kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка "Сочетание ЧК-ЧН"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка во 2 классе

Учитель: Рычер Надежда Карловна

Тема: «Сочетания ЧК – ЧН»

Цель:

Обучающие: закреплять навыки правописания слов с  сочетаниями чн, чк,.

Развивающие: развивать орфографическую зоркость учащихся, правильную речь, умение выражать свои мысли при изучении языковых явлений, память, мышление.

Воспитывающие: воспитывать культуру общения в микрогруппах, соблюдая правила работы.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы, мультимедийный проектор, экран.
 

Ход урока

1.Оргмомент.
- Ребята, у нас сегодня гости, поздоровайтесь с ними!
2.  Психологический настрой на работу

Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
Все к работе приступаем
- Пожалуйста, садитесь. Настроимся на работу на уроке.

-Покажите умные глазки, ровные спинки.

-Повернулись, поздоровались с гостями, улыбнулись от  души

-Повернулись. Готовы ли мы к уроку?

Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится!
- У нас сегодня не совсем обычный урок, а урок – путешествие. А отправимся мы в путешествие с известным сказочным персонажем. Отгадайте же с кем.
Ох, пахуч, румяный бок
Славный вышел …. (колобо
к)

Вводная гимнастика. Запись числа

 Испекла бабушка колобок, положила его на подоконник, чтобы он остыл, а сама ушла. Непоседе колобку стыть бы на окошке, но решил он на бегу поразмять две ножки.
Здесь меня никто не съест,
Сбегаю-ка быстро в лес – подумал колобок.
Прыг с окошка — и в лесок
Покатился Колобок.
Мимо елок и берез,
Мимо бабочек, стрекоз.
Устал, сделал остановку. Но не знал колобок, что каждая остановка или встреча с кем-то готовит ему задание. Итак, первая остановка. «минутка чистописания ». Какое задание может ждать колобка на этой остановке?
3. Минутка чистописания

В минутке чистописания мы запишем сочетание двух букв.

Первая  буква обозначает:

- согласный, глухой, непарный звук,

- он всегда мягкий,

- он есть в словах: ученик, удача.

запишите строчные буквы ЧК в соединении.

На второй строчке записывают пословицу и работают над смысловым её пониманием.

Ученику – удача, учителю – радость.

4. Орфографическая минутка Учащимся каждой группы выдаётся конверт с  карточками, на которых записаны разбросанные буквы.

-Составьте слова,  используя все буквы и запишите их. (работа в группах)

- Тетрадь, карандаш, портфель.

- Что объединяет данные слова?

- Все слова на тему школа, школьные принадлежности.

Все слова из словарика, правописание слов которых необходимо запомнить.

- Сегодня мы изучим правописание  ещё одного слова из словарика.

«В нашем классе их 11, они любят делать красивые причёски и модно одеваться»

 Девочка.

 Запишите слово и разберите его (Поставь в слове ударение.Подчеркни буквы, которые необходимо запомнить.)

5. Постановка темы и цели урока.
- Сегодня мы продолжаем осваивать правила  русского языка. Определим тему урока. Какая буква лишняя в первом ряду и почему?
с п б з ч                       
- Во втором?
к  р н л
- Какое сочетание можно составить из двух лишних букв? (ЧК)
- Найдите две лишние буквы в этих двух рядах и составьте из лишних букв еще одно сочетание. (ЧН)                                           г в д з ч                       к с п н т

- Назовите еще раз те два сочетания, которые у нас получились.
- Сформулируйте тему этого урока русского языка. (Правописание слов с сочетаниями ЧК, ЧН).
- Какую цель на этом уроке  мы себе поставим?
- Итак, цель нашего урока – закрепить   правописание слов с сочетаниями  ЧК, ЧН. Как пишутся эти буквы мы узнаем из ваших сказок, которые вы сочинили дома (дети читают сказки)
6. Работа по теме урока.

- Мы продолжаем путешествовать вместе с Колобком.
Вдруг наш шалунишка
Повстречал зайчишку,
Зайчик спрашивает:
«А ты кто?» 
Я — Колобок,
Румяный бок! Съешь меня!
3айчик отвечает:.
«Я очень люблю пирожки с капустой и морковкой. А ты с какой начинкой?» 
«У меня нет начинки» - отвечает Колобок.
«Ну, тогда я тебя есть не буду» -
сказал зайчик и поскакал дальше, оставив колобку задание.
а) Постановка учебной проблемы.
-  Игра «Кто первый?» Составить слова (по рядам) (Слайд)

Пальчиковая гимнастика
Отправился колобок дальше.
Прикатился по дороге Волку серому под ноги.

А он ему тоже задание приготовил.
-
остановка  «Запоминай-ка». А сейчас мы проверим,  кто быстрее всех читает, и слова запоминает (слайд). Прочитаем хором.
Ёлочка и белочка,
щучка, тучка, стрелочка,
бочка, почка, спичка,
речка, ручка, птичка,
шуточка, минуточка,
дочка, прибауточка,
свечка, печка, строчка,
булочка и точка.
- Прочитайте слова несколько раз, постарайтесь запомнить как можно больше и записать их по памяти в тетрадь (на запоминание 30 секунд).
а) записать слова по памяти;
б) проверка по одному ученику каждого ряда  произносят, не повторяясь.
- Покатился Колобок кувырком
Через рощу прямиком.
Долго ль, коротко ль катился, —
На опушке очутился.
Там на пне Лиса сидела
И на солнце хвостик грела.

- Она тоже для колобка приготовила задание. 

Записать слова  в  два столбика (индивидуальная работа )

Печ(?)ка,   печ(?)ник,  соч(?)ный,  удоч(?)ка, ноч(?)ка, точ(?)но, точ(?)ка, сроч(?)но.

Остальные – письмо под диктовку: отгадать загадки и записать отгадки :

  1. От цветка к цветку порхает

Утогмится – отдыхает (бабочка)

  1. Смастерили из досок

И надели поясок

И хранит посуда эта

С грядки собранное лето (бочка)

  1. Что такое перед нами?

Две оглобли перед вами,

 На глазах по колесу

И сиделка на носу. (очки)

  1. По полю ходила

Клювиком водила,

След свой оставила

Точечки поставила (ручка)

       5.  В избе – изба,
            На избе – труба.
           Зашумело в избе,
           Загудело в трубе.
          Видит пламя народ,
         А тушить не идет. (печка)

    6.  Я прихожу с подарками, блещу огнями яркими,
        Нарядная, забавная, на Новый год я - главная. (елочка)

Физминутка                                                                                                                                                                       У нас славная осанка
Мы свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдем тихо, как лисята,
А вот если надоест,
То пойдем все косолапо,
Как медведи ходят в лес!

- Вышел Потапыч навстречу,
Повел такие он речи.
Пришло мне много писем, да только  мне их все  не прочитать. Поможем ему? Откройте конверты. Что в нем?  Оказывается надо выполнить задание.
 остановка  «Почтовая»  (Самостоятельная работа)


1 уровень.
- Списать слова, вставляя сочетания чк, чн. Самопроверка
 Моло…ный, но…ка, бело…ка, то…ный, шуто…ка, стро…ка, бабо…ка.
2 уровень.
- Подчёркнутые слова изменить так, чтобы в них появилось сочетание чк или чн.
Кормить белку, выпить молока, доброе сердце, красивая свеча, нарисовать собаку, поймать щуку.
3 уровень.
- Исправить ошибки. Списать грамотно. Яичьница, конечьный,  прозрачный, срочьный, ласточка, точька, дочька, речной.
Работаем самостоятельно каждый со своей карточкой.

 Гимнастика для глаз

Работа над правильным произношением слов.

-         Мы учились писать слова с сочетаниями чн, чк, а теперь поучимся говорить правильно.

Очень часто слова конечно, нарочно, скучно, яичница

     люди произносят неверно скучно, а нужно скушно.

-         Давайте все вместе прочитаем слова хором правильно, заменив звук ч на звук ш.

-         Какое сочетания в этих словах?

-         Как оно пишутся?


остановка  «Итоговая». Следующее задание.

Я называю предмет, а вы произносите его название ласково и это слово

Записываете с красной строки и подчеркиваете сочетания.

Белка

Елка

Рука

Яблоко

Собака

      Проверьте.

     МОЛОДЦЫ.

7.Итог  урока.

        Чему учились на уроке?

        Зачем нам это нужно?(Чтобы быть грамотными)

        Давайте ещё раз все вместе повторим правило о написания сочетаний чн,чк.

        Вы сегодня на уроке оценивали себя сами, друг друга, но а сейчас сдайте тетради я проверю ваши работы ещё раз и выставлю оценки всем в журнал.

Домашнее задание.240

8.Рефлексия. Собирание цветка (слайд).

- Мы с вами хорошо поработали. Перед вами волшебный цветок. Он расцветёт цветом вашего настроения.

Самооценка

- На этом наше путешествие закончилось..До следующих увлекательных путешествий по стране Знаний русского языка!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Сочетание ЧК-ЧН"»

Урок русского языка во 2 классе


Учитель: Рычер Надежда Карловна


Тема: «Сочетания ЧК – ЧН»

Цель:

Обучающие: закреплять навыки правописания слов с  сочетаниями чн, чк, .

Развивающие: развивать орфографическую зоркость учащихся, правильную речь, умение выражать свои мысли при изучении языковых явлений, память, мышление.

Воспитывающие: воспитывать культуру общения в микрогруппах, соблюдая правила работы.



Оборудование: карточки для индивидуальной работы, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока

1.Оргмомент.
- Ребята, у нас сегодня гости, поздоровайтесь с ними!
2.  Психологический настрой на работу
Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
Все к работе приступаем
- Пожалуйста, садитесь. Настроимся на работу на уроке.

-Покажите умные глазки, ровные спинки.

-Повернулись, поздоровались с гостями, улыбнулись от души

-Повернулись. Готовы ли мы к уроку?

Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится!
- У нас сегодня не совсем обычный урок, а урок – путешествие. А отправимся мы в путешествие с известным сказочным персонажем. Отгадайте же с кем.
Ох, пахуч, румяный бок
Славный вышел ….. (колобо
к)

Вводная гимнастика. Запись числа

 Испекла бабушка колобок, положила его на подоконник, чтобы он остыл, а сама ушла. Непоседе колобку стыть бы на окошке, но решил он на бегу поразмять две ножки.
Здесь меня никто не съест,
Сбегаю-ка быстро в лес – подумал колобок.
Прыг с окошка — и в лесок
Покатился Колобок.
Мимо елок и берез,
Мимо бабочек, стрекоз.
Устал, сделал остановку. Но не знал колобок, что каждая остановка или встреча с кем-то готовит ему задание. Итак, первая остановка. «минутка чистописания ». Какое задание может ждать колобка на этой остановке?
3. Минутка чистописания

В минутке чистописания мы запишем сочетание двух букв.

Первая  буква обозначает:

- согласный, глухой, непарный звук,

- он всегда мягкий,

- он есть в словах: ученик, удача.

запишите строчные буквы ЧК в соединении.

На второй строчке записывают пословицу и работают над смысловым её пониманием.

Ученику – удача, учителю – радость.

4. Орфографическая минутка Учащимся каждой группы выдаётся конверт с  карточками, на которых записаны разбросанные буквы.

-Составьте слова,  используя все буквы и запишите их. (работа в группах)

- Тетрадь, карандаш, портфель.

- Что объединяет данные слова?

- Все слова на тему школа, школьные принадлежности.

Все слова из словарика, правописание слов которых необходимо запомнить.

- Сегодня мы изучим правописание  ещё одного слова из словарика.

«В нашем классе их 11, они любят делать красивые причёски и модно одеваться»

Девочка.

Запишите слово и разберите его (Поставь в слове ударение.Подчеркни буквы, которые необходимо запомнить.)

5. Постановка темы и цели урока.
- Сегодня мы продолжаем осваивать правила  русского языка. Определим тему урока. Какая буква лишняя в первом ряду и почему?
с п б з ч                       
- Во втором?
к р н л
- Какое сочетание можно составить из двух лишних букв? (ЧК)
- Найдите две лишние буквы в этих двух рядах и составьте из лишних букв еще одно сочетание. (ЧН)                 г в д з ч                       к с п н т

- Назовите еще раз те два сочетания, которые у нас получились.
- Сформулируйте тему этого урока русского языка. (Правописание слов с сочетаниями ЧК, ЧН).
- Какую цель на этом уроке  мы себе поставим?
- Итак, цель нашего урока – закрепить правописание слов с сочетаниями  ЧК, ЧН . Как пишутся эти буквы мы узнаем из ваших сказок, которые вы сочинили дома (дети читают сказки)
6. Работа по теме урока.
- Мы продолжаем путешествовать вместе с Колобком.
Вдруг наш шалунишка
Повстречал зайчишку,
Зайчик спрашивает:
«А ты кто?» 
Я — Колобок,
Румяный бок! Съешь меня!
3айчик отвечает:.
«Я очень люблю пирожки с капустой и морковкой. А ты с какой начинкой?» 
«У меня нет начинки» - отвечает Колобок.
«Ну, тогда я тебя есть не буду» -
сказал зайчик и поскакал дальше, оставив колобку задание.
а) Постановка учебной проблемы.
- Игра «Кто первый?» Составить слова (по рядам) (Слайд)


Пальчиковая гимнастика
Отправился колобок дальше.
Прикатился по дороге Волку серому под ноги.

А он ему тоже задание приготовил.
-
остановка «Запоминай-ка». А сейчас мы проверим,  кто быстрее всех читает, и слова запоминает (слайд). Прочитаем хором.
Ёлочка и белочка,
щучка, тучка, стрелочка,
бочка, почка, спичка,
речка, ручка, птичка,
шуточка, минуточка,
дочка, прибауточка,
свечка, печка, строчка,
булочка и точка.
- Прочитайте слова несколько раз, постарайтесь запомнить как можно больше и записать их по памяти в тетрадь (на запоминание 30 секунд).
а) записать слова по памяти;
б) проверка по одному ученику каждого ряда  произносят, не повторяясь.
- Покатился Колобок кувырком
Через рощу прямиком.
Долго ль, коротко ль катился, —
На опушке очутился.
Там на пне Лиса сидела
И на солнце хвостик грела.

- Она тоже для колобка приготовила задание. 

Записать слова в два столбика (индивидуальная работа )

Печ(?)ка,   печ(?)ник,  соч(?)ный,  удоч(?)ка, ноч(?)ка, точ(?)но, точ(?)ка, сроч(?)но.

Остальные – письмо под диктовку: отгадать загадки и записать отгадки :

  1. От цветка к цветку порхает

Утогмится – отдыхает (бабочка)

  1. Смастерили из досок

И надели поясок

И хранит посуда эта

С грядки собранное лето (бочка)

  1. Что такое перед нами?

Две оглобли перед вами,

На глазах по колесу

И сиделка на носу. (очки)

  1. По полю ходила

Клювиком водила,

След свой оставила

Точечки поставила (ручка)

5. В избе – изба,
На избе – труба.
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идет. (печка)

6. Я прихожу с подарками, блещу огнями яркими,
  Нарядная, забавная, на Новый год я - главная. (елочка)

Физминутка У нас славная осанка
Мы свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдем тихо, как лисята,
А вот если надоест,
То пойдем все косолапо,
Как медведи ходят в лес!

- Вышел Потапыч навстречу,
Повел такие он речи.
Пришло мне много писем, да только  мне их все  не прочитать. Поможем ему? Откройте конверты. Что в нем?  Оказывается надо выполнить задание.
 остановка «Почтовая»  (Самостоятельная работа)


1 уровень.
- Списать слова, вставляя сочетания чк, чн. Самопроверка
 Моло…ный, но…ка, бело…ка, то…ный, шуто…ка, стро…ка, бабо…ка.
2 уровень.
- Подчёркнутые слова изменить так, чтобы в них появилось сочетание чк или чн.
Кормить белку, выпить молока, доброе сердце, красивая свеча, нарисовать собаку, поймать щуку.
3 уровень.
- Исправить ошибки. Списать грамотно. Яичьница, конечьный,  прозрачный, срочьный, ласточка, точька, дочька, речной.
Работаем самостоятельно каждый со своей карточкой.

Гимнастика для глаз

Работа над правильным произношением слов.

-         Мы учились писать слова с сочетаниями чн, чк, а теперь поучимся говорить правильно.

Очень часто слова конечно, нарочно, скучно, яичница

     люди произносят неверно скучно, а нужно скушно.

-         Давайте все вместе прочитаем слова хором правильно, заменив звук ч на звук ш.

-         Какое сочетания в этих словах?

-         Как оно пишутся?


остановка «Итоговая». Следующее задание.

Я называю предмет, а вы произносите его название ласково и это слово

Записываете с красной строки и подчеркиваете сочетания.

Белка

Елка

Рука

Яблоко

Собака

      Проверьте.

     МОЛОДЦЫ.

7..Итог урока.

        Чему учились на уроке?

 Зачем нам это нужно?(Чтобы быть грамотными)

        Давайте ещё раз все вместе повторим правило о написания сочетаний чн,чк.

        Вы сегодня на уроке оценивали себя сами, друг друга, но а сейчас сдайте тетради я проверю ваши работы ещё раз и выставлю оценки всем в журнал.

Домашнее задание.240


8.Рефлексия . Собирание цветка (слайд).

- Мы с вами хорошо поработали. Перед вами волшебный цветок. Он расцветёт цветом вашего настроения.

Самооценка


- На этом наше путешествие закончилось. .До следующих увлекательных путешествий по стране Знаний русского языка!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка "Сочетание ЧК-ЧН"

Автор: Рычер Надежда Карловна

Дата: 20.10.2016

Номер свидетельства: 350903

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Конспект урока на тему "Сочетания чк - чн" "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-na-tiemu-sochietaniia-chk-chn"
    ["file_id"] => string(6) "223086"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1437220575"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства