Просмотр содержимого документа
«Сочинение - описание «Описание общего вида местности»»
7 класс.
МАСТЕРСКАЯ ТВОРЧЕСКОГО ПИСЬМА
Тема: Сочинение - описание «Описание общего вида местности»
Цели:
1.Узнать: особенности описания как типа речи.
2.Научить:видеть красоту природы, подбирать лексику, соответствующую типу речи, выражать свои мысли, конструировать текст.
3.Сформировать: представление о красоте слова.
Задачи урока:
1.Образовательные: активизировать употребление лексики, характерной для художественного стиля, познакомить учащихся с особенностями такого типа речи, как описание природы.
2.Развивающие: развивать речь и ассоциативное мышление, умения творчески применять полученные знания, способствовать развитию коммуникативных умений и навыков учащихся.
3.Воспитательные:воспитывать любовь и уважение к родному языку и родной земле,
способствовать воспитанию интеллектуально и духовно богатой, развитой личности.
4.Здоровье-сберегающие: предупреждать переутомление детей путем смены деятельности
Форма урока: дифференцированно - групповая
Тип урока: развитие речи
Оборудование: мультимедиа (репродукции,музыка)
Ход мастерской:
1. Индуктор.
( Цель: создать доброжелательную и заинтересованную атмосферу, вызвать личные переживания в связи с предметом обсуждения).
Звучит медленная инструментальная музыка, и на ее фоне учащийся выразительно читает «Кавказ» А.С.Пушкина.
Учитель:
Обратите внимание на репродукции презентации. Что их объединяет?
(Дети должны обсудить и сделать вывод))
Исходя из ваших мнений, попробуйте сформулировать цель нашего урока. Что мы с вами должны сделать?
(Ученики должны сформулировать единую цель).
Работа по группам: обсуждение вопросов, выступление учащихся.
Вопросы для обсуждения:
- Какие типы речи вы знаете? В чем их отличительные особенности?
-Что такое описание?
- Что может быть объектом описания?
- По какому плану строится описание? (общее представление, описание деталей, отношение автора)
Работа нескольких учащихся со словарем (зарисовка, рисунок, пейзажная зарисовка-дать определение)
Звучит музыкальный фрагмент (Вивальди «Весна».)
Какие ассоциации вызывает у вас музыка? Запишите свои ассоциации на наших листах-копилках.
(Учащиеся озвучивают свои ассоциации)
2. Самоконтрукция.
( Цель: создать предварительный текст)
Представим, что вы работаете корреспондентом. Вам поручили написать в газету зарисовку на тему « Любимый уголок родной природы». Используя свои опорные слова или предложенные другими, выполните задание.
3. Социализация.
( Дети обнародуют свои работы, слушают других, сравнивают, анализируют и корректируют свои.)
4. Разрыв.
( Дети должны ощутить потребность доработать текст,для этого ищем информацию в литературных источниках).
Прослушайте, пожалуйста, выразительное чтение литературных отрывков (домашнее задание, которое детям было дано заранее). Может, они вам помогут.
1.
«День был так хорош, солнце так ярко, кругом все так весело; а эта тоненькая и хорошенькая девушка не знала и не хотела знать про его существование и была довольна и счастлива какой-то своей отдельной, - верно глупой, - но веселой и счастливой жизнью». (Толстой Л.Н.)
2.
За окошком в белом поле — Сумрак, ветер, снеговей… Ты сидишь, наверно, в школе, В светлой комнатке своей.
Зимний вечер коротая, Наклонилась над столом: То ли пишешь, то ль читаешь, То ли думаешь о чем.
Кончен день — и в классах пусто, В старом доме тишина, И тебе немножко грустно, Что сегодня ты одна.
Из-за ветра, из-за вьюги Опустели все пути, Не придут к тебе подруги Вместе вечер провести.
Замела метель дорожки, — Пробираться нелегко. Но огонь в твоем окошке Виден очень далеко.(Исаковский М.)
3.
"Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег первый мороз. Все было седое, но лужи не замерзали. Когда явилось солнце и разогрело, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из темного леса ветки елей, что на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли".(Пришвин)
4.
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно сиротеющей землею,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье - и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.(Тютчев Ф.)
1
5. Социоконструкция.
( Цель: построение проекта текста группой.)
Пришло время создать свои шедевры. ( дети делятся на 2 группы)
Обобщите свои ранее созданные зарисовки, просмотрите прочитанные тексты, выбирая из них нужный материал для сочинения. Напишите совместно новый текст.
6. Рефлексия.
Обсуждение : что удалось и т.д
У вас на партах маленькие листочки. Нарисуйте на них смайлики, отражающие ваше настроение, и ,когда будете выходить из класса, приклейте на доску)