kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока+ презентация на тему: Правописание сочетаний "чк" "чн".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Правописание ЧК, ЧН»

 Цели:

1.    Объяснить детям, почему в сочетании ЧК, ЧН не пишется мягкий знак;

2.     Развивать письменную речь, орфографическую зоркость, память, внимательность, мышление;

3.     Воспитание аккуратности при письме.

Оборудование и инструменты: Компьютер, проектор, аккордеон.

Ход урока:

1.     Организационный момент (слайд №1);

       2.     Повторение:

1.  Какие шипящие звуки вы знаете?

2.   На какие две группы их можно разделить?

3.   Что вы знаете о правописании букв, обозначающих твердые шипящие звуки?

4.   Что вы знаете о правописании букв, обозначающих мягкие шипящие звуки?

3.     Сообщение темы урока (слайд №2);

Учитель: Сегодня мы пополним наши знания о правописании букв, обозначающих мягкие шипящие согласные. Мы познакомимся с сочетаниями ЧК, ЧН в словах и потренируемся в написании таких слов.

(Слайд №3)

4.     Чистописание:

чугун

добыча

счастье

Учитель: Какая буква чаще других встречается в сегодняшнем чистописании?

В сочетании с какими гласными мы должны помнить правописание буквы «ч»?

Подчеркните эти сочетания в данных словах.                  

 5.Объяснение нового материала.

Учитель: Итак, чем же мы будем сегодня заниматься (слайд №4)?

На доске:

              печка                                    сочный

              елочка                                  печник

Учитель: Прочитайте. Что общего в написании между словами 1столбика

(2 столбика)?

Дайте характеристику звука «ч»

Нужно ли дополнительно обозначать мягкость согласного звука «ч» и почему?

Как написаны сочетания ЧК, ЧН в данных словах?

Кто может вывести нам правило из наших наблюдений?

Ответ: звук «ч» всегда мягкий, поэтому на письме его мягкость не обозначается. Сочетания ЧК, ЧН пишутся без мягкого знака.

(Учебник, страница 47, правило).

На доске (слайд 5):

кочка

речной

девочка

Учитель: Почему слово «девочка» выделено?

6.     Физкультминутка

Движения под песню «Осенняя песенка» (дети поют и танцуют)

7.     Закрепление пройденного материала.

Учитель: А сейчас, ребята, мы попробуем и записать сочетания слов, изменив слово в скобках по образцу.

На доске:

Образец: Быстрая (река) речка

Рыжие (белки), хитрая (лисица). Образец: (сказка) сказочный герой

(сок) арбуз, (удача) день

 Фронтальная проверка (слайд 6)

8.     Упражнение для развития письменной речи.

Сказка «Лисичка

со скалочкой» (слайд 7-9)

Шла лисичка по дорожке. Нашла скалочку. Постучалась в избу. Ее впустили. Легла лисичка-сестричка на лавочку. Скалочку спрятала под печку.

(послушав начало хорошо знакомой сказки, дети записывают ответы на вопросы, употребляя в них слова с сочетаниями ЧК и ЧН)

Вопросы:

1.    Что нашла лисичка?

2.      Где она легла спать?

3.     Куда лисичка спрятала скалочку?

(ответы на вопросы дети записывают на доске и в тетрадях, подчеркивают сочетания ЧК и ЧН).

Физкультминутка для глаз (танец осеннего листочка) (слайд 11).

10.Работа с раздаточным материалом (карточки).

Учитель: Из этого стихотворения надо выписать слова с сочетаниями ЧК:

Прилетела к нам синичка,

Села прямо под окном.

Эту маленькую птичку

С нетерпением мы ждем

И чтоб ей полегче стало,

Ведь исчезли червячки,

Для нее кусочек сала мы повесим на сучки.

- Какие слова с сочетанием ЧК вы выписали?

«Синичка, птичку, червячки, кусочки, сучки»

11.Веселые рифмы

Учитель: (учащиеся хором повторяют за учителем):

Козочка, горочка

Тридцать три пригорочка!

Ой, ЧК! ЧК! ЧК!

Дочка, точка, звездочка,

Шуточка, минуточка

Булочка и строчка

Свечка, печка, точка!

Елочка и белочка

Речка, ручка, птичка.

Точный, шуточный, речной,

Знаем мы наверняка,

Как писать ЧН, ЧК.

12.Работа над правильным произношением (слайд 13).

Учитель: Очень часто слова конечно, нарочно, скучно люди произносят с [чн],

хотя правильное произношение с [шн].

- Сейчас мы с вами потренируемся правильно произносить эти слова на примере одного из стихотворений. (Дети повторяют за учителем).

Я, конечно, не нарочно

Затолкал кота в буфет.

И, конечно, не нарочно

Вазу мамину разбил

И уж вовсе не нарочно

На ковер кисель пролил...

Просто было очень скучно...

Но теперь-то я послушный!

13.Работа  по учебникам.

Упр.84 страница 46 (по 1 слову с доски)

 Бабочка, ручка, бочка, девочка, печка, очки.

  14.  Дидактическая      игра (слайд 14)

На доске:

???почка

В этой почке нить накала (Лампочка) ??почка

Эта почка из металла (цепочка)

15.  Итоги      урока

Учитель: С какой новой орфограммой вы познакомились сегодня на уроке?

Почему в сочетаниях ЧК, ЧН не пишется мягкий знак?

Какие слова с новой орфограммой вы запомнили сегодня на уроке?

16. Домашнее задание: выучить правило, составить (устно) рассказ – сказку о школьной принадлежности (ручка); выполнить в тетрадях фонетический разбор слова ручка.

 

 

 

 

   

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока+ презентация на тему: Правописание сочетаний "чк" "чн". »


МОУ «Рыбницкая русская гимназия №1»


Открытый урок

русского языка во 2-ом классе

по теме: «Правописание

сочетаний ЧК, ЧН»





учителя I квалификационной

категории

Добровольской О.А





г. Рыбница, 2012г.


Тема: «Правописание ЧК, ЧН»

Цели:

  1. Объяснить детям, почему в сочетании ЧК, ЧН не пишется мягкий знак;

  2. Развивать письменную речь, орфографическую зоркость, память, внимательность, мышление;

  3. Воспитание аккуратности при письме.

Оборудование и инструменты: Компьютер, проектор, аккордеон.

Ход урока:

    1. Организационный момент (слайд №1);
















    1. Повторение:

      1. Какие шипящие звуки вы знаете?

      2. На какие две группы их можно разделить?

      3. Что вы знаете о правописании букв, обозначающих твердые шипящие звуки?

      4. Что вы знаете о правописании букв, обозначающих мягкие шипящие звуки?

    2. Сообщение темы урока (слайд №2);

Учитель: Сегодня мы пополним наши знания о правописании букв, обозначающих мягкие шипящие согласные. Мы познакомимся с сочетаниями ЧК, ЧН в словах и потренируемся в написании таких слов.


(Слайд №3)










  1. Чистописание:

чугун



добыча



счастье



Учитель: Какая буква чаще других встречается в сегодняшнем чистописании?

В сочетании с какими гласными мы должны помнить правописание буквы «ч»?

Подчеркните эти сочетания в данных словах. 5.Объяснение нового материала.



Учитель: Итак, чем же мы будем сегодня заниматься (слайд №4)?

На доске:

печка сочный

елочка печник

Учитель: Прочитайте. Что общего в написании между словами 1столбика

(2 столбика)?

Дайте характеристику звука «ч»

Нужно ли дополнительно обозначать мягкость согласного звука «ч» и почему?

Как написаны сочетания ЧК, ЧН в данных словах?

Кто может вывести нам правило из наших наблюдений?

Ответ: звук «ч» всегда мягкий, поэтому на письме его мягкость не обозначается. Сочетания ЧК, ЧН пишутся без мягкого знака.














(Учебник, страница 47, правило).

На доске (слайд 5):

кочка

речной

девочка

Учитель: Почему слово «девочка» выделено?

  1. Физкультминутка

Движения под песню «Осенняя песенка» (дети поют и танцуют)







  1. Закрепление пройденного материала.

Учитель: А сейчас, ребята, мы попробуем и записать сочетания слов, изменив слово в скобках по образцу.

На доске:

Образец: Быстрая (река) речка

Рыжие (белки), хитрая (лисица). Образец: (сказка) сказочный герой

(сок) арбуз, (удача) день

Фронтальная проверка (слайд 6)

  1. Упражнение для развития письменной речи.

Сказка «Лисичка

со скалочкой» (слайд 7-9)






Шла лисичка по дорожке. Нашла скалочку. Постучалась в избу. Ее впустили. Легла лисичка-сестричка на лавочку. Скалочку спрятала под печку.

(послушав начало хорошо знакомой сказки, дети записывают ответы на вопросы, употребляя в них слова с сочетаниями ЧК и ЧН)

Вопросы:

    1. Что нашла лисичка?

    2. Где она легла спать?

    3. Куда лисичка спрятала скалочку?

(ответы на вопросы дети записывают на доске и в тетрадях, подчеркивают сочетания ЧК и ЧН).















Физкультминутка для глаз (танец осеннего листочка) (слайд 11).






















10.Работа с раздаточным материалом (карточки).

Учитель: Из этого стихотворения надо выписать слова с сочетаниями ЧК:

Прилетела к нам синичка,

Села прямо под окном.

Эту маленькую птичку

С нетерпением мы ждем

И чтоб ей полегче стало,

Ведь исчезли червячки,

Для нее кусочек сала мы повесим на сучки.

- Какие слова с сочетанием ЧК вы выписали?

«Синичка, птичку, червячки, кусочки, сучки»



11.Веселые рифмы

Учитель: (учащиеся хором повторяют за учителем):

Козочка, горочка

Тридцать три пригорочка!

Ой, ЧК! ЧК! ЧК!

Дочка, точка, звездочка,

Шуточка, минуточка

Булочка и строчка

Свечка, печка, точка!

Елочка и белочка

Речка, ручка, птичка.

Точный, шуточный, речной,

Знаем мы наверняка,

Как писать ЧН, ЧК.

12.Работа над правильным произношением (слайд 13).

Учитель: Очень часто слова конечно, нарочно, скучно люди произносят с [чн],

хотя правильное произношение с [шн].

- Сейчас мы с вами потренируемся правильно произносить эти слова на примере одного из стихотворений. (Дети повторяют за учителем).

Я, конечно, не нарочно

Затолкал кота в буфет.

И, конечно, не нарочно

Вазу мамину разбил

И уж вовсе не нарочно

На ковер кисель пролил...

Просто было очень скучно...

Но теперь-то я послушный!

13.Работа по учебникам.





Упр.84 страница 46 (по 1 слову с доски)

Бабочка, ручка, бочка, девочка, печка, очки.

14. Дидактическая игра (слайд 14)

На доске:

□□□почка

В этой почке нить накала (Лампочка) □□почка

Эта почка из металла (цепочка)

15. Итоги урока

Учитель: С какой новой орфограммой вы познакомились сегодня на уроке?

Почему в сочетаниях ЧК, ЧН не пишется мягкий знак?

Какие слова с новой орфограммой вы запомнили сегодня на уроке?

16. Домашнее задание: выучить правило, составить (устно) рассказ – сказку о школьной принадлежности (ручка); выполнить в тетрадях фонетический разбор слова ручка.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Конспект урока+ презентация на тему: Правописание сочетаний "чк" "чн".

Автор: Добровольская Ольга Андреевна

Дата: 20.06.2014

Номер свидетельства: 107545

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Презентация и конспект урока на тему " Правописание тся и ться у глаголов" "
    ["seo_title"] => string(82) "priezientatsiia-i-konspiekt-uroka-na-tiemu-pravopisaniie-tsia-i-t-sia-u-ghlagholov"
    ["file_id"] => string(6) "155071"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421239437"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Конспект урока на тему "Сочетания чк - чн" "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-na-tiemu-sochietaniia-chk-chn"
    ["file_id"] => string(6) "223086"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1437220575"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "конспект урока  Lesson Study тема "Правописание сочетаний чк, чн" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-lesson-study-tiema-pravopisaniie-sochietanii-chk-chn"
    ["file_id"] => string(6) "166567"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422973878"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Правописание сочетаний -цы-, -ци-. Закрепление."
    ["seo_title"] => string(48) "pravopisaniie-sochietanii-tsy-tsi-zakrieplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "248644"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446746791"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект урока русского языка на тему :"Правописание сочетаний жи-ши"!"
    ["seo_title"] => string(70) "konspekt_uroka_russkogo_iazyka_na_temu_pravopisanie_sochetanii_zhi_shi"
    ["file_id"] => string(6) "542167"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1583753152"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства