Оборудование и инструменты: Компьютер, проектор, аккордеон.
Ход урока:
1. Организационный момент (слайд №1);
2. Повторение:
1. Какие шипящие звуки вы знаете?
2. На какие две группы их можно разделить?
3. Что вы знаете о правописании букв, обозначающих твердые шипящие звуки?
4. Что вы знаете о правописании букв, обозначающих мягкие шипящие звуки?
3. Сообщение темы урока (слайд №2);
Учитель: Сегодня мы пополним наши знания о правописании букв, обозначающих мягкие шипящие согласные. Мы познакомимся с сочетаниями ЧК, ЧН в словах и потренируемся в написании таких слов.
(Слайд №3)
4. Чистописание:
чугун
добыча
счастье
Учитель: Какая буква чаще других встречается в сегодняшнем чистописании?
В сочетании с какими гласными мы должны помнить правописание буквы «ч»?
Подчеркните эти сочетания в данных словах.
5.Объяснение нового материала.
Учитель: Итак, чем же мы будем сегодня заниматься (слайд №4)?
На доске:
печка сочный
елочка печник
Учитель: Прочитайте. Что общего в написании между словами 1столбика
(2 столбика)?
Дайте характеристику звука «ч»
Нужно ли дополнительно обозначать мягкость согласного звука «ч» и почему?
Как написаны сочетания ЧК, ЧН в данных словах?
Кто может вывести нам правило из наших наблюдений?
Ответ: звук «ч» всегда мягкий, поэтому на письме его мягкость не обозначается. Сочетания ЧК, ЧН пишутся без мягкого знака.
(Учебник, страница 47, правило).
На доске (слайд 5):
кочка
речной
девочка
Учитель: Почему слово «девочка» выделено?
6. Физкультминутка
Движения под песню «Осенняя песенка» (дети поют и танцуют)
7. Закрепление пройденного материала.
Учитель: А сейчас, ребята, мы попробуем и записать сочетания слов, изменив слово в скобках по образцу.
На доске:
Образец: Быстрая (река) речка
Рыжие (белки), хитрая (лисица). Образец: (сказка) сказочный герой
(сок) арбуз, (удача) день
Фронтальная проверка (слайд 6)
8. Упражнение для развития письменной речи.
Сказка «Лисичка
со скалочкой» (слайд 7-9)
Шла лисичка по дорожке. Нашла скалочку. Постучалась в избу. Ее впустили. Легла лисичка-сестричка на лавочку. Скалочку спрятала под печку.
(послушав начало хорошо знакомой сказки, дети записывают ответы на вопросы, употребляя в них слова с сочетаниями ЧК и ЧН)
Вопросы:
1. Что нашла лисичка?
2. Где она легла спать?
3. Куда лисичка спрятала скалочку?
(ответы на вопросы дети записывают на доске и в тетрадях, подчеркивают сочетания ЧК и ЧН).
Физкультминутка для глаз (танец осеннего листочка) (слайд 11).
10.Работа с раздаточным материалом (карточки).
Учитель: Из этого стихотворения надо выписать слова с сочетаниями ЧК:
Прилетела к нам синичка,
Села прямо под окном.
Эту маленькую птичку
С нетерпением мы ждем
И чтоб ей полегче стало,
Ведь исчезли червячки,
Для нее кусочек сала мы повесим на сучки.
- Какие слова с сочетанием ЧК вы выписали?
«Синичка, птичку, червячки, кусочки, сучки»
11.Веселые рифмы
Учитель: (учащиеся хором повторяют за учителем):
Козочка, горочка
Тридцать три пригорочка!
Ой, ЧК! ЧК! ЧК!
Дочка, точка, звездочка,
Шуточка, минуточка
Булочка и строчка
Свечка, печка, точка!
Елочка и белочка
Речка, ручка, птичка.
Точный, шуточный, речной,
Знаем мы наверняка,
Как писать ЧН, ЧК.
12.Работа над правильным произношением (слайд 13).
Учитель: Очень часто слова конечно, нарочно, скучно люди произносят с [чн],
хотя правильное произношение с [шн].
- Сейчас мы с вами потренируемся правильно произносить эти слова на примере одного из стихотворений. (Дети повторяют за учителем).
Я, конечно, не нарочно
Затолкал кота в буфет.
И, конечно, не нарочно
Вазу мамину разбил
И уж вовсе не нарочно
На ковер кисель пролил...
Просто было очень скучно...
Но теперь-то я послушный!
13.Работа по учебникам.
Упр.84 страница 46 (по 1 слову с доски)
Бабочка, ручка, бочка, девочка, печка, очки.
14. Дидактическая игра (слайд 14)
На доске:
???почка
В этой почке нить накала (Лампочка) ??почка
Эта почка из металла (цепочка)
15. Итоги урока
Учитель: С какой новой орфограммой вы познакомились сегодня на уроке?
Почему в сочетаниях ЧК, ЧН не пишется мягкий знак?
Какие слова с новой орфограммой вы запомнили сегодня на уроке?
16. Домашнее задание: выучить правило, составить (устно) рассказ – сказку о школьной принадлежности (ручка); выполнить в тетрадях фонетический разбор слова ручка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Оборудование и инструменты: Компьютер, проектор, аккордеон.
Ход урока:
Организационный момент (слайд №1);
Повторение:
Какие шипящие звуки вы знаете?
На какие две группы их можно разделить?
Что вы знаете о правописании букв, обозначающих твердые шипящие звуки?
Что вы знаете о правописании букв, обозначающих мягкие шипящие звуки?
Сообщение темы урока (слайд №2);
Учитель: Сегодня мы пополним наши знания о правописании букв, обозначающих мягкие шипящие согласные. Мы познакомимся с сочетаниями ЧК, ЧН в словах и потренируемся в написании таких слов.
(Слайд №3)
Чистописание:
чугун
добыча
счастье
Учитель: Какая буква чаще других встречается в сегодняшнем чистописании?
В сочетании с какими гласными мы должны помнить правописание буквы «ч»?
Подчеркните эти сочетания в данных словах. 5.Объяснение нового материала.
Учитель: Итак, чем же мы будем сегодня заниматься (слайд №4)?
На доске:
печка сочный
елочка печник
Учитель: Прочитайте. Что общего в написании между словами 1столбика
(2 столбика)?
Дайте характеристику звука «ч»
Нужно ли дополнительно обозначать мягкость согласного звука «ч» и почему?
Как написаны сочетания ЧК, ЧН в данных словах?
Кто может вывести нам правило из наших наблюдений?
Ответ: звук «ч» всегда мягкий, поэтому на письме его мягкость не обозначается. Сочетания ЧК, ЧН пишутся без мягкого знака.
(Учебник, страница 47, правило).
На доске (слайд 5):
кочка
речной
девочка
Учитель: Почему слово «девочка» выделено?
Физкультминутка
Движения под песню «Осенняя песенка» (дети поют и танцуют)
Закрепление пройденного материала.
Учитель: А сейчас, ребята, мы попробуем и записать сочетания слов, изменив слово в скобках по образцу.
На доске:
Образец: Быстрая (река) речка
Рыжие (белки), хитрая (лисица). Образец: (сказка) сказочный герой
(сок) арбуз, (удача) день
Фронтальная проверка (слайд 6)
Упражнение для развития письменной речи.
Сказка «Лисичка
со скалочкой» (слайд 7-9)
Шла лисичка по дорожке. Нашла скалочку. Постучалась в избу. Ее впустили. Легла лисичка-сестричка на лавочку. Скалочку спрятала под печку.
(послушав начало хорошо знакомой сказки, дети записывают ответы на вопросы, употребляя в них слова с сочетаниями ЧК и ЧН)
Вопросы:
Что нашла лисичка?
Где она легла спать?
Куда лисичка спрятала скалочку?
(ответы на вопросы дети записывают на доске и в тетрадях, подчеркивают сочетания ЧК и ЧН).
Физкультминутка для глаз (танец осеннего листочка) (слайд 11).
10.Работа с раздаточным материалом (карточки).
Учитель: Из этого стихотворения надо выписать слова с сочетаниями ЧК:
Прилетела к нам синичка,
Села прямо под окном.
Эту маленькую птичку
С нетерпением мы ждем
И чтоб ей полегче стало,
Ведь исчезли червячки,
Для нее кусочек сала мы повесим на сучки.
- Какие слова с сочетанием ЧК вы выписали?
«Синичка, птичку, червячки, кусочки, сучки»
11.Веселые рифмы
Учитель: (учащиеся хором повторяют за учителем):
Козочка, горочка
Тридцать три пригорочка!
Ой, ЧК! ЧК! ЧК!
Дочка, точка, звездочка,
Шуточка, минуточка
Булочка и строчка
Свечка, печка, точка!
Елочка и белочка
Речка, ручка, птичка.
Точный, шуточный, речной,
Знаем мы наверняка,
Как писать ЧН, ЧК.
12.Работа над правильным произношением (слайд 13).
Учитель: Очень часто слова конечно, нарочно, скучно люди произносят с [чн],
хотя правильное произношение с [шн].
- Сейчас мы с вами потренируемся правильно произносить эти слова на примере одного из стихотворений. (Дети повторяют за учителем).
Я, конечно, не нарочно
Затолкал кота в буфет.
И, конечно, не нарочно
Вазу мамину разбил
И уж вовсе не нарочно
На ковер кисель пролил...
Просто было очень скучно...
Но теперь-то я послушный!
13.Работа по учебникам.
Упр.84 страница 46 (по 1 слову с доски)
Бабочка, ручка, бочка, девочка, печка, очки.
14. Дидактическая игра (слайд 14)
На доске:
□□□почка
В этой почке нить накала (Лампочка) □□почка
Эта почка из металла (цепочка)
15. Итоги урока
Учитель: С какой новой орфограммой вы познакомились сегодня на уроке?
Почему в сочетаниях ЧК, ЧН не пишется мягкий знак?
Какие слова с новой орфограммой вы запомнили сегодня на уроке?
16. Домашнее задание: выучить правило, составить (устно) рассказ – сказку о школьной принадлежности (ручка); выполнить в тетрадях фонетический разбор слова ручка.