Урок развития речи (7 класс)
Подготовка к сочинению-описанию «На берегу…»
Цель урока: Научить собирать и систематизировать материал к сочинению-описанию общего вида местности.
Ход урока.
- Здравствуйте, ребята, садитесь.
Сегодня на уроке мы продолжаем готовиться к сочинению-описанию местности.
Вспомним с вами:
С чего начинается описание места?
(Обычно описание места начинается с зачина, в котором сообщается тема (о чём?) и начинается основная мысль сочинения (что?).
Какова композиция описания?
1 часть. Общая характеристика описания или впечатления от него.
2 часть. Признаки предмета описания.
3 часть. Общая оценка предмета описания.
- Помогать нам сегодня в работе на уроке будет наш старый знакомый – Водяной. Он приглашает нас в свои владения.
– Внимательно рассмотрите иллюстрации и запишите несколько слов и словосочетаний по данной теме. (Учащимся предлагаются иллюстрации берега моря, озера, реки)
Можно дорисовать иллюстрацию, дополнив ее словосочетаниями, которые вы придумаете, пофантазируйте.
– Выпишите из придуманных вами словосочетаний те, которые бы соответствовали данным схемам (или придумайте). Определите способ связи слов в словосочетаниях:
а) прил.+ сущ. или прич.+ сущ.;
б) глаг. + сущ. с предл.;
в) глаг. + нареч.
3.Речевая минутка. Работа в парах.
- Поговорим?
- Поговорим?
- О чём?
- О разном и о прочем.
- О том, что хорошо.
- И хорошо не очень.
- Что-то знаешь ты,
- А что-то мне известно.
- Поговорим?
- Поговорим.
- Вдруг будет интересно.
- А что вы знаете о водяных?
Водяной в поверьях некоторых славянских народов: хозяин водных вместилищ, обитающий в воде ( в омуте, колодце).
Обратимся к толковому словарю Владимира Ивановича Даля и посмотрим, какое толкование слова он нам дает:
«Водяной, водовик или водяник, водяной дедушка, водяной черт, живет на больших реках и озерах, в тростниках и в осоке, иногда плавает на чарбане или на корчаге, водится в омутах и в особенности подле мельниц. Это нагой старик, весь в тине, похожий обычаями своими на лешего, но он не оброс шерстью, не так назойлив и нередко может жить в воде по целым дням, а на берег выходит только по ночам».
4. Подберите однокоренные слова к словам:
1 вариант – водяной - …
2 вариант – море - …
Корень выделите.
- Водяной – существо загадочное, он пытается рассказать о том, что видит, когда выходит на берег.
5. Словарный диктант. Объяснить все огрфограммы, выделив их графически.
Стелющийся туман, песчаная отмель, таинственные шорохи, прибрежные ивы, расчёсанная волна, откатывались к берегу, в течении реки
6. Используя данные словосочетания, придумайте и запишите предложение (одно на выбор):
- сложносочиненное,
- сложноподчиненное,
- простое.
- Молодцы! Порадовали Водяного.
7. – А теперь будьте внимательны, послушайте то, что расскажет вам Лена (работа с карточкой № 1).
Карточка № 1.
«Тем временем море, обведенное по горизонтали золотой нитью, еще спало; лишь под обрывом, в лужах береговых ям, вздымалась и опадала вода. Стальной у берега цвет спящего океана переходил в синий и черный. За золотой нитью небо, вспыхивая, сияло огромным веером света; белые облака тронулись слабым румянцем. Тонкие, божественные цвета светились в них. На черной дали легла уже трепетная снежная белизна; пена блестела, и багровый разрыв, вспыхнув средь золотой нити, бросил по океану алую рябь».
А.Грин. «Алые паруса»
Докажите, что это художественный стиль (тип – описание).
Выделенные в тексте предложения прочитайте, объясните постановку знаков препинания.
8. Подберите эпитеты и сравнения к словам:
1 вариант – река,
2 вариант – озеро,
3 вариант – море
9.Комментированный диктант.
Обратите внимание на правописание опорных слов и словосочетаний, обозначающих местоположение предметов.
Вблизи, недалеко, напротив, с одной стороны, вдали, из-за.
(По одному у доски) Укажите часть речи.
10.Работа с карточкой № 2 (устная и письменная).
Карточка № 2.
Найдите и устраните недочеты в описании.
1)Солнце подбиралось уже к середине неба, а от горизонта тянется вслед ему многоярусные лиловые башни облаков. Тучи над озером отяжелели до густоты синевы. И напрасно в быстро темнеющем небе метаются белокрылые чайки, выкрикивая на лету жалобные заклинания, - разогнать крыльями тучи им так и не удалось.
В.Г.Балашов «Всего один день»
2)Так хорош был вечер, что даже озеро притихло у берега. Озеро было большое и темное. Оно было пустынно в этот вечер. А вода в озере была теплая, как парное молоко.
11.Работа с карточкой № 3.
Карточка № 3
Надо мной расстилалось голубое небо, по которому тихо плыло и таяло сверкающее облако. У самых моих ног плескалась река Ветлуга. Вся река торопилась куда-то, пенилась по всей своей ширине и приплескивала почти к самым моим ногам.
Ветлуга, очевидно, взыграла. Резвые струи бежали, толкались, кружили, свертывались воронками, развивались опять и опять бежали дальше, отчего по всей реке вперегонки неслись клочья желтовато-белой пены.
Плескались шаловливые струи, звенела зыбь, ударяя в борта старой лодки, а шорох стоял по всей реке от лопавшихся то и дело пушистых клочьев пены, или, как ее называют на Ветлуге, речного «цвету».
В.Г.Короленко «Река играет»
- Вот такая река Ветлуга, с характером.
- Какой прием позволяет автору представить Ветлугу как живое существо? (Олицетворение)
12.Проверка домашнего задания.
(Рассказ «Вообрази себе» на основе диалогов: Реки и Рыбки, Озера и Ивы, Моря и Ракушки.)
– А что получилось у вас?
13.Домашнее задание. Написать сочинение-описание на тему: «На берегу…».