Котова Елена Сергеевна
Учитель начальных классов
МБОУг.Астрахани «СОШ 4 имени Т.Г.Шевченко»
Класс: 1, УМК: «Начальная школа 21 века»
Тема: Правописание сочетаний ЖИ-ШИ.
Цели: научить применять правила правописания обозначения гласных после шипящих (жи-, ши-), письму предложений с соблюдением гигиенических норм.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся различать твёрдые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки, слово и предложение, кратко характеризовать условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твёрдых согласных, получат возможность научиться участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные –научатся применять правила правописания сочетаний жи-, ши-; Регулятивные: получат возможность научиться принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя.
Коммуникативные: получат возможность научиться использовать речь для регуляции своего действия, оперировать диалогической формой речи, соблюдать грамматические нормы произношения.
Личностные: научатся адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывать успехи с приложенными усилиями, трудолюбием; осознают необходимость самосовершенствования; выразят желание осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда.
Ход урока:
I Мотивация учебной деятельности учащихся..
Организационный момент.
- Пожелайте друг другу удачи – хлопните в ладони с соседом по парте!
Мы умные , мы дружные
Мы внимательные, мы старательные
Мы в первом классе учимся
Все у нас получится!
-Какой месяц?
К какому времени года относится?
-Какой следующий месяц?
--Какой был предыдущий месяц?
II. . Постановка цели и задач урока.
-Я хочу показать вам сегодня необычный цветок, который вырос у меня.
-На какой цветок он похож?
-Этот цветок похож на волшебный цветик-семицветик:
-Почему?
-У него семь разноцветных лепестков.
-Из какой сказки этот цветок?
_Сказка «Цветик-Семицветик»
-Кто написал эту сказку?
-Валентин Катаев.
На каждом лепестке есть задание, которое необходимо выполнить.
1 задание: «Красный лепесток №1»
- Ребята, попробуйте определить тему и задачи сегодняшнего урока, отгадав ребусы:
(МЫШИ, ЕЖИ) (СЛАЙД 2, 3).
-Что объединяет данные слова?
- Кто догадался, какая тема урока? (Сочетания ЖИ –ШИ)
- Над чем будем работать? (Над правописанием сочетаний ЖИ-ШИ)
-Тема урока: ПРАВОПИСАНИЕ СОЧЕТАНИЙ ЖИ-, ШИ- -
-Сегодня первый урок по этой теме (нет)
Какие цели поставим перед собой?
Цели урока:
1. Повторить правописание сочетаний ЖИ-ШИ.
2. Учиться обозначать орфограмму в сочетаниях ЖИ-ШИ. (СЛАЙД 4)
-В конце урока мы вернемся к нашим целям и посмотрим смогли ли мы их достичь?!
III Применение знаний и умений в новой ситуации.
Чистописание: «Желтый лепесток №2»
- Открыли тетради на стр. 65.
1) - Кого мы видим на картинке в упражнении 1. (ЁЖИКА)
-Как вы думаете, почему именно ежик?
- Какое правило будем использовать в написании данного слова? (ЖИ пиши с буквой И( Слайд)
- Посмотрите на ряд картинок.
-Чем отличается каждая следующая картинка от предыдущей? (Что первой идёт завершённая картинка, а чем дальше от неё расположена следующая картинка, тем менее она закончена.)
-Есть ли образец? Да №1
-Который по счету?
-Что же поможет «восстановить» картинки? (Первая слева картинка выступает в качестве образца.)
- Дорисовать картинки надо очень аккуратно, следя, чтобы линии были чёткими, необходимого размера, начинались и заканчивались в нужных точках.
–Почему в тетради автор предлагает выполнить это задание?
- Упражнение 2. Проведем фонетическую зарядку (чистоговорки).
Жи – жи – жи – в лесу живут ежи.
-Какой слог слышится много раз? ( ЖИ)
-Произнесите слог , выделяя голосом первый звук.(Ж)
-Дайте характеристику звуку( согласный, всегда твердый, звонкий)
Ши – ши – ши - в коробке есть карандаши.
-Какой слог слышится много раз? ( ШИ)
-Произнесите слог , выделяя голосом первый звук.(Ш)
-Дайте характеристику звуку ( согласный, всегда твердый, глухой)
- Что вы можете сказать про сочетания жи – ши? (Сочетания ЖИ –ШИ пишутся с буквой И). (Табличка).
- Вспоминаем, как пишутся эти буквы, «пропишем» в воздухе. (СЛАЙД 5, 6)
- Каждая буква должна быть написана за одно движение, без пауз и без отрыва ручки от листа бумаги.
-Как вы думаете, для чего мы пишем минутку чистописания?
_Чтобы правильно писать.
Красиво писать.
Чтобы потом писать правильно слова..
Запишите в тетради, чередуя эти буквы.
IV. Физминутка «Ёжик».
Жил в лесу колючий ежик,
Был клубочком и без ножек, (Обнимают себя за плечи)
Не умел он хлопать —Хлоп-хлоп-хлоп, (Хлопают в ладоши).
Не умел он топать —Топ-топ-топ. (Топают).
Не умел он прыгать — Прыг-прыг-прыг (Прыгают на двух ногах).
Только носом двигать – Шмыг-шмыг-шмыг
А ребятки в лес пришли,
Ежика в лесу нашли,
Научили хлопать — Хлоп-хлоп-хлоп, (Хлопают в ладоши).
Научили топать — Топ-топ-топ. (Выполняют "топотушки").
Научили прыгать — Прыг-прыг-прыг, (Прыгают на двух ногах).
Научили бегать… (Бегают на месте)
- О ком эта физминутка?(О ежике)
-Какое правило мы должны знать , чтобы правильно написать это слово?
V. Обобщение и систематизация знаний
а). Словарная работа.
«Жёлтый лепесток №3» (СЛАЙД 7)
-Прочитайте слова
Спасибо, адрес, Москва, Россия, дорога.
Что это за слова?(словарные)
-Почему они называются словарными?
-У каждого из вас есть карточки с этими словарными словами.
--Как вы думаете, что нужно выполнить в этом задании?(Вставить пропущенные буквы
Сейчас 3 детей работают у доски, остальные в карточках. После того ,как вы выполните это задание,оцените себя
-А теперь по шаблону поверьте, правильно ли вы выполнили задание
Если вы выполнили правильно, обведите в кружок самооценку
Если нет поставьте точку ниже. И вы сразу увидите, кому и над чем надо еще поработать.
б). Парная работа.
«Белый лепесток № 4». (Слайд 8, 9)
Посмотрите какого сказочного героя вы видите? (Незнайку)
-Как вы думаете, что надо сделать в данном задании? Найти ошибки и исправить. Давайте поможем Незнайке. Работа выполняется в парах
-Какие правила работы в паре вы знаете?
Одно понравившееся предложение запишите в тетрадь. Выполняя это задание, что вы должны знать? (ЖИ –ШИ пиши с буквой И).
САМООЦЕНКА.
-А теперь по шаблону поверьте, правильно ли вы выполнили задание
Если вы выполнили правильно, обведите в кружок самооценку
Если нет поставьте точку ниже. И вы сразу увидите, кому и над чем надо еще поработать.
в). Физминутка «Мыши»
Веселые мышки бегут по лужайке (бег на месте).
На мышках красивые красные майки (рывки руками),
У мышек на лапках зеленые тапки (приседания).
Торопятся в школу веселые мышки (бег).
Г). Самостоятельная работа в тетради: упражнение 5 стр.68.
« Белый лепесток №5» ( фронтальная работа)
– Какое задание вам предстоит выполнить? (Собрать из слогов слова ).
-Что общего в этих словах?
Какую орфограмму вы видите во всех словах?(Правописание Жи – ШИ .)
Скажите чем отличается это задание от предыдущего?(1 всталяли, а здесь составляли слова из слогов.
-Какое правило мы должы знать, чтобы првильно написать эти слова?
Д) работа по учебник стр. 65 ;№4
– Какое задание вам предстоит выполнить?(САМООЦЕНКА)
VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
. «Розовый лепесток № 6»
- Давайте подведем итог урока.
Давайте вспомним цели, которые ставили в начале урока.
КАК вы считаете, достигли ли мы наших целей?
А теперь с вами проверим уровень усвоения материала!
У каждого из вас есть цветочки, мы их разукрасим разными цветами.
Зеленый --все усвоил
Желтый – не совсем все усвоил
Красный- ничего не усвоил.
Я прохожу и просматриваю
Я вижу что вы все усвоили материал нашего урока.
(Звуки ж –ш – всегда твердые согласные. Сочетания ЖИ – ШИ пиши с буквой И!) (СЛАЙД 12)
XI. Рефлексия: - А теперь я бы хотела, чтобы вы оценили свою работу на уроке.
-Назовите тему урока.(Правописание ЖИ,ШИ)
-Цели урока:
1. Повторить правописание сочетаний ЖИ-ШИ.
2. Учиться обозначать орфограмму в сочетаниях ЖИ-ШИ.
Вам было легко или были трудности?
-А сейчас составим свой цветик – семицветик. Посмотрим, были ли ошибки у вас в течение урока?
Без ошибок: красный.
Было мало ошибок: зеленый.
Было много ошибок: желтый.
Приложение.
Карточки:
У Вани маш…на.
У розы ш...пы.
У Славы лыж….. .
У Саш….… ё……к.
У Никиты чиж...к.
Цветок для раскрашивания