Место урока в системе уроков: урок обобщения и повторения материала в процессе изучения раздела «Морфология. Имя существительное»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель урока: повторение и обобщение изученного об имени существительном.
Задачи: 1) систематизировать знания, полученные на уроках русского языка, об имени существительном как части речи; 2) продолжить развивать навыки правильного написания имен существительных, развитие орфографической зоркости; 3) воспитывать познавательную активность, любовь к русскому языку.
Форма урока: традиционная, с использованием мультимедийных презентаций, интерактивной доски
Методы урока: объяснительно-иллюстративный, фронтальный, индивидуальный дифференцированный подход, групповой, использование ТСО.
Технология: технологии личностно-ориентированного образования,
компьютерные технологии,
технология вопросно-ответного единства и обратной связи
Форма организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная, групповая, самостоятельная.
Продолжительность урока: 45 минут
Возрастная категория: 6 класс
УУД:
личностные (оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения);
познавательные (поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач);
коммуникативные(планирование учебного сотрудничества, владение монологической и диалогической формами речи).
УМК: Русский язык. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский] –М.: Просвещение, 2012.
Оборудование: персональный компьютер (программа PowerPoint), мультимедийный проектор, экран для проектора, интерактивная доска, карточки с разноуровневыми заданиями, карточки с напечатанными буквами для проведения физкультминутки.
Приложение: диск с материалами по методическому и дидактическому обеспечению образовательных (педагогических) технологий
Примечание от автора:
Для удобства прочтения материалов урока некоторые примечания даны в основном тексте
Ход урока.
1. Организационный момент
- проверяется готовность к уроку;
- делается отметка в журнале об отсутствующих.
2. Сообщение темы и целей урока
Учитель: Сегодня мы с вами проводим один из завершающих уроков по теме «Имя существительное» (Приложение 1. Слайд 1)
Сейчас нам предстоит повторить и обобщить изученное о существительном как части речи. Мы уже систематизировали знания об орфограммах и способах образования имен существительных. Завтра будем работать над контрольным диктантом. Поэтому домашнее задание как раз и будет связано со всем этим материалом. Запишем его в дневник. Упр. 315 или 316 письменно 1 на выбор. Посмотрите и выберете, что вам важнее повторить к следующему уроку.
Итак, откроем тетради и запишем дату и тему нашего урока.
Каждый урок русского языка – это постижение тайн одного из великих языков мира. Надеюсь, что и этот урок станет для вас неким открытием!
Мы закончили изучение одной из важнейших частей речи – имени существительного. Основная цель нашего урока – повторить и обобщить изученное.
(Приложение 1. Слайд 2)
Сегодня на уроке мы будем затрагивать именно те моменты, которые, судя по анализу выполненных в ходе изучения темы заданий, стали для вас наиболее сложными и трудными.
3. Актуализация опорных знаний
Цель этапа:настроить учащихся на восприятие материала урока.
Учитель: Один из лингвистов говорил: «Существительное – дирижёр грамматического оркестра» В.Ветвицкий (Приложение 1. Слайд 3)
Работа с эпиграфом. - Что он хотел сказать этим эпиграфом? (ответы учеников)
Учитель: Учёные установили, что имя существительное – самая многочисленная часть речи по количеству слов. Более 40% всех слов в русском языке – имена существительные.
С помощью существительных можно «нарисовать» картину природы, портрет и многое другое. Мы тоже сегодня на уроке поработаем с пейзажными зарисовками, только зимними. Ведь за окнами самая настоящая русская зима!
Давайте проверим, насколько хорошо мы в начале урока сможем определить основные признаки имени существительного, произведя его морфологический разбор.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Имя существительное. Повторение.»
Конспект урока русского языка в 6 классе
учителя русского языка и литературы
ГБОУ школа №471
Выборгского района Санкт-Петербурга
Прониной Надежды Анатольевны
Тема урока:Имя существительное. Обобщение.
Место урока в системе уроков: урок обобщения и повторения материала в процессе изучения раздела «Морфология. Имя существительное»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель урока: повторение и обобщение изученного об имени существительном.
Задачи: 1) систематизировать знания, полученные на уроках русского языка, об имени существительном как части речи; 2) продолжить развивать навыки правильного написания имен существительных, развитие орфографической зоркости; 3) воспитывать познавательную активность, любовь к русскому языку.
Форма урока: традиционная, с использованием мультимедийных презентаций, интерактивной доски
Методы урока: объяснительно-иллюстративный, фронтальный, индивидуальный дифференцированный подход, групповой, использование ТСО.
Технология: технологии личностно-ориентированного образования,
компьютерные технологии,
технология вопросно-ответного единства и обратной связи
Форма организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная, групповая, самостоятельная.
Продолжительность урока: 45 минут
Возрастная категория: 6 класс
УУД:
личностные (оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения);
познавательные (поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач);
коммуникативные(планирование учебного сотрудничества, владение монологической и диалогической формами речи).
УМК: Русский язык. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский] –М.: Просвещение, 2012.
Оборудование: персональный компьютер (программа PowerPoint), мультимедийный проектор, экран для проектора, интерактивная доска, карточки с разноуровневыми заданиями, карточки с напечатанными буквами для проведения физкультминутки.
Приложение: диск с материалами по методическому и дидактическому обеспечению образовательных (педагогических) технологий
Примечание от автора:
Для удобства прочтения материалов урока некоторые примечания даны в основном тексте
Ход урока.
1. Организационный момент
- проверяется готовность к уроку;
- делается отметка в журнале об отсутствующих.
2. Сообщение темы и целей урока
Учитель: Сегодня мы с вами проводим один из завершающих уроков по теме «Имя существительное» (Приложение 1. Слайд 1)
Сейчас нам предстоит повторить и обобщить изученное о существительном как части речи. Мы уже систематизировали знания об орфограммах и способах образования имен существительных. Завтра будем работать над контрольным диктантом. Поэтому домашнее задание как раз и будет связано со всем этим материалом. Запишем его в дневник. Упр. 315 или 316 письменно 1 на выбор. Посмотрите и выберете, что вам важнее повторить к следующему уроку.
Итак, откроем тетради и запишем дату и тему нашего урока.
Каждый урок русского языка – это постижение тайн одного из великих языков мира. Надеюсь, что и этот урок станет для вас неким открытием!
Мы закончили изучение одной из важнейших частей речи – имени существительного. Основная цель нашего урока – повторить и обобщить изученное.
(Приложение 1. Слайд 2)
Сегодня на уроке мы будем затрагивать именно те моменты, которые, судя по анализу выполненных в ходе изучения темы заданий, стали для вас наиболее сложными и трудными.
3. Актуализация опорных знаний
Цель этапа:настроить учащихся на восприятие материала урока.
Учитель: Один из лингвистов говорил: «Существительное – дирижёр грамматического оркестра» В.Ветвицкий (Приложение 1. Слайд 3)
Работа с эпиграфом. - Что он хотел сказать этим эпиграфом? (ответы учеников)
Учитель: Учёные установили, что имя существительное – самая многочисленная часть речи по количеству слов. Более 40% всех слов в русском языке – имена существительные.
С помощью существительных можно «нарисовать» картину природы, портрет и многое другое. Мы тоже сегодня на уроке поработаем с пейзажными зарисовками, только зимними. Ведь за окнами самая настоящая русская зима!
Давайте проверим, насколько хорошо мы в начале урока сможем определить основные признаки имени существительного, произведя его морфологический разбор.
Работа 1 учащегося у доски с записанным заранее предложением для синтаксического и морфологического разбора:
Пуш…стые снеж…нки ост…рожно к…саются земл… _ и она одевает(?)ся в осл…пительный наря…
Задания: 1. найти изобразительные средства в данном предложении ( эпитеты: пушистые, ослепительный; метафора: земля одевается в наряд; олицетворение: снежинки касаются, земля одевается)
2. морфологический разбор существительного ЗЕМЛИ.
4. Практическая работа № 1
Цель этапа: проверка теоретических знаний об имени существительном.
Учитель: Так что же такое имя существительное? Давайте попробуем слепить снеговика. Почему снеговика? Потому что за каждый правильный ответ о существительном вы будете получать снежки, мы их слепим вместе и получится эта веселая зимняя фигура, часто стоящая в наших дворах в снежные дни.
Итак, начнем. Работать мы будем с тренажером. Если вы отвечаете правильно. То цвет облачка меняется на зеленый. А если нет – туча мрачнеет. (Приложение 2. Презентация – тренажер)
Дополнительные вопросы к слайдам тренажера:
Слайд № 3 (постоянные признаки - род)
- Что нового узнали о категории рода в 6 классе? (есть существительные общего рода)
- Какие существительные называются именами существительными общего рода?
Слайд № 4 (постоянные признаки - склонение)
- Сколько склонений у существительных в русском языке?
- Какие существительные мы называем разносклоняемыми?
- Какие существительные относятся к несклоняемым?
Слайд № 5 (непостоянные признаки – падеж, число)
- Назовите падежи с вопросами.
- Есть ли существительные только ед. числа или только мн. числа? Приведите примеры.
Слайд № 6 (вопросы существительного)
- Почему в каждом падеже 2 вопроса? (одуш. – неодуш.)
Учитель: Тучки с вашими правильными ответами просыпались снегопадом, и мы, слепив много снежков, получили замечательного снеговика!Теперь видно, какими морфологическими признаками обладает эта часть речи. (Приложение 1. Слайд 4)
- Посмотрите внимательно на слайд. О каком морфологическом признаке мы забыли поговорить? (собст. – нариц.)
5. Работа со схемой.
Учитель: Мы говорим о предметном значении существительного. Уточните, что именно
могут обозначать существительные? ( после ответов учащихся на слайде появляется схема) Приложение 1.Слайд 5
Учитель: Составим кластер. Это подобие кисти винограда. Как ягодки присоединяются к грозди, так и мы попробуем нанизать слова на предложенную схему, приводя примеры разных по значению существительных.
Совместными усилиями делается вывод о том, что при всём смысловом многообразии общее значение существительных – предметное.
6. Практическая работа № 2
Учитель: Теперь мы поработаем с некоторыми составляющими нашей схемы. Распределите существительные в соответствии с их значением, укажите склонение:
Учитель: А сейчас мы поработаем самостоятельно. У каждого на столе лежит карточка. (Приложение 3) Вы видите, что она промаркирована разным цветом. Это сделано целенаправленно. Каждый из вас, идя на урок, хочет получить хорошую оценку, поэтому я приготовила вам такие задания, чтобы ваше желание исполнилось, и вы легко справились с предложенной работой. В чистое поле большого цветного прямоугольника впишите, пожалуйста, свою фамилию и имя.
Выполнять задания мы будем постепенно. Сначала сделайте под номером 1.
Оно связано со знанием тем, изученных в 6 классе.
8. Работа с интерактивной доской. Приложение 4.
Учитель: Чтобы хорошо справиться со следующим заданием карточки, выполним задание. Мы помним, что имена существительные по родам не изменяются.
Род есть и у несклоняемых существительных. Это вызвало у вас много вопросов при изучении темы, посмотрим, что вы запомнили и чему научились. Задание: найдите четвертое «лишнее».
9. Работа по карточкам. Задание №2 (Приложение №3)
Учитель: Теперь выполним самостоятельно задания под номером 2 с вашей карточки.
10. Физкультминутка.
Учитель:Повторим основные орфограммы, изученные в теме «Имя существительное»
Я говорю слова, а вы встаете со своих мест, если у вас на столе лежит карточка с нужной буквой: на празднике, у елки, снежок, в инее, со свечой, в ожидании. Одного ученика спрашивать объяснение орфограммы.
Учитель: Скажите, почему мне было легко проверить, кто допустил ошибку?
(Карточки на столах учеников лежали по очертанию написания соответствующих букв)
11. Работа с интерактивной доской. Приложение 4
Учитель: Выполним ещё одно задание на повторение орфограмм, знание которых пригодятся при работе с третьим заданием карточки и завтра на диктанте.
Задание: зайчонок пробежался по поляне и разбил комочки - слова. Поможем им снова соединиться. (Самостоятельно, потом к доске: существительные с суффиксами –чик-/ -щик- и –ек-/ -ик- )
Самопроверка.
12. Работа по карточкам Задание №3 ( Приложение №3)
13. Синтаксическая пятиминутка.
Задание 1: составьте новое предложение, взяв из данных нужные члены предложения:
1. Дети радовались первому снегу. (подлежащее)
2. Давно на площадях города стоят украшенные елки. (обстоятельство, выраженное наречием)
3. Взрослые и дети ждут новогодние подарки. (сказуемое)
4. До наступления праздника осталось совсем немного.(дополнение без предлога, выраженное существительным 2 склонения среднего рода)
5. Салат оливье - главное блюдо Нового года.(дополнение)
Приложение №1. СЛАЙД № 8
Дети давно ждут наступления Нового года.
Задание 2: запишите 2-3 предложения о приближающемся празднике. Подчеркните существительные как члены предложения. (зачитать 1-2 работы)
14.Подведение итогов урока.
Цель этапа: контроль знаний, проверка усвоения изученного материала.
Учитель: Сейчас мы с вами проверим, насколько хорошо усвоен материал по теме сегодняшнего урока.
У каждого на столе лежит карточка с утверждениями об имени существительном как о части речи. Ваша задача согласиться или нет с предложенной формулировкой. Если согласны, ставите 1, если нет – о.
(на доске: 1- согласен, 0 - не согласен) Не забудьте также подписать свои работы.
1. У имени существительного число и падеж – непостоянные признаки.
2. Существительные могут быть одушевленными и неодушевленными. Это их постоянный признак.
3. Существительные изменяются по родам.
4. Имя существительное имеет два склонения.
5. Несклоняемые имена существительные не изменяются по падежам.
6. Имена существительные на –а(-я), называющие качества людей, относятся к существительным общего рода.
7. Разносклоняемые имена существительные изменяются по падежам, как существительные 3 склонения.
8. Имена существительные могут быть всеми членами предложения.
Самопроверка по ключу: (Ключ на доске)
1 – 1 5 - 1
2 – 1 6 - 1
3 – 0 7 - 0
4 – 0 8 – 1
Учитель: Если у вас получилось 5 правильных ответов, значит, вы хорошо поработали с этой частью речи и сегодня на уроке, и на всех других, когда изучалось существительное. 5 – любимая цифра учеников. Зачитаем правильные ответы.
15.Оценки за урок.
Учитель: Сегодня каждый получит оценку за урок, потому что вы работали и по карточкам, и устно, и некоторые у доски. Много комочков – плюсиков к основной оценке заработали. Укажите, сколько, записав рядом с вашей фамилией на карточке.
16. Заключительное слово
Учитель: Мы повторили и постарались систематизировать знания по теме: "Имя существительное», вспомнили его грамматические, морфологические признаки и синтаксическая роль в предложении. Спасибо за урок! Приложение 1. СЛАЙД № 9
17. Анализ результативности урока.
Во время образовательного процесса на каждом его этапе использовались разные виды деятельности: рассказ учителя, с целью актуализации темы, фронтальная, групповая, индивидуальная, самостоятельная работа.
Вышеназванному способствовали выбранные с учётом возрастных особенностей оптимальные средства инструментальной поддержки учебного процесса: раздаточные материалы, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Занятие отличало формирование ключевых компетенций в области изучения русского языка, что способствовало и развитию личностных качеств: коммуникативности, самостоятельности, взаимо и самооценке.
Так, анализ выполненных заданий дифференцированных карточек показал, что изученная тема было усвоено большей частью класса:7 пятерок, 16 четверок, 3 тройки. Основная часть ошибок была связана с ошибочным нахождением существительных общего рода (учащиеся перепутали их с разносклоняемыми существительными). Анализ домашних работ показал, что выбор был сделан в пользу задания, связанного с группировкой орфограммам.
Мною была выбрана форма урока с использованием мультимедийной презентации, презентации-тренажера, интерактивной доски с целью повышения качества образования, мотивации познавательного интереса учеников к уроку, развития их воображения, внимания, видов памяти.
Содержание урока вполне соответствует теме, цели и задачам урока. Применяемые методы и приемы обучения соответствовали содержанию и целям урока, возрасту и уровню подготовленности учащихся.
Была применена здоровьесберегающая технология на этапе проведения физкультминутки, данный вид работы также позволил проверить, насколько хорошо дети усвоили изученные орфограммы.
Соблюдены были структурные компоненты урока:
1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней готовностью учащихся к уроку, в ходе которого традиционно для моих уроков дается домашнее задание.
2. Устный опрос с использованием презентации - тренажера (повторение теоретического материала)
3. Актуализация изученного материала.
4. Закрепление знаний, умений и навыков учащихся посредством разнообразных заданий, в том числе работа на интерактивной доске.
5. Подведение итогов урока .
6. Оценки учащимся будут выставлены после проверки индивидуальных карточек и творческого задания (индивидуально)
Время на уроке использовалось рационально. Был создан благоприятный психологический фон, дети работали в атмосфере эмоционального комфорта, создавая себе ситуацию успеха.
Считаю, что для работы был создан нужный психологический микроклимат, характер общения с учащимися оцениваю как доброжелательный.
Задачи урока реализовывались:
1. образовательные - в работе по конструированию словосочетаний и предложений с несклоняемыми существительными , составлению предложений для определения синтаксической роли существительного;
2. развивающие - через монологическую речь учащихся при воспроизведении теоретического материала, комментировании ответов, развитие логического мышления, их аналитических способностей – через умение сравнивать, сопоставлять обобщать, делать выводы по теме;
3. воспитательные - уважительное отношение к одноклассникам формировалось через прослушивание ответов учеников, работу в парах.
Таким образом, считаю, что запланированные результаты были достигнуты, тема раскрыта.
Использованная литература
1. Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/[М.Т. Баранов,
3. Вставьте пропущенные буквы Без..нтересный, из-за туч.., нога в стрем..н.., отр..сль, огонеч..к, (не)серьёзность, (не)былица, перевоз...ик, на лезви.., ш..рох, ц..ганёнок.
Карточка № 2 ( средние ученики, на «4»)
1. Подчеркните разносклоняемые имена существительные:
время, кенгуру, мисс, шимпанзе, знамя, задира, стремя, метро, бремя, мадам, забияка, егоза, кино, сирота, пламя, город Сочи, лейка, непоседа, спортсмен, имя, академия, путь, кофе, зазнайка, такси, пальто, темя..
2. Определите род несклоняемых имен существительных:
3. Вставьте пропущенные буквы Хвост..к, песоч..к, на бумаг.., груз..ик, р..стение, (не)друг, (не)правда, а лож.., пул..мёт, ш..пот, на площад..,ц..пленок.
Карточка № 3 ( слабые ученики, на «3»)
1. Подчеркните имена существительные общего рода:
время, кенгуру, мисс, шимпанзе, знамя, задира, стремя, метро, забияка, бремя, мадам, кофе, егоза, кино, сирота, пламя, город Сочи, лейка, непоседа, спортсмен, имя, академия, путь, зазнайка, такси, пальто, темя.
2. Род существительного. Найдите четвертое «лишнее».
3. Антидиктант Среди предложенных вам слов есть слова, написанные правильно, а есть с ошибками. Вам нужно найти, исправить ошибки и объяснить орфограммы. СЛОЖЕНИЕ, НЕТ ВРЕМЯНИ, ПРЕКОСАЮСЬ, ГРУЗЩИК, НА СТАНЦИЕ, ГОРОШЕК, РАСТЕЛЕШЬ.