Итак, мы продолжаем путешествие по стране безударных гласных в корне слова. Сегодня на уроке мы будем учиться распознавать в словах орфограммы, повторим способы проверки слов с безударными гласными в корне, будем учиться сопоставлять слова по смыслу, произношению и написанию корня, поупражняемся в разборе предложений по членам предложения.
IV. Каллиграфическая минутка.
- Сегодня мы вспомним начертание буквы «с», будем учиться правильно соединять ее с другими буквами.
с са сд сб со сн
снег след сугроб сосна леса
Завалила зима сугробами леса.
Уч. – Буква с состоит из полуовала.
- Какие два правила нужно знать, чтобы правильно написать эти слова?
Дети. Звук согласный проверяй –
Рядом гласный подставляй (схема)
Я читаю слова, а вы хором говорите проверочное:
Уч. - Снег, след, сугроб
Д. – Снега, следы, сугробы
Уч. – Вспомним короткое правило проверки слов с безударными гласными в корне.
Дети хором.
- Если в слове гласная вызвала сомнение,
Ты ее немедленно ставь под ударение.
Учитель. – Я читаю слово, вы хором называете проверочное.
Учитель. Сосна, леса.
Дети: Сосны, лес.
Ученик. Комментированное письмо предложения.
Завалила зима сугробами леса.
- Найдите слова, в которых гласные в корне стоят в слабой позиции. Подберите проверочные слова, назовите гласные.
Дети: Завалила – валит, зима – зимы, леса – лес.
Учитель. К каким словам вы подбирали проверочные, изменив при этом форму проверяемого слова, а к каким подбирали в качестве проверочного слова однокоренное?
Расскажите по схеме правило проверки слов с безударными гласными в корне.
Дети. Чтобы проверить безударные гласные: а-о, и-е, - я в корне слов, надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударные гласные стали ударными.
V. Повторение и закрепление изученного.
1. Работа с учебником (упр. 289) коллективно под управлением ведущего.
2. Сопоставление слов по смыслу, произношению, написанию корня.
Учитель. Хором прочитаем предложения, которые написал Буратино.
На доске.
Вакруг диревни раскинулись лиса. Лиса жывет в наре.
Рядом с предложениями картинки с изображением леса, лисы.
- Все согласны с такой записью? Почему? Проводится работа по исправлению ошибок.
- О чем не знает Незнайка?
Дети. – Правило правописания непроверяемых безударных гласных в словах: вокруг, деревня, лиса.
- Не умеет проверять безударные гласные в корне слова.
- Не знает, что жи пишется с и.
Сопоставляя слова леса и лиса, дети приходят к выводу, что прежде, чем подбирать проверочное слово, надо выяснить значение проверяемого слова. Дети записывают предложения в тетрадь, к словам с проверяемой безударной гласной приписывают проверочные слова.
Физминутка.
«Цветы»
1-2-3, выросли цветы.
К солнцу потянулись
Высоко:
Стало им приятно и тепло!
Ветерок пролетал,
Стебелечки качал.
Влево качнулись,
Низко пригнулись.
Ветерок, убегай!
Ты цветочки не сломай!
Пусть они цветут, растут
Детям радость несут!
3. 1. Урок полезен, все понятно.
2. Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Еще придется потрудиться.
Да, трудно все-таки учиться?
Запись предложения с комментированием На доске, после разбора.
Леса задерживают снег на полях.
Работа ведется «Учитель-ученик»
Учитель. Какую еще пользу приносит лес? Учитель выслушивает и дополняет ответы детей.
- В каком законе говорится об охране природы?
Дети отвечают.
- Дать характеристику предложению.
Дети. По цели высказывания предложение повествовательное, по интонации – не восклицательное, по наличию второстепенных членов – распространенное. Оцениваем ученика, который работал у доски.
- Разбор предложения по членам предложения.
Самостоятельная работа по таблице.
Сегодня вы учили Незнайку правильно писать слова с безударными
гласными в корне, а сейчас я хочу проверить, умеете ли вы сами проверять и правильно писать слова с безударными гласными в корне.
Чтоб ошибок избежать,
Зоркость будем проявлять.
Проявить ты сможешь сам
Свое внимание к словам.
На доске:
1 вариант 2 вариант
п _чтовый тр_щать
д_лекий св_стеть
м_рской уд_влять
х_лодный бл_стеть
ст_льной б_жать
н_чной кр_чать
Проверка выполненной работы.
IV. Обобщение.
На доске рисунок с изображением Знайки и вопросы, на которые дети отвечают:
Где могут находиться в слове безударные гласные?
Нужно ли проверять безударные гласные в суффиксах, приставках, окончаниях? Почему?
Если безударные гласные находятся в корне слова, что надо сделать?
Что надо сделать перед тем, как подобрать проверочное слово? (Выяснить смысл слова).
VII. Д.з. с. 129 упр. 296. Дифференцированное.
VIII. Итог урока. Рефлексия.
- Чему учились на уроке?
- Как нужно проверять написание слов с безударной гласной.