kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока развития речи по теме: Подготовка и написание сочинения-описания по картине И.И. Шишкина «Сосновый лес».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока развития речи в 5 классе.

I. Урок в системе уроков.

Урок развития речи.

II. Тема.

Подготовка и написание сочинения-описания по картине И.И. Шишкина «Сосновый лес».

III. Цели:

1. развивать художественное видение, пространственное и образное мышление, воображение, ассоциативное восприятие;

2. развивать устную и письменную речь, совершенствовать навыки последовательного изложения мыслей;

3. воспитывать интерес к различным произведениям искусства, к творчеству И.И. Шишкина и С.А. Попова;

4. закрепление орфографических и пунктуационных навыков.

IV. Задачи:

1. образовательные:

  • обучение конструированию предложения, умению логически связывать их между собой в тексте;

2. развивающие:

  • развитие внимания;
  • развитие речи, логического и ассоциативного мышления;

3. воспитательные:

  • формирование эстетического восприятия окружающего мира;
  • формирование художественного видения.

V. Оборудование урока.

1. Репродукции картин И.И. Шишкина («Сосновый лес», «Корабельная роща», «Лесная глушь»).

2. Тексты стихотворения коми поэта С.А. Попова «Сосновый бор»;

3. Таблицы.

4. Опорные слова.

VI. План урока.

1. Работа с текстом стихотворения коми поэта С.А. Попова «Сосновый бор», заполнение таблицы.

2. Знакомство с краткой биографией И.И. Шишкина.

3. Внимательное изучение картины И.И. Шишкина «Сосновый лес».

4. Написание сочинения-описания по картине И.И. Шишкина «Сосновый лес».

5. Самоконтроль (заполнение таблицы)

VII. Содержание урока.

1. Что такое искусство? Что дает оно людям? Какие виды искусства вы знаете? (Искусство – творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. Все виды искусства: поэзия, живопись, музыка – облагораживают людей, делают добрее, пробуждают их чувства, помогают увидеть прекрасное в окружающем мире, побуждают к творчеству.)

2. Учитель читает стихотворение коми поэта С.А. Попова «Сосновый бор», ученики следят по тексту.

          «Сосновый бор»

Не называй сосновый бор угрюмым.

Нет, он величествен, но не угрюм.

Он не дает потачки грустным думам,

он служит для иных –

высоких дум!

В весенний звонкий день,

в глухую ль осень,

когда в сердца вселяется тоска –

люблю следить,

как за верхушки сосен

цепляются краями облака;

 

люблю смотреть,

как бродят пятна света,

перебирая мшистые стволы;

люблю вдыхать целебный воздух этот,

что весь пропитан запахом смолы.

 

Когда же поутру –

светло и длинно –

рассветный луч спешит на землю лечь, –  

всех этих сосен пышные вершины

вдруг вспыхнут огоньками алых свеч…

 

Но и дожди, и снег, и блеск росинок

тебе к лицу, родной сосновый бор!

Ты – разный,

но краса твоя – едина!

…Пусть не зовут тебя на поединок

твои враги –

                      огонь,

                                 пила,

                                          топор…

3.         – О чем говорится в этом стихотворении?

            – Как автор выражает свое отношение к сосновому бору?

            –  Мы можем представить сосновый бор по описанию С.А. Попова?

            –  С помощью каких слов и выражений достигает автор этого эффекта? Зачитайте их.

–  Обратите внимание на репродукции картин И.И. Шишкина. К какой из них вы могли бы отнести стихотворение С.А. Попова? (Ответы детей).

4. Домашним заданием было подготовить сообщение о Шишкине Иване Ивановиче, давайте мы заслушаем его.

Иван Иванович Шишкин – один из талантливейших русских пейзажистов, сын купца, родился 13 января 1832 года в Елабуге (Кировская область). После 5 класса гимназии поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Окончив один курс училища, он с 1857 года продолжил свое образование в Академии художеств. Уже в первый год пребывания его в Академии ему были присуждены 2 малые серебряные медали за классный рисунок. В 1858 году он получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 году – большую золотую медаль за два вида местности Кукко на Валааме. Получил право на поездку за границу и в 1861 году отправился в Мюнхен, где посещал мастерские известных немецких художников. Затосковав по родине, Шишкин в 1866 году возвратился в Санкт-Петербург. С этого времени он часто предпринимал путешествия с художественной целью по России, ежегодно выставлял свои произведения в Академии и на передвижных выставках.

После вступления в действие нового устава Академии в 1892 году Шишкин был приглашен руководить учебной пейзажной мастерской. Умер он скоропостижно 8 марта 1898 года.

Среди русских пейзажистов Шишкин является одним из наиболее выдающихся. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием как общего характера, так и мельчайших отличительных черт всякой породы деревьев, кустов и трав. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели получались у него очень точно. Вся местность под деревьями: камни, песок, или глина, неровности почвы, поросшие папоротником и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник – получала в картинах и рисунках Шишкина вид совершенной действительности. Достаточно будет упомянуть о его произведениях, находящихся в Третьяковской галерее: «Рубка леса», «Сосновый лес», «Дебри», «Утро в сосновом лесу», «Лесная глушь» и других. Всего насчитывается около ста картин И.И. Шишкина, не считая рисунков и гравюр.

5. Как мы воспринимаем природу? (Мы видим, слышим, осязаем, чувствуем запахи)

 

Вглядитесь внимательно в картину И.И. Шишкина «Сосновый лес». Какие образы вы видите на ней? (Сосны, ручей, тихий летний вечер, темные облака). На что вы в первую очередь обратили внимание? (на сосны). Какие они? Их размер, форма? Какие у них ветви, ствол, иголки? Их цвет? Что мы можем сказать о движении, состоянии сосен на картине? Вспомните свои прогулки по сосновому бору. Опираясь на свои ассоциации, скажите: какие запахи и звуки вы слышите и ощущаете в сосновом бору? Что еще изображено на картине? Опишите их. Какие ощущения, чувства возникают у вас, когда вы смотрите на картину И.И. Шишкина «Сосновый лес»?

6. Заполните таблицу, используя изобразительно-выразительные средства языка, опираясь не только на изображение, но и на свои впечатления (работайте в парах). В качестве опорного средства используйте  стихотворение С.А. Попова «Сосновый бор»

Образы

Запах

Цвет, форма, размер

Состояние, движение

Звук

сосны

смолистый

темно-зеленые иглы; ствол коричневый, красноватый, черный; высокие; раскидистые ветви

стоят неподвижно, замерли, как могучие богатыри

поскрипывание ветвей

ручей

свежий

серо-синий, серебристый

медленно течет, вьется серебристой лентой среди деревьев

тихое журчание

подножие сосен

терпкий запах прогретой на солнце земле

красно-коричневые, ржавые сосновые иголки на земле

земля усеяна опавшими сосновыми иглами, лежат они россыпью ржавых гвоздей

шорох

небо

 –

темное, вечернее

облака медленно плывут по небу

 

Проверка таблицы

7. Опишите состояние природы на картине И.И. Шишкина, используя различные языковые средства и опираясь на составленную вами таблицу и слова на доске: на переднем плане, картина, полотно, сверху, внизу, нарисован, изображены, с правой стороны, слева, вдали, мы видим.

8. После написания сочинения проверьте его содержание, опираясь на следующие критерии (ставьте + или –):

 

Сочинение соответствует типу речи – описание

Образная система составляет четкую, законченную картину

Описание отражает состояние каждого образа

Использованы разнообразные изобразительно-выразительные средства языка

+

+

+

+

 

9. В заключение хотелось бы еще раз зачитать строки из стихотворения С.А. Попова:

Не называй сосновый бор угрюмым.

Нет, он величествен, но не угрюм.

Он не дает потачки грустным думам,

он служит для иных –

высоких дум!

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока развития речи по теме: Подготовка и написание сочинения-описания по картине И.И. Шишкина «Сосновый лес». »

Конспект урока развития речи в 5 классе.


I. Урок в системе уроков.

Урок развития речи.


II. Тема.

Подготовка и написание сочинения-описания по картине И.И. Шишкина «Сосновый лес».


III. Цели:

1. развивать художественное видение, пространственное и образное мышление, воображение, ассоциативное восприятие;

2. развивать устную и письменную речь, совершенствовать навыки последовательного изложения мыслей;

3. воспитывать интерес к различным произведениям искусства, к творчеству И.И. Шишкина и С.А. Попова;

4. закрепление орфографических и пунктуационных навыков.


IV. Задачи:

1. образовательные:

  • обучение конструированию предложения, умению логически связывать их между собой в тексте;

2. развивающие:

  • развитие внимания;

  • развитие речи, логического и ассоциативного мышления;

3. воспитательные:

  • формирование эстетического восприятия окружающего мира;

  • формирование художественного видения.


V. Оборудование урока.

1. Репродукции картин И.И. Шишкина («Сосновый лес», «Корабельная роща», «Лесная глушь»).

2. Тексты стихотворения коми поэта С.А. Попова «Сосновый бор»;

3. Таблицы.

4. Опорные слова.


VI. План урока.

1. Работа с текстом стихотворения коми поэта С.А. Попова «Сосновый бор», заполнение таблицы.

2. Знакомство с краткой биографией И.И. Шишкина.

3. Внимательное изучение картины И.И. Шишкина «Сосновый лес».

4. Написание сочинения-описания по картине И.И. Шишкина «Сосновый лес».

5. Самоконтроль (заполнение таблицы)


VII. Содержание урока.


1. Что такое искусство? Что дает оно людям? Какие виды искусства вы знаете? (Искусство – творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. Все виды искусства: поэзия, живопись, музыка – облагораживают людей, делают добрее, пробуждают их чувства, помогают увидеть прекрасное в окружающем мире, побуждают к творчеству.)

2. Учитель читает стихотворение коми поэта С.А. Попова «Сосновый бор», ученики следят по тексту.

«Сосновый бор»

Не называй сосновый бор угрюмым.

Нет, он величествен, но не угрюм.

Он не дает потачки грустным думам,

он служит для иных –

высоких дум!

В весенний звонкий день,

в глухую ль осень,

когда в сердца вселяется тоска –

люблю следить,

как за верхушки сосен

цепляются краями облака;


люблю смотреть,

как бродят пятна света,

перебирая мшистые стволы;

люблю вдыхать целебный воздух этот,

что весь пропитан запахом смолы.


Когда же поутру –

светло и длинно –

рассветный луч спешит на землю лечь, –

всех этих сосен пышные вершины

вдруг вспыхнут огоньками алых свеч…


Но и дожди, и снег, и блеск росинок

тебе к лицу, родной сосновый бор!

Ты – разный,

но краса твоя – едина!

…Пусть не зовут тебя на поединок

твои враги –

огонь,

пила,

топор…

3. – О чем говорится в этом стихотворении?

– Как автор выражает свое отношение к сосновому бору?

– Мы можем представить сосновый бор по описанию С.А. Попова?

– С помощью каких слов и выражений достигает автор этого эффекта? Зачитайте их.

– Обратите внимание на репродукции картин И.И. Шишкина. К какой из них вы могли бы отнести стихотворение С.А. Попова? (Ответы детей).

4. Домашним заданием было подготовить сообщение о Шишкине Иване Ивановиче, давайте мы заслушаем его.

Иван Иванович Шишкин – один из талантливейших русских пейзажистов, сын купца, родился 13 января 1832 года в Елабуге (Кировская область). После 5 класса гимназии поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Окончив один курс училища, он с 1857 года продолжил свое образование в Академии художеств. Уже в первый год пребывания его в Академии ему были присуждены 2 малые серебряные медали за классный рисунок. В 1858 году он получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 году – большую золотую медаль за два вида местности Кукко на Валааме. Получил право на поездку за границу и в 1861 году отправился в Мюнхен, где посещал мастерские известных немецких художников. Затосковав по родине, Шишкин в 1866 году возвратился в Санкт-Петербург. С этого времени он часто предпринимал путешествия с художественной целью по России, ежегодно выставлял свои произведения в Академии и на передвижных выставках.

После вступления в действие нового устава Академии в 1892 году Шишкин был приглашен руководить учебной пейзажной мастерской. Умер он скоропостижно 8 марта 1898 года.

Среди русских пейзажистов Шишкин является одним из наиболее выдающихся. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием как общего характера, так и мельчайших отличительных черт всякой породы деревьев, кустов и трав. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели получались у него очень точно. Вся местность под деревьями: камни, песок, или глина, неровности почвы, поросшие папоротником и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник – получала в картинах и рисунках Шишкина вид совершенной действительности. Достаточно будет упомянуть о его произведениях, находящихся в Третьяковской галерее: «Рубка леса», «Сосновый лес», «Дебри», «Утро в сосновом лесу», «Лесная глушь» и других. Всего насчитывается около ста картин И.И. Шишкина, не считая рисунков и гравюр.

5. Как мы воспринимаем природу? (Мы видим, слышим, осязаем, чувствуем запахи)



























Вглядитесь внимательно в картину И.И. Шишкина «Сосновый лес». Какие образы вы видите на ней? (Сосны, ручей, тихий летний вечер, темные облака). На что вы в первую очередь обратили внимание? (на сосны). Какие они? Их размер, форма? Какие у них ветви, ствол, иголки? Их цвет? Что мы можем сказать о движении, состоянии сосен на картине? Вспомните свои прогулки по сосновому бору. Опираясь на свои ассоциации, скажите: какие запахи и звуки вы слышите и ощущаете в сосновом бору? Что еще изображено на картине? Опишите их. Какие ощущения, чувства возникают у вас, когда вы смотрите на картину И.И. Шишкина «Сосновый лес»?

6. Заполните таблицу, используя изобразительно-выразительные средства языка, опираясь не только на изображение, но и на свои впечатления (работайте в парах). В качестве опорного средства используйте стихотворение С.А. Попова «Сосновый бор»


Образы

Запах

Цвет, форма, размер

Состояние, движение

Звук

сосны

смолистый

темно-зеленые иглы; ствол коричневый, красноватый, черный; высокие; раскидистые ветви

стоят неподвижно, замерли, как могучие богатыри

поскрипывание ветвей

ручей

свежий

серо-синий, серебристый

медленно течет, вьется серебристой лентой среди деревьев

тихое журчание

подножие сосен

терпкий запах прогретой на солнце земле

красно-коричневые, ржавые сосновые иголки на земле

земля усеяна опавшими сосновыми иглами, лежат они россыпью ржавых гвоздей

шорох

небо

темное, вечернее

облака медленно плывут по небу

Проверка таблицы

7. Опишите состояние природы на картине И.И. Шишкина, используя различные языковые средства и опираясь на составленную вами таблицу и слова на доске: на переднем плане, картина, полотно, сверху, внизу, нарисован, изображены, с правой стороны, слева, вдали, мы видим.

8. После написания сочинения проверьте его содержание, опираясь на следующие критерии (ставьте + или –):


Сочинение соответствует типу речи – описание

Образная система составляет четкую, законченную картину

Описание отражает состояние каждого образа

Использованы разнообразные изобразительно-выразительные средства языка

+

+

+

+

9. В заключение хотелось бы еще раз зачитать строки из стихотворения С.А. Попова:

Не называй сосновый бор угрюмым.

Нет, он величествен, но не угрюм.

Он не дает потачки грустным думам,

он служит для иных –

высоких дум!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Борцова Любовь Петровна

Дата: 11.11.2014

Номер свидетельства: 129640

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства