kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий урока по географии "Особенности природы Северной Америки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий урока по географии "Особенности природы Северной Америки" составлен в соответствии с ФОГС, для 7 класса. Сценарий состоит из технологической карты урока, проверочного материала (номенклатурный диктант), пяти кейсов (краткосрочных), используемых на этапе освоение новых знаний, графический вариат рефлексии. 

Традиционный урок освоения новых знаний целью которого является способствовать формированию представлений о географическом положении, характере поверхности, климате, внутренних водах, природных богатствах и природных зонах  Северной  Америки.

Задачи урока в соответствии с ФГОС призваны развивать предметные, метапредметные, личностные качества учащегося.

Так же на каждом этапе урока определены УУД.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока по географии "Особенности природы Северной Америки" »

Сценарий урока

Особенности природы Северной Америки



Технологическая карта урока географии

Учитель: Марышева Надежда Александровна, учитель географии МОУ ГСОШ города Калязина

УМК: Линия УМК «Сферы» по географии под руководством чл.кор. РАО доктор геогр. наук В.П.Дронов

Тема урока: «Особенности природы Северной Америки»

Класс: 7

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: способствовать формированию представлений о географическом положении, характере поверхности, климате, внутренних водах, природных богатствах и природных зонах Северной Америки

Задачи:

предметные: сформировать представление о географическом положении, рельефе, климате, водах, природных ресурсах, растительном и животном мире природных зон Южной Америки; содействовать пониманию взаимосвязей между компонентами природы в каждой природной зоне; овладение навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

метапредметные: развивать навыки коллективной работы, умение работать с географической картой, дополнительными источниками;

личностные: формировать культуру общения и сотрудничества, чувство ответственности за успехи группы; содействовать экологическому воспитанию учащихся; совершенствовать рефлексивные умения учащихся.

Дидактическая

структура

урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

(УУД)

Ресурсы

  1. Мотивация

(8 мин.)

Предлагает номенклатурный диктант по Южным материкам (см. приложение 1).

Предлагает поменяться тетрадями и сделать взаимопроверку. Два объекта не вошедших в таблицу предлагает найти на других материках, тем самым подводит к теме Северная Америка особенности природы

Учащиеся распределяют данные учителем географические объекты в таблице. Взаимопроверка с помощью атласа (работа в парах). Оставшиеся два географических объекта относят к ещё не изученному материку, тем самым определяют тему урока. Это материк Северная Америка


Познавательные,

коммуникативные

Приложение №1.

  1. II.Осмысление учебных задач (5 мин.)

Предлагает определить тему урока, цель и план по которому будут идти к решению цели.

Совместно с учителем формулируют Тему урока, цель урока, составляют план урока (учебник п.38)

Регулятивные, познавательные

Настенная карта «Физическая карта мира», «Физическая Северной Америки»

III. Открытие нового знания (20 мин.)

Организует работу учащихся, инструктирует.




















Учитель обобщает, уточняет


Работают самостоятельно в тетрадях с помощью атласов отвечают на задание стр.116 ОПРЕДЕЛИТЕ (взаимопроверка)

Работают в группах (кейсовая технология) в группах: 1 группа получает кейс «Характер поверхности материка Северная Америка» изучить полученный кейс и ответить на поставленные вопросы кейса, 2 группа получает кейс климат материка Северная Америка, изучит полученный кейс и ответить на поставленные вопросы кейса. 3 группа – кейс «Внутренние воды материка Северная Америка», 4 группа – кейс Органический мир и природные зоны Северной Америки», 5 группа – кейс «Природные богатства материка» .

(приложение 2)

Каждая группа сообщает о результатах своей работы


Регулятивные, коммуникативные, познавательные

Учебник (параграф 38), карты атласа («Физическая карта Северной Америки», «Климатическая карта Северной Америки», «Природные зоны Северной Америки», фотографии животных и растений Северной Америки, дополнительный материал


IV. Рефлексия (5 мин.)

Организует рефлексию

Учащиеся выполняют рефлексию по типу «Как я сегодня поработал» (приложение 3)

регулятивные




Домашнее задание: параграф 38 учебника, найти из различных источников интересные факты о Северной Америки.

Приложение 1. Номенклатурный диктант

Распределить в таблице данные объекты согласно материкам.

Водные объекты: р. Виктория, вод. Виктория, Титикака, Таганьика, вод Анхель, Эйр, Восток, вод. Ниагарский, Нил, Амазонка, Дарлинг, Мурей, Ориноко. Лимпопо, Оникс, Оранжевая; неровности поверхности: Большой водораздельный хребет, Атлас, горы Лазарева, Анды, Кордильеры, Ла-Платская низменность, Центральная низменность, вулк. Эребус, г. Косцюшко, г.Аконкагуа; пустыни: Атакама, Виктория, Намиб, Сахара; города: Веллингтон, Мехико, Каир, Сантьяго, Сидней, Претория.

Африка

Южная Америка

Австралия

Антарктида





Кордильеры, Ниагарский водопад.

Приложение № 2. Кейсы

Кейс 1

Учебная задача: установить влияние геологических процессов на современную поверхность Северной Америки

Формируемые ключевые компетентности:

  • информационная (умение анализировать текст, работать с картой, схемой, выделять проблему, устанавливать причинно-следственные связи, )

  • коммуникативная (умение вести диалог, убеждать окружающих, защищать свою точку зрения, умение слушать, оценивать поведение людей, контролировать себя);

  • рефлексивная (умение анализировать свое мнение и мнение других людей).

Этапы работы с кейсом

Методический комментарий для лучшего понимания содержания.

1. Чтение текста учебника стр. 116-117

Лучше читать 2 раза: про себя и вслух по цепочке.

2. Пересказ текста.

Пересказ осуществляется по цепочке, по ходу можно уточнять детали.

3. Поиск (выделение) проблемы. О какой проблеме идет речь в тексте?

Проблем может быть несколько. В этом случае важно установить связь между ними, их соподчинение.

4. Обсуждение. Каковы причины проявления проблемы?

Рассмотрение схемы стр. 117 учебника, поможет найти пути решения проблемы.

5. Соотнесение форм рельефа с историей геологическим образованием

Сравнение физической карты С.А. , данного текста, данной схемы

6. Подготовка ответа решения проблемы, устный ответ с демонстрацией объектов на карте

Здесь формируются творческие навыки обучающихся.

7. Презентация итогов работы.

 Устный ответ у карты, с демонстрацией объектов


Поверхности материка Северная Америка

Все крупные формы рельефа северной Америки вытянуты с севера на юг. Это связано с геологической историей формирования материка. На западе вдоль Тихого океана более чем на 7000 км протягивается одна из крупнейших горных систем маара Кордильеры. Она образовалась на месте схождения литосферных плит. Это часть Тихоокеанического пояса горообразования.

Восточнее Кордильер от Северного Ледовитого океана до Мексиканского залива расположена непрерывная полоса равнин. В их основе лежит древняя Северо-Американская платформа. В северной части материка равнины расположены на кристаллических породах Канадского щита, в южных на осадочных породах платформенного чехла. На северных равнинах широко представлены ледниковые формы рельефа.

Вдоль Атлантического океана на востоке материка протянулись невысокие горы Аппалачи.

Вопросы к кейсу:

  1. Как геологические процессы повлияли на современный рельеф Северной Америки.

  2. Покажите на физической карте главные формы рельефа материка


Кейс 2

Учебная задача: установить как влияет на климат Северной Америки: протяжённость материка, окружающие течения, рельеф.

Формируемые ключевые компетентности:

  • информационная (умение анализировать текст, карту, выделять проблему, устанавливать причинно-следственные связи)

  • коммуникативная (умение вести диалог, убеждать окружающих, защищать свою точку зрения, умение слушать, оценивать поведение людей, контролировать себя);

  • рефлексивная (умение анализировать свое мнение и мнение других людей).

Этапы работы с кейсом

Методический комментарий для лучшего понимания содержания.

1. Чтение текста учебника стр. 117-118

Лучше читать 2 раза: про себя и вслух по цепочке.

2. Пересказ текста.

Пересказ осуществляется по цепочке, по ходу можно уточнять детали.

3. Поиск (выделение) проблемы. О какой проблеме идет речь в тексте?

Проблем может быть несколько. В этом случае важно установить связь между ними, их соподчинение.

4. Обсуждение. Каковы причины проявления проблемы?

С помощью текста выявить проблему

5. Определение путей решения  проблемы («Мозговой штурм»).

Запись путей желательна, чтобы не упустить важное.

6. Подготовка ответа решения проблемы, устный ответ с демонстрацией объектов на карте

Здесь формируются творческие навыки обучающихся.

7. Презентация итогов работы.

 

Климат

Особенностью климата определяются большой протяжённостью материка с севера на юг и меридиональным расположением крупных форм рельефа.

В арктическом поясе суровая долгая зима, и короткое лето с отрицательными температурами. В таких условиях развито современное оледенение. До 50-60 градусов с.ш. протягивается субарктический пояс с с холодной зимой (-30…-25 гр. Цельсия) и прохладным (+5…+7 гр. Цельсия) пасмурным, дождливым летом

В умеренном и субтропических поясах Северной Америки особенности климата определяются близостью территории к океану.

На равнинах центральных районов господствует континентальный климат, при этом увлажнение уменьшается с востока на запад.

Центральная Америка находится в тропическом и субэкваториальном поясах

Климат Кордильер

На Тихоакеаническом побережье и западных склонах Кордильер распространён морской климат. В умеренном поясе зимой около 0 гр. Цельсия, летом +12…+14 гр. Цельсия, осадков выпадает около 2000-3000 мм в год, они распределены равномерно в течении года. В субтропическом поясе зима мягкая (+8) и дождливая из-за преобладания ветра западного переноса, а лето сухое нежаркое из-за холодного Калифорнийского течения. Теряющий на западных склонах Кордильер тихоокеанский воздух, преодолев горы становится континентальным. Поэтому во внутренних районах Кордильер очень мало осадков. Восточные части материка в умеренном и субтропических поясах находятся под воздействием Атлантического океана. Большую часть осадков приносят летние муссоны. Однако зимы здесь то же влажные из-за частых вторжений атлантического воздуха.

Смерчи

Отсутствие естественных преград создаёт условие для арктического воздуха далеко на юг, вплоть до Мексиканского залива, а тропического- далеко на север. Столкновение воздушных масс с разными свойствами вызывает резкие перепады температур и осадки. Большие различия в температуре и давлении на коротких расстояниях способствует образованию во внутриконтинентальных районах ураганов и смерчей.

Вопросы к кейсу:

  1. Как рельеф влияет на климат материка

  2. Покажите на карте климатические пояса Северной Америки ,даайте краткую характеристику

  3. Расскажите у карты про образование смерчей, как диктор Гидрометцентра

Кейс 3

Учебная задача: установить к каким бассейнам относятся реки материка Северная Америка, как образовались озёра материка

Формируемые ключевые компетентности:

  • информационная (умение анализировать текст, выделять проблему, устанавливать причинно-следственные связи, предлагать пути решения проблемы, составлять свёртки информации, читать карты);

  • коммуникативная (умение вести диалог, убеждать окружающих, защищать свою точку зрения, умение слушать, оценивать поведение людей, контролировать себя);

  • рефлексивная (умение анализировать свое мнение и мнение других людей).

Этапы работы с кейсом

Методический комментарий для лучшего понимания содержания.

1. чтение текста стр. 118-119

Лучше читать 2 раза: про себя и вслух по цепочке.

2. Пересказ текста.

Пересказ осуществляется по цепочке, по ходу можно уточнять детали.

3. Поиск (выделение) проблемы.

К каким бассейнам относятся реки материка, что это за реки, как образовались озёра и что это за озёра

4. Обсуждение. Каковы проявления проблемы? – поиск на карте водных объектов и сопоставление их с изученным материалом

Работа с картой

5. Определение путей решения  проблемы («Мозговой штурм»).

Запись путей решения, чтобы не упустить важное.,

7. Подготовка презентации решения группы

Устный ответ у карты

Здесь формируются творческие навыки обучающихся.

8. Презентация итогов работы.

 

Внутренние воды

Реки Северной Америки принадлежат бассейнам трёх океанов, кроме того есть небольшие области внутреннего стока, большая часть рек впадает в Атлантический океан. Стремительные горные реки (Гудзон, Делавэр и др.) со множеством порогов и водопадов берут начало в Аппалачах, На севере материка крупнейшая река Маккензи, большую часть года скована льдом и полноводная летом. Короткие бурные реки, богатые энергией, стекают с Кордильер в Тихий океан. Крупнейшие из них –Колумбия, Колорадо. Пересекая внутренние плоскогорья Кордильер, многие реки образуют глубокие каньоны, такие как большой Каньон на реке Колорадо, где создан известный национальный парк США – Гранд –Каньон.

Материк очень богат озёрами, большая часть которых сосредоточена на Канадском щите и его окраинах. Их котловины преимущественно тектонические, углубленные позднее ледником. Это озёра: Большое Невольничье, Большое Медвежье, Виннепег. Одна из достопримечательностей материка _ огромная водная система из пяти крупнейших озёр-Великие Американские озёра. Они расположены на равнин, их котловины имеют ледниково-тектоническое происхождение.

В Кордильерах много озёр тектонического происхождения. На внутренних плоскогорьях есть бессточные солёные озёра, среди которых выделяют Большое солёное озеро.

Северная Америка занимает второе место после Антарктида по площади современного оледенения. Ледниками почти полностью покрыта Гренландия и ряд островов канадского и Арктического архипелага. В Кордильерах много горных ледников, особенно на Аляске и Канаде. На севере материка распространена многолетняя мерзлота.

Миссисипи

Самая крупная речная система – Миссисипи с Миссури (6420 км). Их бассейн охватывает почти 40% площади США. Миссисипи начинается на невысокой равнине среди ледниковых озёр и болот. По длинне она значительно уступает своему главному притоку Миссури, берущей начало в Скалистых горах: длинна Миссури до впадения в Миссисипи 4740 км, а Миссисипи 3950 км. Миссисипи и Миссури замерзают зимой только в верхнем течении.


Колорадо

Огромный каньон Колорадо на 365 км в длину, достигает 29 км в ширину и 1,6 км в глубину. Заглядывая на дно каньона, трудно поверить, что крохотная мутная речушка создала это огромное ущелье, Однако если спуститься на дно каньона, можно увидеть что Колорадо- быстрая и мощная река со множеством порогов и водопадов

Задания к кейсу

  1. Покажите на карте реки и определите, к каким бассейнам они относятся

  2. Покажите на карте озёра и расскажите какого они происхождения

  3. Расскажите и покажите Каньон Колорадо

Кейс 4

Учебная задача: установить взаимосвязь органического мира Северной Америки с Южной Америкой и Евразией, выявит эндемиков материка

Формируемые ключевые компетентности:

  • информационная (умение анализировать текст, карту, выделять проблему, устанавливать причинно-следственные связи, предлагать пути решения проблемы, составлять свёртки информации);

  • коммуникативная (умение вести диалог, убеждать окружающих, защищать свою точку зрения, умение слушать, оценивать поведение людей, контролировать себя);

  • рефлексивная (умение анализировать свое мнение и мнение других людей).

Этапы работы с кейсом

Методический комментарий для лучшего понимания содержания.

1. Чтение текста стр 119 учебника, доп. материал

Лучше читать 2 раза: про себя и вслух по цепочке.

2. Пересказ текста.

Пересказ осуществляется по цепочке, по ходу можно уточнять детали.

3. Поиск (выделение) проблемы. О какой проблеме идет речь в тексте?

Почему органический мир Сев. Америки схож с органическим миром Юж. Америки и Евразии, какие эндемики живут на материке

4. Выделение критериев (признаков идеального состояния системы – то, при котором проблемы нет).

Это необходимо, чтобы определить к чему должны привести пути решения.

5. Определение путей решения  проблемы («Мозговой штурм»).

Запись путей желательна, чтобы не упустить важное.

7. Подготовка презентации решения группы (возможные формы):

  • устный ответ

Здесь формируются творческие навыки обучающихся.

8. Презентация итогов работы.

 

Органический мир Северной Америки

Южная часть Северной Америки отличается более богатыми разнообразным органическим миром, чем северная. При этом по составу растений и животных, север материка схож с Евразией, а юг с Южной Америкой. По мнению учёны, многие представители органического мира и человек проникли в Северную Америку из Евразии через существовавший в древности на месте Берингова пролива сухопутный «мост». Вместе с тем для органического мира материка характерно большое число эндемиков.

Органический мир материка

В растительном покрове Северной Америки проявляется большое сходство с Евразией. В северных частях Канадского Арктического архипелага и Гренландии распространена скудная растительность арктических пустынь, состоящая преимущественно из накипных лишайников, мхов и немногих видов высших сосудистых растений, не образующих сомкнутого покрова.

Характерные животные тундровой зоны: северный олень (карибу) , белый медведь, песец, лемминг, заяц-беляк, белая сова, белая куропатка. Овцебык встречается только на севере Канадского Арктического архипелага, в Гренландии. В северной части этой зоны преобладают мохово-лишайниковые, на юге — кустарниковые формации.
Лесные зоны занимают около 1/3 территории материка; Тайга состоит преимущественно из темнохвойных пород с примесью мелколиственных (ель чёрная и белая, пихта бальзамическая, осина, берёза бумажная) , сосновых боров (сосны веймутова, Банкса и др. ) на песчаных отложениях. Наиболее типичные представители тайги: лось, олень вапити, американская куница, бурый медведь, канадская рысь, росомаха, бобр, древесный дикобраз (иглошерст) , ондатра, куница илька, красная белка, большая летяга. Численность животных, особенно пушных зверей, резко сократилась. Приокеанические хвойные леса распространены на западном побережье Канады и северо-западе США в долинах, прибрежных низменностях и по нижним склонам Кордильер.
Древность флоры района обусловила большое видовое разнообразие лесов, образованных десятками видов дуба, каштанами, буками, гикори, реликтовым тюльпановым деревом и многими др. На склонах Аппалачей, живут ряд оригинальных видов (н-р, виргинский олень, скунс, серая лисица, красная рысь, серая белка, крот звездорыл, из птиц — вилохвостый лунь, дикая индейка) . Чаще встречаются хомяки, землеройки, лесные сурки. В субтропиках леса представлены двумя зонами: вечнозелёных смешанных лесов на востоке и вечнозелёных хвойных лесов на западе. На поверхности морских террас и плато древостой образуют вечнозелёные дубы, ильмы, магнолии и многочисленные виды сосны, перевитые лианами, по долинам рек — леса из дубов, магнолий, тисса, болотного кипариса. Внутриматериковые районы Северной Америки занимают лесостепи, степи, полупустыни и пустыни. Степи распространены на Великих равнинах, Колумбийском плато и в Калифорнийской долине.

На востоке Великих равнин в США встречаются ковыльные и пырейные степи, в остальных частях преобладают сухие низкотравные степи из травы грама, бизоновой травы, пырея, злака селина и др. Сильно истреблены животные степей и лесостепей: бизон (сохранился только в заповедниках) , антилопа вилорог, олень мазам (сохранился в горах) , койот, лисица прерий; значительно многочисленней грызуны (суслики, луговые собачки) , степные хорьки, барсук, мешетчатая крыса и птицы (земляная сова, луговой тетерев ). На пустынно-степных плоскогорьях многочисленны пресмыкающиеся, в том числе ядовитые — гремучая змея и ящерица ядозуб; ящерица фринозома, степной удав и некоторые др.


