kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по развитию речи. Сочинение описание на тему "На берегу моря...."

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                       Урок развития речи  (7 класс)

                                            Подготовка к сочинению-описанию «На берегу…»

Цель урока: Научить собирать и систематизировать материал к сочинению-описанию общего вида местности.

                                                                         Ход урока.

- Здравствуйте, ребята, садитесь.

Сегодня на уроке мы продолжаем готовиться к сочинению-описанию местности.

Вспомним с вами:

С чего начинается описание места?

(Обычно описание места начинается с зачина, в котором сообщается тема (о чём?) и начинается основная мысль сочинения (что?).

Какова композиция описания?

1 часть. Общая характеристика описания или впечатления от него.

2 часть. Признаки предмета описания.

3 часть. Общая оценка предмета описания.

- Помогать нам сегодня в работе на уроке будет наш старый знакомый – Водяной. Он приглашает нас в свои владения.

 – Внимательно рассмотрите иллюстрации  и запишите несколько слов и словосочетаний по данной теме. (Учащимся предлагаются иллюстрации  берега моря, озера, реки)

Можно дорисовать иллюстрацию, дополнив ее словосочетаниями, которые вы придумаете, пофантазируйте.

 – Выпишите из придуманных вами словосочетаний те, которые бы соответствовали данным схемам (или придумайте). Определите способ связи слов в словосочетаниях:

а) прил.+ сущ. или прич.+ сущ.;

б) глаг. + сущ. с предл.;

в) глаг. + нареч.

3.Речевая минутка. Работа в парах.

- Поговорим?

- Поговорим?

- О чём?

- О разном и о прочем.

- О том, что хорошо.

- И хорошо не очень.

- Что-то знаешь ты,

- А что-то мне известно.

- Поговорим?

- Поговорим.

- Вдруг будет интересно.

- А что вы знаете о водяных?

     Водяной в поверьях некоторых славянских народов: хозяин водных вместилищ, обитающий в воде ( в омуте, колодце).

Обратимся к толковому словарю Владимира Ивановича Даля и посмотрим, какое толкование слова он нам дает:

«Водяной, водовик или водяник, водяной дедушка, водяной черт, живет на больших реках и озерах, в тростниках и в осоке, иногда плавает на чарбане или на корчаге, водится в омутах и в особенности подле мельниц. Это нагой старик, весь в тине, похожий обычаями своими на лешего, но он не оброс шерстью, не так назойлив и нередко может жить в воде по целым дням, а  на берег выходит только по ночам».

4. Подберите однокоренные слова к словам:

1 вариант – водяной - …

 2 вариант – море - …

Корень выделите.

 - Водяной – существо загадочное, он пытается рассказать о том, что видит, когда выходит на берег.

5. Словарный диктант. Объяснить все огрфограммы, выделив их графически.

Стелющийся туман, песчаная отмель, таинственные шорохи, прибрежные ивы, расчёсанная волна, откатывались к берегу, в течении реки

6. Используя данные словосочетания, придумайте и запишите предложение (одно на выбор):

- сложносочиненное,

- сложноподчиненное,

- простое.

- Молодцы! Порадовали Водяного.

7. – А теперь будьте внимательны, послушайте то, что расскажет вам Лена (работа с карточкой № 1).

                                                                 Карточка № 1.

«Тем временем море, обведенное по горизонтали золотой нитью, еще спало; лишь под обрывом, в лужах береговых ям, вздымалась и опадала вода. Стальной у берега цвет спящего океана переходил в синий и черный. За золотой нитью небо, вспыхивая, сияло огромным веером света; белые облака тронулись слабым румянцем. Тонкие, божественные цвета светились в них. На черной дали легла уже трепетная снежная белизна; пена блестела, и багровый разрыв, вспыхнув средь золотой нити, бросил по океану алую рябь».     

                                                                                                                                 А.Грин. «Алые паруса»

Докажите, что это художественный стиль (тип – описание).

Выделенные в тексте предложения прочитайте, объясните постановку знаков препинания.

8. Подберите эпитеты и сравнения к словам:

1 вариант – река,

2 вариант – озеро,

3 вариант – море

9.Комментированный диктант.

Обратите внимание на правописание опорных слов и словосочетаний, обозначающих местоположение предметов.

    Вблизи, недалеко, напротив, с одной стороны, вдали, из-за.

(По одному у доски) Укажите часть речи.

10.Работа с карточкой № 2 (устная и письменная).

                                                                   Карточка № 2.

Найдите и устраните недочеты в описании.

1)Солнце подбиралось уже к середине неба, а от горизонта тянется вслед ему многоярусные лиловые башни облаков. Тучи над озером отяжелели до густоты синевы. И напрасно в быстро темнеющем небе метаются белокрылые чайки, выкрикивая на лету жалобные заклинания, - разогнать крыльями тучи им так и не удалось.

                                                                                                    В.Г.Балашов «Всего один день»

2)Так хорош был вечер, что даже озеро притихло у берега. Озеро было большое и темное. Оно было пустынно в этот вечер. А вода в озере была теплая, как парное молоко.

11.Работа с карточкой № 3.

                                                    Карточка № 3

Надо мной расстилалось голубое  небо, по которому тихо плыло и таяло сверкающее облако. У самых моих ног плескалась река Ветлуга. Вся река торопилась куда-то, пенилась по всей своей ширине и приплескивала почти к самым моим ногам.

     Ветлуга, очевидно, взыграла. Резвые струи бежали, толкались, кружили, свертывались воронками, развивались опять и опять бежали дальше, отчего по всей реке вперегонки неслись клочья желтовато-белой пены.

     Плескались шаловливые струи, звенела зыбь, ударяя в борта старой лодки, а шорох стоял по всей реке от лопавшихся то и дело пушистых клочьев пены, или, как ее называют на Ветлуге, речного «цвету».

                                                                         В.Г.Короленко «Река играет»

- Вот такая река Ветлуга, с характером.

- Какой прием позволяет автору представить Ветлугу как живое существо? (Олицетворение)

12.Проверка домашнего задания.

(Рассказ «Вообрази себе» на основе диалогов: Реки и Рыбки, Озера и Ивы, Моря и Ракушки.)

– А что получилось у вас?

13.Домашнее задание. Написать сочинение-описание на тему: «На берегу…».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по развитию речи. Сочинение описание на тему "На берегу моря...." »

Урок развития речи (7 класс)

Подготовка к сочинению-описанию «На берегу…»


Цель урока: Научить собирать и систематизировать материал к сочинению-описанию общего вида местности.


Ход урока.

- Здравствуйте, ребята, садитесь.

Сегодня на уроке мы продолжаем готовиться к сочинению-описанию местности.

Вспомним с вами:

С чего начинается описание места?

(Обычно описание места начинается с зачина, в котором сообщается тема (о чём?) и начинается основная мысль сочинения (что?).


Какова композиция описания?


1 часть. Общая характеристика описания или впечатления от него.

2 часть. Признаки предмета описания.

3 часть. Общая оценка предмета описания.


- Помогать нам сегодня в работе на уроке будет наш старый знакомый – Водяной. Он приглашает нас в свои владения.


1. – Внимательно рассмотрите иллюстрации и запишите несколько слов и словосочетаний по данной теме. Можно дорисовать иллюстрацию, дополнив ее словосочетаниями, которые вы придумаете, пофантазируйте.

2. – Выпишите из придуманных вами словосочетаний те, которые бы соответствовали данным схемам (или придумайте). Определите способ связи слов в словосочетаниях:


а) прил.+ сущ. или прич.+ сущ.;

б) глаг. + сущ. с предл.;

в) глаг. + нареч.

3. Поговорим?


- Поговорим?

- О чём?

- О разном и о прочем.

- О том, что хорошо.

- И хорошо не очень.

- Что-то знаешь ты,

- А что-то мне известно.

- Поговорим?

- Поговорим.

- Вдруг будет интересно.

- А что вы знаете о водяных?

Водяной в поверьях некоторых славянских народов: хозяин водных вместилищ, обитающий в воде ( в омуте, колодце).

Обратимся к толковому словарю Владимира Ивановича Даля и посмотрим, какое толкование слова он нам дает:

«Водяной, водовик или водяник, водяной дедушка, водяной черт, живет на больших реках и озерах, в тростниках и в осоке, иногда плавает на чарбане или на корчаге, водится в омутах и в особенности подле мельниц. Это нагой старик, весь в тине, похожий обычаями своими на лешего, но он не оброс шерстью, не так назойлив и нередко может жить в воде по целым дням, а на берег выходит только по ночам».

4. Подберите однокоренные слова к слову:

1 вариант – водяной - …

2 вариант – море - …

Корень выделите.

- Водяной – существо загадочное, он пытается рассказать о том, что видит, когда выходит на берег.

5. Словарный диктант.

Стелющийся туман, песчаная отмель, таинственные шорохи, прибрежные ивы, расчёсанная волна, откатывались к берегу, в течении реки.

6. Используя данные словосочетания, придумайте и запишите предложение (одно на выбор):

- сложносочиненное,

- сложноподчиненное,

- простое.


- Молодцы! Порадовали Водяного.

7. – А теперь будьте внимательны, послушайте то, что расскажет вам Лена (работа с карточкой № 1).


Карточка № 1.


«Тем временем море, обведенное по горизонтали золотой нитью, еще спало; лишь под обрывом, в лужах береговых ям, вздымалась и опадала вода. Стальной у берега цвет спящего океана переходил в синий и черный. За золотой нитью небо, вспыхивая, сияло огромным веером света; белые облака тронулись слабым румянцем. Тонкие, божественные цвета светились в них. На черной дали легла уже трепетная снежная белизна; пена блестела, и багровый разрыв, вспыхнув средь золотой нити, бросил по океану алую рябь».

А.Грин. «Алые паруса»

Докажите, что это художественный стиль (тип – описание).

Выделенные в тексте предложения прочитайте, объясните постановку знаков препинания.



8. Подберите эпитеты и сравнения к словам:

1 вариант – река,

2 вариант – озеро,

3 вариант – море


9.Комментированный диктант.

Обратите внимание на правописание опорных слов и словосочетаний, обозначающих местоположение предметов.

Вблизи, недалеко, напротив, с одной стороны, вдали, из-за.

(По одному у доски) Укажите часть речи.


10.Работа с карточкой № 2 (устная и письменная).


Карточка № 2.


Найдите и устраните недочеты в описании.

  1. Солнце подбиралось уже к середине неба, а от горизонта тянется вслед ему многоярусные лиловые башни облаков. Тучи над озером отяжелели до густоты синевы. И напрасно в быстро темнеющем небе метаются белокрылые чайки, выкрикивая на лету жалобные заклинания, - разогнать крыльями тучи им так и не удалось.

В.Г.Балашов «Всего один день»


  1. Так хорош был вечер, что даже озеро притихло у берега. Озеро было большое и темное. Оно было пустынно в этот вечер. А вода в озере была теплая, как парное молоко.


    1. .Работа с карточкой № 3.

Карточка № 3


Надо мной расстилалось голубое небо, по которому тихо плыло и таяло сверкающее облако. У самых моих ног плескалась река Ветлуга. Вся река торопилась куда-то, пенилась по всей своей ширине и приплескивала почти к самым моим ногам.

Ветлуга, чевидно, взыграла. Резвые струи бежали, толкались, кружили, свертывались воронками, развивались опять и опять бежали дальше, отчего по всей реке вперегонки неслись клочья желтовато-белой пены.

Плескались шаловливые струи, звенела зыбь, ударяя в борта старой лодки, а шорох стоял по всей реке от лопавшихся то и дело пушистых клочьев пены, или, как ее называют на Ветлуге, речного «цвету».

В.Г.Короленко «Река играет»


- Вот такая река Ветлуга, с характером.

- Какой прием позволяет автору представить Ветлугу как живое существо? (Олицетворение)


    1. Проверка домашнего задания.

(Рассказ «Вообрази себе» на основе диалогов: Реки и Рыбки, Озера и Ивы, Моря и Ракушки.)

– А что получилось у вас?

    1. Домашнее задание. Написать сочинение-описание на тему: «На берегу…».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока по развитию речи. Сочинение описание на тему "На берегу моря...."

Автор: Киселева Валентина Анатольевна

Дата: 16.06.2015

Номер свидетельства: 220026

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "конспект урока и презентация по теме "Комплексный анализ текста  В. Поляничко" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-i-priezientatsiia-po-tiemie-komplieksnyi-analiz-tieksta-v-polianichko"
    ["file_id"] => string(6) "130803"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415989393"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Конспект урока на тему:"Живопись". "
    ["seo_title"] => string(33) "konspiekt-uroka-na-tiemu-zhivopis"
    ["file_id"] => string(6) "131412"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416149666"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конспект урока по теме "Односоставные предложения""
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekturokapotiemieodnosostavnyiepriedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "263356"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449512262"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства