Тема: Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.
Цель урока: повторение и углубление сведений о сложносочинённом предложении.
Оборудование: мультимедиапроектор.
Ход урока:
- Повторение.
- Какие предложения называются сложными?
- Какие сложными союзными?
- Какие называются ССП?
- На какие группы делятся ССП? (с соед. союзами: и, да, также, ни – ни; в них перечисляются явления.
С разделит. союзами: или, либо, то – то, не то – не то, то ли—то ли; указывается на чередование явлений.
С противительными союзами: а, но, да, однако, зато, же; одно явление противопоставлено другому.
Запись с объяснением знаков препинания:
1.Тёплый ветер гуляет по траве, гнёт деревья и поднимает пыль.
2.Веселее и громче всех смеялся сам студент, он же скорее всех и перестал.
3.Огонь в лампе дрогнул, потускнел, но через минуту снова разгорелся.
4.То ветер подует и тронет верхушки, то лягушки зашелестят в прошлогодней траве.
5.В короткие зимние дни здесь рано спускается сумрак, зато в начале лета неделями длятся немеркнущие белые ночи.
6.На улице моей то снег вздохнёт, то дождь проплещет.
ССП с разделительным союзом то – то; т.к. союз не одиночный, между двумя простыми предложениями с общим второстепенным членом запятая не ставится.
- Закрепление новой темы.
Поставить знаки препинания, ответить на вопросы:
Осенью постепенно опавшие листья устилают всё кругом, (1) и даже в безветренную погоду один за другим отрываются они от ветвей, (2) обнажая деревья, (3) и, (4) кружась, (5) будто в танце, (6) медленно падают на землю.
1.Выпишите слово(-а), правописание суффикса в котором определяется правилом: "Два Н пишется в отымённых прилагательных, образованных с помощью суффикса -ЕНН"
2.Выпишите слово(-а) где правописание суффикса определяется правилом: "В наречии на -о (-е) пишется столько Н, сколько было в прилагательном, от которого оно образовано".
3.Замените словосочетание «безветренную погоду», построенное основе, согласования синонимичным словосочетанием со связью управления. Напишите получившееся словосочетание. погода без ветра
4.Замените слово «медленно» в предложении стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. потихоньку
- Выпишите цифры, обозначающие запятые обособленном обстоятельстве. 23456
- Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между простыми предложениями, связанными сочинительной связью. 1
III. Домашнее задание: