kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.Способы их выражения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Формирование навыка определения смысловых отношений между частями ССП и способов их выражения. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.Способы их выражения.»

Урок русского языка в 9 классе.

Тема: Смысловые отношения между частями ССП. Способы их выражения.


Цели и задачи урока:

1) актуализация знаний учащихся, необходимых для восприятия нового материала;

2) повторение изученных ранее изобразительно-выразительных средств

языка;

3) формирование навыка определения смысловых отношений между частями ССП и способов их выражения;

4) формирование навыка составления ССП и употребления их в текстах собственного сочинения;

5) формирование у учащихся бережного отношения к родному языку, родному краю.


Ход урока.

Слово учителя.

- Задача каждого гражданина России – в совершенстве знать родной язык.

- Ребята, а как вы понимаете смысл сочетания «в совершенстве знать родной язык»?

(Уметь грамотно говорить и писать).

- Грамотно говорить мы учимся у мастеров слова. Обратимся к тексту нашего земляка Владимира Большакова. Оставляем строчку для заголовка. Записываем первое предложение с красной строки.

(запись под диктовку)

2. Работа с текстом.

На озеро Святое с отлетом птиц опускается необычная тишина. Ненастье. Часто дожди. Непогода господствует в природе. Вода озера приобретает какой-то свинцовый, невзрачный оттенок. Начинаются утренние заморозки. Трава стоит белая, пожухлая. Выглянет солнышко из-за тучи, немного погреет, и превратится иней в капельки воды. Словно слезы блестят. Плачет природа, прощаясь с летом.

Тишина необыкновенная. Только иногда нарушает ее падающий желудь с прибрежных дубов да негромко прошуршит лист, сорванный ветром. Скоро зима.

- О чем этот текст?

(Озеро осенью.)

-Как можно озаглавить текст?

(Озеро осенью.)

-Какое настроение создает этот текст?

(Настроение грусти, печали, даже безысходности)

-Почему?

(Озера осенью грустные, печальные.)

-Создать настроение грусти, печали помогают выразительные средства художественной речи, приведите примеры .

(Эпитеты (необычная тишина, пожухлая трава, необыкновенная тишина); сравнения (словно слезы блестят); олицетворения (непогода господствует, выглянет солнышко, плачет природа, прощаясь с летом); метафора (опускается тишина).

-Обратите внимание на предпоследнее предложение, послушайте его еще раз (читаю).

Мы не только видим, но и слышим редкие звуки осенней природы. Какие звуки помогают нам это услышать?

(Ш, щ, ж)

-Это шипящие согласные. Вспомните, пожалуйста, как называется этот прием?

(Это аллитерация- один из видов звукописи, повторение одинаковых или близких по звучанию согласных звуков.)

-Этот прием помогает автору создать определенный образ. Природа замерла в ожидании тишины, что даже слышен падающий желудь, шуршащий лист.

Автор текста смог донести до нас свои чувства. Но у мастеров слова мы учимся не только грамотно говорить, но и писать. Помните, что на родном языке мы должны говорить, писать грамотно.

- В этом тексте встретились разные орфограммы. Я вам прочитаю слова из текста, а вы подумайте, какая орфограмма объединяет их: ненастье, непогода, невзрачный, необычная.

(Не с существительными и прилагательными).


- Объясните их написание.

(Ненастье, невзрачный пишутся вместе, т.к. не употребляются без не.

Непогода- синоним плохая погода,

необычная- удивительная)

3. Слово учителя

- Ребята, мы продолжаем с вами говорить о ССП. Напомните, пожалуйста, какие предложения называются ССП?

- Тема нашего сегодняшнего урока - Смысловые отношения между частями ССП. Способы их выражения.

Запишите ее в тетрадь.

      Союзы в сложносочинённом предложении, выражая связь между простыми предложениями, не входят ни в одно из них, а располагаются между ними. Поэтому при перестановке простых предложений (если она возможна) союз остаётся между предложениями.

    Наличие сочинительного союза и смысловое равноправие простых предложений – два основных грамматических признака сложносочинённого предложения.

4.Анализ предложений.


- Прочитайте еще раз наш текст, найдите в нем ССП, выделите в них грамматические основы, укажите средства связи и попробуйте определить смысловые отношения между их частями.

( Выглянет солнышко из-за тучи, немного погреет, и превратится иней в капельки воды.- Союз И выражает последовательность действий.

Только иногда нарушает ее падающий желудь с прибрежных дубов да негромко прошуршит лист, сорванный ветром.- Союз ДА выражает одновременность действий.)

- Вспомните, пожалуйста, к какой группе сочинительных союзов относятся союзы И, ДА?

(Союзы И, ДА относятся к соединительным союзам.)

- А еще какие знаете группы сочинительных союзов?

(Противительные, разделительные)

(На доске открываются записи:

Соединительные союзы: и, да (= и), ни…ни, тоже, также.

Противительные союзы: а, но, да (=но), однако, зато, же, не только…но и.

Разделительные союзы: то…то, или, либо, не то… не то, то ли…то ли).

- Ребята, у вас на партах лежат листочки, переверните их и положите перед собой. Вместе мы заполним третью колонку «смысловые отношения». Дома вы запишите в 4 колонку свои примеры ССП с разными сочинительными союзами и вклеите эту памятку в тетрадь для подготовки к ОГЭ.

    - Итак, соединительные союзы выражают одновременность происходящих событий и их последовательность. Запишем это в 3колонку напротив соединительных союзов.

-Запишите предложения, выделите в них грамматические основы, определите средства связи между частями ССП и смысловые отношения между ними.

Березы еще густо зеленели, но у черных, словно обгорелых корней, на мху и траве уже лежали первые осыпавшиеся листочки.

(В этом предложении одно явление противопоставляется другому. Эти отношения выражаются союзом но.)

Еще вчера припекало, а сегодня с утра подул ветер.

((В этом предложении одно явление противопоставляется другому. Эти отношения выражаются союзом а.)

- Итак, употребление противительных союзов указывает на противопоставление событий, на их различие или несоответствие. Запишем это в памятку напротив противительных союзов.

-Запишите еще предложения, выделите в них грамматические основы, определите средства связи между частями ССП и смысловые отношения между ними.

То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь.

(В этом предложении события чередуются. Это помогает нам определить союз то…то.)

Или солнышко светит, или дождик идет.

(В этом предложении выражаются отношения взаимоисключения. Это помогает нам определить союз или…или.)

-Запишем в нашу памятку напротив разделительных союзов: в предложениях с разделительными союзами выражаются отношения взаимоисключения или чередования.

5.Работа с учебником.

- Откроем учебник на странице 37, посмотрим , правильно ли мы определили средства связи между частями ССП и смысловые отношения между ними. Читаем самостоятельно параграф 12.

- Все ли мы отметили?

6.Творческая работа.

- Большаков с любовью описал озеро Святое. Наверное, у каждого из вас есть уголок природы, где нравится проводить время. Я предлагаю вам написать сочинение-миниатюру «Милый сердцу уголок осенью…». В работе постарайтесь использовать по возможности ССП . Не забудьте о композиции сочинения: вступлении, основной части, заключении.

(Учащиеся работают 7-8 минут, читают свои работы).

7.Задание на дом.

- Я думаю, что дома вы доработаете свои сочинения и не забудете, что нужно в совершенстве знать родной язык, язык, на котором мы говорим, пишем, думаем. Я надеюсь, что вы удивите и меня, и одноклассников своими творческими работами. А также не забудьте вписать свои примеры ССП в нашу памятку.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.Способы их выражения.

Автор: Карташова Марина Александровна

Дата: 03.05.2017

Номер свидетельства: 413036


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства