2. Стадия вызова. Актуализация знаний, опыта учащихся. Цель: активизация знаний учащихся. | Слайд 2 Один отважный капитан решил отправиться в кругосветное путешествие. Слайд 3 Но в море его застал шторм. Слайд 4 Корабль уцелел, и команда не пострадала, пострадала от воды карта, которую необходимо восстановить. На судне был сундук, а в нём хранилась вещь, без которой мореплаватели не смогли продолжить свой путь. Сегодня нам предстоит отправиться в виртуальное путешествие, чтобы найти затонувший сундук и помочь команде. Но для начала нам нужно выполнить задания. На рабочих местах у вас рифмованное задание, на которое вы дайте только ответ. Правила работы в группе Прочитайте текст. Обсудите с товарищами задание и его выполнение. Будьте внимательны к мнению всех членов группы. Посовещайтесь в группе и дайте ответ. а) Она выражает значение слова И называется просто … (основа). Слайд 5 б) Это главная часть слова – Нет сомненья никакого. Есть и в русском языке И у растения в земле (корень). Слайд 6 в) В словах «отдел», «вошел», «подставка» Перед корнем пишется … (приставка). Слайд 7 г) После корня он стоит, Перед окончанием. Его я если заменю, Другое слово получу. Обозначу уголком, Называю … (суффиксом). Слайд 8 д) Часть слова, известная всем, Не быть его может совсем, Оно может быть звуковое, А может быть и нулевое (окончание). Слайд 9 е) Назовите все отгадки одним обобщающим словом (морфемы). - Верно, сегодня на уроке мы говорим о морфемах. А для чего они служат? - А все ли названные морфемы участвуют в образовании новых слов? - Какие способы образования связаны с этими морфемами? Как строитель возводит дом из кирпичей, так и новые слова образуются из морфем. Слайд 10 ( из морфем строится дом) | На листе у каждой группы написаны загадки. Отгадывают загадки, дают устные ответы. С их помощью образуются новые слова. Приставка, суффикс и корень. Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение, бессуффиксный, переход слова из одной части речи в другую. | Регулятивные: выдвигать версии выполнения задания. Познавательные: давать определения понятиям (морфемы), устанавливать причинно-следственные связи (морфемы и связанные с ними способы образования слов). Коммуникативные: излагать своё мнение, работая в группе; предотвращать конфликтные ситуации, уметь договариваться между собой. |
4. Закрепление изученного материала. Цель: организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия. Формирование умения правильно применять соответствующие способы действий. 5. Физкультминутка. Цель: повысить или удержать физическую умственную работоспособность детей. |
- Взгляните на доску. Что необычного вы отметите? - Посмотрите на карту, что вы на ней прежде всего видите? Материк - или континент, крупный массив суши, окруженный водой. - А сколько материков на планете Земля? - Обратите внимание, чем материки отличаются? Назовите их.
- А сколько способов образования слов в русском языке?
- Способы образования слов изучает раздел – Словообразование. Материки, объединяясь, образуют карту. Итак, мы отправляемся в путь по материкам. Каждый материк представляет отдельный способ образования слов. Групп у нас 6, материков и способов образования существительных тоже 6, таким образом каждая группа будет работать над одним способом образования слов. Слайд 13 - На рабочих местах лежит алгоритм работы в группе. Внимательно ознакомьтесь с ним. Вспомним правила работы в группе Прочитайте текст. Обсудите с товарищами задание и его выполнение. Будьте внимательны к мнению всех членов группы. Посовещайтесь в группе и определите способ образования слов. Алгоритм выполнения задания Напишите, от каких слов и с помощью каких морфем образованы слова. Выберите из предложенных вариантов способов образования слов соответствующий и наклейте его на мини-материк. Укажите на мини-континенте способ образования слова (способ и будет названием материка). Определите, кто из вас представит у доски выполненное задание.
Группа 1. Слайд 14 Голубой цвет раньше считали символом верности и дружбы. По-видимому, по этой причине незабудки у очень многих народов стали олицетворением постоянства. О происхождении этого растения рассказывает древнегреческая легенда. Некогда в Аркадии крепко полюбили друг друга пастух Ликас и пастушка Эгле. Были они очень красивыми. И вот однажды Ликас получил от отца приказ немедленно покинуть стада, возвратиться домой и вступить во владение наследством, которое неожиданно перешло к нему после смерти богатого дяди. Бедная Эгле в большой тревоге: разбогатев, ее возлюбленный едва ли захочет жениться на простой пастушке. Но она ничего не сказала ему, чтобы не обидеть своими сомнениями. И лишь в самый последний момент девушка не смогла сдержать слез, и они, упав на землю, превратились в нежно-голубые цветы. Эгле сорвала их и подарила Ликасу. Тот дал им название – незабудка. С тех пор при расставании любящих людей принято дарить друг другу незабудки. Незабудка произрастает и в нашей стране на каменистых склонах. Слайд 15 (выделенные слова: верность, стали, каменистый) - Ребята, вы согласны с ответом 1-ой группы? - Верно указан способ? - Ребята, почему на самый большой по размеру материк мы поместили именно суффиксальный способ образования слов? Группа 2. Слайд 16-17 Павлины – род крупных птиц семейства фазановых, которым смело можно присвоить звание самых прекрасных представителей орнитофауны. При их упоминании в голове возникает образ невероятно красивой и, несомненно, особенной птицы. Однако далеко не всем известно, что одна из ближайших родственниц павлинов - самая обыкновенная курица. Живет павлин в жаркой Африке. Относятся они к отряду курообразных, будучи крупнейшими его представителями. Главная отличительная черта павлина – длинные разноцветные перья надхвостья, которые присущи только самцам. У самок они отсутствуют - им матушка-природа подарила короткий серый хвост, не обрамленный красочными кроющими перьями. Единственный недостаток прекрасного павлина – немелодичный и резкий голос, напоминающий скрип несмазанной телеги или вопль кошки, которой наступили на хвост. Поэтому во время брачного танца самец преимущественно молчит, так как своей необыкновенной “серенадой” может отпугнуть возлюбленную. Обычно они особенно голосисты перед дождем.
Слайд 18 (выделенные слова: курообразные, разноцветные)
- Африка - чудесный материк. Жители африканские племена очень любят танцевать. Давайте последуем их примеру, поддержите меня. Слайд 19 Звучит песня из детского кинофильма «Красная шапочка». Учитель на 1-ое проигрывание показывает ученикам движения.
Группа 3. Слайд 20-21 Секвойя- род хвойных вечнозеленых деревьев. Произрастает в прибрежных лесах Калифорнии, Северной Америке на Тихоокеанском побережье. Секвойя – самое крупное дерево на земле и самое долговечное (живет от 2000 до 5000 лет). Это хвойная порода, древесина которой очень похожа на ель: она твердая, стойкая к гниению, хорошо обрабатывается. Древесину широко используют в пищевой промышленности, благодаря тому, что она не имеет запаха. Она почти не подвержена действию огня. Изучая жизнь секвойи, ученые смогли выяснить удивительную вещь. Оказывается, что секвойя не приспособлена к тому, чтобы выживать, перенося лесные пожары и даже нуждается в них. Слайд 22 (выделенные слова: прибрежный, выяснить) - Вы согласны с ответом? Кто считает иначе? Группа 4. Слайд 23-24 В Южной Америке обитает одно из самых удивительных созданий на Земле — маленькая, энергичная и быстрая как молния колибри. Колибри живут там, где есть цветы, но особенно много их в тропиках. Большинство людей, конечно же, знает, что колибри является самой маленькой птичкой на земле. Перышки колибри так красивы, что похожи на драгоценные камни. На солнце они переливаются и меняют свой окрас. Эти маленькие "летательные аппараты" делают до 78 взмахов крыльями в секунду. Впрочем, такой полет дается им нелегко и забирает много энергии. Птички стараются но возможности присесть на цветок, пока пьют нектар. Кроме того, колибри могут летать задом наперед, единственные из всех птиц. Гнездышко колибри такое же крошечное, как и сама птичка. Обычно оно размером с чашку и сделано из самых нежных материалов — паутинок, шерстинок и мелких кусочков коры. Самка подвешивает его на веточке дерева или кустарника. В гнездышке лежат обычно 2 крошечных яичка. Самые мелкие яйца колибри — самые маленькие среди всех птичьих яиц — составляют всего 12 мм в диаметре и весят 0,5 г.
- Ребята, вы согласны с ответом 4-ой группы? - Верно указан способ? Слайд 25 (выделенные слова: окрас, полет)
Группа 5. Слайд 26-27 Воды Антарктики богаты морскими и полусухопутными видами животных. СИНИЙ КИТ относится к усатым китам. Это самое крупное на Земле животное. Длина его тела — до33 м! Вес — 150 т: тяжелее, чем 50 африканских слонов. Сердце крупного синего кита весит больше полутонны. Однако питается этот великан, как и все усатые киты, планктоном — мелкими рачками и другой крохотной морской живностью. У усатых китов вместо зубов во рту гигантское сито — китовый ус. Место обитания синего кита – мировой океан от Арктики до Антарктики. Эти гиганты предпочитают холодные воды, очень редко поднимаясь до экваториальных широт. В Антарктике киты обитают у кромки плавающих льдов, в Арктике северный подвид не может доплыть до дрейфующих льдов.
- Вы согласны с ответом? Кто считает иначе? Слайд 28 (выделенные слова: полутонна, доплыть) Группа 6. Слайд 29-30 АВСТРАЛИЙСКАЯ ЕХИДНА – одно из самых интересных и загадочных животных на планете. До сих пор ученые не определили, как появились эти странные зверьки, кто их предки. Распространен этот небольшой зверек практически по всей территории Австралии. Внешне зверек больше всего смахивает на ежа – все его тело покрыто жесткими грубыми волосками, а бока и спина утыканы длинными, по 5 – 6 см, иголками желтого цвета с черными кончиками. В длину австралийская ехидна вырастает до 50 см, имея при этом вес до 7 кг. Рот, представляющий собой очень маленькое отверстие на конце мордочки, не имеет зубов, зато в нем умещается липкий язык, имеющий в длину 25 см. Самка ехидны откладывает одно яйцо с мягкой скорлупой и размещает его в своей сумке. Ехидна относится к отряду сумчатых. Слайд 31 (выделенные слова: ученые, сумчатые) - Ребята, почему на самый малый по размеру материк мы поместили именно способ образования слов – переход из одной части речи в другую? - Мы побывали на всех континентах, а моряки были лишены этой возможности. - Ребята, вспомните, мы отправились в путешествие с целью помочь морякам: восстановить испорченную карту и найти затонувший сундук. Огромный путь мы прошли. Где же мы нашли сундук? Слайд 32 | Работа в группах – 3 группы. На партах в каждой группе раздаточный материал. Устные ответы учащихся. Карта географическая висит на доске. Синий цвет – моря и океаны, материки. Шесть. Отличаются размерами, геогр. положением, флорой и фауной. Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия. Тоже шесть: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение, бессуффиксный, переход слова из одной части речи в другую. Слушают учителя, рассматривают печатный материал на парте, приступают к работе.
На мини-континенте определяют способ образования слов. Верность – верный Стали – стать Каменистый - камень
Делают вывод, что слова в тексте об Евразии образованы суффиксальным способом, клеят название способа на свой материк. Ученик идет к доске, показывает на карте континент, клеит на свой материк мини-континент и называет способ образования. Ученики из других групп переносят запись с доски в свои тетради.
Большинство слов русского языка образуется именно с помощью суффикса. Курообразные – курица, образ + н Разноцветные – разный, цвет + н Делают вывод, что слова в тексте об Африке образованы способом сложения. Ученик идет к доске, клеит на свой материк мини-континент и называет способ образования. Ученики из других групп переносят запись с доски в свои тетради.
Следят за действиями учителя, на второе проигрывание учащиеся самостоятельно выполняют упражнения.
Прибрежный – берег Выяснить - ясный Делают вывод, что слова в тексте о Северной Америке образованы приставочно-суффиксальный способом. Ученик идет к доске, клеит на свой материк мини-континент и называет способ образования. Ученики из других групп переносят запись с доски в свои тетради.
Окрас – окрасить Полёт – полететь Делают вывод, что слова в тексте о Южной Америке образованы бессуфиксным способом. Ученик идет к доске, клеит на свой материк мини-континент и называет способ образования. Ученики из других групп переносят запись с доски в свои тетради.
Полутонна – тонна Доплыть – плыть Делают вывод, что слова в тексте об Антарктиде образованы приставочным способом. Ученик идет к доске, выписывает на доску слова и называет способ их образования. Ученики из других групп переносят запись с доски в свои тетради.
Ученый – ученый человек Сумчатые – сумчатая крыса Делают вывод, что слова в тексте об Австралии образованы путем перехода слов из одной части речи в другую. Ученик идет к доске, клеит на свой материк мини-континент и называет способ образования. Ученики из других групп переносят запись с доски в свои тетради.
Небольшая группа слов образуется этим способом.
В Австралии. | Познавательные: овладеть навыками смыслового чтения как способа осмысления цели чтения; извлекать необходимую информацию из полученных текстов; определять основную и второстепенную информацию; презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде. Личностные: формировать личное, эмоциональное отношение к себе и окружающему миру; формировать личностную мотивацию учебной деятельности. Регулятивные: корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения. Коммуникативные: излагать свое мнение, работая в группе; предотвращать конфликтные ситуации, уметь договариваться между собой. |
6. Итог урока. Цель: фиксирование содержания изученного на уроке. Соотнесение цели и результата деятельности. | - Карта восстановлена. Слайд 33 Но не найден еще 1 предмет, без которого невозможно путешествие. Поможем морякам, выполнив последнее задание: определите слово, работайте тихо, не произнося его громко вслух. (отводится 1 минута) Задание. Определите слово. Слайд 34
Вспомним правила работы в группе Прочитайте текст. Обсудите с товарищами задание и его выполнение. Будьте внимательны к мнению всех членов группы. Посовещайтесь в группе и определите слово-отгадку. 1 группа. Физический прибор для распознавания стран света, состоящий из намагниченной стрелки, всегда показывающей на север- …… 2 группа. По стране в поход идем — Друга мы с собой берем. Он не даст нам заблудиться, От маршрута уклониться. Нам покажет верный друг Путь на север и на юг. 3 группа. Исключите лишнее слово. Водопад, озеро, компас, река. 4 группа. Укажите подлежащее в данном предложении. Предположительно, компас был изобретён в Китае при династии Сун и использовался для указания направления движения по пустыням. 5 группа. Укажите дополнение в данном предложении. В карман я компас положу. 6 группа. Пас — нацеленная передача мяча от одного игрока одной команды другому игроку той же команды. - Группы готовы? - Теперь хором назовем слово. (учитель из сундука достает компас). - Слайд 34 (2). Ах, вот без чего морякам не удалось продолжить кругосветное путешествие. Без компаса. - Ребята, что было самым важным на уроке? - А определяли их, используя карту. Как соотнести способы образования слов и географическую карту на уроке? Слайд 35. - Удалось ли реализовать цели урока? (учитель обращает внимание учеников на запись с целями урока) Слайд 36. | Ответы учащихся. Компас. Определение способов образования слов. Как материки, объединяясь, образуют карту, так и морфемы, соединяясь, образуют новые слова. | Регулятивные: выдвигать версии выполнения задания. Познавательные: давать определения понятиям (морфемы), устанавливать причинно-следственные связи (морфемы и связанные с ними способы образования слов). Коммуникативные: излагать своё мнение, работая в группе; предотвращать конфликтные ситуации, уметь договариваться между собой. |