Данный сценарий урока полностью соответствует требованиям ФГОС. Все этапы урока соблюдены. Происходит на уроке смена видов деятельности. Используются разнообразные формы работы. Реализован коммуникативно-деятельностный подход. Направленность урока русского языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока русского языка »
Урок русского языка в 5 классе
Тема: «Имя существительное как часть речи».
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Цель: повторить, обобщить, систематизировать знания об имени существительном.
Учитель русского языка и литературы: Луфирова Надежда Анатольевна
Ход урока
I. Организационный момент. (слайд 1)
- Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь.
- Посмотрите, всё ли необходимое для урока есть у вас на партах.
II. Мотивация учащихся к познавательной деятельности, актуализация опорных знаний.
Учитель:
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Затем пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: - Всё в твоих руках!
Учитель: Сформулируйте мораль данной притчи.
Ученики: Верь в себя и свои силы.
Учащиеся: Вы правы. Вера в себя – это стартовая составляющая любого успеха. Я думаю, что каждый из вас не только сегодня, но и в будущем будет успешным.
Учитель:
Ребята, обратите внимание на слайд (слайд 2). Отгадайте загадку!
- К какой части речи относятся слова, дающие названия зверям, предметам, вещам? (к им. сущ.)
- Какова тема урока? (Имя существительное) - Вспомните определение этой части речи. (отвечают).
- Тема известна. Поставьте каждый для себя цель на урок. (обучающиеся называют цели урока).
- Ребята, мы закончили изучать тему « Имя существительное », и сегодня мы повторим все полученные вами знания по этой теме. А как вы думаете, что было бы, если бы пропали все существительные?( Без существительных люди не смогли бы назвать ни одного предмета, не знали бы, о чем или о ком идет речь, не могли бы точно указать ни время, ни место)
- Для того чтобы повторить изученное об имени существительном, мы поработаем над текстом. (обращаемся к раздаточному материалу). (слайд 3)
III. Повторение изученного.
Создает проблемную ситуацию:
- Ребята, давайте прочитаем текст. Легко ли его было читать? Почему?
Проводит работу с деформированным текстом.
-Обращаемся к раздаточному материалу, работаем самостоятельно в парах.
(Читают текст. Понимают сложность восприятия текста, т.к. существительные стоят в начальной форме и грамматически не согласованы. Находят существительные, ставят их в нужную форму, письменно определяют их падеж).
Слайд 4
-Внимание на доску! Проверьте, в нужную ли форму вы поставили существительные, правильно ли определили их падеж?
( Проверяют, сверяясь с доской, оценивают свою работу).
Проверяют, сверяясь с доской, оценивают свою работу.
-Если всё выполнено верно, поставьте себе 1 балл.
Вопросы для анализа представлены после рассказа (2-8).
Анализируют текст, отвечая на вопросы в раздаточном материале.
В тексте есть еще несколько слов, которые могли вызвать затруднения в его понимании. В таблице (11) сопоставьте стрелочками эти слова с их значением.
Задание 11
Проверка: -Поменяйтесь своими работами и сверьте с доской. Если все верно, ставьте соседу 1 балл.
Орфоэпические нормы: обращает внимание на ударение слов.
Задание 9-10 Задание 12
После их заполнения, проводится устная проверка. За каждую правильно выполненную таблицу ребенок получает по 1 баллу (макс. за это задание можно получить 2 балла).
IV. Динамическая пауза. (видеоролик)
V. Повторение изученного (продолжение работы).
-Обратите внимание на задание 14. Давайте его разберем (определение синтаксический роли слов).
Слайд 6
Переход на межпредметные связи:
-Перед вами пословицы. Какая из них наиболее полно отражает идею рассказа?
-Какое продолжение могла бы иметь эта история? Дополните текст одним-двумя предложениями. За это поставьте себе 1 балл. (Выборочно озвучиваются варианты концовки)
V. Подведение итогов урока, рефлексия.
-Заполните анкету , ответив кратко на вопросы. Учитель анализирует работы детей, опираясь на их анкеты, после чего выставляет оценки.
VI. Дифференцированное домашнее задание
- Напишите сочинение по теме «Мы в ответе за тех, кого приручили».
*Дополнительное задание: проект – презентация «Мой домашний питомец».
- Обратимся к эпиграфу:
(слайд № 1)
«Нельзя, чтоб тот себя письмом прославил,
Кто грамматических не знает свойств и правил»
А.П. Сумароков
- О чём нам хотел сказать автор эпиграфа?
- Да, действительно, чтобы грамотно писать, необходимо знать грамматические правила.
(слайд 2) Прочитайте стихотворение
- О какой части речи мы будем говорить?
- Мы будем говорить о прилагательном и познакомимся ещё с одним грамматическим правилом. А с каким, я думаю, вы догадаетесь, выполняя задание.
- Какое грамматическое правило вы применили? (Буквы О и Е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных)
Учитель. Как вы думаете, почему последние слова выделены другим цветом? (Какой части речи эти слова?)
Ученики. Это имена прилагательные.
- Выделите все части слова
- После каких согласных находится суффикс в этих прилагательных?
(после шипящих и Ц)
- Поставьте ударение в этих словах.
Учитель. Как вы считаете, какие буквы нужно вставлять на месте пропусков? (О,Е)
- Значит, какая тема урока??? (Слайд 5)
Тема урока Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных.
Откройте тетради, запишите число,
Соответственно, цель нашего урока какова?
(слайд 6)
1.Узнать правило написания о – е после шипящих и ц в суффиксах имён прилагательных;
2. Научиться правильно писать слова с изученной орфограммой и графически обозначать условия выбора верного написания.
Учитель. Вспомните, какие условия мы соблюдаем, чтобы правильно записать гласные после шипящих в именах существительных?
Ученики. Ставим ударение и выделяем морфемы. Учитель. То же мы применили и для имён прилагательных. Что вы заметили после постановки ударения и выделения морфем? Ученики. Ударения падают на разные морфемы. Учитель. Попробуем сформулировать правило написания гласных О и Е после шипящих и Ц в суффиксах имён прилагательных.