Приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном стандарте, является целостное развитие личности в системе образования. Оно обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться. В конспекте урока по русскому языку «Сочетания чк, чн» отражается формирование коммуникативных учебных действий: формирование познавательной активности, формирование умений применять приобретенные знания в практике пользования языком, аргументация собственного мнения, построение монологических высказываний, владение диалоговой формой коммуникации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Сочетания чк, чн» »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №82 с углубленным изучением отдельных предметов» Приволжского района г. Казани Конспект урока по русскому языку по теме: «Сочетания чк, чн»
(2 класс, Школа России, 1-4).
Учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Гордеева Татьяна Александровна
Ход урока:
I. Вступительная часть.
1) (На интерактивной доске написаны слова М Горького, учитель читает).
- М.Горький писал о русском языке: «Надо учиться языку, надо расширять свой лексикон, учиться обличать свои впечатления в более совершенную, яркую, простую форму».
- Русский язык является одним из развитых и красивых языков современности. И мы все должны бережно и требовательно относиться к нему. Говорить правильно, красиво – это значит не только соблюдать правила произношения, подбирать нужные по смыслу слова. Для этого надо изучать русский язык, постигать его законы.
2) Каллиграфическая минутка.
Чк чн
3) - Какое сейчас время года? Почему вы так думаете?
- Чем интересно это время года? (Разноцветный наряд деревьев).
- Соберем гербарий.
а) - А вот и первый лист. Какое дерево? (Клен).
- Этот лист с заданием: «Вставьте пропущенные буквы. Запишите в тетрадь с красной строки, через запятую».
(На экране - задание).
рыч-ть ч-ткий
площ-дка пруж-на
тиш-на зайч-та
маш-на галч-та
верш-на ч-жой
- Кто закончит первый, тот составляет предложение со словом «тишина», «машина».
Проверка. (Фронтальная. Работа с «веером» букв.)
- Какие буквы вставили, обоснуйте.
Уч-к: Звуки [Ж ], [Ш]- всегда твердые. Но в сочетаниях жи-ши пишется буква и.
Уч-к: Звуки [Ч], [Щ] - мягкие. Но в сочетаниях ча-ща, пишется буква а.
В сочетаниях чу-щу пишется буква у.
(После ответов уч-ся на экране интерактивной доски - правильно выполненное задание)
- Проверьте.
б) - А вот этот лист какого дерева? (Осины).
Осина растет только в экологически чистом месте.
Задание: составить предложения, записав ответы на вопросы, используя слова из второго столбика. Озаглавить. Подчеркнуть главные члены предложения во втором и в третьем предложении.
(На экране – задание).
Чего много в лесу осенью? много, осенью, в, лесу, грибов;
Что растет в частом ельнике? частом, в, ельнике, растут, грузди,
Душистые;
Какие грибы появились на поляне? поляне, на, рыжики, появились;
Проверка. Опрос учеников.
(После ответов уч-ся на экране – правильно выполненное задание)
- Осенью в лесу много грибов. Какие съедобные грибы вы знаете? Есть и ложные грибы – несъедобные. Мухомор – несъедобный для человека, но он лечит лосей. Поэтому, когда бываете в лесу – будьте внимательны. Помните: в природе все взаимосвязано. Надо бережно относиться к окружающей нас природе.
в) - А вот еще упал лист. Какое дерево? (Береза)
(Задание на интерактивной доске)
- Отгадайте загадки. Отгадки запишите в строчку, через запятую.
И летает он, и скачет.
-Чик- чирик! Ищет удачи
По дорогам, по дворам,
По скворечникам и пням. (воробей)
Я как сажа, черна.
Как сметана, бела.
Люблю всем в лесу
Рассказать, где была. (сорока)
Особа всем известная,
Она крикунья местная.
Увидит тучку темную -
Взлетит на ель зеленую
И смотрит, словно с трона …(ворона). Проверка. (Показ картин птиц)
- Что это за слова? Поставьте ударение. Подчеркните безударную гласную.
Как сказать одним словом?
- Какие это птицы - зимующие или перелетные?
Назовите перелетных птиц.
Почему они улетают в теплые края? Обоснуйте свой ответ.
- Осенью спешат к отлету перелетные птицы, и никакая сила их не может остановить. Во время перелета нередко погибает половина птиц.
II. Основная часть.
1. Наблюдение над словами с сочетаниями чк- чн.
(На экране интерактивной доски)
Стихотворение С. Я.Маршака «Пожар».
- Найдите слова с сочетанием чк.
- Как вы думаете, почему они написаны без мягкого знака?
(Звук ч – мягкий звук)
Сделайте вывод.
Уч-к: Ч- мягкий звук. В сочетаниях чк-чн мягкий знак не пишется.
- Какая тема нашего урока. Сформулируйте.
Знакомство с правилом в учебнике стр.47.
Есть слова сочетанием чн., в которых надо обратить на произношение:
Конечно (конечно), что (што); булочная, скучная, скворечник, (допускается було[ш]ная, ску[ш]ная, скворе[ш]ник)
2. Первичное закрепление. Работа с учебником. Упр.83
Физминутка.
2) - Какие месяцы осенние?
- Сентябрь – хмурень. Древнее русское название «руен» связывалось с желтым цветом осени.
- Октябрь - грязник.
- Ноябрь - листогной.
- А.С.Пушкин - великий русский поэт всегда радовался приходу осени. В это время он особенно много работал и написал чудесные стихи об этом времени года.