kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Способы проверки написания проверяемой безударной гласной в корне слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Создать условия для закрепления учащимися умений применять разные способы проверки написания безударной гласной в корне слова.

Цель урока: Создать условия для закрепления учащимися умений применять разные способы проверки написания безударной гласной в корне слова.

Задачи:

1. Овладение способами проверки написания безударной гласной в корне слова путём изменении формы слова и путём подбора родственных слов.

2. Формирование ключевых компетенций: планирования,  поиск способа действий, устной коммуникации. критического мышления.

3. Формирование коммуникативных компетенций.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Способы проверки написания проверяемой безударной гласной в корне слова»



Открытый урок по русскому языку

3 класс МАОУ «Лингвистический лицей № 25»

Учитель Синельникова Л.Ю. 12.02.14.

Тип урока: Обобщения и систематизации знаний по теме.

Тема урока: Способы проверки написания проверяемой безударной гласной в корне слова.

Цель урока: Создать условия для закрепления учащимися умений применять разные способы проверки написания безударной гласной в корне слова.

Задачи: 1. Овладение способами проверки написания безударной гласной в корне слова путём изменении формы слова и путём подбора родственных слов.

2. Формирование ключевых компетенций: планирования

поиск способа действий

устной коммуникации

критического мышления.

3. Формирование коммуникативных компетенций.



Формы учебной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная, коллективная.



Технологическая карта урока

Этап урока

Задачи этапа

Методы и приёмы

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность ученика

Формируемые универсальные учебные действия и предметные действия


1 этап.

Орг. момент.

2 мин.

Создание эмоционально-положительного настроения на урок.


Организация самоопределение детей к деятельности.


Чтение четверостишия

фронтальная

Акцентирует внимание детей на подготовку к уроку


Поддерживает эмоционально- положительное настроение на урок.


Мотивирует на познавательный интерес.


Контролирует правильную посадку.


Записывает число, название работы на доске.





Организация путешествия во владения дедушки Корня.












Запись числа, названия работы.


Выполняют последовательность действий, направленных на подготовку к уроку












Записывают время и место нашего путешествия.

Регулятивные УУД:

-саморегуляция (самоорганизация-

сами организуются на учебные действия);

Коммуникативные:

-умение слушать.














2 этап. Актуализация прежних знаний.

2 мин.

Выделение необходимой информации.


Структуирование ранее полученных знаний.




Создание ситуации успеха.


Осознание качества уровня усвоения материала.


Умение строить устный ответ.




Учебная игра. Учебный диалог.








Мыслительные приёмы: сравнения, сопоставления, анализа.


фронтальная

Организует учебную деятельность по систематизации ранее изученного материала.






Предлагает игру для учащихся, мотивирует на результат и успех.

В пути предлагаю сыграть в игру «Верные – неверные утверждения».










Задание 1. «Верные - неверные утверждения».

1. Верно ли, что ударный слог произносится с большей силой голоса?

2. Верно ли, что однокоренные слова имеют общий корень и близки по смыслу?

3.Верно ли, что однокоренные слова образуются путём

изменения в слове окончания?

4.Верно ли, что приставка и суффикс служат для образования новых слов?

5. Верно ли, что БГ в корне слова всегда проверяется ударением?

6. Верно ли, что изменение числа слова (гора -горы) – это способ образования новой формы слова?












Читают вопросы вслух:


-обдумывают;


-контролируют свои знания;


-корректируют.



-учатся строить устный ответ.







Регулятивные УУД:

- контроль ;

- коррекция;

-оценка(выделение того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения);

-саморегуляция (способность к мобилизации сил, энергии, преодолению препятствий).

Личностные УУД:

- самоконтроль

Познавательные УУД :

Общеучебные:

- выделение необходимой информации;

-структуирование ранее полученных знаний;

- осознанное и произвольное построение высказываний в устной форме

Логические:

- анализ понятий с целью выделения признаков;

- формулирование обдуманного сжатого высказывания;

Коммуникативные:

- умение слушать;

-строить устный ответ.

3 этап.

Создание условий для обобщения и систематизации знаний.

3 мин.


Сформулировать познавательную цель урока.


Довести до понимания необходимость знания способов проверки безударной гласной.





Осознание основного признака в работе с орфограммой – ударения. Выделение гласных = опасных.

Метод проблем

ный.





.





















парная


















индивидуальная



парная


Обеспечивает мотивацию на определение темы урока.





Предлагает задания, наводящие на определение темы урока.






Организует работу в парах.





1.Работа с таблицей.

Определи (заштрихуй) гласные- опасны, написание которых зависит от ударения.

А О Ы Э У

Я Ё И Е Ю




- Почему гласные называются опасными?










2.Пропись гласных- опасных.

- Свяжем верёвочкой гласные- опасные, чтобы не растерять их.

(А О Е И Я)

Сегодня мы продолжим работу над темой «Способы проверки безударной гласной в корне слова».

-Обсудите в парах, чем мы будем заниматься на уроке?

«Мы будем

-планировать действия;

- использовать разные способы проверки безударной. гласной;

-использовать

основной закон русск.письма;

-работать в паре, группе...»

Учащиеся, работают в парах. Получают напечатанную на листке таблицу, в которой вписаны все гласные буквы. Дети штрихуют те из них, которые являются гласными – опасными.





Прописывают гласные-опасные.


Обдумывают действия работы над темой урока.










Регулятивные:

-планирование действий .


Коммуникативные:

- умение слушать, вести диалог.


Личностные:

смыслообразование

(установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом).






Познавательные:

Общеучебные:

- выделение и формулирование познавательной цели;

- осознанное построение речевого высказывания;

Логические:

- распределение объектов по основному признаку.







4 этап

Обобщение и систематизация знаний.

10 мин.

Составить алгоритм проверки БГ в корне слова

Уметь применять этапы работы по алгоритму.


Уметь планировать результат в учебном диалоге, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками


Метод проблем

ный.

Анализируют.

Обобщают.

Делают вывод.



Учебный диалог.




























Организует и корректирует работу составлению алгоритма проверки БГ в корне слова.









фронтальная




























Фронтальная




индивидуальная





парная

Активизирует внимание детей на вопросе урока.





Организует учебный диалог.


Направляет ход рассуждений.

Наводит на вывод.








.








Словарная работа.

Акцентирует внимание на способе проверки по словарю.

Готовит учащихся к составлению алгоритма проверки написания безударной гласной в корне слова.




















1.Путешествие по замку дедушки Корня. Работа в парах.


1.Деление слов на группы по орфографическому признаку.

Сформулируйте задание к упражнению.

(Вставить пропущенную букву).


- Что общего между записанными в столбик словами?

- По какому признаку можно разбить слова на две группы, учитывая орфограмму на БГ в корне слова?


- Какие слова проверяются с помощью проверяемого слова?


-Выделите слова непроверяемые ударением( облака, балкон).

-Выделите лишнее среди тех, которые проверяем ударением(скворцы – одушевл, мн.ч.).

- Какой способ проверки использовали, проверяя слово скворцы? (Путём подбора однокоренного слова).

- Какие ещё способы проверки безударной гласной в корне слова вам известны? (путём изменения формы слова, по словарю).


2. Работа со словарными словами.

- В словах балкон, облака ставим ударение, подчёркиваем безударные гласные, выделяем корень.


3.Прописываем слова в тетрадь.

-Дома нарисуйте образный рисунок к словам с непроверяемой БГ в корне слова,




3. Составление алгоритма проверки БГ в корне слова.

Мы в следующем зале «Правильных шагов». Чтобы ответить на вопрос урока нам предстоит, работая в паре, составить алгоритм «пошаговой» проверки БГ в корне слова.


- Алгоритм проверки безударной гласной рассыпался.

Собери правило проверки безударной гласной в корне слова.

1.Прочитай слово. Определи его лексическое значение.

2.Поставь ударение.

3. Выдели корень..

4. Обозначь безударную гласную в корне слова.

5.Подбери проверочное слово. Сколько безударных гласных, столько и проверочных слов.

6.Вставь букву. Запиши полученное слово.

Вывод по этапу работы:

- На месте безударной гласной в корне слова пишется та же буква, которая пишется на месте ударного гласного в слове с тем же значением корня.

Удерживая в памяти тему урока,

формулируют задание к упражнению.

Находят общие признаки среди записанных на доске слов (у каждого из слов орфограмма на БГ в корне слова).


Классифицируют слова на две группы по способу проверки БГ в корне слова: проверяемые и непроверяемые ударением.

Выделяют лишнее по признакам.

Работают со слайдом.






Прописывают слова в тетради.





Каждая из пар получает цветные полосочки с шагами проверки БГ в корне слова.

Составляют алгоритм, приклеивая названия его шагов к листку-основе.

Анализируют.

Обобщают.

Поднимают п лученный алгоритм проверки БГ.



Делают вывод.




Познавательные:

Логические:

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- классификация объектов( слова с БГ в корне слова проверяемой ударением и слова с БГ в корне слова проверяемой по словарю);

-выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепочки рассуждений.


Общеучебные:

- выделение необходимой информации;

- осознанное построение высказывания;

- структуирование знаний;

-самостоятельное создание алгоритма деятельности.


Регулятивные:

- составление плана и последовательности действий;

- оценка;

-коррекция

(внесение необходимых дополнений и коррективов в план действий).


Коммуникативные:

- планирование результата в учебном диалоге;

- строить продуктивное сотрудничество со сверстниками.

Личностные:

- делают выбор правильного слова.





















Физ. мин.

1 мин.

Физ. мин. для глаз. Релаксация.

Выполнение гимнастики для глаз.

коллективная


Трудолюбивая пчёлка – обитательница полей дедушки Корня поможет выполнить гимнастику для глаз.












5 этап.

Этап закрепления.

18 мин.































Физ. минутка.

1 мин.

Научиться применять новый способ действий.



Уметь осознавать учащимися качество и уровень усвоения материала.

Уметь корректировать устные высказывания партнёра


.













Релаксация.




















Работа в тетради по вариантам с последующей проверкой .








Выполнение

физических. упражнений под музыку.














фронтальная


















индивидуальная















коллективная






групповая

Организует учебный диалог.


















Организует индивидуальную работу в тетради по вариантам. Даёт задание: подобрать два проверочных слова с разными способами проверки БГ в корне слова.







Выбирает учащихся для проведения

Физ. минутки




Организует работу в группах.

Следующий зал дедушки Корня «Знатные помощницы». Вспомним два способа проверки БГ в корне слова.

Задание1. Подбери проверочные слова. Какие способы проверки безударной гласной

использованы?

ТР _ ПА - тропы, тропка, тропочка, ТР- П инка.

ТР-П-ТАТЬ – трепет, трепещут, трепетный, затрепетать.

Изменение формы слова(существ. - по числу).

2.путём подбора родственных слов(глагол- изменение времени…).


На выходе из зала «Знатные помощницы» выполним ещё одно задание. Каждый из путешественников будет выполнять его самостоятельно.

Задание 2.Вставьте пропущенную букву, используя два способа проверки безударной гласной в корне слова.

1 вариант:

г_ра –…горы, горки(горный);

зв_зда- …звёзды, звёздный.

2 вариант:

тр-ва – травы, травка.

н-чной – ночь, ночка(«ловушка» – один способ - родст. словом).

- Какие способы проверки использованы?

- Изменение формы слова .

- Подбор родственных слов.



« Если нравится тебе, то делай так…»







Оказываемся в следующем зале замка «Только вместе».

Задание 3. Распределить пары слов по двум способам проверки:

1.кормил – корм;

возил –воз.

2.слеза – слёзы;

гнездо – гнёзда;

3.носил – носит;

ходил – ходит;

3. глаза - глазки;

река – речка.

4.бугорок – бугорчатый;

лепить – лепка.

5.роса – росы;

змея – змеи.


Вывод :

-Какие способы проверки безударной гласной в корне слова путём изменения формы слова мы знаем?

- Какие способы проверки БГ в корне слова путём подбора родственных слов мы изучили?

- Чем они отличаются друг от друга?


- У изменений формы одного и того же слова основы одинаковые или разные?

- У родственных слов основы одинаковые или разные?

Удерживают в памяти тему урока.

Обобщают.

Анализируют.

Делают вывод.



1.Изменение формы слова. 2.Подбор родственных слов.







Выполняют в тетради индивидуальное задание по вариантам. Следуя алгоритму проверки БГ в корне слова, выделяют изучаемую орфограмму.





Проговаривают строчки стихотворения, выполняют физ. упр. в такт стихотворения


1.Работают в группах.

Получают напечатанные на листочках пары слов. Распределяют пары слов по способам проверки в два столбика: - изменение формы слова ;

- подбор родственных слов.

1.-изменение

числа слова;

- проверка буквой Ё;

- корнем.

2. -предание слову уменьш-ласкательного значения;

- изменение времени глагола;

- изменение части речи проверяемого слова.

Познавательные:

Общеучебные:

- структуирование знаний;

- осознанное построение высказывания в устной форме;

Логические:

- анализ объектов с целью выделения признаков;

-подведение под понятие, выведение следствий.


Коммуникативные:

-умение слушать и вступать в диалог;

-участвовать в коллективном обсуждении проблем;

-корректировать устные высказывания парнёра;

КОНТРОЛЬ,КОРРЕКЦИЯ,ОЦЕНКА ЕГО ДЕЙСТВИЙ.

Регулятивные:

- коррекция(внесение необходимых дополнений и коррективов в способ действия);

- контроль;

- оценка(осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание кач-ва и уровня усвоения);

-оценка(результатов работы);

-планирование(составление последовательности действий по проверке

безударной гласной в корне слова.

Личностные :

- смыслообразование

(установление связи между результатом учения и тем, ради чего она осуществляется);

- ОЦЕНИВАНИЕ УСВАЕМОГО СОДЕРЖАНИЯ










Работа с текстом. Учебный диалог.

фронтальная

Организует работу по списыванию текста. Акцентирует внимание на способах проверки. Нацеливает на необходимость проверки БГ в корне слова удобным способом.

Задание4. Восстановить пропущенные буквы в строчки из стихотворение А.Блока.

«Л_са в_дали в_днее,

С_нее н_б_са…» (А.Блок)

-Продолжите устно строки известного стихотворения.

(Заметней и ч_рнее

На пашне п_л_са»).

Читают текст стихотворения.

Записывают

его,

Заполняя пропуски. Вслух обосновывают выбор вставленной буквы. Называют способ проверки.


6 этап.

Контроль и оценка использования способа действий.2мин.




















Оценить компетентность учащихся в применении нового способа действий.


Подведение итогов работы, оценка деятельности учащихся.


Постановка учебной задачи на следующий урок.


Мотивирование на дальнейшую работу с орфограммой.

Метод самостоятельной работы с последующей проверкой.

Метод обучающего контроля




Эврестический метод.









Обращается к теме урока. Выслушивает, направляет рассуждения учеников.










Мотивирует на дальнейшую работу с орфограммой.










1. Тренировочное упражнение «Волшебное дерево».

Нас встречает мудрый дедушка Корень. Он желает Вас угостить, чем узнаете отгадав загадку. «Круглое, румяное с дерева достану я. На тарелку положу, гости, кушайте скажу!»(яблоко).





Снять же яблочки с яблони сможем выполнив задание «Вставь пропущенную букву».



2 упражнение.

- Мы почти преодолели преграды владений дедушки Корня, но вдруг нас встречает ещё одна обитательница его владений – хитрая лиса.

Как правильно проверить слово? (запивать – запевать) На следующем уроке мы узнаем, что проверка орфограмм слабых позиций в корне слова зависит от лексического значения корня.

Мы узнаем, как проверить безударную гласную в словах, которые слышатся одинаково, но пишутся по разному .

Отгадывают загадку.

Дети раскладывают на парте в столбик гласные – опасные, по очереди их вставления в словах.

Обосновывают выбор гласной в корне слова.



Удерживают в памяти тему урока.

Делают выводы.

Контроль и оценка способа действий.






Познавательные:

Общеучебные:

- оценка результатов деятельности.

Логические:

- построение цепочки рассуждений;

- доказательство.

Регулятивные:

- контроль;

- оценка результатов на этапе контроля;

- постановка УЗ на следующий урок.

Личностные:

- формирование способности к самооценке.










7 этап.

Рефлексия.

1 мин.















Дом. задание







Оценить понимание и самостоятельное применение детьми способа действий. Оценить компетентность детей.

Осознанно строить речевое высказывание.

Закрепление полученных знаний в творческой форме.

Словесно поощряет учеников.












фронтальная

















фронтальная


Акцентирует внимание на основных выводах урока















Мотивирует на выполнение творческого домашнего задания.

1 упражнение:

Сегодня на уроке :


Я понял, что…

Мне было интересно, что…

Мне было трудно, что..













2 упражнение: Нарисовать образный рисунок словарных слов. Придумать по три примера на каждый из трёх способов проверки безударной гласной в корне слова.


Удерживают в памяти тему урока. Способы проверки БГ в корне слова.

Обогащают словарный запас.

Познавательные:

Общеучебные:

- осознанное построение речевого высказывания.























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Способы проверки написания проверяемой безударной гласной в корне слова

Автор: Синельникова Лиана Юрьевна

Дата: 03.03.2016

Номер свидетельства: 301858

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Конспект урока русского языка по теме "Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне" "
    ["seo_title"] => string(111) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-slov-s-provieriaiemymi-biezudarnymi-ghlasnymi-v-kornie"
    ["file_id"] => string(6) "110042"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405433946"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Урок русского языка по теме "Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне" "
    ["seo_title"] => string(100) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-slov-s-provieriaiemymi-biezudarnymi-ghlasnymi-v-kornie"
    ["file_id"] => string(6) "110043"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405434810"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока "Безударные гласные в корне слова" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-biezudarnyie-ghlasnyie-v-kornie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "145613"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418964805"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока по теме "Правописание слов с безударными гласными в корне слова""
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-po-tiemie-pravopisaniie-slov-s-biezudarnymi-ghlasnymi-v-kornie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "249928"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446994507"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне."
    ["seo_title"] => string(61) "pravopisaniieslovsprovieriaiemymibiezudarnymighlasnymivkornie"
    ["file_id"] => string(6) "266268"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450115022"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства