- создание условий для систематизации знаний по теме «Состав слова».
Задачи:
- сформировать умение разбирать слово по составу, образовывать новые слова с помощью суффикса и приставки;
- развивать память, внимание, мышление, речь;
- развить у учащихся умения выделять главное, обобщать изученное;
- работать самостоятельно, используя проблемные вопросы, творческие задания;
- воспитывать у учащихся чувства позитивной оценки и самооценки;
- обобщать и классифицировать по признакам;
- представлять информацию в виде схемы.
Ход урока.
Орг. момент.
Учитель. Сядьте удобно, настройтесь на работу, улыбнитесь друг другу и повторяйте за мной:
-Я в школе на уроке. Сейчас начну учиться. Я радуюсь этому. Внимание моё растет. Я, как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я очень хочу учиться. Я готов к работе. Работаю.
Сообщение темы урока.
Учитель. Урок русского языка мы проведем в форме игры «Счастливый случай». Продолжим учиться писать красиво, думать и рассуждать. Сегодня встретятся три команды друзей. Раз это командная игра, как вы думаете, какая задача будет стоять перед вами? (узнать, кто лучше знает русский язык и кто победит). За верный ответ будет даваться жетон. Дадим командам названия.
Молодцы. А еще отгадав кроссворд, вы узнаете, как называется тема нашего урока. Вы должны догадаться, о каком предмете идет речь, и записать слова к соответствующим номерам. Работать будем в парах.
у детей на партах листы с кроссвордами, работают в парах
Кроссворд:
1. Учебное помещение для занятий.
2. Верхняя женская или мужская одежда.
3. Корм для лошади.
4. Защитник Отечества.
5. Лиственное дерево с белым стволом.
6. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице.
- Ребята, если вы внимательно посмотрите на слова, то найдете спрятавшееся слово, которое будет подсказкой для определения темы урока. (состав)
- Верно! Состав чего? (слова)
Минутка чистописания.
- Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше? (Классная работа).
- Отгадайте, какая буква похожа на лесной шалашик. (л) Дайте характеристику этому звуку. (Буква л обозначает [л], он согласный, звонкий, непарный, может быть мягким и твердым).
- Будем писать строчную букву л с элементами скорописи.
Обобщение по теме.
1 гейм: «Найди друзей»
Прочитайте слова и определите часть речи.
ЛЕНЬ БОЛЬ СОЛЬ
От данных слов образуйте однокоренные слова. А чтобы правильно это сделать вспомните, какие условия должны выполняться? ( У однокоренных слов есть общая часть – один и тот же корень. В корне заключён общий смысл однокоренных слов. От него образуются («растут») другие слова).
(физкультминутка)
На болоте две лягушки Вправо, влево наклонились
Утром рано умывались, И обратно возвратились.
Полотенцем обтирались. Вот здоровья в чём секрет
Ножками потопали, Всем друзьям
Ручками похлопали, Физкульт – привет!
2 гейм: «Угадай слово» (на доске –карточки)
- Из предложенных слов вам необходимо взять только ту его составную часть, которая указана в таблице. Соединив все части – получите слово.
Ученики знакомятся с содержанием таблицы
ПРИСТАВКА КОРЕНЬ СУФФИКС ОКОНЧАНИЕ
походка ученик сестрицы река
3 гейм: «Спешите видеть». Это зрительный диктант, но сначала вставьте в предложения подходящие по смыслу слова.
Жили-были серый…. и его ……
Серый ….. был очень тих и ….. тоже.
И ребенок был у них, очень тихий….. (Слова для справок: ёж, ежиха, ёжик).
- Найдите однокоренные слова и выделите корень.
(физкультминутка для глаз)
Целый день Ежи Ежовичи Огурцы и помидоры
Собирают фрукты-овощи. Осторожно носят в норы...
Сливы, яблоки и груши Знают, если есть еда,
На пеньках и кочках сушат. Не страшны и холода.
- Проследите глазками за движениями ежиков.
4 гейм: «Кто больше».
Задание заключается в том, чтобы как можно больше слов записать за две минуты.
1-вариант – при помощи приставок от корня ход образовать и записать новые слова. Приставки выделить.
на доске появляется корень в окружении различных приставок
2-вариант – от заданных слов при помощи суффиксов образовать и записать новые слова. Суффиксы выделить. (нос, волос, хвост, стол, лось, мышка, слон -ок, -ик, -ёнок, онок)
5 гейм: «Это все мы проходили» (команды задают друг другу вопросы)
Что вы знаете о родственных словах? Какая часть слова бывает во всех словах? Что называется корнем? Для чего нам нужны суффиксы и приставки?
Что называется окончанием? Для чего нужно окончание? Что называется приставкой?- что называется суффиксом? и т. д
5. Итог урока.
Какую тему мы изучали на уроке? Как вы думаете, мы справились с поставленными целями? Что запомнилось или понравилось на сегодняшнем уроке?
6. Рефлексия: Ребята, отгадайте шараду.
Корень мой находится в цене,
В очерке найти приставку мне
Суффикс мой в тетрадке, все встречаем
Весь же в дневнике я и в журнале (О-цен-ка)
Итак, ребята вы хорошо поработали, оцените себя. Выберите значок, который больше вам подходит. А теперь вспомните, какую задачу вы поставили перед уроком? (узнать, кто лучше знает русский язык и кто победит) Давайте определим победителей. Какое настроение у вас после
урока? Покажите цветные карточки, которые соответствуют вашему настроению.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект "Состав слова" »
Урок русского языка во 2 классе. Тема: Состав слова.
Составила и провела учитель начальных классов сош №4 г.Дюртюли Журавлева Светлана Вадимовна
Тип урока: обобщающее повторение
Цели урока:
- создание условий для систематизации знаний по теме «Состав слова».
Задачи:
- сформировать умение разбирать слово по составу, образовывать новые слова с помощью суффикса и приставки;
- развивать память, внимание, мышление, речь;
- развить у учащихся умения выделять главное, обобщать изученное;
- работать самостоятельно, используя проблемные вопросы, творческие задания;
- воспитывать у учащихся чувства позитивной оценки и самооценки;
- обобщать и классифицировать по признакам;
- представлять информацию в виде схемы.
Ход урока.
Орг. момент.
Учитель. Сядьте удобно, настройтесь на работу, улыбнитесь друг другу и повторяйте за мной:
-Я в школе на уроке. Сейчас начну учиться. Я радуюсь этому. Внимание моё растет. Я, как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я очень хочу учиться. Я готов к работе. Работаю.
Сообщение темы урока.
Учитель. Урок русского языка мы проведем в форме игры «Счастливый случай». Продолжим учиться писать красиво, думать и рассуждать. Сегодня встретятся три команды друзей. Раз это командная игра, как вы думаете, какая задача будет стоять перед вами? (узнать, кто лучше знает русский язык и кто победит). За верный ответ будет даваться жетон. Дадим командам названия.
Молодцы. А еще отгадав кроссворд, вы узнаете, как называется тема нашего урока. Вы должны догадаться, о каком предмете идет речь, и записать слова к соответствующим номерам. Работать будем в парах.
у детей на партах листы с кроссвордами, работают в парах
Кроссворд:
1. Учебное помещение для занятий.
2. Верхняя женская или мужская одежда.
3. Корм для лошади.
4. Защитник Отечества.
5. Лиственное дерево с белым стволом.
6. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице.
- Ребята, если вы внимательно посмотрите на слова, то найдете спрятавшееся слово, которое будет подсказкой для определения темы урока. (состав)
- Верно! Состав чего? (слова)
Минутка чистописания.
- Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше? (Классная работа).
- Отгадайте, какая буква похожа на лесной шалашик. (л) Дайте характеристику этому звуку. (Буква л обозначает [л], он согласный, звонкий, непарный, может быть мягким и твердым).
- Будем писать строчную букву л с элементами скорописи.
Обобщение по теме.
1 гейм: «Найди друзей»
Прочитайте слова и определите часть речи.
ЛЕНЬ БОЛЬ СОЛЬ
От данных слов образуйте однокоренные слова. А чтобы правильно это сделать вспомните, какие условия должны выполняться? ( У однокоренных слов есть общая часть – один и тот же корень. В корне заключён общий смысл однокоренных слов. От него образуются («растут») другие слова).
(физкультминутка)
На болоте две лягушки Вправо, влево наклонились
Утром рано умывались, И обратно возвратились.
Полотенцем обтирались. Вот здоровья в чём секрет
Ножками потопали, Всем друзьям
Ручками похлопали, Физкульт – привет!
2 гейм: «Угадай слово» (на доске –карточки)
- Из предложенных слов вам необходимо взять только ту его составную часть, которая указана в таблице. Соединив все части – получите слово.
Ученики знакомятся с содержанием таблицы
ПРИСТАВКА КОРЕНЬ СУФФИКС ОКОНЧАНИЕ
походка ученик сестрицы река
3 гейм: «Спешите видеть». Это зрительный диктант, но сначала вставьте в предложения подходящие по смыслу слова.
Жили-были серый…. и его ……
Серый ….. был очень тих и ….. тоже.
И ребенок был у них, очень тихий….. (Слова для справок: ёж, ежиха, ёжик).
- Найдите однокоренные слова и выделите корень.
(физкультминутка для глаз)
Целый день Ежи Ежовичи Огурцы и помидоры
Собирают фрукты-овощи. Осторожно носят в норы...
Сливы, яблоки и груши Знают, если есть еда,
На пеньках и кочках сушат. Не страшны и холода.
- Проследите глазками за движениями ежиков.
4 гейм: «Кто больше».
Задание заключается в том, чтобы как можно больше слов записать за две минуты.
1-вариант – при помощи приставок от корня ход образовать и записать новые слова. Приставки выделить.
на доске появляется корень в окружении различных приставок
2-вариант – от заданных слов при помощи суффиксов образовать и записать новые слова. Суффиксы выделить. (нос, волос, хвост, стол, лось, мышка, слон -ок, -ик, -ёнок, онок)
5 гейм: «Это все мы проходили» (команды задают друг другу вопросы)
Что вы знаете о родственных словах? Какая часть слова бывает во всех словах? Что называется корнем? Для чего нам нужны суффиксы и приставки?
Что называется окончанием? Для чего нужно окончание? Что называется приставкой?- что называется суффиксом? и т. д
5. Итог урока.
Какую тему мы изучали на уроке? Как вы думаете, мы справились с поставленными целями? Что запомнилось или понравилось на сегодняшнем уроке?
6. Рефлексия: Ребята, отгадайте шараду.
Корень мой находится в цене,
В очерке найти приставку мне
Суффикс мой в тетрадке, все встречаем
Весь же в дневнике я и в журнале (О-цен-ка)
Итак, ребята вы хорошо поработали, оцените себя. Выберите значок, который больше вам подходит. А теперь вспомните, какую задачу вы поставили перед уроком? (узнать, кто лучше знает русский язык и кто победит) Давайте определим победителей. Какое настроение у вас после
урока? Покажите цветные карточки, которые соответствуют вашему настроению.