Сценарий урока "Глагол как член предложения. Всегда ли глагол - сказуемое?"
Сценарий урока "Глагол как член предложения. Всегда ли глагол - сказуемое?"
Представлен сценарий урока-исследования с использованием здоровьесберегающих технологий по русскому языку в 5 классе по теме "Глагол как член предложения. Всегда ли глагол - сказуемое?". Урок соответствует требованиям ФГОС ООО. В сценарии представлены слайды используемой презентации. В приложении к сценарию - тест для учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока "Глагол как член предложения. Всегда ли глагол - сказуемое?" »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №31
имени Героя Советского Союза
Алексея Максимовича Ломакина»
Сценарий урока
русского языка в 5 классе
по теме
«Глагол как член предложения. Всегда ли глагол – сказуемое?»
Урок-исследование в 5 классе с использованием здоровьесберегающих технологий
Разработала
учитель русского языка
и литературы
Киселева Ирина Николаевн
Курск 2015 г.
Тема занятия:
«Глагол как член предложения. Всегда ли глагол – сказуемое?»
Тип занятия:
урок комплексного применения знаний и умений
Форма:
Урок-исследование
Ресурсы:
Компьтер; проектор; мультимедийная презентация; орфографический словарь, учебник русского языка для 5 класса.
Цель занятия:
закрепить и расширить теоретические знания обучающихся по обозначенной теме;
развивать устную и письменную речь обучающихся, соответствующую нормам русского литературного языка;
расширять представления обучающихся о формах организации учебной деятельности, способах получения учебной информации в целях повышения качества образования, результативности, развития умения учиться;
способствовать устранению тревожности, ощущения психологического дискомфорта учеников, возникающих вследствие неуверенности в собственных знаниях, повышать мотивацию к учебной деятельности в целом и к предмету «Русский язык» в частности.
Содержание учебно-познавательной деятельности: отработка и осознание понятий «синтаксическая роль глагола», «глагол», «сказуемое», алгоритма определения синтаксической роли глагола.
Содержание учебно-практической деятельности: отработка навыков учебного сотрудничества, поиска информации, выхода из проблемной ситуации, оценивания деятельности, коммуникативных навыков создания языковых единиц по определенным установкам, аргументированного выражения мнения, формирование представления о здоровом образе жизни и понимания бережного отношения к нему, формирование ИКТ-компетентности обучающихся.
Формируемые УУД и планируемые результаты:
закрепление представления о синтаксической роли глагола, совершенствование навыков по определению глагола как члена предложения, правильному употреблению в речи глаголов, расширение кругозора учеников, целеполагание (П), планирование учебного сотрудничества (К), подведение под понятие (П); фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р); выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К); синтез как составление целого из частей, самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П); оценивание усваиваемого содержания (Л); контроль, коррекция, оценка (Р).
Л – личностные; Р – регулятивные;
П – познавательные; К – коммуникативные.
Междисциплинарный синтез: русский язык, физическая культура, информатика.
Ход занятия
I. Мотивация к учебной деятельности, целеполагание
Приветствие. Ученики вместе с учителем говорят о значимости урока русского языка.
Учитель: «Я надеюсь, что, как и любой урок, наше занятие поможет вам сделать маленькое, но важное открытие».
II.Актуализация знаний
1-й этап. Интеллектуальная разминка
Цель: создать ситуацию успеха, эмоциональный настрой обучающихся.
На доске (на слайде – Приложение 1) записаны предложения: Лук царевич опустил.Город украшает сад. (Слайд 1)
Задание: Записать предложения, подчеркнуть их члены.
(В тетрадях и у доски дети выполняют задание: второе предложение чаще всего вызывает разногласие. Ребята приходят к правильному решению, аргументируют его).
- Какую ошибку можно допустить в подобных предложениях при определении подлежащего и дополнения?
(Подлежащее и дополнение в этих предложениях можно спутать. Чтобы этого не произошло, надо, во-первых, вдуматься в смысл предложений, а во-вторых, вспомнить, что в таких предложениях подлежащее – предмет, который действует, т.е. субъект действия, а дополнение – предмет, на который действие направлено, т.е. объект действия). (Слайд 2)
- Какой раздел лингвистики помог вам справиться с заданием? (Синтаксис)
2-й этап. Кроссвордный терминологический диктант (Слайд 3)
Цель: проверить владение обучающимися терминологией раздела «Синтаксис».
(В тетрадях дети записывают: «Терминологический диктант», работа выполняется на специально подготовленных листочках)
Учитель диктует лексическое значение термина, ученики под соответствующим номером записывают только сам термин.
Раздел русского языка, основными единицами которого являются словосочетание и предложение. (Синтаксис)
Вид предложения по цели высказывания, в котором содержится просьба, совет или приказ. (Побудительное)
Вид предложения по цели высказывания, в котором содержится сообщение о чем-либо. (Повествовательное)
Вид предложения по интонации, в котором не содержится каких-либо сильных чувств. (Невосклицательное)
Указание на то, как говорящий (пишущий) оценивает содержание высказывания по отношению к действительности. (Грамматическое значение предложения)
Один из главных членов предложения, в котором заключено его грамматическое значение. (Сказуемое)
Вид предложения по составу грамматической основы, в котором есть оба главных члена: и подлежащее, и сказуемое. (Двусоставное)
Предложение, в котором, помимо главных членов, есть еще и второстепенные. (Распространенное)
Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей?, обозначает признак предмета и обычно выражается прилагательным. (Определение)
Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы где? когда? куда? откуда? почему? зачем? и как?, обозначает место, время, способ действия и обычно выражается наречиями или существительными в косвенных падежах. (Обстоятельство)
Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей, обозначает предмет и обычно выражается именем существительным или местоимением в косвенном падеже. (Дополнение)
Синтаксическая единица, образованная на основе подчинительной связи. (Словосочетание)
- Внимательно проверьте записанные вами термины, подчеркните в них трудные для вас орфограммы.
- Встали, подняли руки вверх, расслабили пальчики, свободно потрясли кистями.
- Приподнялись на носочки, спины прямые, как можно выше потянулись вверх, достали пальцами до самого солнышка, задержались в таком положении, зарядились энергией солнца – и встали на всю ступню, опустили руки.
- Руки завели назад и медленно, под музыку, начиная с последней парты, передаем листочки впереди сидящему соседу, присоединяя к переданным сзади работам и свою.
- Все ваши работы на моем столе. Спасибо. Тихо сели.
3 этап. Формулировка темы, целеполагание. Исследовательская работа
Цель:Создать условия для закрепления дифференциации понятий «глагол» - «сказуемое».
- Найти 4-е лишнее (слова записаны на доске) (Слайд 5)
подлежащее
сказуемое
глагол
определение
- Итак, лишнее - глагол. (Слайд 6)
- А с каким из членов предложения самым тесным образом связан глагол? (Со сказуемым). (Слайд 7)
- А всегда ли сказуемое – глагол? Приведите примеры предложений, в которых сказуемое выражено словами других частей речи. (Сказуемое не всегда глагол. Оно может быть выражено и словами других частей речи: существительными, прилагательными. - Приводят примеры).
- Как мы убедились, сказуемое обычно выражается глаголом. Но не всегда.
- А всегда ли глагол – сказуемое? Обратимся к предложениям на слайде. (Слайд 8) В каждом предложении выделены слова. Что их все объединяет?
1.У каждого всегда есть возможность позаботиться о своем здоровье.
2. Читать лежа вредно.
3. Курить – здоровью вредить.
4. Доктора советуют нам закаляться.
5. Зимой мы поедем в Горную Шорию кататься на лыжах.
(Все выделенные слова – это глаголы в инфинитиве, т.е. в неопределенной форме). (Слайд 9)
- Разобрав предложения по членам, определите синтаксическую роль выделенных слов.
(В первом предложении инфинитив в роли определения, во втором – в роли подлежащего, в третьем инфинитивы – подлежащее и сказуемое, в четвертом – дополнение, в пятом – обстоятельство). (Слайд 10)
- Вспомнив, на какой вопрос мы отвечали, сформулируйте тему нашего урока.
(Мы отвечали на вопрос: «Всегда ли глагол – сказуемое?»).
- На пропущенной строке записываем: Глагол как член предложения. Всегда ли глагол - сказуемое?
(учитель записывает тему на доске).
- Помогите мне расставить знаки препинания. Объясните их.
(Дети объясняют постановку вопросительного знака и тире, вспоминая при этом материал предыдущего урока, который назывался «Всегда ли сказуемое – глагол?» Поясняют, что тире здесь нужно потому, что и подлежащее, и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже)
- А теперь ответьте на поставленный вопрос: Всегда ли глагол – сказуемое? (Слайд 11)
(Глагол не всегда сказуемое. В неопределенной форме он может быть любым членом предложения).
III. Применение знаний и умений в новой ситуации
Этап 4.Работа по развитию речи обучающихся с применением здоровьесберегающей технологии
- А сейчас еще раз обратитесь к разобранным предложениям. Какой общей темой можно их объединить? Подберите к высказываниям заголовок, который выражался бы побудительным предложением. (Берегите свое здоровье; Позаботьтесь о своем здоровье). (Слайд 12)
- На средине строки запишите понравившийся вам заголовок.
- Представьте, что предложения, которые мы исследовали, составляют сборник советов с предложенным вами названием. Включите в него свои советы, выразив их побудительными предложениями, запишите их в тетради. (Дети работают самостоятельно)
- А теперь поделитесь советами с одноклассниками. (Мойте руки перед едой; Не пейте сырой воды; По утрам всегда завтракайте; Ешьте больше овощей и фруктов и т.д.)
IV. Обобщение и систематизация знаний
Этап 5. Выполнение дифференцирванных заданий из учебника
Предлагаем обучающимся выполнить дифференцированное задание из учебника (упражнение № 746 ( часть 2) Обучающиеся по выбору составляют словосочетания или предложения по данному рисунку.
Этап 6. Тестирование
Ученики получают тестовое задание (см. Приложение) для работы в парах. По окончании работы осуществляется самопроверка. ( Слайд 13)
V. Подведение итога урока. Рефлексия (Слайд 14)
Этап 7. Рефлексия
- А теперь проведем рефлексию. Как вам работалось сегодня на уроке? На полях условными значками расскажите об этом.
(Наши условные знаки:
! – задание понравилось.
! ? – задание интересное, но при его выполнении возникали вопросы.
? ? – задание мне показалось очень трудным, мне не все понятно.
__ - задание не понравилось.
VI. Домашнее задание по выбору обучающихся (Слайд 15)
Продолжить составление Сборника полезных советов
Придумать 4-5 предложений, в которых глагол не является сказуемым
Составить кроссворд на тему «Синтаксис»
Приложение
Тестовое задание
1. Выберите наиболее полное правильное суждение: В предложении глагол…
А) Всегда является сказуемым.
Б) Обычно является сказуемым и согласуется с существительным (подлежащим).
В) Является обстоятельством времени.
Г) Чаще всего определение, а в краткой форме – сказуемое.
Д) Не имеет синтаксической роли.
2. К постоянным морфологическим признакам глаголов относятся:
А) род, падеж
Б) вид, спряжение
В) склонение, падеж, число
Г) время, падеж, число, род, склонение
Д) разряд, полная и краткая форма
3.Укажите глагол в инфинитиве
А) нарисовал Б) нарисую
В) рисую Г) нарисовать
Д) нарисованный
4. Укажите глагол несовершенного вида
А) связала Б) прочитал
В) создали Г) вяжет
Д) заучил
5. Укажите глагол совершенного вида
А) читаю Б) пойти
В) играть Г) петь
Д) держать
6. Укажите видовую пару глаголов
А) выходить - выйти
Б) держал - сдержался
В) мыл - стирал
Г) идти - бежать
Д) молчал - проболтался
7. В каком слове в корне пишется /Е/
А) подб...рать
Б) отд...рать
В) прот…реть
Г) зам...рать
Д) расст…лать
8. В каком слове в корне пишется / И /
А) расст...лить
Б) прот...реть
В) подт…реть
Г) зам...реть
Д) подб…рать
9. Укажите слово, в корне которого пишется /Е/:
А) выб…рать
Б) расст…лать
В) зам…реть
Г) бл…стать
Д) отт..рать
10. Укажите глагол первого спряжения
А) сеять Б) терпеть
В) лететь Г) строить
Д) держать
11. Укажите глагол второго спряжения
А) копать Б) кричать
В) читать Г) писать
Д) звать
12. Определите время глагола «Прочитал»
А) настоящее время
Б) неопределенная форма
В) будущее время
Г) прошедшее время
Д) инфинитив
13. Выберите строку с глаголами в настоящем времени
А) пел, пели, поёте
Б) гуляет, бегает, интересуется
В) буду писать, принесу, сделал
Г) нарисую, зайду, принести
Д) лечь, печь, течь
14. Запишите глаголы и определите у каждого спряжение: