kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий урока русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный сценарий урока полностью соответствует требованиям ФГОС. Все этапы урока соблюдены. Происходит на уроке смена видов деятельности. Используются разнообразные формы работы. Реализован коммуникативно-деятельностный подход. Направленность урока русского языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока русского языка »



Урок русского языка в 5 классе

Тема: «Имя существительное как часть речи».

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Цель: повторить, обобщить, систематизировать знания об имени существительном.

Учитель русского языка и литературы: Луфирова Надежда Анатольевна

Ход урока

I. Организационный момент. (слайд 1)

- Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь.

- Посмотрите, всё ли необходимое для урока есть у вас на партах.

II. Мотивация учащихся к познавательной деятельности, актуализация опорных знаний.

Учитель:

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Затем пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
- Всё в твоих руках!

Учитель: Сформулируйте мораль данной притчи.

Ученики: Верь в себя и свои силы.

Учащиеся: Вы правы. Вера в себя – это стартовая составляющая любого успеха. Я думаю, что каждый из вас не только сегодня, но и в будущем будет успешным.

Учитель:

Ребята, обратите внимание на слайд (слайд 2). Отгадайте загадку!

Читает загадку ( стихотворение А.Шибаева «Слова, слова, слова…»)


Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным – полно,

А безымянных нету.

И всё, что может видеть глаз –

Над нами и под нами,-

И всё, что в памяти у нас,-

Означено … (словами).

Создает проблемную ситуацию:

- К какой части речи относятся слова, дающие названия зверям, предметам, вещам? (к им. сущ.)

- Какова тема урока? (Имя существительное)
- Вспомните определение этой части речи. (отвечают).

- Тема известна. Поставьте каждый для себя цель на урок. (обучающиеся называют цели урока).

- Ребята, мы закончили изучать тему « Имя существительное », и сегодня мы повторим все полученные вами знания по этой теме. А как вы думаете, что было бы, если бы пропали все существительные? ( Без существительных люди не смогли бы назвать ни одного предмета, не знали бы, о чем или о ком идет речь, не могли бы точно указать ни время, ни место)

- Для того чтобы повторить изученное об имени существительном, мы поработаем над текстом. (обращаемся к раздаточному материалу). (слайд 3)

III. Повторение изученного.

Создает проблемную ситуацию:

- Ребята, давайте прочитаем текст. Легко ли его было читать? Почему?

Проводит работу с деформированным текстом.

-Обращаемся к раздаточному материалу, работаем самостоятельно в парах.

( Читают текст. Понимают сложность восприятия текста, т.к. существительные стоят в начальной форме и грамматически не согласованы. Находят существительные, ставят их в нужную форму, письменно определяют их падеж).

Слайд 4

-Внимание на доску! Проверьте, в нужную ли форму вы поставили существительные, правильно ли определили их падеж?

( Проверяют, сверяясь с доской, оценивают свою работу).

Проверяют, сверяясь с доской, оценивают свою работу.

-Если всё выполнено верно, поставьте себе 1 балл.

Вопросы для анализа представлены после рассказа (2-8).

Анализируют текст, отвечая на вопросы в раздаточном материале.

В тексте есть еще несколько слов, которые могли вызвать затруднения в его понимании. В таблице (11) сопоставьте стрелочками эти слова с их значением.

Задание 11

Проверка: -Поменяйтесь своими работами и сверьте с доской. Если все верно, ставьте соседу 1 балл.

Орфоэпические нормы: обращает внимание на ударение слов.









Задание 9-10
Задание 12

После их заполнения, проводится устная проверка. За каждую правильно выполненную таблицу ребенок получает по 1 баллу (макс. за это задание можно получить 2 балла).

IV. Динамическая пауза. (видеоролик)

V. Повторение изученного (продолжение работы).

-Обратите внимание на задание 14. Давайте его разберем (определение синтаксический роли слов).

Слайд 6

Переход на межпредметные связи:

-Перед вами пословицы. Какая из них наиболее полно отражает идею рассказа?

-Какое продолжение могла бы иметь эта история? Дополните текст одним-двумя предложениями. За это поставьте себе 1 балл. (Выборочно озвучиваются варианты концовки)

V. Подведение итогов урока, рефлексия.

-Заполните анкету , ответив кратко на вопросы.
Учитель анализирует работы детей, опираясь на их анкеты, после чего выставляет оценки.

VI. Дифференцированное домашнее задание

- Напишите сочинение по теме «Мы в ответе за тех, кого приручили».

*Дополнительное задание: проект – презентация «Мой домашний питомец».

















































































- Обратимся к эпиграфу:

 (слайд № 1)

«Нельзя, чтоб тот себя письмом прославил,

Кто грамматических не знает свойств и правил»

 А.П. Сумароков

- О чём нам хотел сказать автор эпиграфа?

- Да, действительно, чтобы грамотно писать, необходимо знать грамматические правила.

(слайд 2) Прочитайте стихотворение

- О какой части речи мы будем говорить?

- Мы будем говорить о прилагательном и познакомимся ещё с одним грамматическим правилом. А с каким, я думаю, вы догадаетесь, выполняя задание.

(слайд 3)

Учитель. Прочитайте задание

Вставить пропущенные буквы, обозначая орфограммы.


Боч..к, пирож..к, книж..нка, реч..нка, снеж..к, доченька, крошечка, ключ..м, птиц..й, туч..й, камыш..вый, плюш..вый, груш..вый, кумач..вый, свинц..вый.

(Слайд 4) Проверим

- Какое грамматическое правило вы применили? (Буквы О и Е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных)

Учитель. Как вы думаете, почему последние слова выделены другим цветом? (Какой части речи эти слова?)

Ученики. Это имена прилагательные.

- Выделите все части слова

- После каких согласных находится суффикс в этих прилагательных?

(после шипящих и Ц)

- Поставьте ударение в этих словах.

Учитель. Как вы считаете, какие буквы нужно вставлять на месте пропусков? (О,Е)

- Значит, какая тема урока???
(Слайд 5)

Тема урока
Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных.

Откройте тетради, запишите число,

Соответственно, цель нашего урока какова?

(слайд 6)

1.Узнать правило написания о – е после шипящих и ц в суффиксах имён прилагательных;

2. Научиться правильно писать слова с изученной орфограммой и графически обозначать условия выбора верного написания.

Учитель.  Вспомните, какие условия мы соблюдаем, чтобы правильно записать гласные после шипящих в именах существительных?

Ученики. Ставим ударение и выделяем морфемы.
Учитель. То же мы применили и для имён прилагательных. Что вы заметили после постановки ударения и выделения морфем?
Ученики. Ударения падают на разные морфемы.
Учитель. Попробуем сформулировать правило написания гласных О и Е после шипящих и Ц в суффиксах имён прилагательных.

(Дети формулируют.)

Осмысление нового материала Слайд 7

- Посмотрите на эти словосочетания

Свинцовое грузило Сторожевой катер Бежевый костюм Отцовский рюкзак Ежовые рукавицы

  • Есть ли в данных прилагательных суффиксы? Назовём их.

  • Как вы думаете, почему в них пишутся разные гласные после шипящих и Ц?

  • Итак, давайте сделаем вывод, когда в суффиксах прилагательных после шипящих и Ц пишется буква О, а когда – Е???

Учитель. Проверьте себя. Откройте учебники на стр. 28 , Прочитаем правило







Вы правильно сказали: Наша цель – научиться применять правило, видеть условия его применения.

Каков же алгоритм этого правила? (Определить часть речи, поставить ударение, выделить морфему). Ребята, это правило можно отобразить графически.







Графическая схема

О



IV. Закрепление изученного.

Будем закреплять новое правило

(Слайд 8)

1. Ребята, прочитайте задание. Что вам необходимо сделать?

Списать предложения. Вставить пропущенные буквы, используя алгоритм.

Ребята, сегодня вы будете оценивать выполненные задания

Свинцовые воды реки грустно чернели в берегах.

Пунцовый закат проступал за лесом.

Глянцевая листва переливалась на солнце.

(СЛАЙД 9) Проверьте. Оцените

(Слайд 10)

2.(Устно) Найдите ошибки в словосочетаниях, исправьте их и объясните.

  • плюшевый мишка

  • песцовый воротник

  • кумачевая рубаха

  • ситцевая занавеска

  • свинцовая пуля

  • моржовый клык

  • ландышовый запах

  • камышовые заросли

  • лицовой нерв

3. Запишите Упражнение 362. Прочитайте задание.

Это задание вы будете выполнять в парах.

(Слайд 11) Проверим. Оценим

4. Отдохнём. Проведём филологическая физкультминутка, которая заключается в следующем:

--Если вы услышите прилагательное, которое пишется с буквой О в суффиксе, то поднимаете руки и хлопают, если Е – приседаете.

Бойцовый, ключевой, песцовый, глянцевая, моржовый, ландышевый, кольцевая, перцовый, ситцевый, ежовый.

-- Зарядка для глаз

5. А сейчас вы поработаете в группах. Группы у вас уже созданы. Распределите роли. Кто будет читать, записывать, отвечать. Выберите задание.

(Слайд 12)

Проверим. Оценим.

Дополнительно. Если останется время

-- От существительных образовать прилагательные с помощью суффиксов – ов, - ев, обозначить в них суффиксы графически, поставить ударение:

Сторож, плащ, ёж, боец, перец, кварц, душ, дрожжи, вещь, парча.

Проверим, устно проговаривая.

V. Итоги урока (Слайд 13)

Ребята, давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока?

Как вы считаете, достигли ли мы цели?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Чему научились? Что открыли для себя?

- С какими проблемами столкнулись? Что было трудно?

VI. Самооценивание, ученики подсчитывают средний балл полученных на уроке оценок/ Оценивание

VII. Домашнее задание: На доске: § 63 Упр. 363

Рефлексия

Закончите предложение:

Сегодня на уроке:

- мне было интересно;

- я всё понял;

- было скучно;

- особенно запомнилось.


9






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сценарий урока русского языка

Автор: Луфирова Надежда Анатольевна

Дата: 27.10.2014

Номер свидетельства: 122959

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Сценарий урока русского языка в 5 классе по теме "САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ""
    ["seo_title"] => string(89) "stsienariiurokarusskoghoiazykav5klassiepotiemiesamostoiatielnyieisluzhiebnyiechastiriechi"
    ["file_id"] => string(6) "332715"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1465131654"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Сценарий урока русского языка в 3 классе с компьютерной поддержкой по теме «Однокоренные, или родственные слова»"
    ["seo_title"] => string(80) "stsenarii_uroka_russkogo_iazyka_v_3_klasse_s_kompiuternoi_podderzhkoi_po_teme_od"
    ["file_id"] => string(6) "489366"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1544162187"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(258) "Сценарий урока русского языка «Три склонения имён существительных (общее представление).                           1-е склонение имён существительных». "
    ["seo_title"] => string(150) "stsienarii-uroka-russkogho-iazyka-tri-sklonieniia-imion-sushchiestvitiel-nykh-obshchieie-priedstavlieniie-1-ie-sklonieniie-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "180275"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425145873"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Сценарий урока русского языка "Запятая в сложном предложении с союзами и,а,но". "
    ["seo_title"] => string(87) "stsienarii-uroka-russkogho-iazyka-zapiataia-v-slozhnom-priedlozhienii-s-soiuzami-i-a-no"
    ["file_id"] => string(6) "221308"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435173354"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Урок русского языка "Перенос слов""
    ["seo_title"] => string(33) "urok_russkogo_iazyka_perenos_slov"
    ["file_id"] => string(6) "503439"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1552852140"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства