняйтесь. Проверьте свои рабочие места, в порядке ли они? Всё ли для урока у вас имеется?
II. Гимнастика для пальцев рук.
(у всех на парте лежат пластмассовые шарики)
Для того, чтобы выполнять работу в тетради аккуратно, не уставать, разомнём наши пальчики с помощью пластмассовых шариков. (выполняют гимнастику за учителем).
Запишите число, классная работа.
III. Сообщение темы и цели урока; Словарная работа.
на доске: М.рковь, в.робей, дев.чка, к.ньки, м.шина, ж.лтый, уч.ник, к.рабль, п.тух.
- прочитайте слова.
- Что общего? (это всё словарные слова) Вставляем по ходу пропущенные буквы.
- Кто догадался, какое слово отличается от других и чем? (жёлтый, т.к. это прилагательное, а все остальные слова- имена существительные)
(убираю слово «жёлтый»)
- Кто сможет сформулировать тему урока? (тема урока – имена существительные)
- Итак, сегодня мы с вами обобщим знания об имени существительном и сделаем некоторые выводы.
- А что вы уже знаете об этой части речи? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? и обозначает предмет)
- Аружан приготовила нам стихотворение об этой части речи, давайте послушаем:
Вещи, люди и цветы,
Носороги и коты,
Джинсы, майки и штиблеты -
Называются ПРЕДМЕТЫ.
Шубы, шапки и зонты,
Гвозди, гайки и винты,
Сёла, города, планеты -
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Ах, какие все слова восхитительные!
Называются они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.
- У каждого слова своя работа, одни, называют предмет, другие – их признаки, третьи – действия. Имя существительное – всё то, что существует. И мы должны сегодня разобраться с этой частью речи. А все части речи живут в большой стране, которая называется МОРФОЛОГИЯ (вывешиваю карточку). ФИЗМИНУТКА (Игра на внимание: «Хлопок - молчок») выполняем стоя.
Девочки хлопают( по 1 разу на каждое слово) услышав одушевлённое имя сущ.; мальчики – неодушевлённое.
Кот, мяч, ворона, дом, карась, окно, лопата, дятел, книга, гусь, доктор, стучит, гром, гвоздь, муха, платок, красный.
- Классификация существительных
- Сейчас и разберёмся в этом вопросе.
Я буду называть слова, а вы должны назвать их одним словом:
Пёс, петух, корова, кошка - … ЖИВОТНЫЕ
Кукла, мячик и гармошка - … ИГРУШКИ
Лук, редиска, огурцы - … ОВОЩИ
Молоток, топор, щипцы - … ИНСТРУМЕНТЫ
Платье, юбка и рубашка - … ОДЕЖДА
Бак, стакан, кастрюля, чашка - … ПОСУДА
Василёк, ромашка, роза - … ЦВЕТЫ
Ветер, дождик и морозы - … ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ
- Подбери ещё названья
Фруктов, рек и городов.
- Итак, запишите названия рек,, городов и фруктов в три столбика (по 3 слова в каждый)
Фрукты: Реки: Города:
(выслушиваю варианты ответов)
- Так только ли предметы обозначают имена существительные? (нет, они могут ещё обозначать названия рек, городов, явлений природы, профессий и т.д.) (вывешиваю второй этаж дома)
- ФИЗМИНУТКА. Выполняется зарядка на ковриках
- Роль существительных в речи и предложении.
на доске текст: Пуш.стый …. (снег) укрыл поляну. Вот промчался трусливый …. (заяц). Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей … (лисицы). Стучит по стволу дерева … (дятел).
- Прочитайте текст самостоятельно. Всё ли вам понятно? Почему? (нет, так как не понятен смысл предложений.)
- Что нужно сделать, для того, чтобы текст стал понятным? (вставить пропущенные слова)
- Работа в парах. Я предлагаю вам обсудить в парах какие нужно вставить слова. Потом выслушаем ваши ответы.
- Обсуждение ответов… (прикрепляю слова карточки.)
- Запишите первое предложение с комментированием.
- Второе предложение записывают под диктовку (текст закрываю)
- Треть предложение пишут по памяти
- Четвёртое предложение распространяют именами прилагательными. (Например: Стучит по стволу толстого дерева пёстрый дятел)
- Придумайте заголовок к этому тексту. (Зима в лесу)
- Дополните этот текст ещё одним подходящим по смыслу предложением. (выслушивание варианты ответов)
- У меня на доске записаны три варианта предложений. Прочитайте их и скажите, какое из них подходит к тексту.
1. Весной животные любят греться на солнце.
2. Ребятам нравиться кататься с ледяной горы.
3. Только не спит в своей берлоге медведь.
(Дети доказываю, что именно третье предложение подходит)
- Возьмите простые карандаши и линейки. (подчёркиваем в каждом предложении главные члены).
- Назовите предложение, в котором вставленное слово (имя существительное) является второстепенным членом предложения.(Третье - лисицы)
ВЫВОД: Имена существительные могут быть в предложении как главным членом предложения, так и второстепенным. (вывешивается третий этаж).
- В доме для имени существительного есть ещё четвёртый этаж, но мы его сможем построить немного позже, изучив нужные для этого темы. (вывешиваю пустой этаж и крышу дома).
V. Итог
Давайте обобщим наши сегодняшние полученные знания по этажам. (ученик делает вывод с помощью дома)
Имена существительные могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными, могут обозначать не только предметы, но и названия городов, рек, улиц, профессий, явлений природы и т.д.; в предложении могут быть как главным, так и второстепенным членом предложения.
VI. Домашнее задание.
с 14, упр. 34.
VII. Оценивание