kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 5 классе по теме "Полногласные и неполногласные сочетания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                              План - конспект урока.

 

           1 этап. Самоопределение к деятельности. (1-2 мин)

           Цель: включение уч-ся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что этот урок проведу вместе с вами Давайте настроимся на урок, улыбнемся друг другу и пожелаем всем успеха. А для начала определите ваше настроение в начале урока и отметьте это в вашей карточке

       2 этап. Актуализация знаний. Мотивация. Возникновение проблемной ситуации. (4-5 мин)

         Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в                                                       индивидуальной деятельности.

  1. Фронтальная работа.

И еще раз – здравствуйте! Как мне приятно произносить это слово, а еще более приятно слышать его каждый день. (СЛАЙД 1)

_--А вам? Почему?

--- А еще я очень люблю, когда меня с чем-нибудь поздравляют.

----А вы? Почему? (СЛАЙД 1, щелчок)

----Посмотрите на эти два слова. Есть ли в них что-либо общее? (СЛАЙД 1,щелчок)

Они оба имеют корень –здрав-, -здравл- и по своему значению и происхождению связаны со словом «Здоровье»

Итак, эти три слова являются однокоренными. Но почему же корни их так не похожи друг на друга?

Действительно, в них происходит чередование. Это чередование очень интересное, так связано с историей нашего народа и с историей языка. Поэтому его называют историческим чередованием.

---Как вы думаете, какова цель нашего урока?

---Верно, главная цель – познакомиться с этими чередованиями, научиться видеть их в словах, правильно писать, знать, как применять в речи.

3 этап. «Открытие нового знания»(7-8 мин)

Цель: решение устной задачи и обсуждение проекта ее решения.

Парная работа.

- Для того чтобы познакомиться с этими чередованиями,  я вам предлагаю  небольшой текст (у каждого распечатка). Прочитайте его про себя и решите, что вам уже было известно, что вы открыли для себя нового.  Можете для удобства пользоваться условными обозначениями: «v»  - уже знакомо, «+»  - это для меня ново, «-«  - думал иначе.

                                              Полногласные и неполногласные сочетания

Найдите похожие слова в предложении Вратарь замер в воротах, готовясь отбить мяч. Вы, конечно, догадались: похожие слова - вратарь и ворота. И в то же время они немножко разные: в одном буквосочетание -

ра-, в другом-- оро-. Первое -коротенькое, как бы неполное по сравнению со вторым. Первое называется непол-

ногласным, второе - полногласным.

Откуда взялись в русском языке такие полногласные и неполногласные пары? Они выросли из старинной дружбы русского языка с другим славянским языком. Тысячу лет назад на русской земле появились первые книги, переведенные с греческого языка на язык, который теперь называют старославянским. Он был понятен русским людям. В этом языке встречалось много слов с неполногласными сочетаниями: глава, глас, град, врата. Они «прижились» в нашем языке и «построились в пары» с нашими словами: голова, голос, город, ворота. Так появилась в нашей речи полногласные и неполногласные сочетания.

-оро- - -ра-                  ворота— вратарь                              -ере- - -ре-       дерево - древо

-оло- - -ла-                  голова—  глава                                  -оло- - -ле-      молоко-млекопитающее

град (старослав.) – город (русск.),                                                                здравие (старослав.) – здоровье (русск.);
глас (старослав.) – голос (русск.),                                                               злато (старослав.) – золото (русск.);
брег (старослав.) – берег (русск.),                                                                пред (старослав.) – перед (русск.);
шлем (старослав.) – шелом, ошеломить (русск.),                                       млеко (старослав.) – молоко (русск.).

Такие сочетания не надо проверять ударением! Их просто надо уметь видеть, узнавать.

О полногласии или неполногласии мы говорим тогда, когда у слова есть пара.

Например: Птицы ворон и ворона относятся к семейству врановых. У слова вра-новые есть полногласные "родственники". А у слова трава нет "родственника" "то-рова", значит, нет и неполногласного сочетания. У слова берег есть "родственники" брег, прибрежный. А у слов берет, череп нет "родственников" "брет" или "чред" Значит, нет и полногласных сочетаний.

 

- Продолжите фразу: Я знал, что…  Оказывается, что…

-Итак, запишем число, тему урока: «Чередование полногласных и неполногласных сочетаний в корне слов. (СЛАЙД 2)

Запишите в тетрадь схему чередования полногласий и неполногласий, которые вы запомнили.

4 этап. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи (4-5мин).

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного конспекта.

Парная работа.

Выпишите однокоренные слова-братья. Подчеркните чередующиеся сочетания звуков. Например, ворота – вратарь.

Чья пара справиться быстрее и найдет все слова?

Огород, страна, платье, согласный (звук), полотно, молоко, здравствуйте, середина, голос, младенец,  облако, молодежь, среда, оболочка, сторона, ограда,  млекопитающее, здоровье.

Проверим (СЛАЙД 3) – самопроверка.

Сенсорные касания + физкультминутка.

Вы, наверное, устали? Давайте немного отдохнем. Как вы оцените работу класса на уроке? Тогда коснитесь друг друга ладошками и похвалите, пожелайте здоровья, поздравьте с успехом.  Пройдите по классу к тому, кого хотели бы тоже похвалить или подбодрить. Садимся по своим местам и продолжим работу.

5 этап. Включение нового знания в систему знаний и повторение. (7-8 мин)

Цель: осознание того, где могут пригодиться знания по нахождению сочетаний.

Продолжим работу. Вы хорошо справились с предыдущим заданием и нашли все пары слов с чередованием.

----Скажите, а для чего нам нужно узнавать эти сочетания?

--Да, чтобы правильно их писать. Попробуйте вставить пропущенные буквы, объясняя свой выбор.

 

Вставьте пропущенные буквы

чужая ст___р___на

отворить в___рота

спросить о зд___ровье

ст___р___жить вход

к___роткая память

д___р___гой друг

свежее м___л___ко

ч___р___дования в корнях

 

6 этап. Этап применения знаний.

Одному ученику так понравились слова с такими чередованиями, что в своем сочинении он написал такое предложение: «Царские хоромы охранял сторож». Но одно слово он употребил неуместно. Как вы думаете, какое?

Да, слово «сторож» более современное, здесь должно быть слово однокоренное, но с неполногласием – «страж».

---А вы сможете придумать предложение, где бы встретились слова с таким чередованием? Я предлагаю вам собраться в небольшую группу (по 4 чел) и сделать это. Прочитайте вслух.

7 этап. Контроль и самоконтроль.

Закончите высказывания.

  1. Сочетаниями в корне -оро-, -оло-, -ере- называются...
  2. Если в корне есть сочетания ..., ..., ..., ..., они называются неполногласными.
  3.  Слова глас и голос – братья, потому что...
  4. В слове охл..дить в корне надо писать гласный ..., так как...
  5. Приметой старославянизмов являются …..сочетания, а приметой исконно русских слов являются….. сочетания.
  6. Слова брат, трава не имеют неполногласия, так как
  7. 8 этап. Домашнее задание (дифференцированное).

1.      Найти в Прологе к поэме «Руслана и Людмила» А.С.Пушкина слова с неполногласием. Сделать вывод об их роли в художественном тексте.

2.      Используя, этимологический словарь рассказать о происхождении слов: смородина, ошеломить, вратарь.

3.      Упр.

 

9 этап. Рефлексия учебной деятельности.

Цель: осознание учащимися своей УУД, оценка своей деятельности и деятельности коллектива.

- Вспомните, какую цель мы ставили перед с собой в начале урока? Достигли ее? Какую отметку вы бы поставили себе за работу на уроке? Оцените свою работу и отметьте это в заключительной табличке на вашей карточке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок русского языка в 5 классе по теме "Полногласные и неполногласные сочетания" »

Здравствуйте!  Здоровье  Поздравлять

Здравствуйте!

Здоровье

Поздравлять

Здравствуйте –  поздравлять –  здоровье.
  • Здравствуйте –
  • поздравлять –
  • здоровье.
Здрав ствуйте –  по здравл ять –  здоров ье.
  • Здрав ствуйте –
  • по здравл ять –
  • здоров ье.
Чередование …… и ……  сочетаний в корне.

Чередование …… и ……

сочетаний в корне.

Чередование полногласных и неполногласных  сочетаний
  • Чередование
  • полногласных и неполногласных
  • сочетаний
Сочетания, характерные Сочетания, характерные  для старославянского для русского  языка языка -РЕ-  Б РЕ Г -ЛЕ- М ЛЕ ЧНЫЙ -РА- В РА ТА -ЛА-  П ЛА ТЬЕ РА-  РА ВНЫЙ  ЛА-  ЛА ДЬЯ -ЕРЕ- Б ЕРЕ Г -ОЛО- М ОЛО КО -ОРО- В ОРО ТА -ОЛО- П ОЛО ТНО РО-  РО ВНЫЙ ЛО-  ЛО ДКА

Сочетания, характерные Сочетания, характерные для старославянского для русского языка языка

  • -РЕ- Б РЕ Г
  • -ЛЕ- М ЛЕ ЧНЫЙ
  • -РА- В РА ТА
  • -ЛА- П ЛА ТЬЕ
  • РА- РА ВНЫЙ
  • ЛА- ЛА ДЬЯ
  • -ЕРЕ- Б ЕРЕ Г
  • -ОЛО- М ОЛО КО
  • -ОРО- В ОРО ТА
  • -ОЛО- П ОЛО ТНО
  • РО- РО ВНЫЙ
  • ЛО- ЛО ДКА

А теперь проверьте себя…  Ог оро д – ог ра да П оло тно – п ла тье М оло ко – м ле копитающее С ере дина - с ре да Г оло с – сог ла сный (звук) М оло дежь – м ла денец Об оло чка – об ла ко Ст оро на – ст ра на Зд оро вье – зд ра вствуйте.

А теперь проверьте себя…

Ог оро д – ог ра да

П оло тно – п ла тье

М оло ко – м ле копитающее

С ере дина - с ре да

Г оло с – сог ла сный (звук)

М оло дежь – м ла денец

Об оло чка – об ла ко

Ст оро на – ст ра на

Зд оро вье – зд ра вствуйте.

Царские х оро мы ох ра нял ст оро ж.  Царские х оро мы ох ра нял ст ра жник .

Царские х оро мы ох ра нял ст оро ж.

Царские х оро мы ох ра нял ст ра жник .

Домашнее задание:

Домашнее задание:

  • 1.Упр.546 (устно), 547 (письменно)
  • 2. Найдите в «Прологе» к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»
  • слова с неполногласием, подберите к ним слова – братья с полногласием, запишите их. Сделайте вывод об их роли в художественном тексте.
  • 3. Используя этимологический словарь, расскажите о происхождении слов: смородина, ошеломить, вратарь . Свяжите эту информацию с новой темой.
Урок полезен , все понятно, Лишь кое-что чуть-чуть не ясно , Еще придется потрудиться. Да, трудно все-таки учиться!

Урок полезен , все понятно,

Лишь кое-что чуть-чуть не ясно ,

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

Зд оро вья  вам!

Зд оро вья

вам!

Отчего, обжигая горло, разбираю часами подряд Сочетания «оло» и «оро», «Вран» и «ворон», «молод» и «млад»? «Человек некий име два сына». Я прислушиваюсь к словам – Открывается в них Россия, Легендарная быль славян. Сто-ро-на. Го-ло-са. До-ро-га. Я усвоил твердо азы: С давних лет к открытости слога Тяготел славянский язык.  С. Крыжановский

Отчего, обжигая горло,

разбираю часами подряд

Сочетания «оло» и «оро»,

«Вран» и «ворон», «молод» и «млад»?

«Человек некий име два сына».

Я прислушиваюсь к словам –

Открывается в них Россия,

Легендарная быль славян.

Сто-ро-на.

Го-ло-са.

До-ро-га.

Я усвоил твердо азы:

С давних лет к открытости слога

Тяготел славянский язык.

С. Крыжановский


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
урок русского языка в 5 классе по теме "Полногласные и неполногласные сочетания"

Автор: Морозова Марина Владимировна

Дата: 09.10.2014

Номер свидетельства: 117743


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства