kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Стихи на правила русского языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стихи на правила русского языка возможно использовать на любом из этапов урока. Повышают запоминание правил и мотивацию к изучению материала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Стихи на правила русского языка.»

Учитель русского языка и литературы

Берент Н.Н. МБОУ «СОШ 16»

г. Лысьва, Пермский край



Стихи на правила русского языка.

Хотелось бы поделиться небольшими, но легко запоминающимися стишками на правила русского языка. В 5-6 классах часто применяю их на разных этапах урока: при изучении орфограмм, закреплении и повторении орфографических знаний. Часто используя их на уроках, делаешь определённые выводы: правила в стихах легче и проще усваиваются школьниками, повышается результативность работы при условии постоянного пользования ими, они быстрее воспроизводятся при необходимости.

1).Чтоб проверить безударный,
Надо слово изменить,
Ударение поставить,
Точно звук звучать заставить.

2). Жи и Ши -
Ты не спеши,
С буквой И всегда пиши.
Ча и Ща,
Встречай, прощай—
С буквой А не забывай
Чу и Щу,
Лечу, кричу,
Словно ветер, заверчу.

3). Я – умная буква
И знаю, когда
Должна я писаться у слова всегда.
Но крепко дружу я и с теми словами,
Где слышится шум
И шипенье с жужжанием.

Но только всегда ли должна я писаться?
Об этом вы сами подумайте, братцы!
Я помогу вам, а вы догадайтесь
И чистосердечно мне в этом признайтесь…
Кто же успел уже догадаться,
Где я пишусь, и, где, не должна я встречаться.

4). Чтоб ошибку ты не сделал
В корнях -кос- и -кас-,
Ты запомни, что в -каса-
Надо написать две а!
Слышу гласную лишь раз –
Букву о пишу тотчас.

5). После шипящих пиши и, у, а:
Чаща, пожар, старожил и жара.
Но исключенья найдешь и тут:
Брошюра, жюри, парашют.

6). Однажды серый кенгуру
решил купить пальто,
но по шоссе, где он стоял,
не ездило авто.
Трамвай в ремонтном был депо,
и наш чудак пошел в метро.
Оно домчало вмиг его,
к огромнейшему ГУМу,
Народу здесь невпроворот,
а сколько шуму!
Так растерялся бедный кенгуру,
что чуть не съел он какаду.
Зашел с досады он в кафе
и заказал там сладкое безе,
ореховое эскимо
и ананасное ситро.
К нему подсел огромный шимпанзе
и угостил беднягу кофе с канапе.
Приятели поели молочного желе,
вкуснейшего какао, ванильного суфле.
Немножко посидели,
по видео смотрели
веселое кино,
играли в домино
и партию сыграли
в цветочное лото.
Друзьям домой пора давно,
в последний рейс идет метро,
и кенгуру к нему спешит.
«Прощай!» – он шимпанзе кричит.
Закрылись двери все в метро,
оно спешит, спешит в депо.
Вздыхает грустно кенгуру:
«Пальто, наверное, завтра я куплю...».


7). Смотреть, обидеть, видеть,
Дышать и ненавидеть
Зависеть, слышать, гнать
Терпеть, вертеть, держать.
Все остальные глаголы относятся к 1 спряжению.

- Глаголы неопределенной формы на – ить,
Ко 2 спряжению нужно, друзья, относить.
Не забудьте в это спряжение включить исключения:
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть
И зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья, их на – е спрягать нельзя,
В этих глаголах мы пишем лишь – и.


8). Нужно помнить, что предлоги
Все такие недотроги –
Со словами непременно
Они пишутся отдельно,

Например: в лесу, к зиме,
На мосту и при письме,
У дороги, за рекой,
Через поле, под горой.


9). В окончаниях на цы -
После ц пишите ы.
Вот пример вам: огурцы,
Курицы, гонцы, концы.

Цыц, цыплёнок и цыган,
И цыганский балаган,
Цыпочки и цып-цып-цып
Пишем только с буквой ы.

Остальные (цифра, цирк…)
Следует писать нам с и.
С буквой ц во всех словах
В ударяемых слогах.

Например: танцор, отцов,
Цоколь, цокать,  молодцом,
Вытанцовывать, лицо –
Здесь мы  пишем букву о


10).Помни, сложные слова,
У которых корня два:
Паровоз и пароход.
Пешеход и самолёт –

Слитно пишем. Для корней
Буква о иль буква е
Мостиком сумеют стать,
Корни меж собой связать.


11). Вот ещё один закон.
Нам предписывает он:
Имена людей, зверей,
Все названия морей,

Городов, озёр и рек
Должен каждый человек.
С буквы прописной писать
(С большой буквы начинать).
Буква эта – главная,
Потому, заглавная.

12). Букву «С» в приставке пишем,

Коль за ней глухую слышим.
Букву «з» тогда напишем,

Если звонкую услышим.

13).Слоги, слоги, слоги, слоги -
Побежали по дороге.
Вот канава впереди,
Как здесь прыгнуть, погляди.

Буквы в слове оглянулись
Как же быть?
И тут вернулись!
Надо в слоги становиться,
Только слогом норовить,
Проскочить через канаву.

И чтоб буква не осталась,
Чтоб она не оторвалась
И вперёд не убежала
За канаву вдруг одна.

Только слоги не спешите
И разумно поступите:
Слогами всегда шагайте,
Прыгайте и убегайте.

Вам не скучно будет вместе
Проживать на новом месте.

14). Узнавать нас очень просто
Перепутать нелегко
Тем, кто видит нас пред гласной
Я, Е, Ю, И, просто Ё.

Вы, конечно, угадали.
Мы согласие вам дали.
Мы согласны, что согласный
Будет мягкий, если гласный
Я, Е, Ю, И, просто. Е

За согласным вслед идёт.
Ну, а твёрдые, твердите,
Только твердостью тверды.

Твёрдый звук покажет. О,
Буква Ы и буква У,
Э и А всегда при нём,
Хоть за горы мы пойдём.

15). Перед «Л» и перед гласной,
Перед буквой прописной.
Слово ПОЛ – любому ясно –
Отделяется чертой.


16).Буквы «Ч» и «Н» сидят
Рядом на диваНЧике,
СоЧНи, поНЧики едят,
Чай налив в стакаНЧики.
Между ними мягкий знак
Втиснуться пытается.
Он и этак, он и так –
Нет, не получается!

17).Во мне два «К» не забывайте,
Таким, как я, всегда бывайте:
Красивым, чистым и опрятным –
Одним же словом – аккуратным.


18).Если после корня — А,
В корне будет И всегда.
Вот пример, запоминай:
Ноги вытЕр? — ВытИрай!


19).Обрати внимание:
На "здесь, здоровье, здание".
З нельзя в них отделить,
Чтобы смысл не повредить.


20).Без мягкого знака,
Без мягкого знака,
Не стала бы елью
Зелёная ель.
Без мягкого знака,
Замечу, однако,
Не стала бы мелью
Песчаная мель.
Песчаная мель
Превратилась бы в мел,
И ель бы исчезла,
А кто-то бы ел!
Без мягкого знака,
Без мягкого знака,
Пожалуй, и уголь бы,
Не был углём.
Без мягкого знака,
Замечу, однако,
Он стал бы, он стал бы
Обычным углом.
Без мягкого знака -
Была бы беда:

Любой бы из нас
Ошибался тогда!





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Стихи на правила русского языка.

Автор: Берент Наталья Николаевна

Дата: 11.12.2016

Номер свидетельства: 368458

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока русскому языку по теме "Правописание приставок. Зима в природе"."
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-russkomu-iazyku-po-tiemie-pravopisaniie-pristavok-zima-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "257019"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448265920"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Тема урока: Русский язык – язык межнационального общения"
    ["seo_title"] => string(65) "tiema-uroka-russkii-iazyk-iazyk-miezhnatsional-nogho-obshchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "319437"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460828993"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) ""Творительный падеж". Русский язык, 3 класс."
    ["seo_title"] => string(37) "tvoritielnyipadiezhrusskiiiazyk3klass"
    ["file_id"] => string(6) "310258"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458984217"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Использование игровых технологий при обучении детей дошкольного возраста русскому языку"
    ["seo_title"] => string(100) "ispol-zovaniie-ighrovykh-tiekhnologhii-pri-obuchienii-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "274087"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1452332357"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Доклад:Пути  формирования функциональной грамотности учащихся по русскому языку."
    ["seo_title"] => string(79) "dokladputiformirovaniiafunktsionalnoighramotnostiuchashchikhsiaporusskomuiazyku"
    ["file_id"] => string(6) "275316"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452538406"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства