Урок русского языка во 2 классе
Учитель: Рычер Надежда Карловна
Тема: «Сочетания ЧК – ЧН»
Цель:
Обучающие: закреплять навыки правописания слов с сочетаниями чн, чк,.
Развивающие: развивать орфографическую зоркость учащихся, правильную речь, умение выражать свои мысли при изучении языковых явлений, память, мышление.
Воспитывающие: воспитывать культуру общения в микрогруппах, соблюдая правила работы.
Оборудование: карточки для индивидуальной работы, мультимедийный проектор, экран.
Ход урока
1.Оргмомент.
- Ребята, у нас сегодня гости, поздоровайтесь с ними!
2. Психологический настрой на работу
Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
Все к работе приступаем
- Пожалуйста, садитесь. Настроимся на работу на уроке.
-Покажите умные глазки, ровные спинки.
-Повернулись, поздоровались с гостями, улыбнулись от души
-Повернулись. Готовы ли мы к уроку?
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится!
- У нас сегодня не совсем обычный урок, а урок – путешествие. А отправимся мы в путешествие с известным сказочным персонажем. Отгадайте же с кем.
Ох, пахуч, румяный бок
Славный вышел …. (колобок)
Вводная гимнастика. Запись числа
Испекла бабушка колобок, положила его на подоконник, чтобы он остыл, а сама ушла. Непоседе колобку стыть бы на окошке, но решил он на бегу поразмять две ножки.
Здесь меня никто не съест,
Сбегаю-ка быстро в лес – подумал колобок.
Прыг с окошка — и в лесок
Покатился Колобок.
Мимо елок и берез,
Мимо бабочек, стрекоз.
Устал, сделал остановку. Но не знал колобок, что каждая остановка или встреча с кем-то готовит ему задание. Итак, первая остановка. «минутка чистописания ». Какое задание может ждать колобка на этой остановке?
3. Минутка чистописания
В минутке чистописания мы запишем сочетание двух букв.
Первая буква обозначает:
- согласный, глухой, непарный звук,
- он всегда мягкий,
- он есть в словах: ученик, удача.
запишите строчные буквы ЧК в соединении.
На второй строчке записывают пословицу и работают над смысловым её пониманием.
Ученику – удача, учителю – радость.
4. Орфографическая минутка Учащимся каждой группы выдаётся конверт с карточками, на которых записаны разбросанные буквы.
-Составьте слова, используя все буквы и запишите их. (работа в группах)
- Тетрадь, карандаш, портфель.
- Что объединяет данные слова?
- Все слова на тему школа, школьные принадлежности.
Все слова из словарика, правописание слов которых необходимо запомнить.
- Сегодня мы изучим правописание ещё одного слова из словарика.
«В нашем классе их 11, они любят делать красивые причёски и модно одеваться»
Девочка.
Запишите слово и разберите его (Поставь в слове ударение.Подчеркни буквы, которые необходимо запомнить.)
5. Постановка темы и цели урока.
- Сегодня мы продолжаем осваивать правила русского языка. Определим тему урока. Какая буква лишняя в первом ряду и почему?
с п б з ч
- Во втором?
к р н л
- Какое сочетание можно составить из двух лишних букв? (ЧК)
- Найдите две лишние буквы в этих двух рядах и составьте из лишних букв еще одно сочетание. (ЧН) г в д з ч к с п н т
- Назовите еще раз те два сочетания, которые у нас получились.
- Сформулируйте тему этого урока русского языка. (Правописание слов с сочетаниями ЧК, ЧН).
- Какую цель на этом уроке мы себе поставим?
- Итак, цель нашего урока – закрепить правописание слов с сочетаниями ЧК, ЧН. Как пишутся эти буквы мы узнаем из ваших сказок, которые вы сочинили дома (дети читают сказки)
6. Работа по теме урока.
- Мы продолжаем путешествовать вместе с Колобком.
Вдруг наш шалунишка
Повстречал зайчишку,
Зайчик спрашивает:
«А ты кто?»
Я — Колобок,
Румяный бок! Съешь меня!
3айчик отвечает:.
«Я очень люблю пирожки с капустой и морковкой. А ты с какой начинкой?»
«У меня нет начинки» - отвечает Колобок.
«Ну, тогда я тебя есть не буду» -
сказал зайчик и поскакал дальше, оставив колобку задание.
а) Постановка учебной проблемы.
- Игра «Кто первый?» Составить слова (по рядам) (Слайд)
Пальчиковая гимнастика
Отправился колобок дальше.
Прикатился по дороге Волку серому под ноги.
А он ему тоже задание приготовил.
- остановка «Запоминай-ка». А сейчас мы проверим, кто быстрее всех читает, и слова запоминает (слайд). Прочитаем хором.
Ёлочка и белочка,
щучка, тучка, стрелочка,
бочка, почка, спичка,
речка, ручка, птичка,
шуточка, минуточка,
дочка, прибауточка,
свечка, печка, строчка,
булочка и точка.
- Прочитайте слова несколько раз, постарайтесь запомнить как можно больше и записать их по памяти в тетрадь (на запоминание 30 секунд).
а) записать слова по памяти;
б) проверка по одному ученику каждого ряда произносят, не повторяясь.
- Покатился Колобок кувырком
Через рощу прямиком.
Долго ль, коротко ль катился, —
На опушке очутился.
Там на пне Лиса сидела
И на солнце хвостик грела.
- Она тоже для колобка приготовила задание.
Записать слова в два столбика (индивидуальная работа )
Печ(?)ка, печ(?)ник, соч(?)ный, удоч(?)ка, ноч(?)ка, точ(?)но, точ(?)ка, сроч(?)но.
Остальные – письмо под диктовку: отгадать загадки и записать отгадки :
- От цветка к цветку порхает
Утогмится – отдыхает (бабочка)
- Смастерили из досок
И надели поясок
И хранит посуда эта
С грядки собранное лето (бочка)
- Что такое перед нами?
Две оглобли перед вами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу. (очки)
- По полю ходила
Клювиком водила,
След свой оставила
Точечки поставила (ручка)
5. В избе – изба,
На избе – труба.
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идет. (печка)
6. Я прихожу с подарками, блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная, на Новый год я - главная. (елочка)
Физминутка У нас славная осанка
Мы свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдем тихо, как лисята,
А вот если надоест,
То пойдем все косолапо,
Как медведи ходят в лес!
- Вышел Потапыч навстречу,
Повел такие он речи.
Пришло мне много писем, да только мне их все не прочитать. Поможем ему? Откройте конверты. Что в нем? Оказывается надо выполнить задание.
остановка «Почтовая» (Самостоятельная работа)
1 уровень.
- Списать слова, вставляя сочетания чк, чн. Самопроверка
Моло…ный, но…ка, бело…ка, то…ный, шуто…ка, стро…ка, бабо…ка.
2 уровень.
- Подчёркнутые слова изменить так, чтобы в них появилось сочетание чк или чн.
Кормить белку, выпить молока, доброе сердце, красивая свеча, нарисовать собаку, поймать щуку.
3 уровень.
- Исправить ошибки. Списать грамотно. Яичьница, конечьный, прозрачный, срочьный, ласточка, точька, дочька, речной.
Работаем самостоятельно каждый со своей карточкой.
Гимнастика для глаз
Работа над правильным произношением слов.
- Мы учились писать слова с сочетаниями чн, чк, а теперь поучимся говорить правильно.
Очень часто слова конечно, нарочно, скучно, яичница
люди произносят неверно скучно, а нужно скушно.
- Давайте все вместе прочитаем слова хором правильно, заменив звук ч на звук ш.
- Какое сочетания в этих словах?
- Как оно пишутся?
остановка «Итоговая». Следующее задание.
Я называю предмет, а вы произносите его название ласково и это слово
Записываете с красной строки и подчеркиваете сочетания.
Белка
Елка
Рука
Яблоко
Собака
Проверьте.
МОЛОДЦЫ.
7.Итог урока.
Чему учились на уроке?
Зачем нам это нужно?(Чтобы быть грамотными)
Давайте ещё раз все вместе повторим правило о написания сочетаний чн,чк.
Вы сегодня на уроке оценивали себя сами, друг друга, но а сейчас сдайте тетради я проверю ваши работы ещё раз и выставлю оценки всем в журнал.
Домашнее задание.240
8.Рефлексия. Собирание цветка (слайд).
- Мы с вами хорошо поработали. Перед вами волшебный цветок. Он расцветёт цветом вашего настроения.
Самооценка
- На этом наше путешествие закончилось..До следующих увлекательных путешествий по стране Знаний русского языка!