Конспект урока
Тема урока: «Состав слова»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель урока: совершенствовать умения распознавать однокоренные слова, определять значимые части в слове, проводить словообразовательный анализ слов; уточнить представление об окончании и его роли в слове, совершенствовать навык правописания родовых окончаний прилагательных.
Задачи:
Образовательные:
- упражняться в разборе слова по составу на основе словообразовательного анализа.
Развивающие:
- развитие познавательных и исследовательских умений, внимания и творческих способностей детей, самостоятельности и способности решать творческие задачи, обогащать словарный запас учащихся, формировать умение пользоваться словарем; развивать орфографическую зоркость, познавательный интерес, внимание, мышление, речь.
Воспитательные:
- воспитывать навыки самостоятельной работы;
- воспитывать положительные морально-волевые качества ребёнка, инициативность, самостоятельность, предприимчивость;
- воспитание культуры бесконфликтного общения;
- воспитание любви к русскому языку.
Оборудование урока: Русский язык: учебник для 4 класса, авторы КанакинаВ.П., Горецкий В.Г. мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация, карточки.
Ход урока.
Ход урока.
- Организационный момент.
-Возьмитесь за руки. Вы чувствуете тепло рук? Это ручеек тепла, дружбы, взаимопонимания, согревающий вас. Пожмите друг другу руки, улыбнитесь, подарите свои улыбки мне. Садитесь на свои места. Начинаем наш урок русского языка.
Слайд 2
Девиз нашего урока « С малой удачи начинается большой успех»
Перед вами лесенка знаний, определите свое нынешнее положение на ней
-Как вы думаете, все вы знаете о русском языке?
За урок мы с вами постараемся подняться хотя бы на одну ступеньку, а это будет нашей малой удачей, которая когда-нибудь приведет к большому успеху.
Слайд 2
II.Сообщение темы, цели урока.
-Ребята, на столах у вас лежат листы цветного картона, разрезанного на пазлы. Необходимо собрать пазлы одного цвета, сложить их так, чтобы получился целый лист и на обратной его стороне прочитать пословицу.
Слайд 3
Слайд 4 « Слово живет тогда, когда ты открываешь его тайну».
- О каком главном работнике нашего языка упоминается в пословице? (О слове).
Слайд 5
Давайте сейчас попробуем раскрыть несколько тайн о слове ВОДА.
-Что мы можем сказать о слове ВОДА? (Ответы детей)
-Что такое вода? Обратимся к словарю Ожегова.
-Где спряталось грамматическое значение слова? А где лексическое? (Ответы детей)
Слайд № 6,7
-Сформулируйте тему урока.
-Чем будем заниматься на уроке?
- Сформулируйте цели урока.
(Ответы детей - сегодня на уроке мы будем упражняться в разборе слова по составу, а также вспомним правила орфографии правильного безошибочного письма, наблюдать, анализировать, делать выводы)
-Обсудим план нашей предстоящей работы (с чего начнём и как продолжим)
Что мы уже умеем делать?
С чем можем справиться самостоятельно?
3.Чистописание
-Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Слайд 6
ик н тель ов ая онок
-Что здесь лишнее? Почему?
-Что мы сегодня будем писать? (ая)
-О чём нам может рассказать окончание –ая?
4. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
-Составьте из пары слов словосочетания и запишите их в тетрадь. Выделите в словах окончания. Укажите главное слово в словосочетании. (Упражнение 84)
Слайд7
Решите кроссворд
Слайд 8
1. Я стою перед корнем и могу образовывать слова.
2. И я тоже могу образовывать слова, только стою после корня.
3. А я без окончания проживу, удалите его от меня!
4. А я самый главный среди вас, ни одно слово без меня не может существовать.
5. Между прочим, без меня из слов невозможно составить предложение.
Слайд 9
Слайд 10
-Молодцы. Вам знакомо слово морфема? (Это часть слова), с этим понятием вы познакомитесь позже. Подумайте, какое понятие из перечисленных в кроссворде нельзя назвать морфемой? (Основу, потому что она может состоять из одной или нескольких морфем.)
- А теперь, выполните упражнение № 82.
Выпишите слова, однокоренные слову вода. Выделите в них корень. А потом обменяйтесь тетрадями со своим соседом по парте и проверьте правильность выполнения задания.
(Дети работают в парах самостоятельно. Учитель просматривает выполненную работу учащихся. Учитель проводит фронтальный контроль без вмешательства в деятельность учащихся).
Вы отлично поработали. Поднимите руки те, кому было трудно?
Слайд11
5. Построение проекта выхода из затруднения.
- Ребята, расскажите, пожалуйста, порядок разбора слов по составу(Памятка №5 с.148)
- Молодцы. А сейчас прочитайте слова первой группы и найдите слова с приставками. Запишите эти слова, обозначьте приставки.(Упражнение 86)
-Прочитайте вторую группу слов. В каких из них выделенная часть является суффиксом? Запишите эти слова, обозначьте суффиксы.
Физминутка.
С при – приставкою присесть,
С по – приставкою подняться,
С под – подпрыгнуть, подмигнуть,
С по – приставкой посмеяться.
С вы- вытягиваем руки.
С о – опустим их опять.
Вот и все. Настало время
С за – зарядку завершать
6. Упражнение «Найди «лишнее» слово».
Слайд 12
а) погрузил, подъехал, стучать, влезет (нет приставки)
б) тракторист, рыба, глазоньки, зернышко (нет суффикса)
в) поле, полька, полюшко, полевод (не является родственным словом)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой
А теперь разделитесь на группы.
-Произошла путаница: окончание, корень, суффикс, приставка перепутали свои места в слове. Помогите всем частям слова найти свои места. Учащиеся вытаскивают карточки со схематическим изображением частей слова и выкладывают их по порядку на столах.
Слайд 13
-Придумайте к данной схеме слово, запишите и разберите его по составу.
8. Подведение итогов.
- Корней Иванович сказал, что «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная выразительная речь в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла». Я предлагаю вам «поиграть» с приставками. «Колесо приставок»
Слайд 14
1. Какие части слова мы сегодня повторили?
2. Какие части слова служат для образования новых слов?
3. Какие слова называются однокоренными?
9. Рефлексия.
1. Урок был – полезный, познавательный…
2. На уроке чувствовал себя….
3. Я доволен (не доволен) своей работой на уроке…
4.Были ли вы на уроке внимательны друг к другу.
10. Выставление оценок.
Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Вся же в дневнике я и в журнале. (Оценка)
Ребята, давайте теперь обратимся к лесенке знаний и она подскажет как прошел урок.
Как вы считаете, поднялись мы хотя бы на одну ступеньку?
Определите теперь ваше расположение на лесенке. Поработаем у нашей общей лесенки.
Слайд 15
11. Домашняя работа
-Ребята, дома поработайте в рабочей тетради, выполните упр.83 на стр.54
Слайд 16
Спасибо за работу