kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание суффиксов -чик, -щик

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                    Урок по русскому языку
                                 в 6 классе



Тема урока: Буква Щ и Ч в суффиксах -ЧИК, -ЩИК

Цель:  закрепить изученное об имени существительном;
             изучить правописание  суффиксов -чик и –щик
;
             расширить словарный запас профессиональной лексики учащихся
                                  



                                                    Ход урока

I. Оргмомент. О рабочих тетрадях, аккуратность ведения, оформление записей.

II. Повторение изученного.
    1. Раздаю карточки, перфокарты;
    2. Самостоятельная работа на доске (одновременно работают 2 ученика:
     а) вставить пропущенную букву в словах:
         пр.забавный                                            пр.вязать
         пр.старый                                                 пр.добрый
         пр.чудливый                                             пр.открыть
         пр.ласкать                                                пр.двинуть
         пр.одолеть                                                пр.школьный
         пр.клеить                                                  пр.рвать
         пр.держать                                               пр.тихнуть
         пр.образовать                                          пр.гнуть
         пр.вокзальный                                         пр.мудрый

     б) Когда человек любит свою профе(с,сс)ию у него любое дело спорит(?)ся.
     в) одномоментно идёт устный фронтальный опрос:
         - что такое имя сущ-ное?
         - какие бывают имена сущ-ные? (собств, нариц; одуш и неодуш;                                                   склон.,несклон.,разносклон; кот. Употребл. Только в ед.чис. или только во мн чис.; сущ-ные общего рода);
        - что имеют имена сущ-ные ( род и склон-е)
        - как изменяются имена сущ-ные (по падежам и числам).
        - приведите примеры несклоняемых, разносклоняемых им.сущ.
 

III Работа со словарными словами.
    -Домашнее задание было узнать лексическое значение слова профессия. Кто узнал об этимологии этого слова? А какова этимология слов бетон, бидон, арматура?
        

Итак, профессия — заимств.слово из франц.яз.в 19 веке во Францию пришло из латинского яз. Буквально: официальное объявление о своей специальности.
Арматура (лат.) - вооружение, снаряжение
Бетон — это видоизменённое во франц.яз. Из латинского «битумен» - смола (мы знаем слово «битум»)
Бидон(франц.) - означает «пузанчик», «толстобрюшка» в переносном значении «толстобрюхий кувшин»

- Что это мы с вами заговорили о словах. Которые относятся к строительству?
  Давайте поговорим о профессии и не об одной, заодно расширим кругозор, а вдруг кто-то для себя откроет новую профессию, которая и определит будущую жизнь или раскроет важность и значимость неизвестных вам профессий.
 

Пусть  девизом  нашего урока будут слова: Все работы хороши — выбирай на вкус!»
-
Вы не заметили, что общего в звучании этих слов? Синонимы.
- Какие морфемы в написании девиза заметили? ( -оро-, чередование в корне -бер- -       -бир,побудительное предложение).
  
-  Разложите картинки, фотографии, изображающие людей различных профессий
-  Запишем на доске и в тетради названия этих профессий: сварщик, танцовщик, проходчик, укладчик, переводчик, перевозчик, перебежчик, смазчик.
-
Обратите внимание, после каких букв пишутся суффиксы -чик и -щик?

                  (рисую звёздочку, записываем предложение: я ТоЖе ЗдеСь)

- Вот отсюда и сформулируем тему нашего урока: Буква Ч и Щ в суффиксах -чик и -щик.
- Записываем тему. Читаем учебник: п.44, стр.102
- упр.244, Iвар.: выписать слова с суффиксом -чик;
                 Iiвар.: выписать слова с суффиуксом -щик

- Показываю картинки (слайды) оленЕвод, рыбОлов, цветОвод, пчелОвод.        -Обозначают ли данные слова названия профессий?

- Давайте добавим слова:

  • кто рубит лес?
  • кто варит кашу?
    какая машина по любой дороге пройдёт?

    -Что за слова вы назвали? (сложные, которые соединяет соед.гласная о-е)
    - Есть и другие суффиксы, которые участвуют в образовании слов, называющих профессию: художник, машинист, водитель, тракторист, учитель

    -
    Нам и ещё одно правило надо вспомнить для таких слов как: пеЧНик, помоЩНик, сваРЩик, жестяНЩик,
    - упр.247

    IY Оценки всем уч-ся.
    Домашнее.задание:. п.44, слова в рамочке, подготовиться к словарному .диктанту, упр.246,249
    -

     

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правописание суффиксов -чик, -щик »

Урок по русскому языку
в 6 классе



Тема урока: Буква Щ и Ч в суффиксах -ЧИК, -ЩИК

Цель: закрепить изученное об имени существительном;
изучить правописание суффиксов -чик и –щик
;
расширить словарный запас профессиональной лексики учащихся



Ход урока

I. Оргмомент. О рабочих тетрадях, аккуратность ведения, оформление записей.

II. Повторение изученного.
1. Раздаю карточки, перфокарты;
2. Самостоятельная работа на доске (одновременно работают 2 ученика:
а) вставить пропущенную букву в словах:
пр.забавный пр.вязать
пр.старый пр.добрый
пр.чудливый пр.открыть
пр.ласкать пр.двинуть
пр.одолеть пр.школьный
пр.клеить пр.рвать
пр.держать пр.тихнуть
пр.образовать пр.гнуть
пр.вокзальный пр.мудрый

б) Когда человек любит свою профе(с,сс)ию у него любое дело спорит(?)ся.
в) одномоментно идёт устный фронтальный опрос:
- что такое имя сущ-ное?
- какие бывают имена сущ-ные? (собств, нариц; одуш и неодуш; склон.,несклон.,разносклон; кот. Употребл. Только в ед.чис. или только во мн чис.; сущ-ные общего рода);
- что имеют имена сущ-ные ( род и склон-е)
- как изменяются имена сущ-ные (по падежам и числам).
- приведите примеры несклоняемых, разносклоняемых им.сущ.

III Работа со словарными словами.
-Домашнее задание было узнать лексическое значение слова профессия. Кто узнал об этимологии этого слова? А какова этимология слов бетон, бидон, арматура?

Итак, профессия — заимств.слово из франц.яз.в 19 веке во Францию пришло из латинского яз. Буквально: официальное объявление о своей специальности.
Арматура (лат.) - вооружение, снаряжение
Бетон — это видоизменённое во франц.яз. Из латинского «битумен» - смола (мы знаем слово «битум»)
Бидон(франц.) - означает «пузанчик», «толстобрюшка» в переносном значении «толстобрюхий кувшин»

- Что это мы с вами заговорили о словах. Которые относятся к строительству?
Давайте поговорим о профессии и не об одной, заодно расширим кругозор, а вдруг кто-то для себя откроет новую профессию, которая и определит будущую жизнь или раскроет важность и значимость неизвестных вам профессий.

Пусть девизом нашего урока будут слова: Все работы хороши — выбирай на вкус!»
-
Вы не заметили, что общего в звучании этих слов? Синонимы.
- Какие морфемы в написании девиза заметили? ( -оро-, чередование в корне -бер- - -бир,побудительное предложение).

- Разложите картинки, фотографии, изображающие людей различных профессий
- Запишем на доске и в тетради названия этих профессий: сварщик, танцовщик, проходчик, укладчик, переводчик, перевозчик, перебежчик, смазчик.
-
Обратите внимание, после каких букв пишутся суффиксы -чик и -щик?

(рисую звёздочку, записываем предложение: я ТоЖе ЗдеСь)

- Вот отсюда и сформулируем тему нашего урока: Буква Ч и Щ в суффиксах -чик и -щик.
- Записываем тему. Читаем учебник: п.44, стр.102
- упр.244, Iвар.: выписать слова с суффиксом -чик;
Iiвар.: выписать слова с суффиуксом -щик

- Показываю картинки (слайды) оленЕвод, рыбОлов, цветОвод, пчелОвод. -Обозначают ли данные слова названия профессий?

- Давайте добавим слова:

  • кто рубит лес?

  • кто варит кашу?
    какая машина по любой дороге пройдёт?

    -Что за слова вы назвали? (сложные, которые соединяет соед.гласная о-е)
    - Есть и другие суффиксы, которые участвуют в образовании слов, называющих профессию: художник, машинист, водитель, тракторист, учитель

    -
    Нам и ещё одно правило надо вспомнить для таких слов как: пеЧНик, помоЩНик, сваРЩик, жестяНЩик,
    - упр.247

    IY Оценки всем уч-ся.
    Домашнее.задание:. п.44, слова в рамочке, подготовиться к словарному .диктанту, упр.246,249
    -




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Правописание суффиксов -чик, -щик

Автор: Костромина Ольга Павловна

Дата: 10.11.2014

Номер свидетельства: 129265

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока по русскому  языку. 6 класс Правописание суффиксов -чик, -щик."
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-6-klass-pravopisaniie-suffiksov-chik-shchik"
    ["file_id"] => string(6) "253026"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447508040"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока русского языка в 5 классе "Правописание суффиксов -чик-, -щик-" "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-pravopisaniie-suffiksov-chik-shchik"
    ["file_id"] => string(6) "187575"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426528599"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Правописание суффиксов -чик-, -щик-" "
    ["seo_title"] => string(88) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-v-5-klassie-pravopisaniie-suffiksov-chik-shchik"
    ["file_id"] => string(6) "187591"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426529730"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Правописание суффикса ЧИК-ЩИК в именах существительных "
    ["seo_title"] => string(67) "pravopisaniie-suffiksa-chik-shchik-v-imienakh-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "217034"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433224901"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "конспект урока русского языка в 6классе "Буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик)" "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6klassie-bukvy-ch-i-shch-v-suffiksie-chik-shchik"
    ["file_id"] => string(6) "111832"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407951835"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства