Тема: Способы образования имен существительных.
Цель: знакомство с новыми способами образования имен существительных.
Задачи:
Познакомить с новыми способами образования имен существительных, их орфографическими особенностями.
Повторить и обобщить знания учащихся о частях слова и их значении в словообразовательном процессе.
Развивать память, орфографическую зоркость, логическое мышление.
Развивать устную и письменную речь учащихся.
Воспитывать чувства коллективизма, дружбы.
Ход урока:
Этапы урока | Содержание этапа. | Особенности этапа. |
1. Оргмомент. 1 мин. | Друзья мои! Я очень рада Войти в приветливый наш класс. И для меня уже награда Внимание ваших умных глаз. | |
2. Проверка домашнего задания: 2 мин | - Сегодня нам очень понадобится и внимание, и поддержка друзей. - Откройте тетради с домашним заданием. на какие группы вы разделили все имена существительные? - Какое правило вам нужно было вспомнить, чтобы верно написать слова 1 группы? 2 группы? | Параллельно карточки сильным учащимся. |
3. Минутка чистописания. 3 мин 6 мин от начала | - Запишите сочетания букв в тетрадь. Подумайте, что у них общего. пере под про за на над вы во с в ник ик ек ок онок ёнок чик тель н енн - Что общего у сочетания букв в 1 строчке? (могут быть приставками) - Во второй строчке? (могут быть суффиксами) - Что общего у всех этих сочетаний букв? (части слова). | |
4. Словарная работа. 3 мин. 9 мин от начала | - Скажите, пожалуйста, какая сегодня погода? Это слово нам понадобится на уроке при выполнении одного из заданий. - У слова «погода» очень интересная история. О ней нам расскажет… - Составьте и запишите предложение с этим словом. | |
5. Актуализация знаний. Сообщение темы урока. 5 мин. 14 минут от начала | - Сегодня мы отправимся в удивительный мир. Прочитайте название. Ребус «словообразование». - О чем мы будем говорить сегодня? Даже само это слово получилось из двух слов. Каких? Как называется такой способ образования слов? Какие еще бывают способы? - А сейчас, чтобы выяснить, что мы знаем о словообразовании. Прошу вас согласиться или не согласиться с предложениями Незнайки. Суффикс и приставка - части слова, которые служат для образования новых слов. Окончание может образовывать новые слова. Суффикс всегда стоит за корнем. Приставка всегда стоит перед корнем. При образовании слов способом сложения всегда между корнями стоит соединительная гласная О или Е. Приставка может стоять в середине слова. - Сегодня мы ответим на два очень важных вопроса: | Игровой и развивающий момент. Программированное задание. |
6. Повторение и обобщение ранее изученного. 5 мин. 19 минут от начала | - Посмотрите еще раз на карту. Первые три тропинки нами уже изучены. Поэтому мы с вами сейчас разделимся на три поисковые группы (по рядам). Откройте учебники. Найдите упр. 1. Выполните задание, подготовьте ответ на вопрос: - Каким способом образованы все эти слова? - Какое новое значение они приобрели? - Смогли ли мы ответить на главные вопросы нашего урока? | Работа в группах. |
7.Физкультминутка. | - А вот по тропинке незнакомой, неизведанной, мы пойдем все вместе. | |
8. Наблюдение, изучение нового материала. 10 минут от начала. 30 мин от начала | - В трудном деле друг всегда лучший помощник. Чтобы чувствовать поддержку друга, мы при выполнении следующего задания объединимся в пары. - Ответить на вопрос поможет нам еще один наш друг, учебник. - Найдите в учебнике на с. 56 упр.2. - Поработайте в парах 3 минуты, составьте как можно больше слов при помощи способа сложения. -Давайте проверим. Может быть, вы уже сможете ответить на вопрос, когда приставка может оказаться в середине слова? Назовите такие слова. - Но у нас еще один вопрос. - Прочитайте слова: музей дом самолёт ковёр кровать диван Правило учебника. | Работа по учебнику в парах. |
9. Подведение итогов. Проверка восприятия. | - Давайте вернемся к карте. - Что мы можем дополнить? Чего не хватает? - Что нового мы узнали на уроке? - Вы чувствовали поддержку друзей? - Давайте проверим, как вы сможете воспользоваться полученными знаниями. Карточки (дифференцированно) - Сегодня вы все были молодцы. И мне хочется поставить такие оценки. Спасибо за работу, урок окончен. | |
Вставь пропущенные буквы.
Ж__лтый, плеч__м, ш__фёр, пальц__м, приш__л, ш__колад,
карандаш__м, ключ__м, медвеж__нок, зайч__нок.
Вставь пропущенные буквы.
Ж__лтый, плеч__м, ш__фёр, пальц__м, приш__л, ш__колад,
карандаш__м, ключ__м, медвеж__нок, зайч__нок.
Вставь пропущенные буквы.
Ж__лтый, плеч__м, ш__фёр, пальц__м, приш__л, ш__колад,
карандаш__м, ключ__м, медвеж__нок, зайч__нок.
Вставь пропущенные буквы.
Ж__лтый, плеч__м, ш__фёр, пальц__м, приш__л, ш__колад,
карандаш__м, ключ__м, медвеж__нок, зайч__нок.
Вставь пропущенные буквы.
Ж__лтый, плеч__м, ш__фёр, пальц__м, приш__л, ш__колад,
карандаш__м, ключ__м, медвеж__нок, зайч__нок.
Вставь пропущенные буквы.
Ж__лтый, плеч__м, ш__фёр, пальц__м, приш__л, ш__колад,
карандаш__м, ключ__м, медвеж__нок, зайч__нок.