kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по развитию речи. Сочинение описание на тему "На берегу моря...."

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                       Урок развития речи  (7 класс)

                                            Подготовка к сочинению-описанию «На берегу…»

Цель урока: Научить собирать и систематизировать материал к сочинению-описанию общего вида местности.

                                                                         Ход урока.

- Здравствуйте, ребята, садитесь.

Сегодня на уроке мы продолжаем готовиться к сочинению-описанию местности.

Вспомним с вами:

С чего начинается описание места?

(Обычно описание места начинается с зачина, в котором сообщается тема (о чём?) и начинается основная мысль сочинения (что?).

Какова композиция описания?

1 часть. Общая характеристика описания или впечатления от него.

2 часть. Признаки предмета описания.

3 часть. Общая оценка предмета описания.

- Помогать нам сегодня в работе на уроке будет наш старый знакомый – Водяной. Он приглашает нас в свои владения.

 – Внимательно рассмотрите иллюстрации  и запишите несколько слов и словосочетаний по данной теме. (Учащимся предлагаются иллюстрации  берега моря, озера, реки)

Можно дорисовать иллюстрацию, дополнив ее словосочетаниями, которые вы придумаете, пофантазируйте.

 – Выпишите из придуманных вами словосочетаний те, которые бы соответствовали данным схемам (или придумайте). Определите способ связи слов в словосочетаниях:

а) прил.+ сущ. или прич.+ сущ.;

б) глаг. + сущ. с предл.;

в) глаг. + нареч.

3.Речевая минутка. Работа в парах.

- Поговорим?

- Поговорим?

- О чём?

- О разном и о прочем.

- О том, что хорошо.

- И хорошо не очень.

- Что-то знаешь ты,

- А что-то мне известно.

- Поговорим?

- Поговорим.

- Вдруг будет интересно.

- А что вы знаете о водяных?

     Водяной в поверьях некоторых славянских народов: хозяин водных вместилищ, обитающий в воде ( в омуте, колодце).

Обратимся к толковому словарю Владимира Ивановича Даля и посмотрим, какое толкование слова он нам дает:

«Водяной, водовик или водяник, водяной дедушка, водяной черт, живет на больших реках и озерах, в тростниках и в осоке, иногда плавает на чарбане или на корчаге, водится в омутах и в особенности подле мельниц. Это нагой старик, весь в тине, похожий обычаями своими на лешего, но он не оброс шерстью, не так назойлив и нередко может жить в воде по целым дням, а  на берег выходит только по ночам».

4. Подберите однокоренные слова к словам:

1 вариант – водяной - …

 2 вариант – море - …

Корень выделите.

 - Водяной – существо загадочное, он пытается рассказать о том, что видит, когда выходит на берег.

5. Словарный диктант. Объяснить все огрфограммы, выделив их графически.

Стелющийся туман, песчаная отмель, таинственные шорохи, прибрежные ивы, расчёсанная волна, откатывались к берегу, в течении реки

6. Используя данные словосочетания, придумайте и запишите предложение (одно на выбор):

- сложносочиненное,

- сложноподчиненное,

- простое.

- Молодцы! Порадовали Водяного.

7. – А теперь будьте внимательны, послушайте то, что расскажет вам Лена (работа с карточкой № 1).

                                                                 Карточка № 1.

«Тем временем море, обведенное по горизонтали золотой нитью, еще спало; лишь под обрывом, в лужах береговых ям, вздымалась и опадала вода. Стальной у берега цвет спящего океана переходил в синий и черный. За золотой нитью небо, вспыхивая, сияло огромным веером света; белые облака тронулись слабым румянцем. Тонкие, божественные цвета светились в них. На черной дали легла уже трепетная снежная белизна; пена блестела, и багровый разрыв, вспыхнув средь золотой нити, бросил по океану алую рябь».     

                                                                                                                                 А.Грин. «Алые паруса»

Докажите, что это художественный стиль (тип – описание).

Выделенные в тексте предложения прочитайте, объясните постановку знаков препинания.

8. Подберите эпитеты и сравнения к словам:

1 вариант – река,

2 вариант – озеро,

3 вариант – море

9.Комментированный диктант.

Обратите внимание на правописание опорных слов и словосочетаний, обозначающих местоположение предметов.

    Вблизи, недалеко, напротив, с одной стороны, вдали, из-за.

(По одному у доски) Укажите часть речи.

