kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Глаголы-исключения. Закрепление".

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Тема: «Глаголы – исключения».  Закрепление.

Цели урока:

•          закреплять знание  глаголов - исключений;

•          развивать умение распознавать их в тексте и правильно писать их безударные личные окончания.

Задачи урока:

Образовательные:

•          совершенствовать умение распознавать спряжение глагола по суффиксу неопределенной формы;

•          закреплять навык написания безударных личных окончаний глаголов.

Развивающие:

•          создавать условия для развития познавательных и творческих способностей, умений работать в группах, в парах и индивидуально;

•          повышать культуру речи;

Воспитательные:

•          формировать интерес к урокам русского языка, учить прогнозировать, организовывать и оценивать свою деятельность.

•          воспитывать порядочность и формировать правильное понятие о дружбе.

Оборудование: экран, проектор,  стихотворные способы запоминания (зрительные опоры), карточки с заданиями.

 

  1.  ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

 Приветствие. Создание ситуации успеха.

-    Прозвенел и смолк звонок, начинается урок.

Ребята, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся с ними (Добрый день!)

- А теперь  вы все садитесь и друг другу улыбнитесь.

 Я всем вам желаю хорошего настроения и  успехов!

 II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

(Звучит музыка)

- Ребята, благодаря чему мы можем РАЗЛИЧАТЬ, ВОСПРИНИМАТЬ звуки, т.е. СЛЫШАТЬ  карточки (благодаря слуху)

-Обратите внимание на слова, что общего между ними и чем они различаются? (глаголы неопр. формы, глагол слышать глагол-исключения).

- Вот именно о глаголах-исключениях мы сегодня и будем говорить.

Тема нашего урока ГЛАГОЛЫ-ИСКЛЮЧЕНИЯ (карточка вывешивается).

- Какие цели и задачи мы сегодня перед собой поставим. Продолжите предложения….

 

+  Продолжать запоминать ……… глаголы-исключения.

+ Учиться определять  ………………………спряжение таких глаголов.

+ Правильно писать ……………………….  окончания глаголов –исключения

1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

Хорошо ли вы знаете глаголы-исключения?  Давайте повторим их. ( Дети читают заученные стихи о глаголах-исключениях.

Ко второму  спряженью

Отнесем мы без сомненья

Все глаголы, что на «-ить»,

Исключая: брить, стелить.

А еще: смотреть, обидеть,             

Слышать, видеть, ненавидеть,

Гнать, дышать, держать, терпеть,

И зависеть и вертеть.

 

Гнать, держать, смотреть и видеть,

дышать, слышать, ненавидеть,

и зависеть, и вертеть,

и обидеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья,

Их на “-е ” – спрягать нельзя.

IV.  МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ.

- Прежде чем мы запишем число и классную работу в тетрадь, давайте “разогреем” наши пальчики, выполнив пальчиковую гимнастику:

•          покатаем ручку между ладонями;

•          потираем ладони;

•          поиграем на пианино;

•          сделаем самомассаж пальцев.

- Размяли наши пальчики и теперь примемся за работу. Запишите число, классная работа.

На доске написаны буквы: ПВСЧ…

- Внимательно посмотрите на данный ряд букв.  Определите, какие буквы мы будем сегодня писать. ( В этом ряду написаны первые буквы названий дней недели: П- понедельник, В- вторник..)

- Какие следующие дни недели? ( пятница, суббота и воскресенье). 

– Значит мы будем писать буквы ПСВ.

- Напишите другие варианты расположения данных букв, сколько их? (6) ПСВ ПВС СПВ СВП ВСП ВПС.

- Ребята, прочитайте хором русскую народную пословицу:

Кто много вид..т и слыш..т, тот много зна..т.

- Объясните, как вы её понимаете.

- Прежде чем записать ее в тетради, нужно вставить пропущенные окончания.

- А как правильно написать безударное личное окончание у глаголов?

-Рассуждаем по алгоритму.

-Запишите пословицу в тетрадь. ( Обращать внимание на посадку).

ВЫВОД. – Чему учились мы выполняя это задание?

V.  РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

1. Работа в группах

 Игра « Поймайте глаголы-исключения»

- А теперь,  ребята, я предлагаю вам поиграть. А игра называется «Рыбалка», только ловить вы будете глаголы-исключения.

(Выбрать «рыбки – глаголы-исключения» и наклеить их на картинку «ведерко»)

 

1 ГРУППА:  ПОЛОТЬ, СМОТРЕТЬ, СТРОИТЬ, ПРОГНАТЬ, СУШИТЬ, ВЫСКОЧИТЬ, ПОСМОТРЕТЬ,   ГНАТЬ, ОБИДЕТЬ, СЕЯТЬ, ПЕТЬ.

2 ГРУППА:  ТЕРПЕТЬ, ПРЯТАТЬ, ВЕРТЕТЬ, ТАЯТЬ, БОРОТЬСЯ, ВЫТЕРПЕТЬ, ТОПТАТЬ, УСЛЫШАТЬ, КРОИТЬ, СЛЫШАТЬ, БУДИТЬ,  НЕНАВИДЕТЬ.

3 ГРУППА:  ВИДЕТЬ,  УВИДЕТЬ, КОЛОТЬ, ШЕПТАТЬ, ДЫШАТЬ, МОЧИТЬ, ДЕРЖАТЬ, КРОШИТЬ, ПЛАТИТЬ, ЗАВИСЕТЬ.    

Давайте посчитаем какой у нас улов,  ( дети вывешивают свои проекты «ведерки с рыбками» на доску).

 16 РЫБОК – 16 глаголов- исключений у нас получилось.)

- Почему  глаголов-исключений больше 11? ( Есть еще однокоренные глаголы и они относятся к тому же спряжению, что и глагол-исключение).

ВЫВОД. - Итак,  что нового узнали, работая в группах?

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ В ОЦЕНОЧНЫХ ЛИСТАХ.

2. Работа по учебнику.

  В упражнение № 485, стр. 102 вам предлагают образовать глаголы с приставками и определить спряжение. Выполним это упражнение с комментированием.

ВЫВОД: Итак, что мы сделали в этом упражнении, чему научились? (УЧИЛИСЬ ПРАВИЛЬНО ПИСАТЬ ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ)

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ В ОЦЕНОЧНЫХ ЛИСТАХ.

 

                             VI. ФИЗМИНУТКА

 

 Игра-энергизатор “Дождь в лесу”(релаксация) под музыку П.И.Чайковского «Времена года»

(Дети становятся в круг, друг за другом – они “превращаются” в  деревья в лесу. Учитель читает текст, дети выполняют действия).

- Весной в лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимая руки, перебирая пальцами). Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются, (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети легкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища). Дождик стучит все сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам товарищей). Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.

 

VII. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

Списать, вставить окончания, указать спряжение глаголов.

1. На час опозда…шь, за день не догон…шь.

2. Перед смертью не надыш…шься.

3. За гриву не удержался, за хвост не удерж…шься.

4. Вид…т  око, да зуб неймёт.

5. Слыш…т (он) звон, да не зна…т, где он.

ВЗАИМОПРОВЕРКА ( СЛАЙД)

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ В ОЦЕНОЧНЫХ ЛИСТАХ.

Это пословицы и  поговорки. А когда так говорят: «На час опоздаешь, за день не догонишь» ? 

- Ну думаю сегодня на уроке у нас нет таких нерадивых учеников.

VIII.  РАБОТА В ПАРАХ.

- Глаголы –исключения часто используются не только в пословицах и поговорках, но и во фразеологизмах.  (ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ – на доску) из словаря.

А теперь попробуйте сами выполнить задание с фразеологизмами.

КАРТОЧКА

Гнать в три шеи                                                 хитрить, лукавить

Вертеть хвостом                                    быть кротким, безобидным

Держать под крылышком                     грубо выгонять

Смотреть сквозь пальцы                                  оберегать, опекать

Мухи не обидеть                                               быть в приподнятом настроении

                             Проверка по слайду.

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ В ОЦЕНОЧНЫХ ЛИСТАХ.

 

IX. РЕФЛЕКСИЯ.

Какова была тема урока?

•          С какой проблемой столкнулись?

•          Глаголы-исключения 1-го спряжения.

•          Глаголы-исключения 2-го спряжения.

•          Почему эти глаголы являются исключениями?

•          Как у них определить спряжение?

XIII.      Итоговая рефлексия

-Что нового для себя узнали? (Я узнал… я понял…)                                              СЛАЙД

- Что показалось особенно трудным?

X.   ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.  с.102 упр. 486, прочитать текст, вместо точек вставить подходящие по смыслу глаголы.

 ОЦЕНИВАНИЕ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Глаголы-исключения. Закрепление". »

Тема: «Глаголы – исключения». Закрепление.

Цели урока:

закреплять знание глаголов - исключений;

• развивать умение распознавать их в тексте и правильно писать их безударные личные окончания.

Задачи урока:

Образовательные:

совершенствовать умение распознавать спряжение глагола по суффиксу неопределенной формы;

• закреплять навык написания безударных личных окончаний глаголов.

Развивающие:

• создавать условия для развития познавательных и творческих способностей, умений работать в группах, в парах и индивидуально;

• повышать культуру речи;

Воспитательные:

формировать интерес к урокам русского языка, учить прогнозировать, организовывать и оценивать свою деятельность.

• воспитывать порядочность и формировать правильное понятие о дружбе.

Оборудование: экран, проектор, стихотворные способы запоминания (зрительные опоры), карточки с заданиями.



  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Приветствие. Создание ситуации успеха.

- Прозвенел и смолк звонок, начинается урок.

Ребята, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся с ними (Добрый день!)

- А теперь вы все садитесь и друг другу улыбнитесь.

Я всем вам желаю хорошего настроения и успехов!



II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

(Звучит музыка)

- Ребята, благодаря чему мы можем РАЗЛИЧАТЬ, ВОСПРИНИМАТЬ звуки, т.е. СЛЫШАТЬ карточки (благодаря слуху)

-Обратите внимание на слова, что общего между ними и чем они различаются? (глаголы неопр. формы, глагол слышать глагол-исключения).

- Вот именно о глаголах-исключениях мы сегодня и будем говорить.

Тема нашего урока ГЛАГОЛЫ-ИСКЛЮЧЕНИЯ (карточка вывешивается).

- Какие цели и задачи мы сегодня перед собой поставим. Продолжите предложения….



+ Продолжать запоминать ……… глаголы-исключения.

+ Учиться определять ………………………спряжение таких глаголов.

+ Правильно писать ………………………. окончания глаголов –исключения



  1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

Хорошо ли вы знаете глаголы-исключения? Давайте повторим их. ( Дети читают заученные стихи о глаголах-исключениях.



Ко второму спряженью

Отнесем мы без сомненья

Все глаголы, что на «-ить»,

Исключая: брить, стелить.

А еще: смотреть, обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть,

Гнать, дышать, держать, терпеть,

И зависеть и вертеть.









Гнать, держать, смотреть и видеть,

дышать, слышать, ненавидеть,

и зависеть, и вертеть,

и обидеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья,

Их на “-е ” – спрягать нельзя.









IV. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ.

- Прежде чем мы запишем число и классную работу в тетрадь, давайте “разогреем” наши пальчики, выполнив пальчиковую гимнастику:

• покатаем ручку между ладонями;

• потираем ладони;

• поиграем на пианино;

• сделаем самомассаж пальцев.

- Размяли наши пальчики и теперь примемся за работу. Запишите число, классная работа.

На доске написаны буквы: ПВСЧ…

- Внимательно посмотрите на данный ряд букв. Определите, какие буквы мы будем сегодня писать. ( В этом ряду написаны первые буквы названий дней недели: П- понедельник, В- вторник..)

- Какие следующие дни недели? ( пятница, суббота и воскресенье).

– Значит мы будем писать буквы ПСВ.

- Напишите другие варианты расположения данных букв, сколько их? (6) ПСВ ПВС СПВ СВП ВСП ВПС.

- Ребята, прочитайте хором русскую народную пословицу:

Кто много вид..т и слыш..т, тот много зна..т.

- Объясните, как вы её понимаете.

- Прежде чем записать ее в тетради, нужно вставить пропущенные окончания.

- А как правильно написать безударное личное окончание у глаголов?

-Рассуждаем по алгоритму.

-Запишите пословицу в тетрадь. ( Обращать внимание на посадку).

ВЫВОД. – Чему учились мы выполняя это задание?

V. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

1. Работа в группах

Игра « Поймайте глаголы-исключения»

- А теперь, ребята, я предлагаю вам поиграть. А игра называется «Рыбалка», только ловить вы будете глаголы-исключения.

(Выбрать «рыбки – глаголы-исключения» и наклеить их на картинку «ведерко»)



1 ГРУППА: ПОЛОТЬ, СМОТРЕТЬ, СТРОИТЬ, ПРОГНАТЬ, СУШИТЬ, ВЫСКОЧИТЬ, ПОСМОТРЕТЬ, ГНАТЬ, ОБИДЕТЬ, СЕЯТЬ, ПЕТЬ.

2 ГРУППА: ТЕРПЕТЬ, ПРЯТАТЬ, ВЕРТЕТЬ, ТАЯТЬ, БОРОТЬСЯ, ВЫТЕРПЕТЬ, ТОПТАТЬ, УСЛЫШАТЬ, КРОИТЬ, СЛЫШАТЬ, БУДИТЬ, НЕНАВИДЕТЬ.

3 ГРУППА: ВИДЕТЬ, УВИДЕТЬ, КОЛОТЬ, ШЕПТАТЬ, ДЫШАТЬ, МОЧИТЬ, ДЕРЖАТЬ, КРОШИТЬ, ПЛАТИТЬ, ЗАВИСЕТЬ.

Давайте посчитаем какой у нас улов, ( дети вывешивают свои проекты «ведерки с рыбками» на доску).

16 РЫБОК – 16 глаголов- исключений у нас получилось.)

- Почему глаголов-исключений больше 11? ( Есть еще однокоренные глаголы и они относятся к тому же спряжению, что и глагол-исключение).

ВЫВОД. - Итак, что нового узнали, работая в группах?

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ В ОЦЕНОЧНЫХ ЛИСТАХ.



2. Работа по учебнику.

В упражнение № 485, стр. 102 вам предлагают образовать глаголы с приставками и определить спряжение. Выполним это упражнение с комментированием.

ВЫВОД: Итак, что мы сделали в этом упражнении, чему научились? (УЧИЛИСЬ ПРАВИЛЬНО ПИСАТЬ ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ)

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ В ОЦЕНОЧНЫХ ЛИСТАХ.



VI. ФИЗМИНУТКА



Игра-энергизатор “Дождь в лесу”(релаксация) под музыку П.И.Чайковского «Времена года»

(Дети становятся в круг, друг за другом – они “превращаются” в деревья в лесу. Учитель читает текст, дети выполняют действия).

- Весной в лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимая руки, перебирая пальцами). Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются, (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети легкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища). Дождик стучит все сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам товарищей). Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.



VII. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

Списать, вставить окончания, указать спряжение глаголов.

1. На час опозда…шь, за день не догон…шь.

2. Перед смертью не надыш…шься.

3. За гриву не удержался, за хвост не удерж…шься.

4. Вид…т око, да зуб неймёт.

5. Слыш…т (он) звон, да не зна…т, где он.

ВЗАИМОПРОВЕРКА ( СЛАЙД)

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ В ОЦЕНОЧНЫХ ЛИСТАХ.

Это пословицы и поговорки. А когда так говорят: «На час опоздаешь, за день не догонишь» ?

- Ну думаю сегодня на уроке у нас нет таких нерадивых учеников.

VIII. РАБОТА В ПАРАХ.

- Глаголы –исключения часто используются не только в пословицах и поговорках, но и во фразеологизмах. (ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ – на доску) из словаря.

А теперь попробуйте сами выполнить задание с фразеологизмами.

КАРТОЧКА

Гнать в три шеи хитрить, лукавить

Вертеть хвостом быть кротким, безобидным

Держать под крылышком грубо выгонять

Смотреть сквозь пальцы оберегать, опекать

Мухи не обидеть быть в приподнятом настроении

Проверка по слайду.



ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ В ОЦЕНОЧНЫХ ЛИСТАХ.



IX. РЕФЛЕКСИЯ.

Какова была тема урока?

• С какой проблемой столкнулись?

• Глаголы-исключения 1-го спряжения.

• Глаголы-исключения 2-го спряжения.

• Почему эти глаголы являются исключениями?

• Как у них определить спряжение?

XIII. Итоговая рефлексия

-Что нового для себя узнали? (Я узнал… я понял…) СЛАЙД

- Что показалось особенно трудным?

X. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. с.102 упр. 486, прочитать текст, вместо точек вставить подходящие по смыслу глаголы.

ОЦЕНИВАНИЕ.
































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока по теме "Глаголы-исключения. Закрепление".

Автор: Бурцева Валентина Александровна

Дата: 09.12.2014

Номер свидетельства: 141477


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства