Учитель Синельникова Л.Ю. 12.02.14.
2. Формирование ключевых компетенций: планирования
критического мышления.
3. Формирование коммуникативных компетенций.
Этап урока | Задачи этапа | Методы и приёмы | Формы учебного взаимодействия | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность ученика | Формируемые универсальные учебные действия и предметные действия |
1 этап. Орг. момент. 2 мин. | Создание эмоционально-положительного настроения на урок. Организация самоопределение детей к деятельности. | Чтение четверостишия | фронтальная | Акцентирует внимание детей на подготовку к уроку Поддерживает эмоционально- положительное настроение на урок. Мотивирует на познавательный интерес. Контролирует правильную посадку. Записывает число, название работы на доске. | Организация путешествия во владения дедушки Корня. Запись числа, названия работы. | Выполняют последовательность действий, направленных на подготовку к уроку Записывают время и место нашего путешествия. | Регулятивные УУД: -саморегуляция (самоорганизация- сами организуются на учебные действия); Коммуникативные: -умение слушать. |
2 этап. Актуализация прежних знаний. 2 мин. | Выделение необходимой информации. Структуирование ранее полученных знаний. Создание ситуации успеха. Осознание качества уровня усвоения материала. Умение строить устный ответ. | Учебная игра. Учебный диалог. Мыслительные приёмы: сравнения, сопоставления, анализа. | фронтальная | Организует учебную деятельность по систематизации ранее изученного материала. Предлагает игру для учащихся, мотивирует на результат и успех. | В пути предлагаю сыграть в игру «Верные – неверные утверждения». Задание 1. «Верные - неверные утверждения». 1. Верно ли, что ударный слог произносится с большей силой голоса? 2. Верно ли, что однокоренные слова имеют общий корень и близки по смыслу? 3.Верно ли, что однокоренные слова образуются путём изменения в слове окончания? 4.Верно ли, что приставка и суффикс служат для образования новых слов? 5. Верно ли, что БГ в корне слова всегда проверяется ударением? 6. Верно ли, что изменение числа слова (гора -горы) – это способ образования новой формы слова? | Читают вопросы вслух: -обдумывают; -контролируют свои знания; -корректируют. -учатся строить устный ответ. | Регулятивные УУД: - контроль ; - коррекция; -оценка(выделение того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения); -саморегуляция (способность к мобилизации сил, энергии, преодолению препятствий). Личностные УУД: - самоконтроль Познавательные УУД : Общеучебные: - выделение необходимой информации; -структуирование ранее полученных знаний; - осознанное и произвольное построение высказываний в устной форме Логические: - анализ понятий с целью выделения признаков; - формулирование обдуманного сжатого высказывания; Коммуникативные: - умение слушать; -строить устный ответ. |
3 этап. Создание условий для обобщения и систематизации знаний. 3 мин. | Сформулировать познавательную цель урока. Довести до понимания необходимость знания способов проверки безударной гласной. Осознание основного признака в работе с орфограммой – ударения. Выделение гласных = опасных. | Метод проблем ный. . | парная индивидуальная парная | Обеспечивает мотивацию на определение темы урока. Предлагает задания, наводящие на определение темы урока. Организует работу в парах. | 1.Работа с таблицей. Определи (заштрихуй) гласные- опасны, написание которых зависит от ударения. А О Ы Э У Я Ё И Е Ю - Почему гласные называются опасными? 2.Пропись гласных- опасных. - Свяжем верёвочкой гласные- опасные, чтобы не растерять их. (А О Е И Я) Сегодня мы продолжим работу над темой «Способы проверки безударной гласной в корне слова». -Обсудите в парах, чем мы будем заниматься на уроке? «Мы будем -планировать действия; - использовать разные способы проверки безударной. гласной; -использовать основной закон русск.письма; -работать в паре, группе...» | Учащиеся, работают в парах. Получают напечатанную на листке таблицу, в которой вписаны все гласные буквы. Дети штрихуют те из них, которые являются гласными – опасными. Прописывают гласные-опасные. Обдумывают действия работы над темой урока. | Регулятивные: -планирование действий . Коммуникативные: - умение слушать, вести диалог. Личностные: смыслообразование (установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом). Познавательные: Общеучебные: - выделение и формулирование познавательной цели; - осознанное построение речевого высказывания; Логические: - распределение объектов по основному признаку. |
4 этап Обобщение и систематизация знаний. 10 мин. | Составить алгоритм проверки БГ в корне слова Уметь применять этапы работы по алгоритму. Уметь планировать результат в учебном диалоге, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками | Метод проблем ный. Анализируют. Обобщают. Делают вывод. Учебный диалог. Организует и корректирует работу составлению алгоритма проверки БГ в корне слова. | фронтальная Фронтальная индивидуальная парная | Активизирует внимание детей на вопросе урока. Организует учебный диалог. Направляет ход рассуждений. Наводит на вывод. . Словарная работа. Акцентирует внимание на способе проверки по словарю. Готовит учащихся к составлению алгоритма проверки написания безударной гласной в корне слова. | 1.Путешествие по замку дедушки Корня. Работа в парах. 1.Деление слов на группы по орфографическому признаку. Сформулируйте задание к упражнению. (Вставить пропущенную букву). - Что общего между записанными в столбик словами? - По какому признаку можно разбить слова на две группы, учитывая орфограмму на БГ в корне слова? - Какие слова проверяются с помощью проверяемого слова? -Выделите слова непроверяемые ударением( облака, балкон). -Выделите лишнее среди тех, которые проверяем ударением(скворцы – одушевл, мн.ч.). - Какой способ проверки использовали, проверяя слово скворцы? (Путём подбора однокоренного слова). - Какие ещё способы проверки безударной гласной в корне слова вам известны? (путём изменения формы слова, по словарю). 2. Работа со словарными словами. - В словах балкон, облака ставим ударение, подчёркиваем безударные гласные, выделяем корень. 3.Прописываем слова в тетрадь. -Дома нарисуйте образный рисунок к словам с непроверяемой БГ в корне слова, 3. Составление алгоритма проверки БГ в корне слова. Мы в следующем зале «Правильных шагов». Чтобы ответить на вопрос урока нам предстоит, работая в паре, составить алгоритм «пошаговой» проверки БГ в корне слова. - Алгоритм проверки безударной гласной рассыпался. Собери правило проверки безударной гласной в корне слова. 1.Прочитай слово. Определи его лексическое значение. 2.Поставь ударение. 3. Выдели корень.. 4. Обозначь безударную гласную в корне слова. 5.Подбери проверочное слово. Сколько безударных гласных, столько и проверочных слов. 6.Вставь букву. Запиши полученное слово. Вывод по этапу работы: - На месте безударной гласной в корне слова пишется та же буква, которая пишется на месте ударного гласного в слове с тем же значением корня. | Удерживая в памяти тему урока, формулируют задание к упражнению. Находят общие признаки среди записанных на доске слов (у каждого из слов орфограмма на БГ в корне слова). Классифицируют слова на две группы по способу проверки БГ в корне слова: проверяемые и непроверяемые ударением. Выделяют лишнее по признакам. Работают со слайдом. Прописывают слова в тетради. Каждая из пар получает цветные полосочки с шагами проверки БГ в корне слова. Составляют алгоритм, приклеивая названия его шагов к листку-основе. Анализируют. Обобщают. Поднимают п лученный алгоритм проверки БГ. Делают вывод. | Познавательные: Логические: - анализ объектов с целью выделения признаков; - классификация объектов( слова с БГ в корне слова проверяемой ударением и слова с БГ в корне слова проверяемой по словарю); -выведение следствий; -установление причинно-следственных связей; - построение логической цепочки рассуждений. Общеучебные: - выделение необходимой информации; - осознанное построение высказывания; - структуирование знаний; -самостоятельное создание алгоритма деятельности. Регулятивные: - составление плана и последовательности действий; - оценка; -коррекция (внесение необходимых дополнений и коррективов в план действий). Коммуникативные: - планирование результата в учебном диалоге; - строить продуктивное сотрудничество со сверстниками. Личностные: - делают выбор правильного слова. |
Физ. мин. 1 мин. | Физ. мин. для глаз. Релаксация. | Выполнение гимнастики для глаз. | коллективная | | Трудолюбивая пчёлка – обитательница полей дедушки Корня поможет выполнить гимнастику для глаз. | | |
5 этап. Этап закрепления. 18 мин. Физ. минутка. 1 мин. | Научиться применять новый способ действий.
Уметь осознавать учащимися качество и уровень усвоения материала. Уметь корректировать устные высказывания партнёра . Релаксация. | Работа в тетради по вариантам с последующей проверкой . Выполнение физических. упражнений под музыку. | фронтальная индивидуальная коллективная групповая | Организует учебный диалог. Организует индивидуальную работу в тетради по вариантам. Даёт задание: подобрать два проверочных слова с разными способами проверки БГ в корне слова. Выбирает учащихся для проведения Физ. минутки Организует работу в группах. | Следующий зал дедушки Корня «Знатные помощницы». Вспомним два способа проверки БГ в корне слова. Задание1. Подбери проверочные слова. Какие способы проверки безударной гласной использованы? ТР _ ПА - тропы, тропка, тропочка, ТР- П инка. ТР-П-ТАТЬ – трепет, трепещут, трепетный, затрепетать. Изменение формы слова(существ. - по числу). 2.путём подбора родственных слов(глагол- изменение времени…). На выходе из зала «Знатные помощницы» выполним ещё одно задание. Каждый из путешественников будет выполнять его самостоятельно. Задание 2.Вставьте пропущенную букву, используя два способа проверки безударной гласной в корне слова. 1 вариант: г_ра –…горы, горки(горный); зв_зда- …звёзды, звёздный. 2 вариант: тр-ва – травы, травка. н-чной – ночь, ночка(«ловушка» – один способ - родст. словом). - Какие способы проверки использованы? - Изменение формы слова . - Подбор родственных слов. « Если нравится тебе, то делай так…» Оказываемся в следующем зале замка «Только вместе». Задание 3. Распределить пары слов по двум способам проверки: 1.кормил – корм; возил –воз. 2.слеза – слёзы; гнездо – гнёзда; 3.носил – носит; ходил – ходит; 3. глаза - глазки; река – речка. 4.бугорок – бугорчатый; лепить – лепка. 5.роса – росы; змея – змеи. Вывод : -Какие способы проверки безударной гласной в корне слова путём изменения формы слова мы знаем? - Какие способы проверки БГ в корне слова путём подбора родственных слов мы изучили? - Чем они отличаются друг от друга? - У изменений формы одного и того же слова основы одинаковые или разные? - У родственных слов основы одинаковые или разные? | Удерживают в памяти тему урока. Обобщают. Анализируют. Делают вывод. 1.Изменение формы слова. 2.Подбор родственных слов. Выполняют в тетради индивидуальное задание по вариантам. Следуя алгоритму проверки БГ в корне слова, выделяют изучаемую орфограмму. Проговаривают строчки стихотворения, выполняют физ. упр. в такт стихотворения 1.Работают в группах. Получают напечатанные на листочках пары слов. Распределяют пары слов по способам проверки в два столбика: - изменение формы слова ; - подбор родственных слов. 1.-изменение числа слова; - проверка буквой Ё; - корнем. 2. -предание слову уменьш-ласкательного значения; - изменение времени глагола; - изменение части речи проверяемого слова. | Познавательные: Общеучебные: - структуирование знаний; - осознанное построение высказывания в устной форме; Логические: - анализ объектов с целью выделения признаков; -подведение под понятие, выведение следствий. Коммуникативные: -умение слушать и вступать в диалог; -участвовать в коллективном обсуждении проблем; -корректировать устные высказывания парнёра; КОНТРОЛЬ,КОРРЕКЦИЯ,ОЦЕНКА ЕГО ДЕЙСТВИЙ. Регулятивные: - коррекция(внесение необходимых дополнений и коррективов в способ действия); - контроль; - оценка(осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание кач-ва и уровня усвоения); -оценка(результатов работы); -планирование(составление последовательности действий по проверке безударной гласной в корне слова. Личностные : - смыслообразование (установление связи между результатом учения и тем, ради чего она осуществляется); - ОЦЕНИВАНИЕ УСВАЕМОГО СОДЕРЖАНИЯ |
| | | |
| | Работа с текстом. Учебный диалог. | фронтальная | Организует работу по списыванию текста. Акцентирует внимание на способах проверки. Нацеливает на необходимость проверки БГ в корне слова удобным способом. | Задание4. Восстановить пропущенные буквы в строчки из стихотворение А.Блока. «Л_са в_дали в_днее, С_нее н_б_са…» (А.Блок) -Продолжите устно строки известного стихотворения. (Заметней и ч_рнее На пашне п_л_са»). | Читают текст стихотворения. Записывают его, Заполняя пропуски. Вслух обосновывают выбор вставленной буквы. Называют способ проверки. | |
6 этап. Контроль и оценка использования способа действий.2мин. | Оценить компетентность учащихся в применении нового способа действий. Подведение итогов работы, оценка деятельности учащихся. Постановка учебной задачи на следующий урок. Мотивирование на дальнейшую работу с орфограммой. | Метод самостоятельной работы с последующей проверкой. Метод обучающего контроля Эврестический метод. | | Обращается к теме урока. Выслушивает, направляет рассуждения учеников. Мотивирует на дальнейшую работу с орфограммой. | 1. Тренировочное упражнение «Волшебное дерево». Нас встречает мудрый дедушка Корень. Он желает Вас угостить, чем узнаете отгадав загадку. «Круглое, румяное с дерева достану я. На тарелку положу, гости, кушайте скажу!»(яблоко). Снять же яблочки с яблони сможем выполнив задание «Вставь пропущенную букву». 2 упражнение. - Мы почти преодолели преграды владений дедушки Корня, но вдруг нас встречает ещё одна обитательница его владений – хитрая лиса. Как правильно проверить слово? (запивать – запевать) На следующем уроке мы узнаем, что проверка орфограмм слабых позиций в корне слова зависит от лексического значения корня. Мы узнаем, как проверить безударную гласную в словах, которые слышатся одинаково, но пишутся по разному . | Отгадывают загадку. Дети раскладывают на парте в столбик гласные – опасные, по очереди их вставления в словах. Обосновывают выбор гласной в корне слова. Удерживают в памяти тему урока. Делают выводы. Контроль и оценка способа действий. | Познавательные: Общеучебные: - оценка результатов деятельности. Логические: - построение цепочки рассуждений; - доказательство. Регулятивные: - контроль; - оценка результатов на этапе контроля; - постановка УЗ на следующий урок. Личностные: - формирование способности к самооценке. |
7 этап. Рефлексия. 1 мин. Дом. задание | Оценить понимание и самостоятельное применение детьми способа действий. Оценить компетентность детей. Осознанно строить речевое высказывание. Закрепление полученных знаний в творческой форме. | Словесно поощряет учеников. | фронтальная фронтальная | Акцентирует внимание на основных выводах урока Мотивирует на выполнение творческого домашнего задания. | 1 упражнение: Сегодня на уроке : Я понял, что… Мне было интересно, что… Мне было трудно, что.. 2 упражнение: Нарисовать образный рисунок словарных слов. Придумать по три примера на каждый из трёх способов проверки безударной гласной в корне слова. | Удерживают в памяти тему урока. Способы проверки БГ в корне слова. Обогащают словарный запас. | Познавательные: Общеучебные: - осознанное построение речевого высказывания. |