План - конспект урока.
1 этап. Самоопределение к деятельности. (1-2 мин)
Цель: включение уч-ся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что этот урок проведу вместе с вами Давайте настроимся на урок, улыбнемся друг другу и пожелаем всем успеха. А для начала определите ваше настроение в начале урока и отметьте это в вашей карточке
2 этап. Актуализация знаний. Мотивация. Возникновение проблемной ситуации. (4-5 мин)
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности.
- Фронтальная работа.
И еще раз – здравствуйте! Как мне приятно произносить это слово, а еще более приятно слышать его каждый день. (СЛАЙД 1)
_--А вам? Почему?
--- А еще я очень люблю, когда меня с чем-нибудь поздравляют.
----А вы? Почему? (СЛАЙД 1, щелчок)
----Посмотрите на эти два слова. Есть ли в них что-либо общее? (СЛАЙД 1,щелчок)
Они оба имеют корень –здрав-, -здравл- и по своему значению и происхождению связаны со словом «Здоровье»
Итак, эти три слова являются однокоренными. Но почему же корни их так не похожи друг на друга?
Действительно, в них происходит чередование. Это чередование очень интересное, так связано с историей нашего народа и с историей языка. Поэтому его называют историческим чередованием.
---Как вы думаете, какова цель нашего урока?
---Верно, главная цель – познакомиться с этими чередованиями, научиться видеть их в словах, правильно писать, знать, как применять в речи.
3 этап. «Открытие нового знания»(7-8 мин)
Цель: решение устной задачи и обсуждение проекта ее решения.
Парная работа.
- Для того чтобы познакомиться с этими чередованиями, я вам предлагаю небольшой текст (у каждого распечатка). Прочитайте его про себя и решите, что вам уже было известно, что вы открыли для себя нового. Можете для удобства пользоваться условными обозначениями: «v» - уже знакомо, «+» - это для меня ново, «-« - думал иначе.
Полногласные и неполногласные сочетания
Найдите похожие слова в предложении Вратарь замер в воротах, готовясь отбить мяч. Вы, конечно, догадались: похожие слова - вратарь и ворота. И в то же время они немножко разные: в одном буквосочетание -
ра-, в другом-- оро-. Первое -коротенькое, как бы неполное по сравнению со вторым. Первое называется непол-
ногласным, второе - полногласным.
Откуда взялись в русском языке такие полногласные и неполногласные пары? Они выросли из старинной дружбы русского языка с другим славянским языком. Тысячу лет назад на русской земле появились первые книги, переведенные с греческого языка на язык, который теперь называют старославянским. Он был понятен русским людям. В этом языке встречалось много слов с неполногласными сочетаниями: глава, глас, град, врата. Они «прижились» в нашем языке и «построились в пары» с нашими словами: голова, голос, город, ворота. Так появилась в нашей речи полногласные и неполногласные сочетания.
-оро- - -ра- ворота— вратарь -ере- - -ре- дерево - древо
-оло- - -ла- голова— глава -оло- - -ле- молоко-млекопитающее
град (старослав.) – город (русск.), здравие (старослав.) – здоровье (русск.);
глас (старослав.) – голос (русск.), злато (старослав.) – золото (русск.);
брег (старослав.) – берег (русск.), пред (старослав.) – перед (русск.);
шлем (старослав.) – шелом, ошеломить (русск.), млеко (старослав.) – молоко (русск.).
Такие сочетания не надо проверять ударением! Их просто надо уметь видеть, узнавать.
О полногласии или неполногласии мы говорим тогда, когда у слова есть пара.
Например: Птицы ворон и ворона относятся к семейству врановых. У слова вра-новые есть полногласные "родственники". А у слова трава нет "родственника" "то-рова", значит, нет и неполногласного сочетания. У слова берег есть "родственники" брег, прибрежный. А у слов берет, череп нет "родственников" "брет" или "чред" Значит, нет и полногласных сочетаний.
- Продолжите фразу: Я знал, что… Оказывается, что…
-Итак, запишем число, тему урока: «Чередование полногласных и неполногласных сочетаний в корне слов. (СЛАЙД 2)
Запишите в тетрадь схему чередования полногласий и неполногласий, которые вы запомнили.
4 этап. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи (4-5мин).
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного конспекта.
Парная работа.
Выпишите однокоренные слова-братья. Подчеркните чередующиеся сочетания звуков. Например, ворота – вратарь.
Чья пара справиться быстрее и найдет все слова?
Огород, страна, платье, согласный (звук), полотно, молоко, здравствуйте, середина, голос, младенец, облако, молодежь, среда, оболочка, сторона, ограда, млекопитающее, здоровье.
Проверим (СЛАЙД 3) – самопроверка.
Сенсорные касания + физкультминутка.
Вы, наверное, устали? Давайте немного отдохнем. Как вы оцените работу класса на уроке? Тогда коснитесь друг друга ладошками и похвалите, пожелайте здоровья, поздравьте с успехом. Пройдите по классу к тому, кого хотели бы тоже похвалить или подбодрить. Садимся по своим местам и продолжим работу.
5 этап. Включение нового знания в систему знаний и повторение. (7-8 мин)
Цель: осознание того, где могут пригодиться знания по нахождению сочетаний.
Продолжим работу. Вы хорошо справились с предыдущим заданием и нашли все пары слов с чередованием.
----Скажите, а для чего нам нужно узнавать эти сочетания?
--Да, чтобы правильно их писать. Попробуйте вставить пропущенные буквы, объясняя свой выбор.
Вставьте пропущенные буквы
чужая ст___р___на
отворить в___рота
спросить о зд___ровье
ст___р___жить вход
к___роткая память
д___р___гой друг
свежее м___л___ко
ч___р___дования в корнях
6 этап. Этап применения знаний.
Одному ученику так понравились слова с такими чередованиями, что в своем сочинении он написал такое предложение: «Царские хоромы охранял сторож». Но одно слово он употребил неуместно. Как вы думаете, какое?
Да, слово «сторож» более современное, здесь должно быть слово однокоренное, но с неполногласием – «страж».
---А вы сможете придумать предложение, где бы встретились слова с таким чередованием? Я предлагаю вам собраться в небольшую группу (по 4 чел) и сделать это. Прочитайте вслух.
7 этап. Контроль и самоконтроль.
Закончите высказывания.
- Сочетаниями в корне -оро-, -оло-, -ере- называются...
- Если в корне есть сочетания ..., ..., ..., ..., они называются неполногласными.
- Слова глас и голос – братья, потому что...
- В слове охл..дить в корне надо писать гласный ..., так как...
- Приметой старославянизмов являются …..сочетания, а приметой исконно русских слов являются….. сочетания.
- Слова брат, трава не имеют неполногласия, так как
- 8 этап. Домашнее задание (дифференцированное).
1. Найти в Прологе к поэме «Руслана и Людмила» А.С.Пушкина слова с неполногласием. Сделать вывод об их роли в художественном тексте.
2. Используя, этимологический словарь рассказать о происхождении слов: смородина, ошеломить, вратарь.
3. Упр.
9 этап. Рефлексия учебной деятельности.
Цель: осознание учащимися своей УУД, оценка своей деятельности и деятельности коллектива.
- Вспомните, какую цель мы ставили перед с собой в начале урока? Достигли ее? Какую отметку вы бы поставили себе за работу на уроке? Оцените свою работу и отметьте это в заключительной табличке на вашей карточке.