kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему" Согласные ч и щ в суффиксах -чик (-щик)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку в 6 классе

Тема. Согласные ч и щ в суффиксах -чик (-щик)

Цели: познакомить учащихся со способами действия написания в существительных суффиксов - чик (-щик), научить применять этот способ для правильного написания суффиксов  -чик (-щик);

развивать умение устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора букв  ч  и  щ  в суффиксах;  развивать орфографическую зоркость;

расширить кругозор учащихся о профессиях и обогатить их  словарный запас;

требовать четкости речи и корректировать звукопроизношения детей;

воспитывать умение работать самостоятельно.

Оборудование: таблицы, карточки, загадка, презентация.

Ход урока

I. Организация класса

Сегодня урок необычный у нас.

Готов к нему, вижу, каждый из вас:

Улыбка, уверенность.

Что ж, так держать!

За парты садитесь, пора начинать.

Фразы на слуховое восприятие

– Какое сегодня число?

– Какой день недели?

– Какой сейчас урок?

– Диана, скажи Никите, пусть спросит у меня, что мы будем делать на уроке.

(Знакомство с планом урока)

II. Проверка домашней работы

Дети должны были составить предложения с данными существительными.

III. Новая тема

Сегодня будем изучать новую тему. Чтобы узнать, о чем пойдет речь, вам надо отгадать загадку.

1 слайд. После корня он стоит, перед окончанием. Его я если заменю, другое слово получу. Обозначу уголком, называю.(суффиксом).

 Сегодня речь пойдет о суффиксах –чик (-щик).

2 слайд. Цель нашего урока – научиться определять выбор букв ч или щ в суффиксе –чик (-щик), то есть узнать, после каких согласных пишется буква ч в суффиксах –чик, (-щик). Ведь основная наша задача – научиться писать грамотно.

(На доске написаны слова)

Сурдопереводчик, фонарщик, летчик, танцовщик, перебежчик, грузчик, закройщик, разносчик.

( с 3 по 12 слайды – картинки )

Подчеркнем согласные буквы, стоящие перед суффиксами двумя чертами, а согласные ч и щ  - одной чертой. Обратите внимание, когда пишется ч, когда – щ. Попробуйте сформулировать правило.  А сейчас ваши ответы сравним с материалом учебника. с. 102, параграф 44.

– Какие существительные образуются при помощи суффиксов -чик (-щик)?

– Да, образуются существительные со значением лица, обозначающие людей какой –либо профессии.

– Ребята, суффикс -чик имеет еще одно значение, уменьшительно-ласкательное.

13 слайд. Игра «Убери лишнее»

1) Грузчик, магазинчик, фонарщик.

2) Рассказчик, стульчик, шкафчик.

Физминутка

VI. Закрепление

1) Списать, вставляя пропущенные согласные ч или щ в суффиксе чик (-щик). Обозначить условия выбора букв.

Свар.ик, вертолет.ик, развед.ик,  смаз.ик, барабан.ик, перепис.ик, экскаватор.ик.

2) Составить 2 предложения (устно).

3) Синтаксический разбор предложения.

 Фонарщик зажигает на улице фонарь.

4) Задания выполняют по группам.

1 группа – корректоры. Исправляют допущенные ошибки в предложениях.

1) Барабанчики яростно колотили в барабаны.

2) Буфетчик рассчитал меня.

3) Я хочу стать летщиком.

4) Дрессировчик не боится львов.

2 группа – лингвисты. Образовывают существительные с суффиксами -чик, -щик.

3 группа – исследователи. Находят по толковому словарю значение данного существительного.

Переписчик.

(с 14 по 22 слайды – картинки)

V. Итог

– Какую тему мы изучали?

– Над какой орфографической проблемой работали?

Рефлексия

 – Как ты работал на уроке?

– Какое задание было трудным?

– Какое задание было легким?

Оценки

Домашнее задание. с. 103, упражнение 247.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему" Согласные ч и щ в суффиксах -чик (-щик)»

Конспект урока по русскому языку в 6 классе

Тема. Согласные ч и щ в суффиксах -чик (-щик)

Цели: познакомить учащихся со способами действия написания в существительных суффиксов - чик (-щик), научить применять этот способ для правильного написания суффиксов -чик (-щик);

развивать умение устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора букв  ч  и  щ  в суффиксах;  развивать орфографическую зоркость;

расширить кругозор учащихся о профессиях и обогатить их словарный запас;

требовать четкости речи и корректировать звукопроизношения детей;

воспитывать умение работать самостоятельно.

Оборудование: таблицы, карточки, загадка, презентация.

Ход урока

I. Организация класса

Сегодня урок необычный у нас.

Готов к нему, вижу, каждый из вас:

Улыбка, уверенность.

Что ж, так держать!

За парты садитесь, пора начинать.

Фразы на слуховое восприятие

– Какое сегодня число?

– Какой день недели?

– Какой сейчас урок?

– Диана, скажи Никите, пусть спросит у меня, что мы будем делать на уроке.

(Знакомство с планом урока)

II. Проверка домашней работы

Дети должны были составить предложения с данными существительными.

III. Новая тема

Сегодня будем изучать новую тему. Чтобы узнать, о чем пойдет речь, вам надо отгадать загадку.

1 слайд. После корня он стоит, перед окончанием. Его я если заменю, другое слово получу. Обозначу уголком, называю ....(суффиксом).

Сегодня речь пойдет о суффиксах –чик (-щик).

2 слайд. Цель нашего урока – научиться определять выбор букв ч или щ в суффиксе –чик (-щик), то есть узнать, после каких согласных пишется буква ч в суффиксах –чик, (-щик). Ведь основная наша задача – научиться писать грамотно.

(На доске написаны слова)

Сурдопереводчик, фонарщик, летчик, танцовщик, перебежчик, грузчик, закройщик, разносчик.

( с 3 по 12 слайды – картинки )

Подчеркнем согласные буквы, стоящие перед суффиксами двумя чертами, а согласные ч и щ - одной чертой. Обратите внимание, когда пишется ч, когда – щ. Попробуйте сформулировать правило. А сейчас ваши ответы сравним с материалом учебника. с. 102, параграф 44.

– Какие существительные образуются при помощи суффиксов -чик (-щик)?

– Да, образуются существительные со значением лица, обозначающие людей какой –либо профессии.

– Ребята, суффикс -чик имеет еще одно значение, уменьшительно-ласкательное.

13 слайд. Игра «Убери лишнее»

1) Грузчик, магазинчик, фонарщик.

2) Рассказчик, стульчик, шкафчик.

Физминутка

VI. Закрепление

1) Списать, вставляя пропущенные согласные ч или щ в суффиксе чик (-щик). Обозначить условия выбора букв.

Свар.ик, вертолет.ик, развед.ик, смаз.ик, барабан.ик, перепис.ик, экскаватор.ик.

2) Составить 2 предложения (устно).

3) Синтаксический разбор предложения.

 Фонарщик зажигает на улице фонарь.

4) Задания выполняют по группам.

1 группа – корректоры. Исправляют допущенные ошибки в предложениях.

1) Барабанчики яростно колотили в барабаны.

2) Буфетчик рассчитал меня.

3) Я хочу стать летщиком.

4) Дрессировчик не боится львов.

2 группа – лингвисты. Образовывают существительные с суффиксами -чик, -щик.

3 группа – исследователи. Находят по толковому словарю значение данного существительного.

Переписчик.

(с 14 по 22 слайды – картинки)

V. Итог

– Какую тему мы изучали?

– Над какой орфографической проблемой работали?

Рефлексия

– Как ты работал на уроке?

– Какое задание было трудным?

– Какое задание было легким?

Оценки

Домашнее задание. с. 103, упражнение 247.

Списать, вставляя пропущенные согласные ч или щ в суффиксе чик (-щик). Обозначить условия выбора букв.

Свар.ик, вертолет.ик, развед.ик, смаз.ик, барабан.ик, перепис.ик, экскаватор.ик.



Корректоры

Исправляют допущенные ошибки в предложениях.

1) Барабанчики яростно колотили в барабаны.

2) Буфетчик рассчитал меня.

3) Я хочу стать летщиком.

4) Дрессировчик не боится львов.



Лингвисты

Образовывают существительные с суффиксами -чик, -щик.

Каменщик, обходчик, перевозчик, компьютерщик, газетчик.



Исследователи

Находят по толковому словарю значение данного существительного.

Переписчик.


Перед суффиксом есть буква .... Значит, в суффиксе надо писать букву ч.

Перед суффиксом нет буквы д, т, з, с, ж.

Значит, надо писать букву щ.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока на тему" Согласные ч и щ в суффиксах -чик (-щик)

Автор: Назарова Насима Сафаргалиевна

Дата: 18.09.2019

Номер свидетельства: 520157

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока по русскому  языку. 6 класс Правописание суффиксов -чик, -щик."
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-6-klass-pravopisaniie-suffiksov-chik-shchik"
    ["file_id"] => string(6) "253026"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447508040"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект урока по русскому языку "Как образуются слова" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-kak-obrazuiutsia-slova"
    ["file_id"] => string(6) "150161"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420441753"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства