Тема: Лексико – стилистические аспекты имени существительного.
Тип урока: Интегрированный урок русского языка и риторики
Цель темы
- Расширение представления о номинативной, коммуникативной и эмоционально – выразительной роли имен существительных в устной и письменной речи.
· Обучение лексико – стилистическим аспектам имени существительного, правилам согласования имени прилагательного с существительными, способам образования и изменения.
· Обучение навыкам определять сходство морфологических и синтаксических категорий имен существительных с именами прилагательными, определять роль существительных в тексте.
· Развитие умений самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции; познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.
· Воспитывать коммуникативные отношения; воспитание любви к родной природе, искусству; организация ситуации творчества.
Планируемый результат
· Знать грамматические признаки имен существительных, способы их образования и изменения.
· Уметь согласовывать прилагательные с именами существительными.
· Понимать роль существительных в художественном тексте; составлять связный рассказ на лингвистическую тему.
· Правильно употреблять в речи имена существительные.
Основные понятия
Лексико – стилистические аспекты имени существительного
Межпредметные связи
Риторика, ИЗО, музыка, литература
Ресурсы:
ü Основные
ü Дополнительные
Учебник Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А и др. «Русский язык. 5 класс»
Методическое пособие, раздаточный материал, карточки для индивидуальной работы; аудиозапись А.Вивальди «Времена года. Лето»; словари.
Организация пространства
Индивидуальная, групповая, фронтальная
Ход урока:
- Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
- Сегодня у нас несколько необычный урок, когда взаимодействуют несколько предметов. Следовательно, от вас потребуются ваши знания, смекалка, сообразительность, творческое воображение.
2. Введение в тему урока.
А) Чтение стихотворения А.Фета.
Это утро, Радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, Эти птицы,
Этот говор вод,
Эти нивы и березы,
Эти капли – эти слезы,
Этот пух – не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это все весна
Б) Беседа с классом. Постановка проблемного вопроса:
- Почувствовали ли вы, что вместе с весенним пейзажем к вам в класс ворвалось само ощущение весны, как будто теплый весенний лучик солнца пробрался к нам в класс?
- Какую функцию выполняют имена существительные в стихотворении?
- Как мы сформулируем тему нашего урока?
3. Работа над речевыми ошибками.
А) Беседа по вопросам:
- Каждое слово русского языка, даже самое маленькое и неприметное, может иногда иметь большое значение и быть совершенно незаменимым.
На предыдущих уроках мы повторяли морфологические признаки имени существительного, но это далеко не все, что можно было бы рассказать об этой удивительной части речи.
- С какой частью речи тесно связано имя существительное?
- Как согласуются в речи имена прилагательные и имена существительные? Приведите примеры.
- Какую роль играет правильное согласование падежных форм прилагательных и существительных?
Б) Самодиктант (доска)
Задание: определите род, число, падеж имен существительных. Обозначьте окончание существительных и прилагательных, которые служат показателями рода, числа и падежа.
Старинн… рояль, развесист… тополь, белоснежн… тюль, румян… яблоко,
в темн… пальто, горяч… кофе, по широк… улице, в полн… тиши.
Вывод: Какую роль играет правильное согласование падежных форм прилагательных и существительных?
В) А заметили ли вы, как часто люди ошибаются, когда произносят слова. И очень часто эти ошибки с постановкой ударения. Каждый день в автобусе, на улице, слушая радио или телевидение, мы сталкиваемся с подобной ситуацией.
Г) Чтение фельетона «О человеке, не желавшем соблюдать правила литературной речи»
- Прочитайте стихотворный фельетон В.Масса и Н.Червинского. Какое впечатление произвел на вас человек, изображенный в фельетоне?
Между прочим
Говорил он, между прочим,
«Красивее», «Мы так хочем»,
«Досуг, шофер, процент, заем,
Квартал, портфель, билютень»,
«Поверх плана выполняем»,
«Агент звонит целый день».
- Расставьте правильно ударения в этих словах:
Досуг, шофер, процент, заем, квартал, портфель, агент, красивее, звонит.
- Ударение – коварная штука. Сейчас вы поймете, почему я так говорю. У вас на столах карточки. Попробуйте без подготовки прочитать текст – скороговорку. Какие вы испытываете затруднения и почему?
Сахара для Захара –
Из сахара Сахара:
Там сахарные горы
Сахарного песка.
Почаще бы в Сахару
Захаживать Захару,
Да очень от Захара
Сахара далека. (О.Погорельский)
- Какой вывод вы сделаете?
Вывод: Ударение играет смысловую роль. Изменяется ударение, меняется часть речи.
4. Изобразительные возможности имени существительного.
Имя существительное – интересная часть речи. Занимательна она и тем, что с ее помощью можно строить сравнение.
- Что такое сравнение?
Вы все, конечно, знаете стихи С. Есенина. Давайте послушаем отрывок из стихотворения С. Есенина и подумаем, почему он выбирает свои сравнения.
Вечер, как сажа,
Льется в окно.
Белая пряжа
Ткет полотно.
Пляшет гасница,
Прыгает тень.
В окна стучится
старый плетень.
Анализ стихотворения.
-Какие сравнения вы нашли в строчках первой строфы?
- Почему поэт сравнивает вечер с сажей? (темный, безлунный)
- Как вы понимаете последние две строки? (метафора)
- Придумайте свои сравнения.
- С чем можно сравнить листву?
Какой вывод можно сделать?
Вывод: Имена существительные выполняют роль изобразительных средств в речи
5. Творческое задание.
Сейчас вы прослушаете музыкальный фрагмент. Постарайтесь подобрать сравнения к этой музыке. Какие фразы возникнут в вашем воображении? Запишите в тетрадь.
Прослушивание фрагмента музыки Вивальди «Времена года. Лето.»)
Создание мини – сочинений.