kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лексико – стилистические аспекты имени существительного

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  Лексико – стилистические аспекты имени существительного.

Тип урока: Интегрированный урок русского языка и риторики

Цель темы

  • Расширение  представления о номинативной, коммуникативной и эмоционально – выразительной роли имен существительных в устной и письменной речи.

·         Обучение  лексико – стилистическим аспектам имени существительного, правилам согласования  имени прилагательного с существительными, способам  образования и изменения.

·         Обучение  навыкам  определять сходство морфологических и синтаксических категорий имен существительных  с именами прилагательными, определять роль существительных в тексте.

·         Развитие умений  самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции;  познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.

·         Воспитывать коммуникативные отношения; воспитание любви к родной природе, искусству; организация ситуации творчества.

 

Планируемый результат

·        Знать грамматические признаки имен существительных, способы их образования и изменения.

·        Уметь согласовывать прилагательные  с именами существительными.

·        Понимать  роль существительных в художественном тексте; составлять связный рассказ на лингвистическую тему.

·        Правильно употреблять в речи  имена существительные.

 

Основные понятия

Лексико – стилистические аспекты имени существительного

Межпредметные связи

Риторика, ИЗО, музыка,  литература

Ресурсы:

ü     Основные

 

ü     Дополнительные

 

Учебник  Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А и др. «Русский язык. 5 класс»

Методическое пособие, раздаточный материал, карточки для индивидуальной работы; аудиозапись А.Вивальди «Времена года. Лето»; словари.

Организация пространства

Индивидуальная, групповая, фронтальная

 

 

 

 

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

- Сегодня у нас несколько необычный урок, когда взаимодействуют несколько предметов. Следовательно, от вас потребуются ваши знания, смекалка, сообразительность, творческое воображение.

2. Введение в тему урока.

А) Чтение стихотворения А.Фета.

Это утро, Радость эта,

Эта  мощь  и дня и света,

Этот синий  свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, Эти птицы,

Этот говор вод,

Эти нивы и березы,

Эти капли – эти слезы,

Этот пух –  не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчелы,

Этот  зык  и свист,

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта  мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это все весна

Б) Беседа с классом.  Постановка проблемного вопроса:

- Почувствовали ли вы, что вместе с весенним пейзажем к вам в класс ворвалось само ощущение весны, как будто теплый весенний лучик солнца пробрался к нам в класс?

-  Какую функцию выполняют имена существительные в стихотворении?

- Как мы сформулируем тему нашего урока?

3. Работа над речевыми ошибками.

А) Беседа по вопросам:

- Каждое слово русского языка, даже самое маленькое и неприметное, может иногда иметь большое значение и быть совершенно незаменимым.

На предыдущих уроках мы повторяли морфологические признаки имени существительного, но это далеко не все, что можно было бы рассказать об этой удивительной части речи.

- С какой частью речи тесно связано имя существительное?

- Как согласуются в речи имена прилагательные и имена существительные? Приведите примеры.

- Какую роль играет правильное согласование падежных форм прилагательных и существительных?

 

Б)  Самодиктант  (доска)

Задание: определите род, число, падеж имен существительных. Обозначьте  окончание существительных и прилагательных, которые служат показателями рода, числа и падежа.

Старинн…   рояль,  развесист…   тополь,   белоснежн…    тюль,   румян…   яблоко,    

в темн…   пальто,    горяч…  кофе,   по широк…   улице, в полн… тиши.

 Вывод: Какую роль играет правильное согласование падежных форм прилагательных и существительных?

В) А заметили ли вы, как часто люди ошибаются, когда произносят  слова. И очень часто эти ошибки с постановкой ударения. Каждый день в автобусе, на улице, слушая радио или телевидение, мы сталкиваемся с подобной ситуацией.

Г)  Чтение фельетона «О человеке, не желавшем соблюдать правила литературной речи»

- Прочитайте стихотворный фельетон В.Масса и Н.Червинского. Какое впечатление произвел на вас человек, изображенный в фельетоне?

Между прочим

Говорил он, между прочим,
«Красивее», «Мы так хочем»,
«Досуг, шофер, процент, заем,
Квартал, портфель, билютень»,
«Поверх плана выполняем»,
«Агент звонит целый день».

 

- Расставьте правильно ударения в этих словах:

Досуг, шофер, процент, заем, квартал, портфель, агент, красивее, звонит.

 

- Ударение – коварная штука.  Сейчас вы поймете, почему я так говорю.  У вас на столах карточки. Попробуйте без подготовки прочитать текст – скороговорку. Какие вы испытываете затруднения и почему?

Сахара для Захара –

Из сахара Сахара:

Там сахарные горы

Сахарного песка.

Почаще  бы в Сахару

Захаживать Захару,

Да очень от Захара

Сахара  далека.      (О.Погорельский)

- Какой вывод вы сделаете?

Вывод:  Ударение играет смысловую роль. Изменяется ударение, меняется часть речи. 

4. Изобразительные возможности имени существительного.

Имя существительное – интересная часть речи. Занимательна она и тем, что с ее помощью можно строить сравнение.

- Что такое сравнение?

Вы все, конечно, знаете стихи  С. Есенина. Давайте послушаем  отрывок из стихотворения С. Есенина и подумаем, почему он выбирает свои сравнения.

Вечер, как сажа,

Льется в окно.

Белая пряжа

Ткет полотно.

                            Пляшет гасница,

                            Прыгает тень.

                            В окна стучится

                            старый плетень.

Анализ стихотворения.

 -Какие сравнения вы нашли в строчках первой строфы?

- Почему поэт сравнивает вечер с сажей? (темный, безлунный)

- Как вы понимаете последние две строки?  (метафора)

- Придумайте свои сравнения.

- С чем можно сравнить листву?

 

Какой вывод можно сделать?

 

Вывод:  Имена существительные выполняют роль изобразительных средств в речи

5. Творческое задание.

Сейчас вы прослушаете музыкальный фрагмент. Постарайтесь подобрать сравнения к  этой музыке. Какие фразы возникнут в вашем воображении? Запишите в тетрадь.

Прослушивание фрагмента музыки Вивальди «Времена года. Лето.»)

Создание мини – сочинений.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Лексико – стилистические аспекты имени существительного »

Тема: Лексико – стилистические аспекты имени существительного.

Тип урока: Интегрированный урок русского языка и риторики

Цель темы

  • Расширение представления о номинативной, коммуникативной и эмоционально – выразительной роли имен существительных в устной и письменной речи.

  • Обучение лексико – стилистическим аспектам имени существительного, правилам согласования имени прилагательного с существительными, способам образования и изменения.

  • Обучение навыкам определять сходство морфологических и синтаксических категорий имен существительных с именами прилагательными, определять роль существительных в тексте.

  • Развитие умений самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции; познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.

  • Воспитывать коммуникативные отношения; воспитание любви к родной природе, искусству; организация ситуации творчества.


Планируемый результат

  • Знать грамматические признаки имен существительных, способы их образования и изменения.

  • Уметь согласовывать прилагательные с именами существительными.

  • Понимать роль существительных в художественном тексте; составлять связный рассказ на лингвистическую тему.

  • Правильно употреблять в речи имена существительные.


Основные понятия

Лексико – стилистические аспекты имени существительного

Межпредметные связи

Риторика, ИЗО, музыка, литература

Ресурсы:

  • Основные



  • Дополнительные



Учебник Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А и др. «Русский язык. 5 класс»

Методическое пособие, раздаточный материал, карточки для индивидуальной работы; аудиозапись А.Вивальди «Времена года. Лето»; словари.

Организация пространства

Индивидуальная, групповая, фронтальная









Ход урока:

  1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

- Сегодня у нас несколько необычный урок, когда взаимодействуют несколько предметов. Следовательно, от вас потребуются ваши знания, смекалка, сообразительность, творческое воображение.

2. Введение в тему урока.

А) Чтение стихотворения А.Фета.

Это утро, Радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, Эти птицы,

Этот говор вод,

Эти нивы и березы,

Эти капли – эти слезы,

Этот пух – не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчелы,

Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это все весна

Б) Беседа с классом. Постановка проблемного вопроса:

- Почувствовали ли вы, что вместе с весенним пейзажем к вам в класс ворвалось само ощущение весны, как будто теплый весенний лучик солнца пробрался к нам в класс?

- Какую функцию выполняют имена существительные в стихотворении?

- Как мы сформулируем тему нашего урока?

3. Работа над речевыми ошибками.

А) Беседа по вопросам:

- Каждое слово русского языка, даже самое маленькое и неприметное, может иногда иметь большое значение и быть совершенно незаменимым.

На предыдущих уроках мы повторяли морфологические признаки имени существительного, но это далеко не все, что можно было бы рассказать об этой удивительной части речи.

- С какой частью речи тесно связано имя существительное?

- Как согласуются в речи имена прилагательные и имена существительные? Приведите примеры.

- Какую роль играет правильное согласование падежных форм прилагательных и существительных?



Б) Самодиктант (доска)

Задание: определите род, число, падеж имен существительных. Обозначьте окончание существительных и прилагательных, которые служат показателями рода, числа и падежа.

Старинн… рояль, развесист… тополь, белоснежн… тюль, румян… яблоко,

в темн… пальто, горяч… кофе, по широк… улице, в полн… тиши.

Вывод: Какую роль играет правильное согласование падежных форм прилагательных и существительных?

В) А заметили ли вы, как часто люди ошибаются, когда произносят слова. И очень часто эти ошибки с постановкой ударения. Каждый день в автобусе, на улице, слушая радио или телевидение, мы сталкиваемся с подобной ситуацией.

Г) Чтение фельетона «О человеке, не желавшем соблюдать правила литературной речи»

- Прочитайте стихотворный фельетон В.Масса и Н.Червинского. Какое впечатление произвел на вас человек, изображенный в фельетоне?

Между прочим

Говорил он, между прочим,
«Красивее», «Мы так хочем»,
«Досуг, шофер, процент, заем,
Квартал, портфель, билютень»,
«Поверх плана выполняем»,
«Агент звонит целый день».



- Расставьте правильно ударения в этих словах:

Досуг, шофер, процент, заем, квартал, портфель, агент, красивее, звонит.



- Ударение – коварная штука. Сейчас вы поймете, почему я так говорю. У вас на столах карточки. Попробуйте без подготовки прочитать текст – скороговорку. Какие вы испытываете затруднения и почему?

Сахара для Захара –

Из сахара Сахара:

Там сахарные горы

Сахарного песка.

Почаще бы в Сахару

Захаживать Захару,

Да очень от Захара

Сахара далека. (О.Погорельский)

- Какой вывод вы сделаете?

Вывод: Ударение играет смысловую роль. Изменяется ударение, меняется часть речи.

4. Изобразительные возможности имени существительного.

Имя существительное – интересная часть речи. Занимательна она и тем, что с ее помощью можно строить сравнение.

- Что такое сравнение?

Вы все, конечно, знаете стихи С. Есенина. Давайте послушаем отрывок из стихотворения С. Есенина и подумаем, почему он выбирает свои сравнения.

Вечер, как сажа,

Льется в окно.

Белая пряжа

Ткет полотно.

Пляшет гасница,

Прыгает тень.

В окна стучится

старый плетень.

Анализ стихотворения.

-Какие сравнения вы нашли в строчках первой строфы?

- Почему поэт сравнивает вечер с сажей? (темный, безлунный)

- Как вы понимаете последние две строки? (метафора)

- Придумайте свои сравнения.

- С чем можно сравнить листву?



Какой вывод можно сделать?



Вывод: Имена существительные выполняют роль изобразительных средств в речи

5. Творческое задание.

Сейчас вы прослушаете музыкальный фрагмент. Постарайтесь подобрать сравнения к этой музыке. Какие фразы возникнут в вашем воображении? Запишите в тетрадь.

Прослушивание фрагмента музыки Вивальди «Времена года. Лето.»)

Создание мини – сочинений.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Лексико – стилистические аспекты имени существительного

Автор: Просвиркина Татьяна Вячеславовна

Дата: 13.06.2014

Номер свидетельства: 103804

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа русскому языку 10 класс "
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-russkomu-iazyku-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "182006"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425451601"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Экология русского языка "
    ["seo_title"] => string(27) "ekologhiia-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "166738"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422984782"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "СЛОВАРНАЯ  РАБОТА НА  УРОКАХ  РУССКОГО  ЯЗЫКА "
    ["seo_title"] => string(44) "slovarnaia-rabota-na-urokakh-russkogo-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "181497"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425364867"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства