Урок по русскому языку
в 6 классе
Тема урока: Буква Щ и Ч в суффиксах -ЧИК, -ЩИК
Цель: закрепить изученное об имени существительном;
изучить правописание суффиксов -чик и –щик;
расширить словарный запас профессиональной лексики учащихся
Ход урока
I. Оргмомент. О рабочих тетрадях, аккуратность ведения, оформление записей.
II. Повторение изученного.
1. Раздаю карточки, перфокарты;
2. Самостоятельная работа на доске (одновременно работают 2 ученика:
а) вставить пропущенную букву в словах:
пр.забавный пр.вязать
пр.старый пр.добрый
пр.чудливый пр.открыть
пр.ласкать пр.двинуть
пр.одолеть пр.школьный
пр.клеить пр.рвать
пр.держать пр.тихнуть
пр.образовать пр.гнуть
пр.вокзальный пр.мудрый
б) Когда человек любит свою профе(с,сс)ию у него любое дело спорит(?)ся.
в) одномоментно идёт устный фронтальный опрос:
- что такое имя сущ-ное?
- какие бывают имена сущ-ные? (собств, нариц; одуш и неодуш; склон.,несклон.,разносклон; кот. Употребл. Только в ед.чис. или только во мн чис.; сущ-ные общего рода);
- что имеют имена сущ-ные ( род и склон-е)
- как изменяются имена сущ-ные (по падежам и числам).
- приведите примеры несклоняемых, разносклоняемых им.сущ.
III Работа со словарными словами.
-Домашнее задание было узнать лексическое значение слова профессия. Кто узнал об этимологии этого слова? А какова этимология слов бетон, бидон, арматура?
Итак, профессия — заимств.слово из франц.яз.в 19 веке во Францию пришло из латинского яз. Буквально: официальное объявление о своей специальности.
Арматура (лат.) - вооружение, снаряжение
Бетон — это видоизменённое во франц.яз. Из латинского «битумен» - смола (мы знаем слово «битум»)
Бидон(франц.) - означает «пузанчик», «толстобрюшка» в переносном значении «толстобрюхий кувшин»
- Что это мы с вами заговорили о словах. Которые относятся к строительству?
Давайте поговорим о профессии и не об одной, заодно расширим кругозор, а вдруг кто-то для себя откроет новую профессию, которая и определит будущую жизнь или раскроет важность и значимость неизвестных вам профессий.
Пусть девизом нашего урока будут слова: Все работы хороши — выбирай на вкус!»
- Вы не заметили, что общего в звучании этих слов? Синонимы.
- Какие морфемы в написании девиза заметили? ( -оро-, чередование в корне -бер- - -бир,побудительное предложение).
- Разложите картинки, фотографии, изображающие людей различных профессий
- Запишем на доске и в тетради названия этих профессий: сварщик, танцовщик, проходчик, укладчик, переводчик, перевозчик, перебежчик, смазчик.
- Обратите внимание, после каких букв пишутся суффиксы -чик и -щик?
(рисую звёздочку, записываем предложение: я ТоЖе ЗдеСь)
- Вот отсюда и сформулируем тему нашего урока: Буква Ч и Щ в суффиксах -чик и -щик.
- Записываем тему. Читаем учебник: п.44, стр.102
- упр.244, Iвар.: выписать слова с суффиксом -чик;
Iiвар.: выписать слова с суффиуксом -щик
- Показываю картинки (слайды) оленЕвод, рыбОлов, цветОвод, пчелОвод. -Обозначают ли данные слова названия профессий?
- Давайте добавим слова:
- кто рубит лес?
- кто варит кашу?
какая машина по любой дороге пройдёт?
-Что за слова вы назвали? (сложные, которые соединяет соед.гласная о-е)
- Есть и другие суффиксы, которые участвуют в образовании слов, называющих профессию: художник, машинист, водитель, тракторист, учитель
- Нам и ещё одно правило надо вспомнить для таких слов как: пеЧНик, помоЩНик, сваРЩик, жестяНЩик,
- упр.247
IY Оценки всем уч-ся.
Домашнее.задание:. п.44, слова в рамочке, подготовиться к словарному .диктанту, упр.246,249
-