Тема | Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова |
Педагогические цели | Способствовать развитию умения подбирать проверочные слова, объяснять написание слов с пропущенными буквами; создать условия для развития речи учащихся, ознакомления со словами с непроверяемым написанием. |
Тип урока | Решение частной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Осваивают первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи |
Личностные результаты | Осознают эстетические потребности и ценности |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: владеют способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находят средства ее осуществления. Познавательные: общеучебные – учатся работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»; логические – анализируют, устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию |
Основное содержание темы, понятия и термины | Проверяемое слово. Проверочное слово. Безударный гласный звук. Слова с непроверяемым написанием |
Образовательные ресурсы | Словарь однокоренных слов. Плакат «Орфограмма “Проверяемые безударные гласные в корне слова”» |
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Мотивирова-ние к учебной деятельности. (Организационный момент) | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. – Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Каждый день, всегда, везде, На занятиях, в игре, Смело, четко говорим И тихонечко сидим. Встали ровно, подтянулись И друг другу улыбнулись. – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | |
II. Чистописание | Индивидуальная. Практический. Письмо | Вдруг похолодало, Солнышка не стало. Заболело солнце, Не глядит в оконце. Как бы солнышку помочь, Чтобы грусть прогнать нам прочь? Ваши попутчики – Жёлтые лучики. Повнимательней смотри – Не собьёшься ты с пути. Будем всё мы выполнять. Будем солнцу помогать. 1). Первое задание – минутка чистописания. Прослушайте стихотворение и скажите, какой звук чаще всего встречается в нём. Ливень, ливень льёт везде Рады птенчики в гнезде. (Л) - Обратите внимание на образец написания буквы Л. (лЛл лЛл …) - Определим количество слогов, звуков и букв в слове ливень и запишем его транскрипцию. Для определения количества слогов вспомним правило… Дети (хором): (Сколько в слове гласных – столько и слогов.) Ливень – 2 сл., 6 б., 5 зв. [ л ' и в 'э н ' ]
| Выполняют письмо по образцу | Вырабатывают каллиграфический почерк | Правильное написание |
III. Проверка выполнения домашнего задания. | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа | Проверяет выполненное домашнее задание, просматривает рабочие тетради | Зачитывают домашнее задание | Устанавливают правильность выполнения домашнего задания, выявляют пробелы и осуществляют их коррекцию | Упражнение, беседа по вопросам |
IV. Словарная работа. | | А птички – невелички Принесли из словаря странички. - Исправьте ошибки в словах и запишите их правильно: Пагода, рибята, горад, звизда. (Погода, ребята, город, звезда) - Какое слово лишнее и почему? (Звезда. Потому, что все слова словарные, а оно нет.) - На какое правило орфограмма в этом слове? (безударная гласная в слове) | | | |
V. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Какую тему мы изучаем на протяжении нескольких уроков? – Все ли хорошо ее усвоили? | – Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем | Беседа по вопросам |
| | – Давайте сформулируем учебную задачу сегодняшнего урока | – Учиться проверять правописание слов с безударным гласным звуком в корне | | |
| | | | | |
VI. Применение знаний и способов действий. 1.Е ? И? (Упр. 156) | Работа в группах Индивидуальная, фронтальная. Практический, словесный. Письмо, беседа | У каждого ученика карточка. -Вставьте пропущенные буквы Е или И. | Работают в группах, затем проверка.(от каждой группы выходит ученик и объясняет (по 3 слова) пропущенные буквы) | | Упражнение |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся, Руки в стороны развел: Видно, ключик не нашел. Чтобы ключик нам достать, Надо на носочки встать | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются правильного режима дня | Правильное выполнение дви- жений |
Физкультминутка 2. А? О? (Упр. 157) | Коллективная. Практический. Гимнастика для глаз | «Темно» (закрывают глаза, руками не прижимают). «Бабочка» (хлопают глазами) – Прочитайте. Запишите слова в 2 группы: с пропущенной буквой а и пропущенной буквой о. – Докажите, что вы правильно написали слова с пропущенными буквами | Выполняют движения под руководством учителя Выписывают слова с пропущенной буквой а и пропущенной буквой о. Объясняют правописание пропущенных букв | Осуществляют профилактику утомления глаз Группируют слова по пропущенным безударным гласным. Объясняют свой выбор. Умеют работать самостоятельно | Правильное выполнение дви- жений |
| | Безударный хитрый гласный: Слышим мы его прекрасно, А в письме какая буква? Здесь поможет нам наука: Гласный ставь под ударенье, Чтоб развеять все сомненья! Если буква гласная Вызвала сомнение, Ты её немедленно Ставь под ударение. | | | |
3. Проверка безударных гласных в корне слова (упр. 159) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо | Организует работу с упражнением. Предлагает выполнить задания. Контролирует работу учеников | Читают, списывают предложения. Подчеркивают в словах буквы, написание которых надо проверять | Используют правило при написании слов с безударным гласным в корне. Осуществляют подбор проверочных слов | Упражнение |
VII. Итог урока. | | -Чему вы сегодня научились? -Каким правилом вы пользовались, выполняя задание? -Получается ли у вас лучше, чем на прошлых уроках, проверять безударную гласную? | | | |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Закончите предложения: • Я сегодня узнал… • Я научился… • Мне было… • Я рад… | Заканчивают предло- жения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморе- гуляция |
IX. Домашнее задание. Упр.158 | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Объясняет домашнее задание, проверяет его понимание всеми учащимися | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития | |