Тема урока: Спряжение глаголов
• Создавать условия для знакомства с понятием спряжение глаголов.
• Содействовать развитию учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
• Помогать формировать умение оценивать свою работу и работу одноклассников на основе заданных критериев.
• Формулировать собственное мнение
Оборудование: учебник, тетрадь, карточки
Ход урока
Организационный момент.
Утром ранним кто-то странный
Заглянул в моё окно.
На ладони появилось
Ярко-рыжее пятно.
Это солнце заглянуло,
Будто руку протянуло.
- Представьте, что у вас в руках солнечный зайчик, почувствуйте его тепло. Обменяйтесь этим теплом с своим соседом по парте – посмотрите в глаза, улыбнитесь и “бросьте” зайчика.
- Во время работы на уроке постарайтесь сохранить эти “солнечные паутинки” между вами.
- Чем же интересен русский язык? (В рус. языке много интересных выражений, слов, множество секретов и тайн)
-Каждый урок мы в этом с вами убеждаемся, что не слово, то тайна, новый секрет.
Самоопределение к деятельности –
У вас на партах лежит стихотворение, прочитайте его и скажите кто автор этих строк?
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То как зверь, она завоет,
То заплачет как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем , добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя: где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню. Как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
-Кто автор этого стихотворения? (А.С.Пушкин –великий русский поэт)
-Какое настроение выразил поэт в этом стихотворении? (грустное)
Какие слова помогли автору передать силу движения вьюги, ее разнообразие действий? (завоет, заплачет, зашумит, застучит) НА ДОСКУ ПРИКРЕПИТЬ
Что это за часть речи ? (глагол)
Что вы знаете о глаголе?
1. Глагол – часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать?, что сделать?
2. Глагол изменяется по числам.
4. Глагол имеет вид совершенный и несовершенный
5. Глагол имеет 1, 2, 3 лицо
( По мере того как дети отвечают на доске появляется :ГЛАГОЛ – что делать? что сделать? – число – вид – лицо) (Обращаться к сенсорно-дидактическому кресту)
Каллиграфическая минутка.
Какой звук в этих глаголах (завоет, заплачет, зашумит, застучит)встречается чаще других? (з)
Сегодня мы вспомним написание буквы з.
Запишите (з и петли)з?з? и глаголы завоет, заплачет, зашумит, застучит
Разберем эти глаголы по составу.( Проверить и оцените себя)
-А наш с вами словарь мы запишем из словарных слов, где есть буква з
- С одним из глаголов я составила предложение давайте его запишем ( Застучала под окошком звонкая капель )
-разобрать по членам предложения и синтаксически устно ( Оцените себя)
Актуализация знаний, мотивация .Постановка учебной задачи.
- Какой глагол поэт использует в своём стихотворении чтобы сердцу было веселей (СПОЙ)
- А мы можем у глагола определить лицо, число, вид , спряжение
- А мы оказывается ещё и не знаем что такое спряжение
- Так чем мы с вами будем заниматься на сегодняшнем уроке? (Узнаем что такое спряжение и будем учиться определять спряжение у глаголов)
- А сейчас давайте глагол спой изменим по числам и лицам
Я спою мы споём
Ты споёшь вы споёте
Он споёт они споют
- Давайте изменим глагол застучит
Я застучу мы застучим
Ты застучишь вы застучите
Он застучит они застучат
-Так что меняется (окончание)
- А что вы заметили ещё? ( что у одного глагола в окончании Е, а у другого глагола в окончании И)
- Правильно. Так какой можно сделать вывод :что изменение глагола по лицам и числам – это и есть спряжение. И спряжений как вы заметили 2 это зависит какая буква в окончании глагола . Если Е -1 спряжение, если И – 2 спряжение)
- Так какого грамматического признака нет ни у одной из частей речи – СПРЯЖЕНИЯ
- Проверим наш вывод в учебнике ( откройте с. 121 )
- Так что такое спряжение ( изменение по лицам и числам)
Физкультминутка для глаз по таблице (офтальмотренажор)
По дорожке побежим,( следят глазами по красному овалу)
На лужайку прибежим. (следят глазами по синему овалу )
Зёрен знаний поклюём. (следят глазами по зелёной восьмёрке)
Огонь внимания зажжём. (следят глазами по жёлтому кресту)
Первичное закрепление
Работа по учебнику с.121 упр.1
(Упражнение выполняется с комментирование первые 8 глаголов, а остальные самостоятельно с последующей проверкой)
- Оцените себя
«Игра с жетонами».
- Посмотрите, ребята, у нас в классе развешены жетоны, каждый подойдите и возьмите 1 понравившийся жетон (на жетоне с другой стороны написан глагол).
- Прочитайте про себя, запишите в тетрадь, выделите окончание и определите спряжение
и составьте с ним предложение.
- Как доказать, что вы верно выполнили работу?
(выделить окончания глагола , сравнить с таблицей окончаний спряжений)
- Оцените себя
Работа в паре
Подобрать походящие глаголы и определить спряжение глаголов.(записать в тетрадь)
Снова князь у моря ходит
С синя моря глаз не сводит.
Пушки с пристани _______,
Кораблю пристать _______.
Лебедь белая _______,
Злого коршуна ______.
Чем вы, гости, торг _______,
И куда теперь __________.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
_________ направо — песнь заводит,
Налево — сказку __________.
Там чудеса: там леший бродит ,
Русалка на ветвях __________;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
________ без окон, без дверей;
- Как доказать, что вы верно выполнили работу?
(выделить окончания глагола , сравнить с таблицей окончаний спряжений)
- Оцените себя
Работа в группах (Используется экологическое панно)
- У вас на столах – набор карточек. Составьте из них таблицу окончаний глаголов I и II спряжения.
- Чем можно воспользоваться для самопроверки?
(Глаголами, которые изменяли в тетрадях и на доске)
- Какое основное отличие глаголов I и II спряжения?
(В большинстве окончаний глаголов I спряжения есть гласная Е, а у глаголов II спряжения – гласная И)
Итог урока. Рефлексия деятельности
- С каким языковым понятием познакомились на уроке?
- Что узнали о нём? Чему научились?
Домашнее задание (по выбору учащихся) . с.121 правило или с.46 упр.2 или с.47 упр.3 (большая тетрадь)