«Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться» Э.Тоффлер
«Люди перестают мыслить, когда они перестают читать».
Д. Дидро
Одним из основных способов организации деятельности учащихся при освоении курса начальной школы является работа с текстами учебников. В работе с текстом не так уж важно читать много, гораздо важнее – качественно обрабатывать в своем сознании прочитанное. Для оптимизации работы с текстами, совершенствования общеучебных умений, углубления понимания прочитанного и установления диалогового взаимодействия на уроке можно применить следующие приемы работы с тексом.
Вспомним, какие традиционные виды работы c текстом можно использовать на уроках литературного чтения и русского языка.
- Чтение и пометка непонятных слов (трудных слов или устаревших).
- Чтение, нахождение отрывка к рисунку, чтение ответов на вопросы.
- Чтение и рисование рисунка к прочитанному стихотворении, рисование обложки к рассказу, сказке.
- Чтение, составление вопросов к прочитанному абзацу (тексту).
- Чтение, деление текста на части, восстановление деформированного текста.
- Чтение, составление словесного плана или плана в виде рисунка.
- Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).
- Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).
- Чтение по ролям, инсценирование произведения.
- Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, с однородными членами предложения.
- Установление путём чтения причинно-следственных связей.
- Чтение, заполнение схемы. таблиц словами из текста, разгадывание (составление) кроссворда, выписывание слов на заданную тему
- Чтение и пересказ от лица героя произведения.
- Чтение с сокращением текста. Подготовка к сжатому пересказу.
- Чтение, придумывание продолжения рассказа, сказки.
- Чтение, создание собственного текста на основе художественного произведения.
- Чтение и собирание текста из фрагментов;
- Создание текстов разных стилей, разных типов речи (и др. виды работы с текстом).
Использование на уроках литературного чтения описанных выше видов работы над текстом влияет на развитие интереса к чтению и книге, овладение осознанным чтением, развитие эмоциональной отзывчивости, понимание духовной сущности произведения.
В книге Зайцева Всеволода Николаевича даны рекомендации по выработке беглого чтения, которые могут работать в любых условиях.
1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений ( лучше читать по 5 мин. небольшими порциями три раза в день, чем по 1-1,5 часа за один раз).
2. Жужжащее чтение.
3. Ежеурочные пятиминутки чтения.
4. Чтение перед сном.
5. Режим щадящего чтения (ребёнок прочитывает 1-2 строчки и после этого получает кратковременный отдых).
6. Многократность чтения. (чтение одного и того же отрывка в течение 1 минуты).
7. Приём стимулирования учащихся.(в конце урока оставлять 3-4 минуты для того, чтобы произвести самозамер скорочтения. Чтение в течение одной минуты вполголоса перечитывание)
Современные приемы работы с текстом.
Кластер – (гроздь, созвездие, пучок). В центре всегда ключевое понятие. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда - это наша тема, вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся» - располагаются в определенном порядке.
Фишбон – «рыбья кость» Эта стратегия позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость») или, если эту «кость» расположить вертикально, – на елочку.
Пирамидная история 1. Имя героя вашей истории. 2. Два слова, описывающих героя (внешность, возраст, черты характера и т.д.) 3. Три слова, описывающих место действия (страна, местность и др.) 4. Четыре слова, описывающих проблему истории (деньги, заблудиться, встретить,…) 5. Пять слов, описывающих первое событие (что явилось причиной проблемы ) 6. Шесть слов, описывающих второе событие истории (что происходит с героем и его окружением по ходу сюжета?) 7. Семь слов, описывающих третье событие (что предпринимается для решения проблемы?) 8. Восемь слов, описывающих решение проблемы. Номер строки обозначает количество слов, вписываемых в "Пирамиду"
Р А Ф Т Приём работы при создании авторского текста РАФТ (в переводе raft – «плот»). Учит критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель информирования Р оль А удитория Ф орма Т ема Идея состоит в том, что пишущий выбирает для себя некую роль, т.е. пишет текст не от своего лица. Затем необходимо решить, для кого предназначен текст, который предстоит написать (для родителей, учеников и т.д.). Вышеперечисленные параметры во многом продиктуют и формат создаваемого текста (письмо, сочинение и т.д.). И, наконец, выбирается тема. Выбор может происходить как индивидуально, так и в парах, малых группах сотрудничества.
Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Правила написания синквейна: 1.В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). 2.Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными ). 3.Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы). 4.Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой). 5.Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. Россия Многоликая, огромная Живи, расти, процветай Я люблю тебя всегда Родина
Ромашка Блума – ромашка вопросов Таксономия. Эти вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.
Шесть лепестков – шесть типов вопросов. Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что.?», «Если я правильно понял, то.?». Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?» Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Чем один урок отличается от другого?» и т.д. Практические вопросы. Всегда, когда вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы его будем называть практическим. «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».