Конспект урока
в 6 классе по теме «Правописание суффиксов –чик, -щик»
Пояснительная записка
Цель: создание условий для формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся в соответствии с
требованиями ФГОС при решении учебной задачи: открытие способа правописания суффиксов –чик, -щик в существительных
Этапы урока
(решение учебной задачи)
Совместная деятельность
Ведущие
УУД
Личностные
результаты
Предметные
результаты
1.
Мотивационный
постановка проблемы
По предложенным педагогом картинкам (слайды), учащиеся должны угадать, кто на них изображен
Учащиеся проговаривают: «Фасовщик, крановщик, сварщик, фехтовальщик, компьютерщик, молотобойщик, летчик, укладчик, докладчик, грузчик, пулеметчик, ямщик».
Можно ли назвать суффиксы, с помощью которых образованы эти слова? Можем ли мы сказать, как правильно написать эти слова, могут ли у нас при письме появиться ошибки?
Чего мы не знаем? Какой будет тема урока?
личностные
формирование мотивации
Развитие познавательного
интереса
Осознание проблемы
Не знаем правило написания суффиксов –чик, -щик в существительных
Принятие цели
планирование
деятельности
Формулируем тему урока и цель:
Тема: «Правописание суффиксов –чик, -щик в существительных.
Цель: научиться грамотно писать существительные, правильно выбирая суффикс –чик или –щик.
Записываем тему урока в тетрадь.
регулятивные
целеполагание, действия по образцу
Ответственность, усвоение этических норм
Осознание цели деятельности и планируемого результата:
Выдвигают гипотезы, с помощью учителя проверяют, отбрасывают неверные
Пытаются сформулировать правило выбора суффикса
3.
Выбор способов и действий
актуализация прошлого опыта,
недостаток опытных знаний
Учитель на время предлагает превратиться в учёных и попробовать, внимательно рассмотрев слова данные на слайде и на карточке №2, сопоставить их (докладчик, грузчик, прокатчик, разносчик, перебежчик, танцовщик, болельщик, паромщик, носильщик, советчик…)
А теперь обратите внимание: буквы в суффиксах разные, а есть ли что-то общее в этих словах? (Они обозначают людей, определенных профессий, специальности, рода занятий)
Можно ли по произношению определить выбор букв Ч или Щ в суффиксе –чик (- щик)? Почему? После каких согласных пишется буква Ч в суффиксе -чик (-щик) ?
ИТОГ: Формулируем правило о написании суффиксов –ЧИК и –ЩИК: «В суффиксах существительных – чик (- щик) после букв д,т,з,с,ж – пишется буква Ч, в остальных случаях пишется буква Щ».
Молодцы, правило вывели, а теперь представьте это правило в виде схемы (работа в парах) Д, з, ж, т, с - -ЧИК; Д, з,ж,т,с - -ЩИК
Чтобы лучше запомнить буквы, выучите фразу «Я тоже здесь» Все согласные буквы из нашего правила.
Еще я дарю вам “Путеводную звезду”. Она будет освещать ваш путь в стране “Орфография”, обратите внимание, она из нашего правила.
коммуникативные
работа с информацией,
работа в коллективе, в группе
Любознательность,
доброжелательность к другим,
усвоение норм морали
Осознание потребности в новом способе действий
Предложено несколько способов запоминания данного правила.
Формулировка правила:
в суффиксе существительных – чик (- щик) после букв д,т,з,с,ж – пишется буква Ч, в остальных случаях пишется буква Щ.
4.
Анализ
Открытие нового способа действий
Давайте проведем лексический диктант. Я буду говорить значение слова, а вы записывать само слово:
1.Тот, кто перебежал к врагу (перебежчик).
2.Рабочий, специалист по бетонным работам (бетонщик).
3.Тот, кто подносит, доставляет что-нибудь (подносчик).
4.Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке (каменщик).
5.Рабочий по проходке горных выработок (проходчик).
6.Рабочий, специалист по типографскому набору (наборщик).
7.Работник, ведущий учет (учетчик).
8.Тот. кто делает съемку местности (съемщик)
9.Рабочий, занимающийся смазкой (смазчик).
10. Работник бани, обслуживающий посетителей (банщик)
Фронтальная проверка выполненного задания. (правильные ответы проецируются на экран)
ЗАДАНИЕ: Распредели в таблицу приведённые ниже слова с объяснением.
После букв Д,Т, З,Ж, С
пишется буква Ч (-ЧИК)
В остальных случаях пишется буква Щ (-ЩИК
Извоз…ик, обход…ик (путей), груз…ик, развед.ик, буфет…ик, экскаватор…ик, стуль…ик, перепис…ик, лёт…чик, рассказ…ик, камен…ик, арматур…ик, стакан…ик, свар…ик, забой…ик, переплё…ик, ракет…чик, перевод…чик, стеколь…щик, диван…ик, барабан…ик, прицеп…ик (вагонов), компьютерщик.
Все ли слова вы распределили? Почему эти слова не вошли в вашу таблицу? (в этих словах другое значение).
А какое значение еще имеет суффикс –ЧИК? (уменьшительно-ласкательное)
позавательные
анализ
Формирование рефлексии
Освоение нового способа деятельности:
Узнали, что для определения выбора суффикса необходимо знать его лексическое значение
Анализ ошибок:
При выполнении задания были допущены ошибки, в ходе обсуждения которые были выявлены. Исправление ошибок.
5.Творческий этап
применение способа к
новым ситуациям
Сейчас, ребята, я хочу вам рассказать об этом суффиксе небольшую сказку.
Давным-давно жил-был суффикс Чик. Он был такой добрый, ласковый, что все слова, к которым он подходил, сразу же превращались в таких же добрых и ласковых, как и сам суффикс. У суффикса Чик была еще одна особенность: он умел уменьшать слова. Вместо мощного КОЛОКОЛА получался чудно звенящий КОЛОКОЛЬЧИК. Даже большой зрелый ОГУРЕЦ превращался в изящный ОГУРЧИК. А также суффикс Чик образовывал и образует слова, обозначающие людей какой-нибудь специальности, профессии. Например, из корня Лет Чик образовывал – ЛЕТЧИК, из слова ПЕРЕПЛЕТ – ПЕРЕПЛЕТЧИК. Сейчас суффикс Чик уже немолодой. Но он по-прежнему старательно работает и помогает людям.
Давайте запишем в тетради таблицу, которая тоже будет помогать вам при выборе в написании суффикса.
Суффикс -ЧИК
Уменьшительно-ласкательное значение
Значение лица, после букв Д.Т.З,С,Ж
фонтанчик
грузчик
А теперь придумайте каждый по 5 слов для каждого столбика и запишите их
личностные
творчество
Развитие креативных способносте
Решение творческой задачи:
Выполнение заданий, связанных с изученной темой, используются различные виды деятельност6.
Контроль и оценка
решение заданий повышенной сложностиосвоения нового способа действий
5. Рефлексия:
Работа с карточками. (ребята работают группами)
Карточка № 1
Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните выбор суффикса.
Бакен., навод., огур…, сплав., фрезеров., трамвай…, сбор., газет., рассказ., стакан…, стеколь., бетон., гардероб.
Карточка № 2
Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните выбор суффикса.
Арматур., выдум., помидор…, проход., портфель., пулемет., уголь., набор., компьютер., смаз., шкаф…, прокат.
Проводится групповая взаимопроверка с использованием документ-камеры (группы обмениваются карточками, исправляют и объясняют ошибки, найденные ими)
Поведение итогов
Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали? Как мы ее решили? Для чего надо знать значения суффиксов? Какую роль играют в языке суффиксы? Где можно применить новые знания?
Проводит инструктаж домашнего задания. Предполагает право выбора учащимся уровня.
Для всех - §17 (стр.167-168), правило выучить.
1 уровень: Упр.113 (по учебнику);
2 уровень: упр. 114 (по учебнику);
3 уровень: составить небольшой текст (5-6 предложений), в котором встречаются слова с изученной на уроке орфограммой (тема произвольная).
Дополните фразы:
Я узнал…
В ходе работы удалось научиться…
Порадовался тому, что…
Оцените свою работу на уроке. Работу класса.
3 балла
Я всё очень хорошо понял (а)
2 балла
Мне всё понятно, но материал не интересен
1 балл
Я не всё понял, но мне было интересно.
0 баллов
Я ничего не понял и на уроке скучал
регулятивные
контроль, коррекция, оценка
Формирование способности
к самосовершенствованию
Оценка достижения планируемого результата:
Задача, поставленная в начале урока, решена, рассмотрены творческие задания, выполнены задания, предложенные учителем
Оценка и самооценка результатов деятельности
Выдано домашнее задание (предложено выбрать уровень задания самостоятельно), проведена оценка деятельности и результат обучения учащимися
Выводы о достижении целей урока: : цель урока достигнута, сформулировано правило написания суффиксов –ЧИК и –ЩИК в существительных, проведена отработка данного правила на письме, проверены полученные знания. Учитель: Степанова Е.А.