10.Работа с карточкой № 2 (устная и письменная).

                                                                   Карточка № 2.

Найдите и устраните недочеты в описании.

1)Солнце подбиралось уже к середине неба, а от горизонта тянется вслед ему многоярусные лиловые башни облаков. Тучи над озером отяжелели до густоты синевы. И напрасно в быстро темнеющем небе метаются белокрылые чайки, выкрикивая на лету жалобные заклинания, - разогнать крыльями тучи им так и не удалось.

                                                                                                    В.Г.Балашов «Всего один день»

2)Так хорош был вечер, что даже озеро притихло у берега. Озеро было большое и темное. Оно было пустынно в этот вечер. А вода в озере была теплая, как парное молоко.

11.Работа с карточкой № 3.

                                                    Карточка № 3

Надо мной расстилалось голубое  небо, по которому тихо плыло и таяло сверкающее облако. У самых моих ног плескалась река Ветлуга. Вся река торопилась куда-то, пенилась по всей своей ширине и приплескивала почти к самым моим ногам.

     Ветлуга, очевидно, взыграла. Резвые струи бежали, толкались, кружили, свертывались воронками, развивались опять и опять бежали дальше, отчего по всей реке вперегонки неслись клочья желтовато-белой пены.

     Плескались шаловливые струи, звенела зыбь, ударяя в борта старой лодки, а шорох стоял по всей реке от лопавшихся то и дело пушистых клочьев пены, или, как ее называют на Ветлуге, речного «цвету».

                                                                         В.Г.Короленко «Река играет»

- Вот такая река Ветлуга, с характером.

- Какой прием позволяет автору представить Ветлугу как живое существо? (Олицетворение)

12.Проверка домашнего задания.

(Рассказ «Вообрази себе» на основе диалогов: Реки и Рыбки, Озера и Ивы, Моря и Ракушки.)

– А что получилось у вас?

13.Домашнее задание. Написать сочинение-описание на тему: «На берегу…».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по развитию речи. Сочинение описание на тему "На берегу моря...." »

Урок развития речи (7 класс)

Подготовка к сочинению-описанию «На берегу…»


Цель урока: Научить собирать и систематизировать материал к сочинению-описанию общего вида местности.


Ход урока.

- Здравствуйте, ребята, садитесь.

Сегодня на уроке мы продолжаем готовиться к сочинению-описанию местности.

Вспомним с вами:

С чего начинается описание места?

(Обычно описание места начинается с зачина, в котором сообщается тема (о чём?) и начинается основная мысль сочинения (что?).


Какова композиция описания?


1 часть. Общая характеристика описания или впечатления от него.

2 часть. Признаки предмета описания.

3 часть. Общая оценка предмета описания.


- Помогать нам сегодня в работе на уроке будет наш старый знакомый – Водяной. Он приглашает нас в свои владения.


1. – Внимательно рассмотрите иллюстрации и запишите несколько слов и словосочетаний по данной теме. Можно дорисовать иллюстрацию, дополнив ее словосочетаниями, которые вы придумаете, пофантазируйте.

2. – Выпишите из придуманных вами словосочетаний те, которые бы соответствовали данным схемам (или придумайте). Определите способ связи слов в словосочетаниях:


а) прил.+ сущ. или прич.+ сущ.;

б) глаг. + сущ. с предл.;

в) глаг. + нареч.

3. Поговорим?


- Поговорим?

- О чём?

- О разном и о прочем.

- О том, что хорошо.

- И хорошо не очень.

- Что-то знаешь ты,

- А что-то мне известно.

- Поговорим?

- Поговорим.

- Вдруг будет интересно.

- А что вы знаете о водяных?

Водяной в поверьях некоторых славянских народов: хозяин водных вместилищ, обитающий в воде ( в омуте, колодце).

Обратимся к толковому словарю Владимира Ивановича Даля и посмотрим, какое толкование слова он нам дает:

«Водяной, водовик или водяник, водяной дедушка, водяной черт, живет на больших реках и озерах, в тростниках и в осоке, иногда плавает на чарбане или на корчаге, водится в омутах и в особенности подле мельниц. Это нагой старик, весь в тине, похожий обычаями своими на лешего, но он не оброс шерстью, не так назойлив и нередко может жить в воде по целым дням, а на берег выходит только по ночам».

4. Подберите однокоренные слова к слову:

1 вариант – водяной - …

2 вариант – море - …

Корень выделите.

- Водяной – существо загадочное, он пытается рассказать о том, что видит, когда выходит на берег.

5. Словарный диктант.

Стелющийся туман, песчаная отмель, таинственные шорохи, прибрежные ивы, расчёсанная волна, откатывались к берегу, в течении реки.

6. Используя данные словосочетания, придумайте и запишите предложение (одно на выбор):

- сложносочиненное,

- сложноподчиненное,

- простое.


- Молодцы! Порадовали Водяного.

7. – А теперь будьте внимательны, послушайте то, что расскажет вам Лена (работа с карточкой № 1).


Карточка № 1.


«Тем временем море, обведенное по горизонтали золотой нитью, еще спало; лишь под обрывом, в лужах береговых ям, вздымалась и опадала вода. Стальной у берега цвет спящего океана переходил в синий и черный. За золотой нитью небо, вспыхивая, сияло огромным веером света; белые облака тронулись слабым румянцем. Тонкие, божественные цвета светились в них. На черной дали легла уже трепетная снежная белизна; пена блестела, и багровый разрыв, вспыхнув средь золотой нити, бросил по океану алую рябь».

А.Грин. «Алые паруса»

Докажите, что это художественный стиль (тип – описание).

Выделенные в тексте предложения прочитайте, объясните постановку знаков препинания.



8. Подберите эпитеты и сравнения к словам:

1 вариант – река,

2 вариант – озеро,

3 вариант – море


9.Комментированный диктант.

Обратите внимание на правописание опорных слов и словосочетаний, обозначающих местоположение предметов.

Вблизи, недалеко, напротив, с одной стороны, вдали, из-за.

(По одному у доски) Укажите часть речи.


10.Работа с карточкой № 2 (устная и письменная).


Карточка № 2.


Найдите и устраните недочеты в описании.

  1. Солнце подбиралось уже к середине неба, а от горизонта тянется вслед ему многоярусные лиловые башни облаков. Тучи над озером отяжелели до густоты синевы. И напрасно в быстро темнеющем небе метаются белокрылые чайки, выкрикивая на лету жалобные заклинания, - разогнать крыльями тучи им так и не удалось.

В.Г.Балашов «Всего один день»


  1. Так хорош был вечер, что даже озеро притихло у берега. Озеро было большое и темное. Оно было пустынно в этот вечер. А вода в озере была теплая, как парное молоко.


    1. .Работа с карточкой № 3.

Карточка № 3


Надо мной расстилалось голубое небо, по которому тихо плыло и таяло сверкающее облако. У самых моих ног плескалась река Ветлуга. Вся река торопилась куда-то, пенилась по всей своей ширине и приплескивала почти к самым моим ногам.

Ветлуга, чевидно, взыграла. Резвые струи бежали, толкались, кружили, свертывались воронками, развивались опять и опять бежали дальше, отчего по всей реке вперегонки неслись клочья желтовато-белой пены.

Плескались шаловливые струи, звенела зыбь, ударяя в борта старой лодки, а шорох стоял по всей реке от лопавшихся то и дело пушистых клочьев пены, или, как ее называют на Ветлуге, речного «цвету».

В.Г.Короленко «Река играет»


- Вот такая река Ветлуга, с характером.

- Какой прием позволяет автору представить Ветлугу как живое существо? (Олицетворение)


    1. Проверка домашнего задания.

(Рассказ «Вообрази себе» на основе диалогов: Реки и Рыбки, Озера и Ивы, Моря и Ракушки.)

– А что получилось у вас?

    1. Домашнее задание. Написать сочинение-описание на тему: «На берегу…».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока по развитию речи. Сочинение описание на тему "На берегу моря...."

Автор: Киселева Валентина Анатольевна

Дата: 16.06.2015

Номер свидетельства: 220026

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "конспект урока и презентация по теме "Комплексный анализ текста  В. Поляничко" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-i-priezientatsiia-po-tiemie-komplieksnyi-analiz-tieksta-v-polianichko"
    ["file_id"] => string(6) "130803"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415989393"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Конспект урока на тему:"Живопись". "
    ["seo_title"] => string(33) "konspiekt-uroka-na-tiemu-zhivopis"
    ["file_id"] => string(6) "131412"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416149666"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конспект урока по теме "Односоставные предложения""
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekturokapotiemieodnosostavnyiepriedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "263356"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449512262"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства