Урок русского языка в 4 классе по программе « Школа России» разработан учителем начальных классов МОБУ СОШ № 21 станицы Ахметовской Лабинского района Краснодарского края Ефимцовой Татьяны Васильевны .
Тема: Способы образования имен существительных.
Цель: знакомство с новыми способами образования имен существительных.
Познакомить с новыми способами образования имен существительных, их орфографическими особенностями.
Повторить и обобщить знания учащихся о частях слова и их значении в словообразовательном процессе.
Развивать память, орфографическую зоркость, логическое мышление.
Развивать устную и письменную речь учащихся.
Воспитывать чувства коллективизма, дружбы.
Этапы урока | Содержание этапа. | Особенности этапа. |
1. Оргмомент. 1 мин. | Друзья мои! Я очень рада Войти в приветливый наш класс. И для меня уже награда Внимание ваших умных глаз. | |
2. Проверка домашнего задания: 2 мин | - Сегодня нам очень понадобится и внимание, и поддержка друзей. - Откройте тетради с домашним заданием. на какие группы вы разделили все имена существительные? - Какое правило вам нужно было вспомнить, чтобы верно написать слова 1 группы? 2 группы? | Параллельно карточки сильным учащимся. |
3. Минутка чистописания. | - Запишите сочетания букв в тетрадь. Подумайте, что у них общего. пере под про за на над ик ек ок онок ёнок - Что общего у сочетания букв в 1 строчке? (могут быть приставками) - Во второй строчке? (могут быть суффиксами) - Что общего у всех этих сочетаний букв? (части слова). | |
4. Словарная работа | - Скажите, пожалуйста, какая сегодня погода? Это слово нам понадобится на уроке при выполнении одного из заданий. - У слова «погода» очень интересная история. - Составьте и запишите предложение с этим словом. | |
5. Актуализация знаний. Сообщение темы урока. | - Сегодня мы отправимся в удивительный мир. Прочитайте название. «словообразование». - О чем мы будем говорить сегодня? Даже само это слово получилось из двух слов. Каких? Как называется такой способ образования слов? Какие еще бывают способы? - А сейчас, чтобы выяснить, что мы знаем о словообразовании. Прошу вас согласиться или не согласиться с предложениями Незнайки. Презентация. Суффикс и приставка - части слова, которые служат для образования новых слов. Окончание может образовывать новые слова. Суффикс всегда стоит за корнем. Приставка всегда стоит перед корнем. При образовании слов способом сложения всегда между корнями стоит соединительная гласная О или Е. Приставка может стоять в середине слова. - Сегодня мы ответим на два очень важных вопроса: Когда приставка стоит в середине слова? В каких случаях при образовании слов способом сложения между корнями не стоят соединительные гласные. | Игровой и развивающий момент. Программированное задание. |
6. Повторение и обобщение ранее изученного | Откройте учебники. Найдите упр. 1. Выполните задание, подготовьте ответ на вопрос: - Каким способом образованы все эти слова? - Какое новое значение они приобрели? - Смогли ли мы ответить на главные вопросы нашего урока? Карточки | Работа в группах. |
7.Физкультминутка. | - А вот по тропинке незнакомой, неизведанной, мы пойдем все вместе. Выполнение физминутки. | |
8. Наблюдение, изучение нового материала. | - В трудном деле друг всегда лучший помощник. Чтобы чувствовать поддержку друга, мы при выполнении следующего задания объединимся в пары. - Ответить на вопрос поможет нам еще один наш друг, учебник. - Найдите в учебнике на с. 56 упр.2. - Поработайте в парах 3 минуты, составьте как можно больше слов при помощи способа сложения. -Давайте проверим. - Но у нас еще один вопрос. - Прочитайте слова: музей дом самолёт ковёр кровать диван Правило учебника. | Работа по учебнику в парах. |
9. Подведение итогов. Проверка восприятия. | - Что мы можем дополнить? Чего не хватает? - Что нового мы узнали на уроке? - Вы чувствовали поддержку друзей? - Давайте проверим, как вы сможете воспользоваться полученными знаниями. Карточки (дифференцированно) - Сегодня вы все были молодцы. И мне хочется поставить такие оценки. Спасибо за работу, урок окончен. | |