Тема урока «Безударные гласные в корне слова».
Цели урока: 1. Формировать интерес к уроку русского языка ,дать представление о том, что обозначение безударных гласных на письме может расходиться с произношением, научить подбирать проверочные слова;
2. Развивать фонематический слух, орфографическую зоркость, устную и письменную речь, умение ставить ударение, выделять корень слова.
3. Воспитывать любознательность, аккуратность, дисциплинированность, любовь к природе.
Оборудования: наглядный материал, карточки с заданиями, учебник русского языка Л.Я. Желтовской, О.Б. Калининой, рабочие тетради.
Ход урока.
Этапы
Деятельность учителя и ученика.
1.Организационный момент. 1 мин.
2. Чистописание.
2-3 мин.
3.Актуализация
знаний.2-3 мин.
3.Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.
7-10 мин
4.Физкультминутка1-2 мин
5.Применение теоретический положений в условиях выполнения упражнений.
5-7 мин
5. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков
5-7 мин
6. Рефлексия деятельности.2 мин
7. Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьника. 1-2 мин.
Улыбнулись друг - другу, улыбка залог хорошего настроения и успешной работы. Присаживаемся.
Руки? На месте.
Ноги? На месте.
Локти? У края.
Спина? Прямая.
У нас сегодня необычный урок, добрые, милые гости пришли посмотреть на нашу плодотворную работу, а мы обязаны показать себя только с сильной стороны. Всем удачи!
Открываем тетради, записываем число и классная работа. (28 ноября. Классная работа.)
Какие буквы я написала? (К, У, С, В ) Какие это звуки?
(к – согл., парн.,глух, тв,мягк. )
(у – глас, ударн., безударн.)
(с – согл, парн, глух, тв, мягк.)
(в – согл., парн., гух, тв, мягк.)
Подготовим наши пальчики к работе. Прописать букв в тетради. (Слежу за посадкой.)
Пальцы готовы к работе, подготовим внимание и быстроту реакции.
Отгадайте загадки:
1.Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло. (Сова ) Высвечивается изображение совы. Приклеиваю карточку на доске С(о,а)ва.
Ребята, а какую буквы мне написать, О или А?
- Поставим ударение: Сова.
- Какой слышим звук в первом слоге? [А]
- Как определить безударную гласную? (Найти проверочное слово Сова - Совы). Пишем букву О. Сомнительная гласная называется орфограмма.
Значит слышим не так, как пишем, пишем не так, как слышим.
Дети записывают слово в тетради. (Сова - безуд.гл О, стоит в корне сл., букву Оставим под ней точку, совы – ударение падает на букву о, подчеркиваем 2 черточками)
2. Идёт, идёт, бородой трясёт,
Травки просит:
"Ме-ме-ме, дай-ка травки мне-е-е. (Коза) Высвечивается изображение козы. Приклеиваю карточку на доске К(о,а)за.
Ребята, какая орфограмма в этом слове ?
- Поставим ударение: Коза.
- Какой слышим звук в первом слоге? [А]
- Как определить безударную гласную? (Найти проверочное слово Коза - козы). Пишем букву О.
Дети записывают слово в тетради. (Коза - безуд.гл О, стоит в корне сл., под буквой О ставим точку, козы – ударение падает на букву о, подчеркиваем 2 черточками)
Сравните записанные слова по произношению и написанию. Чем они похожи? (Ударение падает на 2-й слог, безударный гласный буква о)
Какие знания и умения нам помогли, чтобы правильно записать слова? ( умение подбирать проверочные слова )
- Что бы научится правильно писать безударные гласные корне слова, нам необходимо прочитать и запомнить правило на стр. 102 в учебнике.(Открывают учебники, знакомство с правилом).
Назовите вслух предметы, изображенные на картинках. (Учитель открывает заранее написанные слова.)
Шк(а,о)фы, ст(о,а)лы, м(я,е)чи, сл(е,и)ды, л(и,е)сты.
- что общего у данных слов ( безударные гласные, слова во мн. ч.)
у доски работают по очереди 5 учеников)
– Найдите орфограмму в слове.
- Обозначь ударение в словах.
–Назови безударную гласную букву в корне.
– Устно подбери слова и назови корень.
- Подбери проверочное слово.
Что особенного заметили в проверочных словах.
Запись слов выполняется в тетради.
- Составим алгоритм работы по правилу «Правописание безударных гласных в корне слова».
1) Произнеси слово, определи орфограмму.
2) Определи, находится ли эта буква в корне слова.
3) Подбери проверочное слово.
4) Пишу в корне ту же букву, что и в проверочном слове.
Танец маленьких утят
Найдите в учебнике упр. 1 и прочитайте задание. (читает 1 ученик)
1.В каком столбике даны слова, написание которых надо проверять? Как их можно назвать одним словом? (проверяемые слова)
2.Почему в группе проверочных слов даны два столбика слов? Какие способы проверки гласных указаны? ( проверочное слово в ед. и мн.ч., проверочное слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом)
3.Прочитайте проверяемые слова, Подберите проверочные слова:
решите орфогр. задачу:
Хвосты - (слаб. зв о, наход. в корне сл хвост - хвостик
Холмы - холм - холмик
Тропа- тропы - тропка
Спина - спины – спинка
4.Запишите слова выделяя безударную гласную в корне слова.
Два ученика сегодня превратятся в поэтов и допишут стихотворение, используя правило письма безударных гласных, рядом со словами запишите проверочное слово.
Дед Егор в густом л…су
Встретил рыжую л…су.
А остальным детям задание такое: вставить пропущенные буквы в словах текста. Текст лежит перед вами.
Наступили …сенние д…ньки. Д…ревья сбрасывают л…сточки. Подобрать проверочные слова.
(Правильный вариант текста на слайде) 1 ученик читает текс с комментированием.
С каким правилом мы сегодня познакомились на уроке рус. яз.?( Правописание безударных гласных в корне слова).
Как эта тема нам пригодится в жизни? ( при написании письма, сообщения, диктанта)
Чему научились на уроке?
На какую оценку мы сегодня работали?
Выставление оценок
Запись д\з: с. 103 упр. 6
- Какие слова называют родственными?
1. Однажды сказочник пригласил к себе на работу слова: соль, гору и пятно. Слова должны были придти не одни, а с родственниками. И вот кого привели с собой слова:
Соль
Гора
Пятно
солист
Горло
пятнистый
солонка
Горняк
пять
засолка
Горе
пятнышко
Сказочник увидел некоторых родственников и отправил их домой
- Кого отправил Сказочник и почему? (работа в парах)
Работа в парах
От слов снять (I в.) и отнять (II в.) образовать при помощи приставок: в-, об-, от-, под-, раз-, с- новые слова.
- Найдите и выделите корень во всех этих словах.
Запишите слова в два столбика (работа в четверках).:
дерев_я, обез_яна, об_еду, осен_ю, об_явился, с_ежился, л_ет, с_ехал, в_юга, с_ел.
Найди в каждой группе слов лишнее.
1) желток, железо, желтый;
2) носильщик, нос, носатый;
3) часовщик, часть, час;
4) печурка, печать, печь;
5) циркуль, циркач, цирк.
Подумай, от какого слова образованы слова каждой группы.
лесной, лесник, перелесок;
дружный, дружишь, дружба;
моряк, морской, заморский;
городской, горожанин, пригородный.
Спиши текст. Поставь знаки в конце предложений и замени, где нужно, маленькие буквы заглавными:
птичья школа
в этой школе нет тетрадей и карандашей ученики сидят не за партами в классе, а на веточках зато у них есть учителя и уроки взрослые птицы учат малышей летать, говорить на птичьем языке, искать червяков, ловить мошек.
Подумай, какие из записанных пар слов являются однократными, а какие – нет:
коса – кошу, кошу – кошка;
выше – вышивка, высота – выше;
висит – вишу; вишу – вишневый
Подумай, от какого слова образованы слова каждой группы.
кормушка, кормовой, кормить;
домовой, домашний, домик;
садовник, посадить, садовый;
сильный, силач, осилить.
Групповое задание
Найди в каждой группе слов лишнее, выдели корень.
1) желток, железо, желтый;
2) носильщик, нос, носатый;
3) часовщик, часть, час;
Подумай, от какого слова образованы слова каждой группы.
1)кормушка, кормовой, кормить;
2)домовой, домашний, домик;
3)садовник, посадить, садовый.
Вставьте пропущенные буквы
На ст...не на видном месте
Собирает вести вместе,
А потом его ж..льцы
Пол..тят во все к..нцы.
Определи орфограмму в словах
Грибы гриб
Сосновый сказка