Энде́мики, или энде́мы (от греч. ἔνδημος — местный) — биологические таксоны, представители которых обитают на относительно ограниченном ареале.

Задания к кейсу:

  1. Почему органический мир Северной Америки так схож с органическим миром Южной Америки и Евразии

  2. Из текста перечислите представителей органического мира схожего с другими материками

  3. Из текста выделите эндемиков материка

Кейс 5

Учебная задача: установить связь распространения природных богатств с образованием рельефа, климатом.

Формируемые ключевые компетентности:

  • информационная (умение анализировать текст, карту, выделять проблему, устанавливать причинно-следственные связи, предлагать пути решения проблемы, составлять свёртки информации);

  • коммуникативная (умение вести диалог, убеждать окружающих, защищать свою точку зрения, умение слушать, оценивать поведение людей, контролировать себя);

  • рефлексивная (умение анализировать свое мнение и мнение других людей).



Этапы работы с кейсом

Методический комментарий для лучшего понимания содержания.

1. Чтение текста стр. 119 и доп. материала

Лучше читать 2 раза: про себя и вслух по цепочке.

2. Пересказ текста.

Пересказ осуществляется по цепочке, по ходу можно уточнять детали.

3. Поиск (выделение) проблемы. О какой проблеме идет речь в тексте?

Как зависит образование полезных ископаемых от геологического строения материка, как влияет климат на природные богатства

4. Обсуждение. Каковы проявления проблемы? – составление схемы, кластера («смысловой грозди»).

Анализ карт, данного материала

5. Выделение критериев (признаков идеального состояния системы – то, при котором проблемы нет).

Это необходимо, чтобы определить к чему должны привести пути решения.

6. Определение путей решения  проблемы («Мозговой штурм»).

Запись путей желательна, чтобы не упустить важное.

7. Подготовка презентации решения группы устный ответ, с демонстрацией на карте


Здесь формируются творческие навыки обучающихся.

8. Презентация итогов работы.

 


Природные богатства

В Северной Америке много полезных ископаемых. Канадский щит богат железными рудами и рудами цветных металлов, осадочный чехол – нефтью, газом, углём, солями. Много нефти добывают на побережье и шельфе Мексиканского залива. В Кордильерах разнообразны руды цветных и редких металлов, много золота. В тайге велики запасы древесины.

Большую роль в хозяйстве играют реки и озёра.

Только Миссисипи и её притоки имеют около 20 тыс. судоходных участков и соединены судоходными каналами с Великими озёрами. На реках построено множество электростанций

Этом материк выделяется высокой степенью освоенности земельных ресурсов: пахотные угодья составляют до 80% от площади земель, пригодных для обработки без крупных капиталовложений. Хорошо обеспечены термическими ресурсами, поэтому здесь можно выращивать широкий ассортимент культур повышенной продуктивности. Значительный агроклиматический потенциал стран Северной Америки во многом предопределяет высокую естественную продуктивность растениеводства даже при относительно невысоком уровне применения удобрений.

Региональные различия в обеспеченности водой хозяйств стран Северной Америки велики. Следует отметить, что наряду с физической нехваткой водных запасов в ряде регионов, где ресурсы поверхностных и подземных вод значительны, возникла проблема недостатка воды высокого качества.

Задания к кейсу:

  1. Рассказать какие виды природных ресурсов имеются на материке

  2. Покажите в каких районах Северной Америки какие полезные ископаемые находятся

Приложение 3

Как я сегодня поработал


  1. Подпиши как называется самая высшая точка Северной Америки

  2. Отметь на данном рисунке линию, обозначающую как я сегодня поработал и сколько узнал

(у подножья – я не работал и ничего не узнал; на середине горы –поработал хорошо, что то узнал, а что то пропустил; на вершине горы – поработал отлично, узнал многое)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сценарий урока по географии "Особенности природы Северной Америки"

Автор: Марышева Надежда Александровна

Дата: 21.03.2015

Номер свидетельства: 189431


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства