kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: Состав слова. Однокоренные слова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык                     5 класс                      Урок № 1                            Дата   ________  
Тема:        Состав слова. Однокоренные слова.

Цели: повторить, закрепить и систематизировать знания учащихся о морфемном составе слова; отработать умение производить морфемный разбор слов.

Тип урока:  урок новых знаний
Методы:    информационно-развивающий, творчески - репродуктивный
Оборудование:   рабочие тетради, телеграмма
ПЛАН УРОКА
I. Организационный момент
    Проверка присутствующих на уроке. Приветствие класса. Запись на доске даты и названия темы урока.

II.  Повторение
ΙII. Работа по теме урока
    1. Вступительное слово учителя
Ребята, вы уже не один раз путешествовали по континенту, который называется Русский Язык. Вы побывали в стране Имя Существительное, посетили государство Глагол, погостили в королевстве Имен Прилагательных. А сегодня мы с вами отправимся в королевство, где живут маленькие волшебники, а называется это королевство Морфемика. Мы посетим великолепный дворец короля Корня, познакомимся с принцессой Приставкой, принцем Суффиксом, посетим прием королевы-матери Основы. А ещё вы подружитесь с маленькими, но очень трудолюбивыми горожанами - окончаниями.
Итак, мы подошли к городским воротам, но, увы, они закрыты. А открыть их поможет наша Рабочая тетрадь. Выполните упр.1 на стр. 3, и гостеприимные жители распахнут перед вами ворота.
(Учащиеся выполняют упражнение 1на стр. 3 Рабочей тетради.)
Найди в словах корень, приставку, суффикс, окончание. Впиши слова в
таблицу.

 
Слово    Приставка    Корень    Суффикс    Окончание       
перелесок    пере-    -лес-    -ок    ?       
заря                       
солнце                       
солнышко                       
снег                       
снежок                       
снежный                       
лететь                       
прилететь                     
- Молодцы, ребята, вы правильно обозначили в словах морфемы, поэтому сказочные ворота открываются, и мы с вами входим в город, который называется Морфемика.

-    Перед нами великолепный дворец короля Корня. Король - самый главный в королевстве. Вы, конечно, догадались почему? Правильно, без корня слово не сможет существовать, ведь именно в корне заключается главное значение слова. А теперь, ребята, вас ждет еще одно испытание, его приготовил для вас сам король Корень.
Задание. Выполните упр. 6 на стр. 4 Учебника русского языка. (Учащиеся выполняют упражнение в тетрадях.)
-    Хорошо, ребята, что вы подобрали однокоренные слова, учитывая значение корня, ведь в русском языке немало слов, которые совершенно одинаково звучат, но не являются однокоренными. В таких словах корни - омонимы. Их внешнее сходство случайно, и по значению они различаются.
Но слова не всегда состоят из одного только корня. Скажите, какая часть слова может стоять перед корнем? (Дети отвечают, что это приставка, и дают ее определение.)
Правильно, молодцы, что не забыли эту важную часть слова! А вот и сама принцесса Приставка! Она тоже приготовила для вас своё задание. Его вы найдете в Рабочей тетради на стр. 3, это упр. 4, и не забудьте, пожалуйста, графически обозначить приставку во всех образованных словах.
Задание. Упражнение 4 на стр. 3 Рабочей тетради.
От  глагола ходить образуй новые слова при помощи приставок.
при    
под _____________    
за    
вы    
пере    
у     
в    
от    
с    
ис    
Очень хорошая работа! Вы обратили внимание, что приставка образует новые слова? Следовательно, это значимая часть слова.
- А теперь нас ждет принц Суффикс. Он тоже приготовил вам испытание. Но сначала я попрошу вас представить нам принца - дать определение суффикса. (Дети отвечают, затем в тетрадях выполняют задание.)
Задание*. Продолжите ряд названий лиц по действию, характерному для их профессии или занятия.
Бурить - бурильщик,
поливать - поливальщик,
учить -… 
строить-... 
водить -... 
барабан - …
 гардероб - …
 ракета - …
Отлично! А теперь мы приглашены к королеве-матери Основе. Кто из вас смог бы рассказать о ней, дать определение основы?
Давайте продолжим нашу экскурсию по Морфемике и отправимся из дворца на главную площадь. Здесь, на дворцовой площади, уже собрались маленькие, но очень трудолюбивые жители королевства Морфемика - Окончания. Так хочется поприветствовать их, познакомиться с ними поближе. Давайте отправим им небольшое послание, в котором объясним цель нашего визита. Правда, язык у них особый - они смогут прочитать текст, если в словах будут выделены все морфемы. Но, знайте, нам нельзя допустить ошибку! Тогда жители королевства обидятся на нас и слова потеряют всякий смысл. Чтобы этого не произошло, давайте вспомним порядок и правила морфемного разбора. (Дети отвечают.)
Молодцы, ребята! Теперь мы сможем разобрать все слова по составу. И не забудьте, пожалуйста, обозначить основу и окончание каждого слова. Итак, перед вами текст нашей телеграммы. (Учащиеся на доске и в тетради разбирают по составу все слова текста телеграммы.)

Телеграмма
Жителей города приветствуют школьники. Совершаем трудное кругосветное путешествие. Узнали много интересного о вашем городе.
Вы хорошо справились с заданием, и жители города шлют вам привет. А вот и ответная телеграмма от них. Расшифруйте телеграмму, составив из морфем слова. (Учащиеся выполняют задание на доске и в тетради.) Вы-...
приставка как в слове прехорошенькая, корень как в слове красавица, суффикс как в слове вольный, окончание как в слове счастливые;
корень как в слове ученый,
суффикс как последний суффикс в слове певуче,
суффикс как в слове водник,
окончание как в слове рыбаки;
...и...
корень как в слове поверье, 
суффикс как в слове проходная, 
окончание как в слове любимые;
корень как в слове подружка (ж/з),   окончание как в слове семья.
- Что же у нас получилось? Давайте прочтем текст телеграммы целиком: «Вы прекрасные ученики и верные друзья».
• Что же, ребята, наше путешествие подходит к концу. Со всеми заданиями мы справились, узнали много нового и интересного. Вы показали себя умными и умелыми. Как настоящие друзья приходили на помощь одноклассникам. Я уверена, что мы совершим еще не одно увлекательное путешествие.
-На прощанье я хочу прочитать вам стихи.
Позади все моря-океаны, 
И пираты, и штормы, и зной. 
Повидали мы разные страны 
И опять возвратились домой.
Но поверьте матросскому слову: 
Стоит лишь капитану моргнуть –
Мы отправиться снова готовы 
В дальний путь! В дальний путь! В дальний путь!
ΙV. Итог урока
- Задайте друг другу вопросы по теме урока.
V. Домашнее задание.
I . Записать две пословицы или поговорки о дружбе. 
2. Упр. 2, стр. 3 учебника.

 

file:///J:/5кл.русский/уроки%20русского%20языка%205%20класс/1урок.docx

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Состав слова. Однокоренные слова. »

Русский язык 5 класс Урок № 1 Дата ________

Тема: Состав слова. Однокоренные слова.



Цели: повторить, закрепить и систематизировать знания учащихся о морфемном составе слова; отработать умение производить морфемный разбор слов.



Тип урока: урок новых знаний

Методы: информационно-развивающий, творчески - репродуктивный

Оборудование: рабочие тетради, телеграмма

ПЛАН УРОКА

I. Организационный момент

Проверка присутствующих на уроке. Приветствие класса. Запись на доске даты и названия темы урока.


II. Повторение

ΙII. Работа по теме урока

1. Вступительное слово учителя

  • Ребята, вы уже не один раз путешествовали по континенту, который называется Русский Язык. Вы побывали в стране Имя Существительное, посетили государство Глагол, погостили в королевстве Имен Прилагательных. А сегодня мы с вами отправимся в королевство, где живут маленькие волшебники, а называется это королевство Морфемика. Мы посетим великолепный дворец короля Корня, познакомимся с принцессой Приставкой, принцем Суффиксом, посетим прием королевы-матери Основы. А ещё вы подружитесь с маленькими, но очень трудолюбивыми горожанами - окончаниями.

Итак, мы подошли к городским воротам, но, увы, они закрыты. А открыть их поможет наша Рабочая тетрадь. Выполните упр.1 на стр. 3, и гостеприимные жители распахнут перед вами ворота.

(Учащиеся выполняют упражнение 1на стр. 3 Рабочей тетради.)

Найди в словах корень, приставку, суффикс, окончание. Впиши слова в

таблицу.



Слово

Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

перелесок

пере-

-лес-

-ок

заря





солнце





солнышко





снег





снежок





снежный





лететь





прилететь





- Молодцы, ребята, вы правильно обозначили в словах морфемы, поэтому сказочные ворота открываются, и мы с вами входим в город, который называется Морфемика.


- Перед нами великолепный дворец короля Корня. Король - самый главный в королевстве. Вы, конечно, догадались почему? Правильно, без корня слово не сможет существовать, ведь именно в корне заключается главное значение слова. А теперь, ребята, вас ждет еще одно испытание, его приготовил для вас сам король Корень.

Задание. Выполните упр. 6 на стр. 4 Учебника русского языка. (Учащиеся выполняют упражнение в тетрадях.)

- Хорошо, ребята, что вы подобрали однокоренные слова, учитывая значение корня, ведь в русском языке немало слов, которые совершенно одинаково звучат, но не являются однокоренными. В таких словах корни - омонимы. Их внешнее сходство случайно, и по значению они различаются.

  • Но слова не всегда состоят из одного только корня. Скажите, какая часть слова может стоять перед корнем? (Дети отвечают, что это приставка, и дают ее определение.)

  • Правильно, молодцы, что не забыли эту важную часть слова! А вот и сама принцесса Приставка! Она тоже приготовила для вас своё задание. Его вы найдете в Рабочей тетради на стр. 3, это упр. 4, и не забудьте, пожалуйста, графически обозначить приставку во всех образованных словах.

Задание. Упражнение 4 на стр. 3 Рабочей тетради.

От глагола ходить образуй новые слова при помощи приставок.

при

под _____________

за

вы

пере

у

в

от

с

ис

  • Очень хорошая работа! Вы обратили внимание, что приставка образует новые слова? Следовательно, это значимая часть слова.

- А теперь нас ждет принц Суффикс. Он тоже приготовил вам испытание. Но сначала я попрошу вас представить нам принца - дать определение суффикса. (Дети отвечают, затем в тетрадях выполняют задание.)

Задание*. Продолжите ряд названий лиц по действию, характерному для их профессии или занятия.

Бурить - бурильщик,

поливать - поливальщик,

учить -…

строить-...

водить -...

барабан - …

гардероб - …

ракета - …

  • Отлично! А теперь мы приглашены к королеве-матери Основе. Кто из вас смог бы рассказать о ней, дать определение основы?

  • Давайте продолжим нашу экскурсию по Морфемике и отправимся из дворца на главную площадь. Здесь, на дворцовой площади, уже собрались маленькие, но очень трудолюбивые жители королевства Морфемика - Окончания. Так хочется поприветствовать их, познакомиться с ними поближе. Давайте отправим им небольшое послание, в котором объясним цель нашего визита. Правда, язык у них особый - они смогут прочитать текст, если в словах будут выделены все морфемы. Но, знайте, нам нельзя допустить ошибку! Тогда жители королевства обидятся на нас и слова потеряют всякий смысл. Чтобы этого не произошло, давайте вспомним порядок и правила морфемного разбора. (Дети отвечают.)

  • Молодцы, ребята! Теперь мы сможем разобрать все слова по составу. И не забудьте, пожалуйста, обозначить основу и окончание каждого слова. Итак, перед вами текст нашей телеграммы. (Учащиеся на доске и в тетради разбирают по составу все слова текста телеграммы.)


Телеграмма

Жителей города приветствуют школьники. Совершаем трудное кругосветное путешествие. Узнали много интересного о вашем городе.

  • Вы хорошо справились с заданием, и жители города шлют вам привет. А вот и ответная телеграмма от них. Расшифруйте телеграмму, составив из морфем слова. (Учащиеся выполняют задание на доске и в тетради.) Вы-...

приставка как в слове прехорошенькая, корень как в слове красавица, суффикс как в слове вольный, окончание как в слове счастливые;

корень как в слове ученый,

суффикс как последний суффикс в слове певуче,

суффикс как в слове водник,

окончание как в слове рыбаки;

...и...

корень как в слове поверье,

суффикс как в слове проходная,

окончание как в слове любимые;

корень как в слове подружка (ж/з), окончание как в слове семья.

- Что же у нас получилось? Давайте прочтем текст телеграммы целиком: «Вы прекрасные ученики и верные друзья».

• Что же, ребята, наше путешествие подходит к концу. Со всеми заданиями мы справились, узнали много нового и интересного. Вы показали себя умными и умелыми. Как настоящие друзья приходили на помощь одноклассникам. Я уверена, что мы совершим еще не одно увлекательное путешествие.

-На прощанье я хочу прочитать вам стихи.

Позади все моря-океаны,

И пираты, и штормы, и зной.

Повидали мы разные страны

И опять возвратились домой.

Но поверьте матросскому слову:

Стоит лишь капитану моргнуть –

Мы отправиться снова готовы

В дальний путь! В дальний путь! В дальний путь!

ΙV. Итог урока

- Задайте друг другу вопросы по теме урока.

V. Домашнее задание.

I . Записать две пословицы или поговорки о дружбе.

2. Упр. 2, стр. 3 учебника.


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Тема: Состав слова. Однокоренные слова.

Автор: Эдильгириева Светлана Евгеньевна

Дата: 08.07.2014

Номер свидетельства: 109642

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока на тему "Корень слова. Однокоренные слова" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-na-tiemu-korien-slova-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "122427"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414246432"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Поурочные разработки по русскому языку для 5 класса Список тем"
    ["seo_title"] => string(67) "pourochnyie_razrabotki_po_russkomu_iazyku_dlia_5_klassa_spisok_tiem"
    ["file_id"] => string(6) "365138"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1480704617"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Конспект урока по теме: Состав слова. "
    ["seo_title"] => string(38) "konspiekt-uroka-po-tiemie-sostav-slova"
    ["file_id"] => string(6) "234161"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443361183"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Обобщающий урок по теме «Состав слова» в 6 классе "
    ["seo_title"] => string(57) "obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-sostav-slova-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "130017"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415807790"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Проверочная работа по русскому языку для 5 класса на тему "Состав слова. Словообразование" "
    ["seo_title"] => string(94) "provierochnaia-rabota-po-russkomu-iazyku-dlia-5-klassa-na-tiemu-sostav-slova-slovoobrazovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "232211"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1442768863"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства