Просмотр содержимого документа
«Состав слова: систематизация знаний»
Русский язык 16.11.2023
Тема: Состав слова: систематизация знаний
Цель: упорядочить знания детей о составе слова; учить наблюдать над словами, у которых отсутствуют какие либо частиобобщить и систематизировать знания по теме “Состав слова”; сформировать умение разбирать слово по составу; образовывать новые слова с помощью суффикса и приставки; формировать навык грамотного написания слов;
развивать память, внимание, мышление, речь; воспитывать интерес к предмету.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
-Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
- Проверьте свою посадку. Не забывайте об осанке.
II. Сообщение темы и цели урока.
-Каждый из вас, конечно, хотел, чтобы про него сказали: “Он знает русский язык”.
-Сегодня на уроке мы постараемся сделать ещё один шаг в познании русского языка.
1.На доске: главное слово нашего урока - СОСТАВ.
-Какое значение может иметь слово “состав”?
-В словаре Ожегова сказано: состав – это:
-Но мы на уроке русского языка. Состав чего мы можем изучать?
-Тема нашего урока – состав слова. (Учитель открывает тему урока на доске)
- Какие задачи поставим перед собой и будем решать на уроке? (Ответы учащихся)
- Я думаю, ребята, если мы все поставленные задачи решим и будем вдумчиво работать, то к концу урока сможем самостоятельно разбирать слова по составу. А возможно даже сможем научить других ребят или даже взрослых разбирать слова по составу.
2.Таблица (начало – конец урока) Заполняет каждый ребёнок
III. Актуализация пройденого
-Ну что ж, давайте рассмотрим состав, на котором совершим путешествие по саванне.
Самое главное в составе поезда – паровоз. Это движущая сила, без него нет состава. Так
и в слове есть самая главная часть, без которой слово существовать не сможет. Что же
это за часть? (Корень)
-Впереди маленький открытый вагончик для угля. (Ведь паровозу для движения нужен уголь). Так и слову для изменения его значения впереди нужна частичка.
-Кто знает, как она называется? (Приставка)
-Вагон за паровозом – это вагон для нас пассажиров. И в слове есть частички, которые следуют только за корнем и образуют новые слова. Как они называются? (Суффикс)
-А в конце состава маленький квадратный вагончик для груза. С какой частью слова его можно сравнить? Где всегда находится окончание?
-Состав паровоза очень похож на состав слова. Из каких частей состоит слово? (Ответы детей)
IV. Минутка чистописания.
-Посмотрите, в саванне кипит жизнь. Мы видим много животных. Чтобы узнать, кто они такие, нам нужно правильно вставить букву и прочитать слово, а вставленную букву запишем на минутке чистописания.
– Догадайтесь, какие слова написаны.
– Определите, какие буквы будем писать на минутке чистописания? (К, р, н, е, о, ь).
Прочитайте:
– Чем похожи слова? (Имена сущ., ед.ч., отвечают на вопрос кто?)
– Соберите из данных букв слово, начиная с буквы к. (Корень).
– Напишем слово корень без отрыва три раза.
V. Словарная работа: г о р о д , г о т о в и т ь , ж е л а т ь , р и с о в а т ь , ш ё л
- Назовите новое словарное слово. Определите орфограмму. Постарайтесь запомнить это слово. Запишите его несколько раз.
VI Закрепление изученного.
1. Состав слова (памятка в учебнике).
2. Устная работа (ответы на вопросы)
-Что мы должны знать по теме урока?
-Мы должны знать, что такое окончание, основа, корень, приставка, суффикс.
-В какой последовательности выполнять разбор по составу.
- Как правильно выделять из слова окончание, основу, корень, приставку, суффикс.
3.Разбор одного слова по составу (используя памятку).
4.Работа по учебнику.
5. Повторение о предложении.
– Используя слова таблицы, выделите части слова и составьте новое слово.
– В тетради запишите полученные слова. Составьте предложение из данных слов.
(Меткая пословица научит мудрости)
– Вспомните пословицы про учение. (Ответы учащихся).
6. Повторение об однокоренных словах.
– В каждой группе слов найдите лишнее и разберите его по составу.