Цель урока: Познакомить учащихся с основными способами русского словообразования: приставочный , суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение основ.
Задачи: 1.Закрепить умение определять грамматические. морфологические признаки имени существительного 2. Развивать логическое мышление, память, речь. Развивать зрительную память, навыки слушания и понимания текста.3.Воспитывать внимательность, аккуратность при выполнении письменных работ.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок Образование имен существительных »
Образование имен существительных.
Цель урока: Познакомить учащихся с основными способами русского словообразования: приставочный , суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение основ.
Задачи: 1.Закрепить умение определять грамматические. морфологические признаки имени существительного
1.Организационный момент. а) приветствие; б) психологический настрой. Здравствуйте ребята! Прежде чем мы начнем с вами урок я хочу чтобы вы посмотрели друг на друга, улыбнулись и весь урок поддерживали хорошее настроение.
2.Постановка целей и задач урока.
- Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с основными способами словообразования имен существительных.
3. Актуализация знаний. Сегодня мы будем говорить об имени существительном. Вспомните что обозначает и на какие вопросы отвечает имя существительное. (Ответы детей).
4. Объяснение нового материала.
Все на свете состоит из чего-то: лес - из деревьев, облака – из водяных капель. Для того чтобы образовывались новые существительные нужен «строительный материал», из которого создаются новые слова нашего языка. Сегодня мы рассмотрим три основных «кирпичика»: приставка, основа, суффикс. А теперь послушайте сказку. « Жил – был корень –уч-.Скучно ему стало жить на свете одному, вот и призвал он к себе приставки, суффиксы и основы. Объединился корень с ними и превратился в корень большого семейства слов. Его родственниками стали слова ученик, ученица, обучение, ученый, учителя»
5.Первичное усвоение новых знаний.
а) Посмотрите на эти слова : круг, город, счет, погода. Но если к этим словам добавить приставки о, при , рас, не. Что у нас получится? Правильно совершенно другие слова с новым лексическим значением, т.е. смыслом. Это приставочный способ образования существительных.
Округ, пригород, расчет, непогода.
б ) Теперь рассмотрим второй способ суффиксальный. Возьмем три производных слова: ветер, двор, мяч, дед. Добавим к ним суффиксы –ок,-ец, -ик, -ушк у нас изменится значение слов. Посмотрите как интересно изменяются слова.
Ветерок, дворец, мячик, дедушка.
в )Когда в образовании слова участвуют и приставка, и суффикс этот способ называется приставочно-суффиксальный.
В образовании этих существительных участвуют, как приставки, так и суффиксы.
6. Релаксация.Ребята, вы много узнали, и чтобы работать дальше мы с вами немного отдохнем. Игра «Доскажи словечко».
Каждый колосок хорош,
На полях созрела р……
В полдень или в полночь
Друг придет на п……
Луна и ночь ,
Что мать и д….
Над полем проносится кожаный мяч.
Верный товарищ спортивных у….
Темноту замкнув на ключ,
Вышел месяц из-за т….
Не шумит в реке камыш,
Не шуршит под полом м……
7 Продолжаем работу по теме.
- Мы познакомились с тремя способами образования слов, перечислите их. Нас ждет еще один способ – это сложение основ. Что такое основа слова? Это часть слова без окончания, т.е. без формообразующих аффиксов. В основе заключено общее лексическое значение слова. Посмотрите на примеры детский садик- детсад, лед колоть – ледокол, воду качать- водокачка. 8 Первичное закрепление Упражнение на закрепление. Прочитайте текст.Вот и скворцы летят. Прилетели, почистили крылышки и полетели осматривать родные места. Вот парочка скворцов подлетела к знакомой скворечнице. Посидели на веточке березы и слетели с нее на крышу избы. Один из скворцов перелетел опять на скворечницу и влетел в нее. Скоро он вылетел из домика, долетел до своей подруги, и оба запели радостную песенку. Выпишите выделенные слова, выделите корень и приставку.
- Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием и прежде чем перейти к следующему заданию я хочу чтобы вы послушали небольшую сказку. Сказка про суффиксы. Живут в русском языке скромные волшебники – суффиксы. Скромные - потому что не лезут вперед, всегда становятся после корня. А волшебники – потому что способны на всякие чудесные превращения. Суффикс –ик большой дом превращает в маленький домик. Суффикс –ищ из топора делает топорище. А суффикс –ист трактор обратит в тракториста. И какой бы суффикс ни встал за корнем, он обязательно придаст слову новое значение или образует новое слово. Вот какие труженики есть в нашем языке! 9.Самостоятельная работа учащихся. Образуйте и запишите слова с суффиксами
–ик -ист
Билет- Телефон-
Корабль- Трактор-
Огород- Автомобиль-
Стол- Связь-
10. Работа по карточкам. Перед вами лежат карточки со словами. Запишите сложные слова с данными корнями. Подбери все возможные пары корней.
Лист воз
Дым руб
Лес О пад
Пар ход
Верх лаз
Итог урока. С какими способами образования имен существительных вы познакомились сегодня, перечислите их.