Ι. Актуализация знаний. | Улыбнулись друг другу. Сели ребята. Давайте вспомним всё, что мы знаем о глаголе. Выберете, понятия о глаголе, написанные на доске и дайте на них ответы. 1. Что такое глагол. 2. Начальная форма глагола. 3. Время глаголов. 4. Прошедшее время глаголов. 5. Вид глаголов. (в каком виде, нет настоящего времени) 6. Спряжение глаголов. 7. Лицо глаголов. 8. Член предложения. А почему мы начали разговор о глаголе? Что мы будем продолжать учиться делать на уроке? () Какая тема урока? Какую цель мы можем поставить? 1. Работа по группам: - 2 человека у доски Составить кластер о части речи - глагол. 2. Работа по карточкам (4 человека) Фамилия, имя _________________ Спиши, вставляя пропущенные буквы. Запишите рядом с данными глаголами неопределенную форму. Определи спряжение глаголов. утеша_м - ______________________ уступ_те - ______________________ отпуска_шь - ____________________ ед_шь - __________________________ реша_м - ________________________ 2. Проверка домашнего задания. 3. У доски - распределить спряжения и окончания глаголов 4. Составить опору-алгоритм «Правописания безличных окончаний глаголов» Откройте тетради. Прежде, чем начать писать давайте приготовим наши пальцы к письму. Физминутка «Пальчиковая разминка» Минутка чистописания. Откройте тетради. Сядьте прямо. Обратите внимания на наклон тетради, возьмите ручки. Первое упражнение на безотрывное письмо. Посмотрите на запись на доске. Напишите и продолжите закономерность. Посмотрите на сочетания букв. Какие соединения. Напишите на следующей строке. Эти буквосочетания, нам пригодятся, чтобы писать красиво словарные слова, в следующем задании. Работа в парах. На карточках у вас написаны словарные слова. Вставьте пропущенные буквы в словах. Запишите слова в тетради, разбив их на две группы. Правильно поможет вам выполнить задание опора-алгоритм на доске. Адр_суют, засв_ркает, соч_ните, пон_мают, ск_нструируешь, приг_товят, выр_жаем, пут_шествуешь. Проверка слов. 1. На какие группы разобьете эти слова? На какие еще 2 группы можно было бы разбить эти глаголы? | Мы говорим о глаголе. Определять спряжения глаголов Спряжения глаголов. Учиться определять спряжение глагола. 1 спр.: - ут, - ют, - ет, - ете, -ем, -ешь 2 спр.: - ат, - ят, - ит, - ите, -им, -ишь 1. Ставлю ударение, определяю какое окончание: ударное или безударное. 2. Если ударное, пишу как слышу. 3. Если безударное: Ставим глагол в неопределённую форму. 4. Смотрю, какой суффикс перед ть 5. Если перед суффиксом ть, , суффикс - и. Это глагол 2 спряжения. Пишу в окончании гласную и и -ат, -ят, суффиксы -а, -я, -е, -о - 1 спр.. Пишу в окончании -е. -ут, -ют 6. Выделяю орфограмму 1 спряжение и 2 спряжение Настоящее и будущее время. | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
II. Формулирование проблемы. | Работа в паре. У каждой пары на столе висят карточки с глаголом. Прочитайте слова. Какая эта часть речи? Скажите, какие окончания во всех глаголах: Спешите глаголы, выделите окончания и определите спряжения. (у каждого ученика по 3 глагола.) А как доказать, что вы правильно определили спряжения? Докажите. Поставьте глаголы в неопределённую форму, выделите глагольные суффиксы. Какое противоречие заметили? Назовите глаголы, которые у вас вызвали противоречия (вывешиваю на доску) Выход из противоречия поможет найти правило в рамке на с. 76. 1. Чтение правила (с. 76) про себя. – Как называются такие глаголы? – Какая тема урока? Запишите тему урока. – Какие глаголы относятся ко II спряжению, а какие к I? Сколько их? Запись глаголов в тетрадь. – Чтобы легче было запомнить эти глаголы, авторы придумали «стихотворение» о глаголах-исключениях. Прочитайте его после текста правила. 2. Глаголы слышать и слушать. – Сравните два глагола слышать и слушать. Есть ли разница между ними? – Между ними есть различия и в спряжении. – Не путайте глаголы слышать и слушать!!! Точечный массаж. | Глагол Безударные окончания Поставить глагол в неопределённую форму, посмотреть на глагольный суффикс и по нему определить спряжение. По инфинитиву – буква гласного одного спряжения, а по личному окончанию – другого. Глаголы-исключения. Глаголы-исключения. Слушать – направить слух на что-то, т.е. принимать во внимание. Слышать – различать, воспринимать что-то слухом, обладать слухом. | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. |
III. Развитие умений. | 2. Работа с алгоритмом. – Как же можно определить спряжение глагола? Прочитайте об этом правило в рамке (с. 76). – Прочитайте 1-й пункт. – Прочитайте 2-й пункт. – Прочитайте 3-й пункт. Cделайте вывод: Как можно определить спряжение глагола? 3. Работа в учебнике. Упр. 262 – развивается умение определять спряжение глаголов, указывать способ определения спряжения, писать букву безударного гласного в окончании. Запись: Два слова у доски. Остальные слова самостоятельно. Первые три человека, проверяют у других детей, кому нужна помощь. Самопроверка Ребята, зачем мы выполняли это упражнения. Что учились делать? Чей ответ был более полным, правильным? – Что мы делали на уроке? Какие умения формировали? | По ударному личному окончанию и по неопределённой форме глагола. | Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |