kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка по теме « Распознавание спряжения глаголов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели :

Образовательная: совершенствовать навыки в определении спряжения глаголов по неопределенной форме,  формировать умение  правильно обосновывать написание безударных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

Развивающая: Развивать орфографическую зоркость; продолжить работу по

формированию речевой деятельности учащихся;

Воспитательная: Воспитывать интерес к предмету русского языка;

Ход урока

  1. Повторение

Сегодня на уроке мы продолжим развивать умения в определении спряжения глаголов и правописании безударных личных  окончаний глагола. С началом изучения темы «Глагол» мы с вами определили круг вопросов, на которые сейчас уже можем дать ответ. И так я представляю слово первой группе.

а) Что обозначает термин глагол? (По словарю Даля и Ожегова)(Слайд №1)

б) Прочитайте эпиграф к уроку и объясните, как вы понимаете его. Роль глагола в речи. (ответ второй группы) (Слайд №2)

По частоте употребления глагол стоит на 2 месте после существительного

Глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже тем, что обозначает действие, и поэтому глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека и его деятельность, различные явления природы

В современном русском языке глаголы называют различные действия:
1) Связанные с трудовой деятельностью - рубить, копать, вязать, шить.
2) связанные с умственной и речевой деятельностью -  думать, наблюдать, воображать, говорить, решать и др.;
3) называющие перемещение и положение в пространстве -  идти, лететь, стоять, лежать, сидеть и др.;
4) называющие различные состояния: грустить, любить, ненавидеть, болеть, спать и др.;
5) называющие состояния природы: светает, дождит, смеркается, вечереет и др.

в) Разнообразие глаголов (ответ третьей группы) (Слайд №3)

На примере стихов А.С.Пушкина мы хотим рассказать о многообразии глаголов.

Если мы рассмотрим  стихотворение А.С. Пушкин «Зимнее утро» то увидим, что мрачное, тоскливое настроение сменяется радостным, светлым.

Всё это Пушкин доносит нам через глаголы прошедшего и настоящего времени, которые и противопоставляют настроение. Тоскливое, душевное состояние нам передают глаголы: злилась, носилась, мрачная желтела, печальная сидела. Они передают силу разбушевавшейся стихии и бессилие человека перед этой стихией.

Картина утра передается глаголами: блести; зеленеет;, блестя, лежит. Эти глаголы передают нам радость нового дня. Радость от яркого солнца, первого, мягкого, пушистого снега.

Оказывается, существуют глаголы движения: бегут, выслала, идет, будят, толпится .  Звучания: шумят, гласят грохочет, гремят; глаголы цвета: блещут, белеет. Это мы можем наблюдать читая стихотворение «Весенние воды», «Осенний вечер».

Физминуткав) Что же называют глаголом? (Слайд №4)

г) Какую форму имеют глаголы? (Слайд №5)

д) Как изменяются глаголы?

  • по лицам(Слайд №6)
  • по числам (Слайд №7)
  • по временам
  • В пр. в. по родам(Слайд №8)

ё) На какие вопросы отвечают глаголы в н.ф.? (Слайд №9)

- Заменить словосочетание  одним глаголом, подходящим по смыслу и вопросу

Оказывать помощь – (что делать?)…, осуществить строительство – (что сделать?) …., вести наблюдение – (что делать?)…., давать советы – (что делать)…, выразить благодарность – (что сделать?)…, сделать покупку – (что делать?)…, прийти с опозданием – (что сделать?)…,одержать победу – (что сделать?)…

Самопрверка

Физминутка для глаз

А теперь наша основная тема «Спряжение глаголов»

2.  Спряжение глаголов. (Слайд №10)

- Какие глаголы относятся ко 2спряжению, а какие к 1 спряжению?

Глаголы - исключения(Слайд №11)

-Как определить спряжение глаголов? (Слайд №12)

- Выпишите глаголы в два столбика по спряжению(Слайд №13)

Если ты решишься (2) в ванной

Крокодила подержать (1),

 А потом его захочешь (1)

 В тёплой речке искупать (1),

 А затем его отпустишь (2)

Ребятишек попугать (1),

 То потом едва ли сможешь (1)

 Ты домой его загнать (1).

 

Ты увидишь (2), ты услышишь (2),

Как он будет убегать (1),

Но, конечно, не сумеешь (1)

Крокодильчика догнать (2).

Взаимопроверка

Назовите глаголы 1спряжения, 2 спряжения

Физминутка

3. Упражнение в правильном написании безударных окончаний глаголов.

- Что необходимо помнить, чтобы правильно написать безударное окончание глагола?

а) 1. Прочитай загадку: (Слайд №14)

Сам не ед. т, не ид. т,

Не поддерж. шь - упад. т.

А педали пуст. шь в ход

Он помч. т тебя вперед.

Назовите глаголы. Запиши глаголы по памяти. Чем отличаются окончания глаголов 1 и 2 спряжения?

б) 1в. Выпиши ту строку, где во всех словах строчки в окончании пишется буква И

1) он распил..т, , раздел..т;  реж.т;
2) объяв..т, провер..т; готов.т;
3) он пил.т;  вздрогн..т,  поздрав..т.

2в. Выпиши ту строку, где во всех словах строчки в окончании пишется буква Е

1)он вар.т, реша..т, осво..т;
2) он пада..т, разруша..т, наступа..т;
3) он кат..т, утеша..т, сверка..т;

По одному ученику из варианта устно объясняют задание

В) А теперь можно немного поиграть. (Слайд №15)

 "Исключи лишнее слово" (подчеркни его) .

1) Пишем, вяжем, стираем, дружим, (т.к. это глагол II спряжения, а остальные - I) .

2) Строим, клеим, говорим, отвечаем (т.к. это глагол II спр., а остальные - I) .

3) Молчат, посеют, думают, живут (посеют - будущее время, а остальные глаголы в настоящем времени) .

Объяснение ведется устно.

Итог (Слайд №16)

 Выскажи своё отношение одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного ряда

  1. было интересно…
  2. было трудно…
  3. я выполнял задания…
  4. я понял, что…
  5. теперь я могу…
  6. я почувствовал, что…
  7. я приобрел…
  8. я научился…
  9. у меня получилось …
  10. я смог…
  11. я попробую…
  12. меня удивило…
  13. мне захотелось…
  14. сегодня я узнал…

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме»

Урок русского языка по теме

« Распознавание спряжения глаголов»

Цели :

Образовательная: совершенствовать навыки в определении спряжения глаголов по неопределенной форме,  формировать умение правильно обосновывать написание безударных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

Развивающая: Развивать орфографическую зоркость; продолжить работу по

формированию речевой деятельности учащихся;

Воспитательная: Воспитывать интерес к предмету русского языка;

Ход урока


  1. Повторение

Сегодня на уроке мы продолжим развивать умения в определении спряжения глаголов и правописании безударных личных окончаний глагола. С началом изучения темы «Глагол» мы с вами определили круг вопросов, на которые сейчас уже можем дать ответ. И так я представляю слово первой группе.



а) Что обозначает термин глагол? (По словарю Даля и Ожегова)(Слайд №1)

б) Прочитайте эпиграф к уроку и объясните, как вы понимаете его. Роль глагола в речи. (ответ второй группы) (Слайд №2)

По частоте употребления глагол стоит на 2 месте после существительного

Глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже тем, что обозначает действие, и поэтому глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека и его деятельность, различные явления природы

В современном русском языке глаголы называют различные действия:
1) Связанные с трудовой деятельностью - р
убить, копать, вязать, шить.
2) связанные с умственной и речевой деятельностью -
думать, наблюдать, воображать, говорить, решать и др.;
3) называющие перемещение и положение в пространстве -
идти, лететь, стоять, лежать, сидеть и др.;
4) называющие различные состояния: г
рустить, любить, ненавидеть, болеть, спать и др.;
5) называющие состояния природы: с
ветает, дождит, смеркается, вечереет и др.


в) Разнообразие глаголов (ответ третьей группы) (Слайд №3)

На примере стихов А.С.Пушкина мы хотим рассказать о многообразии глаголов.

Если мы рассмотрим стихотворение А.С. Пушкин «Зимнее утро» то увидим, что мрачное, тоскливое настроение сменяется радостным, светлым.

Всё это Пушкин доносит нам через глаголы прошедшего и настоящего времени, которые и противопоставляют настроение. Тоскливое, душевное состояние нам передают глаголы: злилась, носилась, мрачная желтела, печальная сидела. Они передают силу разбушевавшейся стихии и бессилие человека перед этой стихией.

Картина утра передается глаголами: блести; зеленеет;, блестя, лежит. Эти глаголы передают нам радость нового дня. Радость от яркого солнца, первого, мягкого, пушистого снега.

Оказывается, существуют глаголы движения: бегут, выслала, идет, будят, толпится . Звучания: шумят, гласят грохочет, гремят; глаголы цвета: блещут, белеет. Это мы можем наблюдать читая стихотворение «Весенние воды», «Осенний вечер».


Физминутка


в) Что же называют глаголом? (Слайд №4)

г) Какую форму имеют глаголы? (Слайд №5)

д) Как изменяются глаголы?

  • по лицам(Слайд №6)

  • по числам (Слайд №7)

  • по временам

  • В пр. в. по родам(Слайд №8)

ё) На какие вопросы отвечают глаголы в н.ф.? (Слайд №9)

- Заменить словосочетание одним глаголом, подходящим по смыслу и вопросу

Оказывать помощь – (что делать?)…, осуществить строительство – (что сделать?) …., вести наблюдение – (что делать?)…., давать советы – (что делать)…, выразить благодарность – (что сделать?)…, сделать покупку – (что делать?)…, прийти с опозданием – (что сделать?)…,одержать победу – (что сделать?)…

Самопрверка

Физминутка для глаз

А теперь наша основная тема «Спряжение глаголов»

2. Спряжение глаголов. (Слайд №10)

- Какие глаголы относятся ко 2спряжению, а какие к 1 спряжению?

Глаголы - исключения(Слайд №11)

-Как определить спряжение глаголов? (Слайд №12)


- Выпишите глаголы в два столбика по спряжению(Слайд №13)


Если ты решишься (2) в ванной

Крокодила подержать (1),

А потом его захочешь (1)

В тёплой речке искупать (1),

А затем его отпустишь (2)

Ребятишек попугать (1),

То потом едва ли сможешь (1)

Ты домой его загнать (1).


Ты увидишь (2), ты услышишь (2),

Как он будет убегать (1),

Но, конечно, не сумеешь (1)

Крокодильчика догнать (2).


Взаимопроверка


- Назовите глаголы 1спряжения, 2 спряжения

Физминутка


3. Упражнение в правильном написании безударных окончаний глаголов.

- Что необходимо помнить, чтобы правильно написать безударное окончание глагола?


а) 1. Прочитай загадку: (Слайд №14)

Сам не ед. т, не ид. т,

Не поддерж. шь - упад. т.

А педали пуст. шь в ход

Он помч. т тебя вперед.

Назовите глаголы. Запиши глаголы по памяти. Чем отличаются окончания глаголов 1 и 2 спряжения?


б) 1в. Выпиши ту строку, где во всех словах строчки в окончании пишется буква И

1) он распил..т, , раздел..т; реж.т;
2) объяв..т, провер..т; готов.т;
3) он пил.т; вздрогн..т, поздрав..т.


2в. Выпиши ту строку, где во всех словах строчки в окончании пишется буква Е

1)он вар.т, реша..т, осво..т;
2) он пада..т, разруша..т, наступа..т;
3) он кат..т, утеша..т, сверка..т;

По одному ученику из варианта устно объясняют задание

В) А теперь можно немного поиграть. (Слайд №15)

"Исключи лишнее слово" (подчеркни его) .

1) Пишем, вяжем, стираем, дружим, (т.к. это глагол II спряжения, а остальные - I) .

2) Строим, клеим, говорим, отвечаем (т.к. это глагол II спр., а остальные - I) .

3) Молчат, посеют, думают, живут (посеют - будущее время, а остальные глаголы в настоящем времени) .

Объяснение ведется устно.


Итог (Слайд №16)

Выскажи своё отношение одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного ряда


  1. было интересно…

  2. было трудно…

  3. я выполнял задания…

  4. я понял, что…

  5. теперь я могу…

  6. я почувствовал, что…

  7. я приобрел…

  8. я научился…

  9. у меня получилось …

  10. я смог…

  11. я попробую…

  12. меня удивило…

  13. мне захотелось…

  14. сегодня я узнал…


Просмотр содержимого презентации
«Презентация к урку по теме Глагол»

Глагол самая огнепышущая, Самая живая часть речи.  А.Юго в.

Глагол самая огнепышущая,

Самая живая часть речи.

А.Юго в.

Роль глагола в речи существительное 1  глагол 2 прилагательное 3

Роль глагола в речи

существительное

1

глагол

2

прилагательное

3

Глаголы имеют форму Что делать? Что с делать?

Глаголы имеют форму

Что делать?

Что с делать?

Глаголы изменяются

Глаголы изменяются

плачут плачет бегут бежит пишет пишут летает летают

плачут

плачет

бегут

бежит

пишет

пишут

летает

летают

самолёт насекомое  м. р прилетел  с. р. прилетело птица  ж. р. прилетела

самолёт

насекомое

м. р

прилетел

с. р.

прилетело

птица

ж. р.

прилетела

Что делать? Что сделать? помогать наблюдать советовать купить  построить поблагодарить победить опоздать

Что делать?

Что сделать?

помогать

наблюдать

советовать

купить

построить

поблагодарить

победить

опоздать

Спряжение глаголов Н  ф I спряжение II спряжение Остальные  и  брить, стелить Ить  И

Спряжение глаголов

Н

ф

I спряжение

II спряжение

Остальные

и

брить, стелить

  • Ить

  • И

  • 7 - еть
  • 4 - ать
слышать зависеть видеть дышать Глаголы - исключения держать обидеть смотреть гнать вертеть ненавидеть терпеть

слышать

зависеть

видеть

дышать

Глаголы - исключения

держать

обидеть

смотреть

гнать

вертеть

ненавидеть

терпеть

Чтобы определить спряжение выясни окончание безударное окончание под ударением Поставь глагол в неопределённую форму 2с 1с -у (ю) - е шь(- ё шь) - е т (- ё т) - е м (- ё м) - е те (- ё те) - у т (- ю т) -у (-ю) - и шь - и т - и м  и те - а т (- я т) 1с 2 с На – ить Не на -ить -------------------- + Исключения 7 – еть 4 - ать -----------------  + и сключения бр ить стел ить

Чтобы определить спряжение

выясни

окончание безударное

окончание под ударением

Поставь глагол в неопределённую форму

-у (ю)

- е шь(- ё шь)

- е т (- ё т)

- е м (- ё м)

- е те (- ё те)

- у т (- ю т)

-у (-ю)

- и шь

- и т

- и м

  • и те

- а т (- я т)

2 с

На – ить

Не на -ить

--------------------

+

Исключения

7 – еть

4 - ать

-----------------

+ и сключения

бр ить

стел ить

Выпиши глаголы в два столбика по спряжению Если ты решишься в ванной Крокодила подержать, А потом его захочешь В тёплой речке искупать, А затем его отпустишь Ребятишек попугать, То потом едва ли сможешь Ты домой его загнать. Ты увидишь, ты услышишь, Как он будет убегать, Но, конечно, не сумеешь Крокодильчика догнать.

Выпиши глаголы в два столбика по спряжению

Если ты решишься в ванной

Крокодила подержать,

А потом его захочешь

В тёплой речке искупать,

А затем его отпустишь

Ребятишек попугать,

То потом едва ли сможешь

Ты домой его загнать.

Ты увидишь, ты услышишь,

Как он будет убегать,

Но, конечно, не сумеешь

Крокодильчика догнать.

е ё Сам не ед . т, не ид . т,  Не поддерж . шь – упад . т.  А педали пуст . шь в ход  Он помч . т тебя вперед. ё и и и

е

ё

Сам не ед . т, не ид . т,

Не поддерж . шь – упад . т.

А педали пуст . шь в ход

Он помч . т тебя вперед.

ё

и

и

и

I спряжение 1л. – у, - ю   - е м, - ё м   2л. – е шь, - ё шь  - е те, - ё те 3л. – е т, - ё т  - у т, - ю т II спряжение 1л. – у, - ю   - и м  2л. – и шь  - и те 3л. – и т  - а т, - я т

I спряжение

1л. – у, - ю - е м, - ё м

2л. – е шь, - ё шь - е те, - ё те

3л. – е т, - ё т - у т, - ю т

II спряжение

1л. – у, - ю - и м

2л. – и шь - и те

3л. – и т - а т, - я т

Найди лишнее слово вяжем стираем  дружим Пишем Строим клеим говорим отвечаем живут Молчат думают посеют Украшает  тратит рисует поют

Найди лишнее слово

вяжем

стираем

дружим

Пишем

Строим

клеим

говорим

отвечаем

живут

Молчат

думают

посеют

Украшает

тратит

рисует

поют

Итог урока было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… мне захотелось… сегодня я узнал…  Выскажи своё отношение одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного ряда

Итог урока

  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • мне захотелось…
  • сегодня я узнал…

Выскажи своё отношение одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного ряда


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка по теме « Распознавание спряжения глаголов»

Автор: Воронина Надежда Ивановна

Дата: 24.10.2014

Номер свидетельства: 121988

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(245) "Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению. Тема: Определение спряжения глагола по окончанию, Л. Толстой «Прыжок»."
    ["seo_title"] => string(131) "intieghrirovannyiurokporusskomuiazykuilitieraturnomuchtieniiutiemaopriedielieniiespriazhieniiaghlagholapookonchaniiultolstoipryzhok"
    ["file_id"] => string(6) "316858"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460189925"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Краткосрочное планирование урока по русскому языку "
    ["seo_title"] => string(54) "kratkosrochnoie-planirovaniie-uroka-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "154126"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421121872"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства