- Расскажите, как действовали?Наст. вр. Прош. вр. Буд. вр.
кричат молчала позову
гостите замёрз разглядишь
Выделите окончания. Разберите по составу глагол разглядишь.
-Какой глагол оказался лишним? (трудиться) Почему? (глагол неопределённой формы с возвратным значением).
- А можно ли от него образовать формы времени? Образуйте устно. (Трудится, трудился, потрудится, будет трудится.)
- Какой вывод можно сделать?
Вывод: как изменяются все глаголы? (по временам).
(На доске появляется 3-я часть в виде воротника). (Приложение 6).
-Время глагола - это какой признак? (непостоянный) Почему?
- Оцените это задание.
- Время - это единственный признак глагола? (Нет) Почему?
- Правильно, глагол имеет другие признаки. Назовите их. (лицо, число, род, спряжение).
- Тогда можем приступить к выполнению 3-его задания: определите у каждого глагола его морфологические признаки.
- Проверяем это задание. ( группы по очереди называют морфологические признаки каждого глагола).Кричат-3л.,мн.ч.,2спр.,гостите- 2л.,мн.ч.,2спр., молчала- ж.р.,ед.ч.,2пр.,
Вывод: Глаголы прошедшего времени изменяются по родам и числам. Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам и имеют спряжение. (учитель демонстрирует следующие части "Глагола"). (Приложение 6).
- Мы ответили на 2-ой вопрос, оцените это задание.
3) Чем определяется выбор гласной (е, и) в безударных личных окончаниях глаголов?
- Можно приступать к последнему вопросу и для этого нам необходимо выполнить 4-ое задание. (Приложение 4).
Выполняем парами.
- Начинаем проверку (взаимопроверка пар.)
1) Выбор буквы (е, и) в безударных личных окончаниях глаголов определяется спряжением.
2) Спряжение-это изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.
3)Чтобы определить спряжение, надо поставить глагол в неопределённую форму и посмотреть на глагольный суффикс.
4)Если глагольный суффикс -и- , то это глагол II спряжения, пишу в окончании гласную -и- , а в глаголах 3 лица мн.ч. - окончания -ат, -ят.
5)Все остальные глагольные суффиксы указывают на I спряжение, пишу в личном окончании глагола гласную -е-, а в глаголах 3 лица мн.ч. - окончания -ут, -ют.
- Кроме каких глаголов? (глаголов - исключений). Прочитайте хором.
(на доске появляются последние части "Глагола") (Приложение 6).
- Оцените это задание.
- Мы ответили на все вопросы, и теперь попробуем применить имеющиеся знания в творческой работе.
4) Творческая работа.
Мы много говорили о глаголах. Обобщим наши знания. Наш глаголик предлагает сыграть в цифровой диктант, чтобы убедиться, умеете ли вы правильно писать окончания глаголов.
- при выполнении следующего задания вам надо проявить свое творчество: используя глаголы только настоящего и будущего времени, опишите, какие действия может выполнять предложенный вам предмет. У вас должна получиться загадка. (Приложение 5).
1 группа - слово "портфель".
2 группа - слово "карандаш".
3 группа - слово "тетрадь".
4 группа - слово "дневник".
5 группа - слово "оценка".
- творческая работа завершена, начинаем конкурс на лучшую загадку, попробуем определить, какой группе удалось подобрать наиболее точные действия предмета.
1) Ты его с собой носишь, в нем учебники хранишь, не мараешь и не пинаешь.(портфель)
2) Что рисует, чертит, строгается и хорошо ломается. (карандаш)
3) Находится у каждого школьника, иногда теряется, сохраняет информацию.
(тетрадь)
4) Я - документ твой, терять меня нельзя , в меня оценки ставят все учителя, в школьной сумке я лежу. (дневник) 5)Ставится в журнал, красуется в дневнике, зарабатывается умом, учеников радует и огорчает, как ты учишься ,скажу. (оценка)
- После обсуждения мы приходим к выводу, что все группы сработали успешно.
- Оцените задание и выставите итоговую оценку.
- Какая группа сработала на оценку "5"? На оценку "4"?
А теперь самая главная работа- тестирование.
Тестирование.
1)Что обозначает глагол?
А) предмет.
Б) признак предмета.
В) действие предмета.
2)На какие вопросы отвечает глагол?
А) Кто? Что?
Б) Какой? Какая? Какое? Какие?
В) Что делает? Что делал? Что будет делать?
3)Каким членом предложения выступает глагол?
А) главным членом.
Б) второстепенным членом.
4) Какое утверждение наиболее полное и верное? « Спряжение - это …»
А) изменение глагола по лицам.
Б) изменение глагола по числам.
В) изменение глагола по временам.
Г) изменение глагола по лицам и числам.
5) Сколько спряжений у глагола?
А) одно.
Б) два.
В) три.
6) Глаголы брить, стелить относятся
Б) ко 2 спряжению.
А) к1 спряжению
7) Запиши ответ на вопрос. Зачем надо знать спряжение глагола?
- Расскажите, как действовали?Наст. вр. Прош. вр. Буд. вр.
кричат молчала позову
гостите замёрз разглядишь
Выделите окончания. Разберите по составу глагол разглядишь.
-Какой глагол оказался лишним? (трудиться) Почему? (глагол неопределённой формы с возвратным значением).
- А можно ли от него образовать формы времени? Образуйте устно. (Трудится, трудился, потрудится, будет трудится.)
- Какой вывод можно сделать?
Вывод: как изменяются все глаголы? (по временам).
(На доске появляется 3-я часть в виде воротника). (Приложение 6).
-Время глагола - это какой признак? (непостоянный) Почему?
- Оцените это задание.
- Время - это единственный признак глагола? (Нет) Почему?
- Правильно, глагол имеет другие признаки. Назовите их. (лицо, число, род, спряжение).
- Тогда можем приступить к выполнению 3-его задания: определите у каждого глагола его морфологические признаки.
- Проверяем это задание. ( группы по очереди называют морфологические признаки каждого глагола).Кричат-3л.,мн.ч.,2спр.,гостите- 2л.,мн.ч.,2спр., молчала- ж.р.,ед.ч.,2пр.,
Вывод: Глаголы прошедшего времени изменяются по родам и числам. Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам и имеют спряжение. (учитель демонстрирует следующие части "Глагола"). (Приложение 6).
- Мы ответили на 2-ой вопрос, оцените это задание.
3) Чем определяется выбор гласной (е, и) в безударных личных окончаниях глаголов?
- Можно приступать к последнему вопросу и для этого нам необходимо выполнить 4-ое задание. (Приложение 4).
Выполняем парами.
- Начинаем проверку (взаимопроверка пар.)
1) Выбор буквы (е, и) в безударных личных окончаниях глаголов определяется спряжением.
2) Спряжение-это изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.
3)Чтобы определить спряжение, надо поставить глагол в неопределённую форму и посмотреть на глагольный суффикс.
4)Если глагольный суффикс -и- , то это глагол II спряжения, пишу в окончании гласную -и- , а в глаголах 3 лица мн.ч. - окончания -ат, -ят.
5)Все остальные глагольные суффиксы указывают на I спряжение, пишу в личном окончании глагола гласную -е-, а в глаголах 3 лица мн.ч. - окончания -ут, -ют.
- Кроме каких глаголов? (глаголов - исключений). Прочитайте хором.
(на доске появляются последние части "Глагола") (Приложение 6).
- Оцените это задание.
- Мы ответили на все вопросы, и теперь попробуем применить имеющиеся знания в творческой работе.
4) Творческая работа.
Мы много говорили о глаголах. Обобщим наши знания. Наш глаголик предлагает сыграть в цифровой диктант, чтобы убедиться, умеете ли вы правильно писать окончания глаголов.
- при выполнении следующего задания вам надо проявить свое творчество: используя глаголы только настоящего и будущего времени, опишите, какие действия может выполнять предложенный вам предмет. У вас должна получиться загадка. (Приложение 5).
1 группа - слово "портфель".
2 группа - слово "карандаш".
3 группа - слово "тетрадь".
4 группа - слово "дневник".
5 группа - слово "оценка".
- творческая работа завершена, начинаем конкурс на лучшую загадку, попробуем определить, какой группе удалось подобрать наиболее точные действия предмета.
1) Ты его с собой носишь, в нем учебники хранишь, не мараешь и не пинаешь.(портфель)
2) Что рисует, чертит, строгается и хорошо ломается. (карандаш)
3) Находится у каждого школьника, иногда теряется, сохраняет информацию.
(тетрадь)
4) Я - документ твой, терять меня нельзя , в меня оценки ставят все учителя, в школьной сумке я лежу. (дневник) 5)Ставится в журнал, красуется в дневнике, зарабатывается умом, учеников радует и огорчает, как ты учишься ,скажу. (оценка)
- После обсуждения мы приходим к выводу, что все группы сработали успешно.
- Оцените задание и выставите итоговую оценку.
- Какая группа сработала на оценку "5"? На оценку "4"?
А теперь самая главная работа- тестирование.
Тестирование.
Что обозначает глагол?
А) предмет.
Б) признак предмета.
В) действие предмета.
На какие вопросы отвечает глагол?
А) Кто? Что?
Б) Какой? Какая? Какое? Какие?
В) Что делает? Что делал? Что будет делать?
Каким членом предложения выступает глагол?
А) главным членом.
Б) второстепенным членом.
4) Какое утверждение наиболее полное и верное? « Спряжение - это …»
А) изменение глагола по лицам.
Б) изменение глагола по числам.
В) изменение глагола по временам.
Г) изменение глагола по лицам и числам.
5) Сколько спряжений у глагола?
А) одно.
Б) два.
В) три.
6) Глаголы брить, стелить относятся
Б) ко 2 спряжению.
А) к1 спряжению
7) Запиши ответ на вопрос. Зачем надо знать спряжение глагола?