kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий урока по ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Имя существительное как часть речи. Сценарий урока по ФГОС

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока по ФГОС»

Сценарий урока по ФГОС

Класс: 5

УМК: Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.

Предмет: русский язык

Тип урока: открытие нового знания

Тема урока: «Имя существительное как часть речи »

Цели урока:

- деятельностная: сформировать способность опознавать существительные в речи;

- развивать умение использовать широкие возможности слов этой части речи;

- содержательная: сформировать представление о существительном как о части речи;


Средства обучения: компьютер, проектор, ИКТ тренажёр, учебник, тетрадь для конспектов, карточки с текстом, алгоритм; словари русского языка (орфографические),цветные жетоны, « групповые журналы»

ХОД УРОКА


1.Мотивация к совершению учебной деятельности


Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.


Учитель:

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! "Книги - спутники нашей жизни". Запишите эти слова после числа в тетради, оставив пустую строчку для темы, название которой вы сами сформулируете немного позже.

Учитель:

- Ребята, похлопайте в ладоши, если знаете, какой частью речи является первое слово в этой фразе. Потопайте, если узнали часть речи второго слова. Поднимите левую руку те, кто знает, что за часть речи последнее слово в предложении. Молодцы! Надпишите над словами часть речи.

- Работать вы будете тремя группами, сядьте так, чтобы в каждой группе был красный, два синих и один зеленый жетон. Капитаны групп – с красными жетонами.

(красные – высокий уровень, синий – средний, зелёный – низкий уровень)


- Кто догадался, какова тема нашего урока сегодня? Да, вы правы, запишите в пустой строке тему: «Имя существительное как часть речи».


2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.


Цель этапа: повторение изученного материала, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.



- Про себя мы уже можем сказать, что с существительными на «ты», ведь они вам хорошо знакомы с начальных классов.

Давайте составим кластер, который поможет нам легко узнавать эту часть речи.


Методом мозгового штурма создаётся кластер на доске и в тетрадях для конспектов обучающихся:







Задание всему классу:

Подчеркните существительные, используя при рассуждении данный кластер: ветер, буря, солнечный, снится, волшебство, смех, мирились, радость, легко, быстрый, заря.

(При затруднении учитель обращает внимание обучающегося на признаки существительного)


3.Этап определения места и причин затруднения


Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления, алгоритм правильного действия.


- Сейчас проведём игру « Лингвистическое лото"

( слова разных частей речи даны вперемешку, надо разложить существительные , при правильном действии складывается фраза, при неверном – слово возвращается назад)

Обучающиеся выходят к доске и помещают существительные на карточки, радуются успеху или повторяют действие, исправляя ошибку.


4.Построение проекта выхода из затруднения


Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления.

Сказка.

Давным - давно все существительные были похожи. Королева Грамматика издала приказ: «Кто придумает для моих слов-существительных знаки различия, будет вознаграждён»


- Перед вами на столах карточки с существительными. Кто из вас сегодня сможет выполнить приказ королевы? Подумайте, обсудите в группе и разложите карточки.

Разноуровневое задание:


При этом высказывают версию «синие».

«Зелёные» говорят, как разложили слова, а «красные» обосновывают.

(ученики могут классифицировать существительные по родам или по склонениям).


5.Реализация проекта выхода из затруднения.


Цель этапа: алгоритм правильного действия.


Проблемное задание.


- К нам на урок снова пришёл Ваня Ошибкин. Как вы объясните Ване его ошибки, что ему делать, чтобы выбрать существительные из текста?

Задание было таким: Подчеркнуть существительные.

Посмотрите, как выполнил его Ваня.

Тройка, третий, три, десятка, десять, десятый, семеро, семёрка, единица, сотый, сотня.

- Ребята, давайте объясним Ване, как надо действовать, чтобы определить существительные в ряду других частей речи.






Составим алгоритм:

(Записывают в тетради для конспектов)


Обучающиеся дают алгоритм действия:


1.Задать вопрос Кто? или Что?


2.Значение – предмет


3.Имеет ли род, склонение


4.Изменяется ли по числам, падежам


Затем обучающиеся выполняют задание в тетрадях.

В роли проверяющих – капитаны групп.


6.Первичное закрепление изученного.


Цель этапа: выявить проблемы первичного осмысления, провести коррекцию.


- Сейчас каждый из вас будет выполнять задание по карточке.


Задания трёх уровней.

3 уровень «зелёные»:

Выписать из текста существительные в три столбика по склонениям. Упр.77


2 уровень «синие»:

Выписать из текста существительные, вставить окончания и определить род, число, падеж. Упр.78


1 уровень «красные»:

Составить текст на тему «Осень в лесу», определить падежи существительных.


Учитель контролирует работу. Проводит коррекцию. Проверяются работы обучающихся.

- Все справились с заданием, потому что усвоили порядок действий при определении существительного как части речи.


Прошу встать из-за парт тех учеников, кто сможет перечислить признаки существительных.

Ученики встают.

Называют признаки существительных. (проговаривание)Если кто-то не встал, попросим его прочесть вслух правило и тоже встать.

Физкультминутка


Ребята! Вы любите играть?  Я  очень люблю играть. Только играть надо с пользой. Давайте я и вас научу. Ребята, когда услышите имена существительные 1 склонения -поднимите руки вверх, когда прозвучит имя существительное 2 склонения – присядьте, а третьего –руки перед собой.


     Зима, утро, урок, море,  ночь, дочь, природа, трава, печь, конь, лес



Словесный конструктор


- А теперь вы становитесь конструкторами новых слов. Запишите получившиеся существительные.


Футбол (суффиксальный)

Храбрый (суффиксальный)

Погода (приставочный)

Город (приставочный)

Стакан (прис.-суф.)

Служить (прис.-суф.)

Луна, ходить (сложение)

Железо, бетон (сложение)

Записывают получившиеся слова, выделяют ту часть слова, которая явилась словообразовательной.


7. Этап самостоятельной работы с проверкой по словарю


Цель этапа: закрепление алгоритма действий


- Вы «добыли» необходимые знания и сможете справиться с самостоятельной работой.

Задания трёх уровней.

3 уровень «зелёные»
1.Спиши, дописывая окончания. Укажи падеж и склонение имен существительных.
Капли дождя барабанили по крыш... . Завтра мы пойдем в гости к тет... и дяд... . Дети написали письмо отц... . Мальчик подошел к окн... . По деревн... проехала машина. К кроват... ребенка подошла мать.


2.Спиши. Обозначь цифрой склонение. Проверь по словарю.

Рю…зак, брош…Ра, хо…ей, спор…мен, б…скетболистка, …,…….,…,


2 уровень «синие».

1.Тест № 21. «Русский язык 5 кл. КИМ" к учебникам Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. Москва,"ВАКО",2014

2.Выпиши из орфографического словаря по два существительных каждого рода.

3 уровень «красные»

1.ИКТ тренажёр «Имя существительное».2. Составь предложение со словом конве…ер, проверь написание по словарю.

.

Проверка будет осуществляться «по конвейеру»: второй уровень проверяет работу третьего, первый – работу второго, учитель – работу первого. Результаты капитаны групп заносят в « групповой журнал»


8. Этап включения нового УУД в систему


1. Подобрать синонимы к словам с приставкой. Подбирают и записывают слова парами

Беда – (несчастье)

Ложь –(неправда)

Противник – (неприятель)

Отсутствие – (неявка)

Свобода – (независимость)

Враг – (недруг)

Горе – (несчастье)

Рабство – (неволя)


2. Найдите пятое лишнее слово в каждом ряду:


Мастер, лошадь, бабочка, толпа, сверстница.

Реклама, кукла, рябина, пейзаж, земляника.


Ученики находят и объясняют свой выбор.


3.Речевая ситуация:


Ребята, объясните сложившуюся речевую ситуацию.

  • Мамочка и папочка – это мои самые близкие люди.

  • В классе для заполнения документов потребовались данные матери и отца.

Попробуйте подобрать свои примеры.

Ученики объясняют разницу в ситуациях.

Подбирают свои примеры. (если не получается сходу, предложить подумать дома.)


Домашнее задание.

Обдумайте домашнее задание, выберите задание сами.

Домашнее задание трёх уровней.


1 уровень:

Составить кроссворд по теме «Имя существительное».


2 уровень: Составить текст по данному началу: «Только что упали последние капли дождя…».Определить падежи существительных.


3 уровень: Тест № 21 – вариант 2.


9. Этап рефлексии


Цель этапа: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса.


Подведите итог работы в группах по « групповому журналу» (учитель помогает при затруднении)

Подводят итог работы в группах, подсчёт суммы баллов каждого участника группы.


В заключение – сюрприз!

Разгадайте кроссворд и узнаете, как я оценила вашу работу на уроке.

Морфология

Винительный

Подлежащее

Творительный

Число

Склонение

Род

1.раздел науки о языке, изучающий части речи.

2.Падеж существительного (вижу) землю.

3.Член предложения, чаще всего выраженный существительным.

4.Падеж, обозначающий орудие действия.

5.Количество предметов у существительного.

6.Изменение существительных по родам.

7.категория существительного, различающая нас по полу.


Выставление оценок за урок



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сценарий урока по ФГОС

Автор: Чепурная Э.Л.

Дата: 08.09.2019

Номер свидетельства: 519239

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Сценарий урока "Глагол как член предложения. Всегда ли глагол - сказуемое?" "
    ["seo_title"] => string(84) "stsienarii-uroka-glaghol-kak-chlien-priedlozhieniia-vsieghda-li-ghlaghol-skazuiemoie"
    ["file_id"] => string(6) "231561"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442529894"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Сценарий урока по географии "Особенности природы Северной Америки" "
    ["seo_title"] => string(73) "stsienarii-uroka-po-ghieoghrafii-osobiennosti-prirody-sieviernoi-amieriki"
    ["file_id"] => string(6) "189431"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426888280"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Сценарий урока русского языка "
    ["seo_title"] => string(33) "stsienarii-uroka-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "122959"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1414383340"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Сценарий урока с применением ИКТ "Animals" для 2 класса ФГОС НОО "
    ["seo_title"] => string(68) "stsienarii-uroka-s-primienieniiem-ikt-animals-dlia-2-klassa-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "110369"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405955583"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Сценарий урока русского языка по теме "Склонение имён существительных"."
    ["seo_title"] => string(80) "stsienarii_uroka_russkogho_iazyka_po_tiemie_sklonieniie_imion_sushchiestvitiel_n"
    ["file_id"] => string(6) "421087"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1496936911"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства