"Спряжение глагола. Выбор гласной в окончании глаголов"
"Спряжение глагола. Выбор гласной в окончании глаголов"
Данная разработка ставит цель отработать тему "Правописание гласных в безударных личных окончаниях глагола" в 10-м классе, а именно cформировать умение находить и правильно писать изучаемую орфограмму, повторить ранее изученный материал о глаголе, развивать правописные умения и навыки, углубить и расширить знания учащихся о глаголе, способствовать подготовке ЕГЭ (Задание 12)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Спряжение глагола. Выбор гласной в окончании глаголов"»
Разработка урока по русскому языку для 10 класса по теме «Правила правописания личных окончаний глаголов» для учебника 10-11 классов Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В., Мищериной М.А.
Тема урока: правила правописания безударных личных окончаний глаголов
правила правописания гласных в суффиксах причастий
Цель: отработать тему «Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов»
Задачи: формировать умение находить и правильно писать изучаемую орфограмму, повторить ранее изученный материал о глаголе, развивать правописные умения и навыки, углубить и расширить знания учащихся о глаголе, способствовать подготовке ЕГЭ (Задание 12)
Оборудование: учебник, таблицы, карточки
Время занятия: 1 академический час – 45 минут
Ход урока
Разминка (5 минут) + (беседа)
Цель разминки: определение темы занятий, определение глагола как части речи, определение спряжения глагола, обоснование выбора гласной в окончании глагола
Живем – покашлива..м, ходим – похрамыва…м
Рискнул, да и зака..лся
Из песни слова не выкин..шь
Насильно мил не буд…шь
Любовь не картошка – не выбросишь в окошко
Перед смертью не надыш..шься
Не говори гоп, пока не перепрыгн…шь
За двумя зайцами погонишься, ни одного не пойма…шь
Не обман…шь – не продашь
Близок локоть, да не укус..шь
За твоим языком не поспе…шь и босиком
Рыбу за хвост не удерж…ть
Как вы считаете, какова сегодняшняя тема занятия? Чему оно сегодня будет посвящено?
Что такое глагол? Дайте, пожалуйста, определение. Какие грамматические категории глагола Вы помните? Что такое спряжение глагола?
Прочитайте данные выше русские пословицы и поговорки. Возникли ли у вас трудности в их понимании? (вопрос ко всем учащимся) Какие гласные Вы вставили на месте пропусков? Как Вы можете объяснить свой выбор?
(у доски 1 ученик, вставляет пропущенные буквы, объясняет свой выбор, при возникновении трудностей опрашиваем остальных учащихся)
Объяснение нового материала (+ детальный повтор изученного) (10 минут)
Цель: подробный повтор ранее изученного материала, изучение нового материала, рассмотрение глагольной формы – причастие (правописание гласных в суффиксах причастий настоящего времени)
Используется индуктивный метод – от частного к общему. Таблицы на доске.
Формулировка правила
Окончания глагола могут быть ударными и безударными. Если личное окончание глагола ударное, то спряжение определяем по нему: к примеру, лететь – летишь – 2 спряжение.
Приведите примеры глаголов с личными ударными окончаниями и определите спряжение (каждый ученик называет хотя бы по одному примеру).
Тип спряжения глаголов с безударными окончаниями определяется по начальной форме глагола.
Для начала вспоминаем глаголы – исключения.
Гнать, держать, дышать, зависеть,
Видеть, слышать и обидеть,
А еще терпеть, вертеть,
Ненавидеть и смотреть (на доске)
К какому спряжению относятся эти глаголы? Какие еще особые глаголы Вы знаете? (Брить, стелить, зиждиться, зыбиться – 1 спр.) Как Вы понимаете глаголы «зиждиться» и «зыбиться»? Что они означают?
Хотеть - он хочет, ты хочешь Они хотят
Упражнение на повторение
«Чего ты (хотеть) от меня?» — нахмурясь, голова вскричала. (П.) 2) Своей дремоты превозмочь не (хотеть) воздух. (П.) 3) Вы отдохнуть (хотеть)? (Т.) 4) Как удержать негодованье уста упрямые (хотеть)? (П.) 5) Евгений смотрит: видит лодку, он к ней (бежать) как на находку. (П.) 6) Смутилось сердце киевлян; (бежать) нестройными толпами... (П.) 7) Государь мой! Куда вы (бежать)? (Н).
Ученики по очереди читают предложение, объясняя выбор нужной формы глагола.
Если тип спряжения глаголов с безударными окончаниями определяется по начальной форме глагола, то как мы можем определить, какую гласную мы будеть писать перед –ть?
(Ученики рассказывают про усекаемую и неусекаемую основы глагола: усекаемая – основа, в которой гласный, находящийся в инфинитиве перед –ть, отсутствует в формах настоящего и будущего времени; неусекаемые – те основы, в которых эта гласная сохраняется).
Упражнение на закрепление
Какие нижеперечисленные глаголы имеют не-/усекаемые основы?
Выводим на доске таблицу с правилом, как определять, какую гласную писать в н.ф. глагола с безударным окончаниями. Ученики приводят к каждому случаю свои примеры.
Случаи употребления
Усекаемая основа глагола с безударным окончанием
Неусекаемая основа глагола с безударным окончанием
Б) Глаголы с приставками: выстрад..ть-страдАть- выстрадАть, высп..ться – спать- выспАться (определяем так же, как и в глаголах без приставки)
В) Следует различать формы 2-го лица множественного числа глаголов I спряжения изъявительного и повелительного наклонений: в изъявительном наклонении пишется -ете, в повелительном - -ите, например: 1) Когда выйдете на дежурство, проверьте журнал посещаемости (выйдете — изъявительное наклонение). — Выйдите завтра на дежурство (выйдите — повелительное наклонение).
Упражнение на повторение
I. 1) Вы пиш..те красиво и грамотно. Пиш..те мне чаще. 2) Вспомн..те стихотворение А. С. Пушкина «Чаадаеву». Когда вспомн..те, то прочтите. 3) Вынес..те из комнаты лишние вещи. Когда вынес..те вещи, скажите мне об этом. 4) Как только выйд..те из лесу, увид..те поле. Выйд..те на несколько минут из комнаты: её надо проветрить. 5) Выбер..те из этих статей материал, нужный для доклада. Когда выбер..те, приступайте к оформлению доклада.
II. 1) Стукн..те мне в окно, когда пойдёте на рыбалку. Когда вы стукн..те, я мигом соберусь. 2) Выскаж..те всё, что вы дума..те об этом деле. Если вы всё выскаж..те, то стан..те спокойнее. 3) Выпиш..те из текста определения. После того как вы их выпиш..те, выбер..те из них наиболее яркие эпитеты. 4) Прыгн..те на лыжах с этого трамплина. Когда вы прыгн..те, почувствуете большое удовольствие. 5) Если буд..те в Ялте, обязательно посетите домик Чехова.
Упражнение на доске. Выполняют два ученика, класс проверяет. Ученики получают оценку.
Г) Изобилующие глаголы – глаголы, имеющие двоякие формы настоящего времени:
полоскать при наличии нормативных форм полощу, полощет, полощи, полощущий, полоща имеет допустимые формы полоскаю, полоскает, полоскай, полоскающий, полоскал.
Смысловое различение параллельных форм
Брызгать
«окроплять, опрыскивать» имеет личные формы брызгаю, брызгает (брызгаю водой, брызгает белье);
в значении «разбрасывать капли», «сыпать брызги» имеет личные формы брызжу, брызжет (фонтан брызжет, брызжет слюной).
Двигать
«перемещать толкая или таща», «шевелить, производить движения», «заставлять идти вперед, направлять» имеет личные формы двигаю, двигает (двигают мебель, двигаю пальцами, двигает войска);
в значениях «содействовать развитию чего-л.», «быть причиной чьих-л. поступков» имеет личные формы движет, движут (движущие силы, что им движет!);
в значении «приводить в движение, в действие»имеет параллельные личные формы двигает – движет (пружина двигает/движет часовой механизм)
Капать
«падать каплями»имеет параллельные личные формы капаю, капает и каплю, каплет (капают слезы, дождь каплет), но во фразеологизме только: над нами не каплет;
в значении«наливать, лить каплями»имеет личные формы капаю, капает (капает микстуру).
Метать
в значении«шить, прошивать стежками, обшивать петлю»имеет личные формы метаю, метает (метает кофту, метает шов).
Его омоним, глаголметатьв значении«разбрасывать, раскидывать»имеет личные формымечу, мечет (мечет гром и молнии, мечет гневные взоры;также: мечет икру);
в том же значении«бросать»в спортивном обиходе употребляется формаметает: метает гранату, диск, копье
Кликать, мяукать
В просторечии и в диалектах встречаются формыкликает (вместо кличет – от кликать), мяучит (от мяучить;
литературная формамяукает— от мяукать).
Сыпать, трепать, щипать
При наличии нейтральных формсыплет, щиплет, треплетимеют разноспрягаемые разговорные формы с выпадением -л-: по I спряжению спрягаются формы сыпешь, сыпет, сыпем, сыпете, по II спряжению – сыпят, такое же соотношение форм и у глаголовщипать, трепать.
Устное выполнение упражнений 247 и 248 (каждый ученик по одному слову)
Д) В суффиксах действительных причастиях настоящего времени пишется та же гласная, что и в окончаниях 3-го лица мн.ч. соответствующих глаголов :
-ущ-, -ющ-, если причастие образовано от глагола I спряжения, например: идущий (идти, идут), рисующий (рисовать, рисуют), смеющийся (смеяться, смеются);
-ащ-, -ящ-, если причастие образовано от глагола II спряжения, например: кричащий (кричать, кричат), летящий (лететь, летят), строящийся (строиться, строятся).
В страдательных причастиях настоящего времени пишутся суффиксы:
-ем-, если причастие образовано от глагола I спряжения, например: исполняемый (исполнять, исполняют), рисуемый (рисовать, рисуют);
-им-, если причастие образовано от глагола II спряжения, например: хранимый (хранить, хранят), слышимый (слышать, слышат). Исключение: движимый (движет)
Упражнение на повторение
Тяжело дыш..щий человек, мел..щий муку работник, пил..щие дерево рабочие, плещ..щиеся в воде ребятишки, кле..щий коробочку мальчик, значащееся по списку количество, бор..щийся с бурей экипаж, храбро сражающийся полк, хлопоч..щая у печки хозяйка, расстила..щаяся степь, стро..щееся здание, кол..щий дрова юноша, пряч..щийся ребёнок, трепещ..щая рыба, готов..щийся к зачётам студент, дремл..щий старик, слышащийся издали гудок, стелющийся туман, ла..щая собака, спе..щий виноград
Упражнение даётся в виде карточки. Каждый ученик выполняет его индивидуально, затем по очереди каждый читает словосочетание и объясняет выбор орфограммы.
3) Выполнение упражнений
Цель: отработка и закрепление языкового материала
Текст (10 минут)
Грубость в языке, как и грубость в манерах, н...ряшливость в одежде — очень распростране(н)ное явление, и свидетельству..т оно о (не)защищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Я уж не говорю о том, что это признак (не)воспита..ности, а иногда и жестокости.
(По)настоящему сильный и уравновеше..ный человек не буд..т без нужды громко отража…тся на окружающих и враждебно самому дорогому, что есть на свете, — человеческой жизни. И сильный человек, понимая все это, как раз и силен своим благ..родством и великодушием.
Учиться хорошей, спокойной, инте..(л)лигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, читая. Но хоть и трудно — это нужно, действительно нужно! Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягива..т». (По Д.С. Лихачеву) 136 слов
Предтекстовые упражнения: Повторяем слитное написание не с существительными, Н/НН в прилагательных; правописание окончаний глагола; как ученики понимают словосочетание «Интеллигентная речь»?
Притекстовые упражнения: Прочитайте текст.Озаглавьте его. Какова основная мысль текста? Укажите стиль текста. Произведите фонетический разбор слова интеллигентный. Произведите морфологический разбор глагола затягивает.
Послетекстовые упражнения: Вставьте пропущенные орфограммы, объясните свой выбор. Сделайте разбор первого предложения. Укажите количество грамматических основ.
Рассуждаем на тему, какой человек может считаться интеллигентным, как интеллигентность проявляется в речи. В качестве задания можно попросить написать сочинение на тему «Интеллигентная речь».
Упражнение для коллективной работы
Выполняют ученики по очереди. Называют нужную форму, обосновывают свой выбор, называют спряжение.
1) Сосны вершинами (махать) приветно. (Н.) 2) Лиловая занавеска чуть-чуть (колыхаться) от ветра. (Гонч.) 3) (Кликать) трубы молодого казака. (Сурк.) 4) Не пенится море, не (плескать) волна. (А. К. Т.) 5) Волхов пеной серебристою в берег (хлестать). (Р.) 6) (Сыпать) спелые орехи мне орешник в кузовок. (Исак.) 7) Мороз слегка (щипать) за щёки. (Ч.) 8) Всё (дремать), но (дремать) напряжённо-чутко. (М. Г.) 9) ...Несётся Терек, волнами точит дикий берег, (клокотать) вкруг огромных скал. (П.) 10) Опять сомненье душу (глодать). (Исак.)
Игра «Будь внимателен» (2 минуты)
Учитель играет с учениками. Он читает предложения, большинство из которых содержат ошибки. Задача учеников – распознать неправильную форму и назвать правильный вариант.
5) Мой знакомый ложит свою сумку куда попало. (кладёт)
6) Они давно не плотят за свет и газ. (платят)
7) Вы хочете спать? Так ляжьте! (хотите, лягте)
8) Они всё слышут, не надо им повторять по два раза (слышат)
9) Они каждый год сеют овёс.
10) Они постелют тебе в прихожей.
Диктант (15 минут)
НА РЫБНОЙ ЛОВЛЕ
Июль. Просыпаешься на рассвете, забираешь несложные рыболовные снасти, подготовленные еще вчера, и идешь к реке. Подходишь к берегу — становится светло. Усядешься на заранее облюбованном месте, разбросаешь приманку, насадишь на крючки червей, забросишь удочки и терпеливо ждешь клева.
Погода стоит чудесная. Прозрачный воздух не шелохнется. Все больше и больше алеет восток, а через несколько минут из-за дальнего перелеска показывается ослепительно яркое солнце. Оно поднимается все выше и выше.
Сидишь на берегу, смотришь на голубую гладь реки и внимательно наблюдаешь за малейшим движением поплавка. Вот поплавок чуть заметно стал пошевеливаться. Затем он перевернулся, и от него пошли круги по воде. Настораживаешься. Вдруг поплавок подпрыгнул и, затрепетав, начал тонуть. В этот момент быстро дергаешь леску и видишь повисшую на крючке трепещущую серебристую рыбку. (120 слов)
Текст читается учителем, ученики записывают его в тетради, затем сдают учителю на проверку. Учитель обращает внимание учащихся на то, что необходимо подумать над каждым словом, вспомнить орфограммы.
Грамматические задания:
Укажите над глаголами род, число, время и неопределённую форму.
Разберите 2 предложение по членам, укажите количество грамматических основ.
Выберите 7 любых глаголов из текста, образуйте от них формы причастий настоящего и прошедшего времени.
Самостоятельная работа. Задание по карточкам (подготовка к ЕГЭ) (5 минут)
Каждому ученику раздаются каточки с примерными заданиями 11 из вариантов ЕГЭ. Ученики выполняют работу самостоятельно. Поскольку карточки могут повторяться, ученики, у которых одинаковые задания, впоследствии проверяют друг друга.
Примеры карточек:
В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
произнос..шь
относ..шься
засмотр..шься
невид..мый
раска...шься
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю.
кол..щая
верт..тся
плав..т
терп..щие
леч..щий
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.
бор..тся
вышл..т
крас..т
внемл..щий
капризнича..т
Домашнее задание
А) Написать рассказ на любую тему, по возможности использовать как можно больше глаголов в различных формах.
Б) Выполнение следующего упражнения (на карточке):
Вставьте в предложения подходящие по смыслу глаголы. К каким лексическим явлениям вы их отнесёте?
1.Теперь нашу литературу (обеднило, обеднело) время с его неудобоисполнимыми требованиями (В. Белинский). Сильно (обеднели, обеднили) Волчьи Норы за годы войны: без хозяйского глаза покосились избы; заборы и навесы пошли на дрова (Г.Марков).
2. – Скажет ли что тебе душа? Есть ли у тебя душа-то? Не про тебя одного говорю, все мы, друг мой, (обездушели, обездушили) (Гл.Успенский). Целые поколения прожили у нас, не сделав ничего путного. Крепостное право их расслабило, опошлило, развратило, (обездушило, обездушело) и сделало гораздо жалче, гораздо ничтожнее и негоднее тех, кого они эксплуатировали (Н.Добролюбов). 3. Он не дал горю опутать и (обессилить, обессилеть) себя (Д.Писарев). Я провалился в белый снег, (обессилил, обессилел) совсем (А.Приставкин).4. В ХШ веке в ходе кровопролитных оборонительных войн с Сиамом деревни (обезлюдили, обезлюдели), и ирригационные системы пришли в запустение (И.Литвинов). - Твои же сабельки нашу область (обезлюдили, обезлюдели) (С.Бродский).
Рефлексия в конце урока. Заключительное слово (5 минут)
Просим учеников подвести итоги урока, рассказать , что показалось им полезным для повторения; какие моменты урока остались непонятными, на что еще необходимо обратить внимание на следующих занятиях.