Цель: познакомить учащихся с суффиксом -чик (-щик) и правилом написания букв Ч и Щ в суффиксах; даль понятия омонимичность и синонимичность суффиксов; развивать орфографическую зоркость; формировать умения использовать алгоритм орфографического правила.
Задачи:
Обучающие:
- научиться узнавать суффиксы -чик (-щик);
- научить правильно писать суффиксы -чик (-щик);
- устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора букв Ч и Щ в суффиксах;
- обнаруживать по опознавательным признакам места применения правил.
Развивающие: развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности учащихся.
Воспитательные: вызвать чувства интереса к изучаемой теме, пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку.
Методы обучения:
1. Репродуктивный (для формирования ЗУН).
2. Наглядный – для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемому вопросу.
3. Практический – для развития практических умений и навыков.
Основной метод работы – анализ языкового материала по теме «Правописание суффикса -чик (-щик)».
Тип урока: урок получения новых знаний;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Суффиксы – чик и –щик» »
Урок в 5 классе по теме:
Тема: «Суффиксы – чик и –щик»
Цель: познакомить учащихся с суффиксом -чик (-щик) и правилом написания букв Ч и Щ в суффиксах; даль понятия омонимичность и синонимичность суффиксов; развивать орфографическую зоркость; формировать умения использовать алгоритм орфографического правила.
Задачи:
Обучающие:
- научиться узнавать суффиксы -чик (-щик);
- научить правильно писать суффиксы -чик (-щик);
- устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора букв Ч и Щ в суффиксах;
- обнаруживать по опознавательным признакам места применения правил.
Развивающие: развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности учащихся.
Воспитательные: вызвать чувства интереса к изучаемой теме, пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку.
Методы обучения:
1. Репродуктивный (для формирования ЗУН).
2. Наглядный – для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемому вопросу.
3. Практический – для развития практических умений и навыков.
Основной метод работы – анализ языкового материала по теме «Правописание суффикса -чик (-щик)».
Тип урока: урок получения новых знаний;
ХОД УРОКА
Организационный момент. Вступительное слово учителя:
-Добрый день, дорогие ребята, можете садиться. Начинаем урок. Все необходимые принадлежности (книги, тетради, ручки) должны лежать на столе.
Дополнительное задание: Разберите по составу слова косарь, сложение.
- Назовите известные вам морфемы (приставка, корень, суффикс, окончание).
- Какую функцию выполняют приставки и суффиксы в слове? (образуют новые слова).
- Замечательно, мы с вами сегодня продолжим наше знакомство с удивительным, огромным миром суффиксов.
Формулировка темы и целей урока.
Выполнение тренировочного упражнения №232.
– Определите, в каких словах суффикс –чик имеет значение «производитель действия», а в каких – уменьшительно-ласкательное значение. Запишите слова в таблицу.
Производитель действия
Уменьшительно- ласкательное значение
Работа с теоретическим материалом стр. 104 – 105 (освоение понятий «омонимичные и синонимичные» суффиксы).
Мне надо правильно написать слово «ПЕРЕПИС,,,ИК»(на доске). Я не знаю, какую букву мне нужно написать в суффиксе. Вы мне подскажите?
…(варианты ответов)
-так какую же букву писать: Ч или Щ? Какую орфографическую проблему Вы обнаружили?
- как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего занятия?(научиться находить суффиксы -чик (-щик), научить правильно писать суффиксы -чик (-щик); объяснять условия выбора букв ч и щ в суффиксах; находить по опознавательным признакам места применения правил).
Формулировка правила:
- Для того, чтобы сформулировать правило самостоятельно, я предлагаю вам понаблюдать за словами.
переводчик сварщик,
грузчик бетонщик
вкладчик сменщик
автоматчик приёмщик
лётчик гонщик
подписчик пильщик
Формулировка вывода самими учащимися.
Кто сформулирует вывод? (перед д-т, з-с, ж пишем ч).
-Давайте сравним с правилом: чтение правила стр. 105. Мы что-то пропустили, формулируя вывод?
Выполнение тренировочных упр. №233
ТЕМАТИЧЕСКАЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Лексический диктант
-предлагаю Вам лексический диктант. Ваша цель- по лексическому значению определить слово, обозначающее человека по профессии и по роду деятельности; объяснить написание букв ч и щ в суффиксе, записать слово, обозначить орфограмму: 1. Рабочий, специалист по бетонным работам – бетонщик. 2. Тот, кто подносит, доставляет что-нибудь – подносчик. 3. Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке – каменщик. 4. Рабочий, специалист по типографскому набору – наборщик. 5. Работник, ведущий учёт кого-нибудь, что-нибудь – учётчик. 6. Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь – смазчик. 7. Работник бани, обслуживающий посетителей – банщик.
Игра «корректор»-предлагаю поиграть в корректора (исправить допущенные ошибки в толкованиях слов). Лингвистическая задачка.
Итоги.
-Над какой орфограммой мы работали? (тема)
-что нового узнали на уроке(что когда пишется)
-о чем Вам должны напомнить буквы д,т,з,с,ж?(пишем -чик)
-с какими пчелками дружит суффикс –чик-?
.Домашнее задание: упр 234 (на «5» составить предложения со словосочетаниями.
Рефлексия. В конце урока, как всегда, мы должны оценить свои знания по новой изученной орфограмме.