Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока по ФГОС»
Сценарий урока по ФГОС
Класс: 5
УМК: Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.
Предмет: русский язык
Тип урока: открытие нового знания
Тема урока: «Имя существительное как часть речи »
Цели урока:
- деятельностная: сформировать способность опознавать существительные в речи;
- развивать умение использовать широкие возможности слов этой части речи;
- содержательная: сформировать представление о существительном как о части речи;
Средства обучения: компьютер, проектор, ИКТ тренажёр, учебник, тетрадь для конспектов, карточки с текстом, алгоритм; словари русского языка (орфографические),цветные жетоны, « групповые журналы»
ХОД УРОКА
1.Мотивация к совершению учебной деятельности
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Учитель:
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! "Книги - спутники нашей жизни". Запишите эти слова после числа в тетради, оставив пустую строчку для темы, название которой вы сами сформулируете немного позже.
Учитель:
- Ребята, похлопайте в ладоши, если знаете, какой частью речи является первое слово в этой фразе. Потопайте, если узнали часть речи второго слова. Поднимите левую руку те, кто знает, что за часть речи последнее слово в предложении. Молодцы! Надпишите над словами часть речи.
- Работать вы будете тремя группами, сядьте так, чтобы в каждой группе был красный, два синих и один зеленый жетон. Капитаны групп – с красными жетонами.
- Кто догадался, какова тема нашего урока сегодня? Да, вы правы, запишите в пустой строке тему: «Имя существительное как часть речи».
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Цель этапа: повторение изученного материала, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
- Про себя мы уже можем сказать, что с существительными на «ты», ведь они вам хорошо знакомы с начальных классов.
Давайте составим кластер, который поможет нам легко узнавать эту часть речи.
Методом мозгового штурма создаётся кластер на доске и в тетрадях для конспектов обучающихся:
Задание всему классу:
Подчеркните существительные, используя при рассуждении данный кластер: ветер, буря, солнечный, снится, волшебство, смех, мирились, радость, легко, быстрый, заря.
(При затруднении учитель обращает внимание обучающегося на признаки существительного)
3.Этап определения места и причин затруднения
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления, алгоритм правильного действия.
- Сейчас проведём игру « Лингвистическое лото"
( слова разных частей речи даны вперемешку, надо разложить существительные , при правильном действии складывается фраза, при неверном – слово возвращается назад)
Обучающиеся выходят к доске и помещают существительные на карточки, радуются успеху или повторяют действие, исправляя ошибку.
4.Построение проекта выхода из затруднения
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления.
Сказка.
Давным - давно все существительные были похожи. Королева Грамматика издала приказ: «Кто придумает для моих слов-существительных знаки различия, будет вознаграждён»
- Перед вами на столах карточки с существительными. Кто из вас сегодня сможет выполнить приказ королевы? Подумайте, обсудите в группе и разложите карточки.
Разноуровневое задание:
При этом высказывают версию «синие».
«Зелёные» говорят, как разложили слова, а «красные» обосновывают.
(ученики могут классифицировать существительные по родам или по склонениям).
5.Реализация проекта выхода из затруднения.
Цель этапа: алгоритм правильного действия.
Проблемное задание.
- К нам на урок снова пришёл Ваня Ошибкин. Как вы объясните Ване его ошибки, что ему делать, чтобы выбрать существительные из текста?
- Ребята, давайте объясним Ване, как надо действовать, чтобы определить существительные в ряду других частей речи.
Составим алгоритм:
(Записывают в тетради для конспектов)
Обучающиеся дают алгоритм действия:
1.Задать вопрос Кто? или Что?
2.Значение – предмет
3.Имеет ли род, склонение
4.Изменяется ли по числам, падежам
Затем обучающиеся выполняют задание в тетрадях.
В роли проверяющих– капитаны групп.
6.Первичное закрепление изученного.
Цель этапа: выявить проблемы первичного осмысления, провести коррекцию.
- Сейчас каждый из вас будет выполнять задание по карточке.
Задания трёх уровней.
3 уровень «зелёные»:
Выписать из текста существительные в три столбика по склонениям. Упр.77
2 уровень «синие»:
Выписать из текста существительные, вставить окончания и определить род, число, падеж. Упр.78
1 уровень «красные»:
Составить текст на тему «Осень в лесу», определить падежи существительных.
Учитель контролирует работу. Проводит коррекцию. Проверяются работы обучающихся.
- Все справились с заданием, потому что усвоили порядок действий при определении существительного как части речи.
Прошу встать из-за парт тех учеников, кто сможет перечислить признаки существительных.
Ученики встают.
Называют признаки существительных. (проговаривание)Если кто-то не встал, попросим его прочесть вслух правило и тоже встать.
Физкультминутка
Ребята! Вы любите играть? Я очень люблю играть. Только играть надо с пользой. Давайте я и вас научу. Ребята, когда услышите имена существительные 1 склонения -поднимите руки вверх, когда прозвучит имя существительное 2 склонения – присядьте, а третьего –руки перед собой.
- А теперь вы становитесь конструкторами новых слов. Запишите получившиеся существительные.
Футбол (суффиксальный)
Храбрый (суффиксальный)
Погода (приставочный)
Город (приставочный)
Стакан (прис.-суф.)
Служить (прис.-суф.)
Луна, ходить (сложение)
Железо, бетон (сложение)
Записывают получившиеся слова, выделяют ту часть слова, которая явилась словообразовательной.
7. Этап самостоятельной работы с проверкой по словарю
Цель этапа: закрепление алгоритма действий
- Вы «добыли» необходимые знания и сможете справиться с самостоятельной работой.
Задания трёх уровней.
3 уровень «зелёные» 1.Спиши, дописывая окончания. Укажи падеж и склонение имен существительных. Капли дождя барабанили по крыш... . Завтра мы пойдем в гости к тет... и дяд... . Дети написали письмо отц... . Мальчик подошел к окн... . По деревн... проехала машина. К кроват... ребенка подошла мать.
2.Спиши. Обозначь цифрой склонение. Проверь по словарю.
1.Тест № 21. «Русский язык 5 кл. КИМ" к учебникам Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. Москва,"ВАКО",2014
2.Выпиши из орфографического словаря по два существительных каждого рода.
3 уровень «красные»
1.ИКТ тренажёр «Имя существительное».2. Составь предложение со словом конве…ер, проверь написание по словарю.
.
Проверка будет осуществляться «по конвейеру»: второй уровень проверяет работу третьего, первый – работу второго, учитель – работу первого. Результаты капитаны групп заносят в « групповой журнал»
8. Этап включения нового УУД в систему
1. Подобрать синонимы к словам с приставкой. Подбирают и записывают слова парами
Беда – (несчастье)
Ложь –(неправда)
Противник – (неприятель)
Отсутствие – (неявка)
Свобода – (независимость)
Враг – (недруг)
Горе – (несчастье)
Рабство – (неволя)
2.Найдите пятое лишнее слово в каждом ряду:
Мастер, лошадь, бабочка, толпа, сверстница.
Реклама, кукла, рябина, пейзаж, земляника.
Ученики находят и объясняют свой выбор.
3.Речевая ситуация:
Ребята, объясните сложившуюся речевую ситуацию.
Мамочка и папочка – это мои самые близкие люди.
В классе для заполнения документов потребовались данные матери и отца.
Попробуйте подобрать свои примеры.
Ученики объясняют разницу в ситуациях.
Подбирают свои примеры. (если не получается сходу, предложить подумать дома.)