kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Состав слова. Упражнение в разборе слов по составу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 3 классе на тему: "Состав слова. Упражнение в разборе слов по составу", УМК "Школа России"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Состав слова. Упражнение в разборе слов по составу.»

Тема: Состав слова. Упражнение в разборе слов по составу.


Цель: создание условий для систематизации знаний по теме «Состав слова».

Задачи:

  • сформировать умение разбирать слово по составу, образовывать новые слова с помощью суффикса и приставки;

  • развивать память, внимание, мышление, речь;

  • формировать у детей интерес к русскому языку, привлекая внимание детей к «живому» слову.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация, листы с тестовыми заданиями, словари (орфографический, толковый, словообразовательный), электронная версия энциклопедии «Кирилла и Мефодия».

Ход урока

I. Орг. момент

Учитель: Урок русского языка. Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Ученики делают необходимые записи в тетради

Учитель: Изучите содержание слайда, разгадайте ребус.

Ответ: летопись

Учитель: Подберите синоним к слову ЛЕТОПИСЬ

Учащиеся: Синоним к слову летопись – история.

Учитель: Что такое история?

Предполагаемый ответ: История - это прошлое, то, что было до настоящего времени. Повествование о событиях прошлых лет, о каком-либо случае, происшествии, записи, факты. Это наука, которая занимается изучением прошлого, выяснением правды, что и откуда произошло, причины и события.

Учитель: Я думаю, что не только знания в области русского языка, но и исторические знания помогут вам справиться с последующими заданиями.


II. Актуализация знаний.

  1. Ассоциации (СЛАЙД №3)

Учитель: Всякое слово связано с другими словами узами ассоциаций.

Для примера возьмем слово Пётр, какие возникают ассоциации?

Учащиеся: Пётр Первый.

Учитель: Прочитайте слова и назовите более-менее логически обоснованные ассоциации к ним.

Дети подбирают ассоциации к словам на слайде: золотая, ледовое, златоглавая, смутное, грозный, книгопечатник


Примеры ассоциаций: Орда, побоище, Москва, время, Иван, Иван Федоров

Учитель фиксирует на доске ассоциации предложенные детьми.

Учитель: Совпали ваши ассоциации с моими? (демонстрация иллюстраций – ассоциаций учителя)

Убрать слайд.

Учитель: Запишите слова по памяти в тетрадь, опираясь на свои ассоциации.

Дети по памяти записывают слова, опираясь на слова-ассоциации, записанные на доске.

Проверка


В ходе проверки осуществляется словарно-орфографическая работа.

  1. Повторение понятий простые и сложные слова.

Учитель: На какие группы можно разделить эти слова?

Предполагаемый ответ: части речи или по составу: сложные и простые.

Учитель: Какие слова называют сложными? (Сложные слова состоят из двух основ)

Учитель: В какую группу отнесём слово летопись?

Учащиеся: Слово летопись является сложным словом, т.к. состоит из двух основ, соединенных между собой соединительной гласной о.

Учитель: Сформулируйте лексическое значение слова ЛЕТОПИСЬ.

Учащиеся: Летопись - запись исторических событий древнего времени по годам.

3. Работа с толковым словарем.

Учитель: В каком словаре мы можем это уточнить?

Учащиеся: Лексическое значение слова можно узнать, обратившись к толковому словарю.

Работа с электронной версией «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»

На партах у учеников словари (толковый словарь Ушакова, толковый словарь Даля, толковый словарь Ожегова), с которыми они работают.

Пара, у которой в словаре нет лексического значения этого слова, работают с электронной версией энциклопедии «Кирилла и Мефодия».

Учитель: Рассказ о событиях каждого года в летописях обычно начинался словами: "в лето" — отсюда название — летопись.

III. Применение знаний.

  1. Работа в парах.

а) Инструктаж.

Учитель: А сейчас я предлагаю поработать в парах. Вам необходимо восстановить последовательность действий разбора слова по составу. Первый пункт этого плана мы уже выполнили: узнали лексическое значение слова. Какие шаги нам необходимо проделать дальше?

На партах учеников полоски бумаги, на которых записан алгоритм разбора слов по составу. Необходимо расположить в правильной последовательности эти полоски.

б) Самостоятельная работа.

в) Проверка (СЛАЙД №7)

По ходу проверки воспроизводим в памяти определения слов: КОРЕНЬ, ОКОНЧАНИЕ, ОСНОВА, СУФФИКС, ПРИСТАВКА.

2. Разбор слов по составу

Учитель: Молодцы. А теперь мы попробуем применить эти знания на практике.

а) Разбор слов по составу:

Золотая

Ледовое

Златоглавая

Смутное

Грозный

Книгопечатник

Летопись

Ученики разбирают слова по составу комментируя каждый свой шаг, опираясь на алгоритм.

Работа с электронными словарями

Учитель: Электронный словарь — словарь в компьютере или другом электронном устройстве. Он позволяет быстро найти нужное слово.


б) Подбор однокоренных слов к слову ЛЕТОПИСЬ.

Учитель: Какие словари нам могут помочь?

Учащиеся: Словообразовательный словарь.

Учитель: Предлагаю воспользоваться не словообразовательным словарем, а школьным орфографическим и найти в нем однокоренное слово.

Учащиеся: Летописец.

Учитель: Какая часть слова помогла образовать это слово?

Учащиеся: Суффикс.

Учитель: Находим значение этого слова в электронной версии «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»

Работа учеников с электронной версией «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»

Учитель: Образуйте однокоренное имя прилагательное.

Учащиеся: Летописный.

Учитель: Какая часть слова помогла образовать это слово?

Учащиеся: Суффикс.

3. Работа в группах.

а) Инструктаж. Работа с таблицами (Слайд №9).

Учитель: Из предложенных слов вам необходимо взять только ту его составную часть, которая указана в таблице. Соединив все части – получите слово.

Ученики знакомятся с содержанием таблицы

ПРИСТАВКА

КОРЕНЬ

СУФФИКС

ОКОНЧАНИЕ

СЛОВО

походка

слово

сестрицы

река


налетели

ученик

куст

молчит


коньки

мудрец

старость

домик









б) Самостоятельная работа.

Ученики, объединившись в группы, выполняют задание.

в) Проверка.

ПРИСТАВКА

КОРЕНЬ

СУФФИКС

ОКОНЧАНИЕ

СЛОВО

походка

слово

сестрицы

река

пословица

налетели

ученик

куст

молчит

научит

коньки

мудрец

старость

домик

мудрость









  1. Установление связи между словами в предложении.

Учитель: Что необходимо сделать, чтобы у нас получилось предложение?

Учащиеся: Необходимо изменить окончание слова мудрость.

Запись в тетрадь: Пословица научит мудрости.

  1. Работа с высказыванием А.Суворова.

Учитель: Дополните высказывание недостающим словом, которое представлено схемой:

Легко в учении – тяжело в ¬ ͡ *, тяжело в учении - легко в ¬ ͡ *.

Ответ: походе

Учитель: Какому известному человеку принадлежат эти слова?

Учащиеся: Это высказывание Александра Суворова.

Проверка Слайд № 10

Учитель. Как вы понимаете значение этого высказывания?

Ответы детей.

Дополнения учителя: Первоначально оно имело значение: ”солдату тяжело на военных учениях, но усвоенные навыки позволят ему легко и уверенно чувствовать себя в бою”.

Учитель. Какие трудности вы испытываете при изучении темы «Состав слова» и над чем нужно еще усердно поработать, поможет выявить следующее задание.

  1. Тест

Учитель: Сейчас ответим на вопросы теста. Если вы правильно справитесь со всеми его заданиями, то сможете прочитать ключевое слово.

Ученики знакомятся с содержанием теста

Вопрос

А

Б

В

1

В какой из строчек все слова являются однокоренными?

А. Горка, гористый, горячий.

Б. Ужалить, жалко, жалоба.

В. Дом, домашний, домишко.




2

В какой из строчек все слова имеют приставку по-?

А. Подумать, побежать, поезд.

Б. Потеплеть, поверх, полк.

В. Покатить, подержать, покой.




3

В какой из строчек все слова имеют суффикс -ик- ?

А. Дворик, столик, облик.

Б. Носик, мячик, карандашик.

В. Стульчик, ключик, сникнуть.




4

В какой из строчек все слова имеют одинаковое окончание?

А. Орёл, хлеб, подарок.

Б. Загар, улов, страна.

В. Стол, соль, озеро.




5

В какой из строчек все слова построены по схеме

¬͡ ^ *?

А. Пригородный, подарки, корзинка.

Б. Дошкольный, переходный, подъезд.

В. Перелётные, прохладный, простудный.




6

В какой из строчек все слова имеют нулевое окончание?

А. Лужок, морозец, пригород.

Б. Румянец, шкаф, поле.

В. Доплата, звёзды, полесье.




Ученики отвечают на вопросы теста.

Проверка теста (Слайд №11)

Учитель: Расположите буквы правильных ответов ваших тестов внизу таблицы.

Ответ: состав

Учитель: Какое значение может иметь слово СОСТАВ? (Слайд №12)

Учитель: Какое значение подходит к теме нашего урока? О каком составе мы говорили? Учащиеся: Совокупность людей, предметов, образующих какое-нибудь целое.

IV. Итог

Учитель: А теперь давайте подведем итог нашего урока. Над чем мы сегодня работали? Учащиеся: Работали над составом слова, учились разбирать слова по составу; кто с опорой, а кто и без.

Учитель: А кто самостоятельно может разбирать слова по составу?

Учитель: Ребята, как вы думаете, а для чего мы изучаем эту тему и где нам могут пригодиться полученные знания?

Учащиеся: Состав слова может объяснить образование слов. Знание состава слова помогает мне увидеть, в какой части слова орфограмма, в зависимости от этого слабые позиции я проверяю, запоминаю или смотрю их правописание по словарю.

Учитель: Что бы вы хотели повторить или узнать о составе слова?

Рефлексия (Слайд №13)

Сегодня на уроке

  • Я не знал (а)… Теперь я знаю…

  • Мне было трудно…

  • Теперь я могу…

  • Мне было легко, потому что…

  • Мне захотелось…

Домашнее задание.

Учитель: Ребята, я хочу предложить на выбор два задания для домашней работы:

Учитель: Придумайте и запишите сказку или рассказ о том, как образовалось слово;

Учитель: Придумайте и запишите 7–10 слов к схеме, где присутствуют все части слова

Учитель: Спасибо за урок.

Список использованной литературы

1. Полякова А.В. Русский язык. 3 класс. - М.: Просвещение 2008.

2. Ракитина М.Г. Русский язык. Дидактические материалы – М.: Рольф, 2000.


Интернет-ресурсы

  1. Электронные словари http://slovari.yandex.ru/летопись/значение/

  2. Пословицы http://posloviz.ru


Иллюстративный материал

  1. Памятник первопечатнику Ивану Федорову в Москве. http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/35/489/35489285_Pamyatnik_pervopechatniku_Ivanu_Fedorovu_v_Moskve.jpg

  2. Памятник Минину и Пожарскому в Москве. http://www.aras print.ru/catalog/big/907.jpg

  3. Москва златоглавая. http://www.cirota.ru/forum/images/88/88963.jpeg

  4. Ледовое побоище. http://ratigor.com/wp-content/uploads/2011/03/14.jpg

  5. Золотая Орда http://www.emc.komi.com/02/02/img/206.jpg

  6. Иван Грозный http://kp.ru/f/4/image/12/86/308612.jpg

  7. Летопись http://img.oboz.obozrevatel.com/files/29/_Picture_file_path_29143.jpg

  8. Радзивилловская летопись http://img1.liveinternet.ru/images/foto/b/3/551/2095551/f_15763463.jpg

  9. А.В. Суворов http://macrogen.ucoz.ru/_nw/1/93458323.jpg

  10. Фотография времени года на слайде №2 http://videootkritki.ucoz.ru/_ph/84/340743074.jpg








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Состав слова. Упражнение в разборе слов по составу.

Автор: Новикова Марина Владимировна

Дата: 29.10.2016

Номер свидетельства: 353204

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Конспект урока по теме: Состав слова. "
    ["seo_title"] => string(38) "konspiekt-uroka-po-tiemie-sostav-slova"
    ["file_id"] => string(6) "234161"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443361183"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Конспект урока на тему "Повторение изученного по теме «Состав слова и словообразование» "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-na-tiemu-povtorieniie-izuchiennogho-po-tiemie-sostav-slova-i-slovoobrazovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "108003"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403532989"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Тема: Морфемный состав слова "
    ["seo_title"] => string(29) "tiema-morfiemnyi-sostav-slova"
    ["file_id"] => string(6) "196441"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428057209"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Урок русского языка "Состав слова""
    ["seo_title"] => string(36) "urok-russkogho-iazyka-sostav-slova-1"
    ["file_id"] => string(6) "251109"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447178905"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Тема:        Состав слова. Однокоренные слова. "
    ["seo_title"] => string(39) "tiema-sostav-slova-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "109642"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404844700"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства