Тема: " Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне"
Цель урока: развитие орфографического умения написания слов с безударными гласными в корне слова
Задачи урока:
- сформировать способность к написанию проверяемых безударных гласных в корнях слов;
- актуализировать способность учащихся к выработке способа проверки безударных гласных в корнях слов;
- развивать самостоятельность мышления, внимание, орфографическую зоркость, речь
Ход урока
- Организация детей на работу. Мотивация.
Тихо сели девочки.
Ещё тише мальчики.
- Вижу, что вы готовы к уроку и настроились на позитивную работу.
Учитель: А девиз у нас какой?!
Класс: Всё, что нужно – под рукой!
- Актуализация знаний
- С чего мы начнем урок? (с повторения)
- Какой большой раздел русского языка мы изучаем? («Слово»)
- Что мы уже знаем о слове?
Слово – это единица языка.
Слово – это речь, способность говорить.
Учитель: «Слово — это выражение мысли», - говорил Л. Н. Толстой
- Для того, чтобы грамотно и лаконично выражать свои мысли, нужно употреблять подходящие слова. А если вы выражаете свои мысли письменно, то нужно ещё знать орфограммы.
- Какие орфограммы вы знаете? (орфограммы гласных и орфограммы согласных букв)
- Назовите орфограммы гласных (гласные после шипящих и безударные гласные в словах)
- Почему безударные гласные надо проверять? (они в слабой позиции, слышатся нечётко).
3. Орфографическая минутка
пож _ лтели
гр _ за
хол _ д
ч _ рника
ч _ татель
б _ гун
к _ силка
сн _ говик
с _ лач
к _ льчуга
4. Постановка темы и целей урока
- Попытайтесь определить тему сегодняшнего урока? (" Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне")
- Проверим (проверка)
- Раз мы определили тему, мы должны поставить перед собой цели. Сформулируйте цели сегодняшнего урока.
- Я буду учиться подбирать проверочные слова
- Я смогу правильно записывать слова с безударной гласной в корне
- Я буду применять алгоритм проверки безударной гласной корня
- Я буду отвечать на вопросы учителя и мой ответ должен быть построен грамотно
5. Работа по теме урока
1) - Вернёмся к словам
- Что такое кольчуга? (это воинский доспех, сплетённый из железных колец)
- Найдите лишнее слово (пожелтели)
- Почему оно лишнее? (глагол; остальные - существительные)
- Что такое глагол?
- От какого существительного образован данный глагол? (желток, желтизна)
- Какие части слова были использованы для его образования? (приставка, суффикс)
- Что такое приставка?
- Что такое суффикс?
2) - Вспомним алгоритм проверки безударной гласной в корне слова
1.Прочитай слово
2. Поставь ударение
3. Выдели корень
4. Подбери проверочное слово
5. Проговори отчётливо. Напиши.
3) Отработка алгоритма проверки безударных гласных
Упр. 235, с. 102
- Составьте 2 предложения об осени, запишите, подчеркните грамматическую основу предложения.
Проверка.
5. Физкультминутка
6. Закрепление ранее изученного
- Л _ тят перелётные птицы
Ушедшее лето искать,
Л _ тят они в жаркие страны,
А я не хочу ул _ тать.
- Найдите в стихотворении однокоренные слова (перелётные, летят, улетать)
- Какое слово является проверочным? Определите в нём корень. Какую гласную напишете в слабой позиции в словах лЕтят и улЕтать?
Запишите сначала проверочное слово, затем однокоренные слова с безударным гласным в корне. Выделите корень.
- Назовите слова, в которых звуков больше, чем букв (перелётные, жаркие, я). Почему?
- Назовите слова, в которых звуков меньше, чем букв (искать, улетать). Почему?
- Не все птицы улетают в тёплые страны. Некоторые остаются зимовать в наших краях. Назовите их.
Задание: из данных слов составьте предложение; запишите, вставляя пропущенные безударные гласные
1 вариант
- сильные, наступили, м _ розы
- с _ довые, дорожки, снег, зав _ лил
- г _ лодают, з _ мой, птицы
2 вариант
- для, к _ рмушки, птиц, устроили, дети
- пш _ на, в, девочки, к _ рмушку, насыпали,
- быстро, корм, птицы, г _ лодные, склевали
Проверка
1 вариант
Наступили сильные морозы.
Снег завалил садовые дорожки.
Птицы зимой голодают.
2 вариант
Дети устроили для птиц кормушки.
Девочки насыпали в кормушку пшена.
Голодные птицы быстро склевали корм.
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- В начале урока мы поставили цель. Достигли мы цели урока?
- Где можно применить новые знания?
- Что на уроке у вас хорошо получалось?
- Над чем ещё надо поработать?
8. Выставление оценок
9. Задание на дом
Написать письмо Деду Морозу.